Разработка урока по географии "Животный мир как компонент природы"/География родного края/Киренский район
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок предазначен для реализации регионального компонента (Иркутская область, Киренский район) на уроке географии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Киренского муниципального района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Киренска»
666702, Иркутская область, г. Киренск, ул. Репина стр.4
тел 8 (395 68) 3-21-70, e-mail: sch3@38kir.ru
Информационная карта для предоставления материалов
Калмыкова Евгения Михайловна, учитель географии,
Наименование разработки | Методическая разработка урока |
Номинация | Сохраним природное наследие |
Класс/ курс/ возраст | 8 класс, 14-15 лет |
Предметная область | География родного края (География Иркутской области) |
Урок/ внеурочная деятельность/проект/ серия занятий | урок |
Тема урока | Животный мир как компонент природы |
Используемая методика | Изучение карт атласа, работа с информационными источниками, Частично-поисковый метод Исследовательский метод |
Образовательная технология | Технология формирования приемов учебной работы |
Виды деятельности обучающихся | Логико-структурный анализ карт Поиск объяснения карт и иллюстраций, Моделирование текста на контурную карту, Подготовка аргументов, сравнение результатов деятельности с собственным опытом. |
Планируемые результаты | Опираясь на знания истории родного края, на значимость природного наследия Киренского района и Иркутской области в целом, показать значимость сохранения биоразнообразия природы. |
Результаты апробации | Результатом работы стало накопление знаний обучающихся о природе родного края. Умение ориентироваться при встречи с диким животным. Прогнозирование последствий неправильного поведения человека при данной встречи поведения человека |
Тема урока: Животный мир как компонент природы
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Расширить представление обучающихся значимости животного мира как компонента природы, через формирования представления о взаимодействие человека и природы и влияние антропогенного фактора.
УУД:
Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность. Соотносить поступки и поведение с нормами общества.
Познавательные: выявление особенностей животного мира области и район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации.
Регулятивные: определить цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий, основываясь на собственные и полученные знания; корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок.
Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека.
Организационная структура урока | |||
Этап урока | Деятельнось учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Этап. 1 Организационный момент | (Создает эмоциональный настрой) Здравствуйте ребята, Сегодня мы погрузимся в мир природы нашего района. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют принадлежности к уроку | Личностные. Мотивация к обучению и познавательной деятельности. Регулятивные: корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок. Коммуникативные:уметь слушать выступающего |
Этап 2. Актуализация опорных знаний | Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.А. Евтушенко Так говорил о взаимодействии природы и человека один из советских поэтов. Можете ли вы привести примеры взаимодействия природы и человека на личном опыте. (из СМИ) | Приводят примеры из личной жизни, о взаимодействии человека с природой | Личностные результаты:оценивать ситуации из жизни. Познавательные: Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации. Регулятивные: выстраивать цепочки необходимых действий Коммуникативные: сформулировать собственные суждения. |
Этап 3 . Создание проблемной ситуации | Работа в парах:Вашему вниманию предлагается герб Киренского района, с описанием и обоснованием(Приложение1) Ваша задача: определить, какими аспектами руководствовались авторы герба, один из нах Александр Кузаков, основатель школы искусств киренского района. Согласны ли вы с авторами герба? | Рассматривают герб Киренского района, его описанием. Знакомятся обоснованием символики герба Авторы выделяют на гербе: слияние р.Лены и р.Киренги, зеленым цветом показывают значимость тайги для района, а соболь на гербе символизирует природное богатство и разнообразие. | Личностные результаты:анализируют информацию Регулятивные:определять необходимый вид деятельности Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека. |
Этап 4. Целеполагание | Тема урока: Животный мир как компонент природы. Зная тему урока и значимость природы для Киренского района, предлагаю определить проблему темы урока, цель, и задачи. | Постановка проблемы Определение цели: Определить значимость животного мира природы для Киренского района и Иркутской области, в целом | Личностные результаты:определяют свою позицию Регулятивные: определить цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий. Коммуникативные: сформулировать собственные суждени. |
Этап 5. Первичное овладение знаниями | Богат и разнообразен дикий животный мир нашей области. Он тесно связан с не менее разнообразной окружающей средой, которая является местом его обитания, определяет видовой состав животных, их численность, распространение, образ жизни, окраску. О богатстве Сибирской тайги можно говорить бесконечно. Самостоятельная работа. А конкретнее вы познакомитесь с животным миром Киренского района, изучив карту атласа на стр.28«Зоогеография». Задание: Определить природные комплексы Иркутской области. Обозначить к какому из пяти природных комплексов относится тайга Киренского района. Выделить животных леса распространенных в нашем районе. Приготовить дополнительный материал об одном их животных района (работа с учебником, стр.84-92, с дополнительными источниками информации в). | Работают с картой атласа. (определяют природные клмплексы Иркутской области, Выделяют южнотаёжный природный комплекс, на котором расположена территория Киренского района) Зачитывают информацию выбранную из учебника | Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность. Соотносить поступки и поведение с нормами общества. Познавательные: выявление особенностей животного мира области и район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации. Регулятивные: корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок. Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека. |
Этап 6. Первичное закрепление | Проверка самостоятельной работы: Вызывает обучающихся к доске, для демонстрации полученного опыта | Обучающиеся выходят к физической карте «Иркутская область», показывают расположение Киренского района, дают информационную справку об одном из животных района. | Личностные результаты: Познавательные: выявление особенностей животного мира области и район; Выделять демонстрируют умение работать у карты |
Этап 7. Закрепление | Всем известно, что из-за антропогенного воздействия, стихийных бедствий, численность биологического разнообразия может сокращаться. Для сохранения природы создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Официально на территории Иркутской области существуют Байкало-Ленский заповедник, Витимский заповедник, Прибайкальский национальный парк. Их деятельность регламентируется Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Площадь особо охраняемых территорий области - 2340,6 тыс. га, что составляет 3,1% от площади области Практическая работа в контурных картах: на стр.6 Задание: Отметить границы ООПТ (карты атласа Иркутской области ). Подписать из названия. Показать на карте. Беседа: Достаточно ли человеку для сохранения биоразнообразия контролировать ООПТ? Выполнения закона об ООПТ контролируется федеральными органами. Контролируется ли охрана тайги, как природного наследия, в целом? Конечно, да. Деятельность на территории лесов России контролируется Лесным кодексом РФ. Решение ситуаций из жизни: Попробуем решить конкретные ситуации, возникающие натерриторий не только нашего района, но и области: Медведи выходят в населенные пункты, на федеральные трассы. Это представляет опасность как для человека, так и для животного. Что делать? Кто виноват? Лось вышел на дорогу. Что делать? На даче появились белки и бурундуки из леса. Можно ли их подкармливать и гладить? Приходились ли вам встречи с дикими животными? Какие действия вы предпринимали? | Записывают ООПТ Иркутской области в тетрадь. Записывают нормативные документы, регламентирующие деятельность на ООПТ Выполняют практическую работу в контурных картах. Выполняют показ ООПТ на карте Высказывают мнения (доводы) по поставленному вопросу Записывают в тетрадь следующий закон : Лесной кодекс РФ Решают проблемную ситуацию: (если животное вышло в населенный пункт, необходимо позвонить в службу 112, но не в коем случае не пытаться найти контакт с животным.На дорогах запрещается кормить животных, в том числе устраивать свалки, так как животные специально выходят покормиться,) Решают проблемную ситуацию: Лось- очень осторожное животное, просто так на дорогу не выйдет. Места его перехода обозначаются автомобильными знаками, указывающими на опасность. Необходимо приостановиться, не пугая животного и дать ему пройти. Решают проблемную ситуацию: Животные могут переносить различные инфекции, поэтому контакт с ними запрещен. Кормить обычной едой их не следует, т.к. они могут погибнуть из-за непривычной им пищи Приводят примеры из жизни. И возможные варианты решения проблемы. | Личностные результаты: оценивать ситуации из жизни, собственную деятельность. Соотносить поступки и поведение с нормами общества. Познавательные: выявление особенностей животного мира области и район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Выделять существенные признаки, необходимую информацию, определять необходимые источники информации. Регулятивные: корректировать деятельность с учётом допущенных ошибок. Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека. |
Этап 8. Рефлексия | Предлагаю вспомнить тему, цель и задачи урока. Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Хотелось бы закончить урок словами БернгардаГржимек. Дикие животные – это бесценное богатство и украшение нашей планеты Всего доброго. | Формулируют свой конечный результат работы. | Личностные: самооценка результатов деятельности Познавательные: выявление особенностей животного мира области и район; установление причинно-следственных связей при решение конкретных ситуаций. Регулятивные: определить достигнута ли цель деятельности, выстраивать цепочки необходимых действий Коммуникативные: сформулировать собственные суждения.формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека. |
Домашнее задание | Приготовить сообщение о действиях человека, при встрече с диким животным в лесу (на даче) Подведение итогов урока: Дайте оценку животного мира юнотаёжного природного комплекса, в котором находится территория Киренского района. Охарактеризует разнообразие животного мира района и области, его значимость для жителей района области. | Записывают домашнее задание | Регулятивные: оценивать поставленную задачу Коммуникативные: сформулировать собственные суждения; оформление высказываний у доски в соответствии географического языка; формулировка аргументов и контраргументов; различать позиции другого человека. |
Приложение1.
ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КИРЕНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" | ||||
Описание герба «В зеленом поле поверх серебряного опрокинутого вилообразного креста - золотой судовой штурвал, обремененный лазоревой звездой о четырех больших и четырех малых лучах и сопровождаемый во главе обернувшимся черным соболем». | ||||
Герб Киренского района, в соответствии с Законом Иркутской области от 16.07.1997г. № 30-оз "О гербе и флаге Иркутской области" может воспроизводиться в двух равнозначных версиях: - без вольной части; - с вольной частью - четырехугольником, примыкающим к верхнему правому1 краю щита с воспроизведёнными в нем фигурами Иркутской области. Герб Киренского района может воспроизводиться без короны и со статусной территориальной короной. Версия герба со статусной территориальной короной применяется после принятия Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации соответствующего порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон. Обоснование символики герба Киренского района. | ||||
История Киренского района и его центра города Киренска неразрывно связана с освоением Сибири и Дальнего Востока. Через эти земли проходили на восток и север такие знаменитые первопроходцы и исследователи Сибири и Севера как Ерофей Хабаров, Иван Черский, Владимир Обручев и многие другие. Все это на гербе района символически отражено звездой "Розой ветров". Символика этой звезды многозначна: - символ открытия новых земель, романтики путешествий; - символ надежды, устремленности в будущее; - символ настойчивости в достижении цели. Эта символика усиливается еще одним элементом герба - штурвалом, символом дальних дорог, символом мужества, упорства, отваги. Зеленое поле щита символизирует многочисленные леса, раскинувшиеся на территории района и обеспечивающие работой многих жителей таежного края. Черный соболь символизирует не только богатую фауну тайги. Как писал дореволюционный исследователь Сибири и Дальнего Востока Н.Г. Матюнин "Соболь в истории покорения Сибири должен занять первое место...Как в Америке золото, так здесь соболь порождает ужасающие страсти и тянет казачьи отряды все дальше и дальше вглубь страны". С момента покорения Сибири первыми русскими землепроходцами соболь отождествлялся не только с данью, которую платили местные народы, но и с самой Сибирью, с её природными богатствами, охотой на пушного зверя, непроходимой тайгой. Серебряный вилообразный крест символически отражает: -впадение реки Киренга в Лену, на пересечении которых и расположен центр Киренского района; -транспортные магистрали, проходящие по территории района: водные, автомобильные и воздушные; -лесные просеки, пересекающие зеленые массивы сибирской тайги. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду. Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Золото - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность. | ||||
Авторская группа: | ||||
идея герба: Александр Кузаков (Киренский район); Константин Моченов (Химки);художник и компьютерная графика: Галина Русанова (Москва); обоснование символики: Вячеслав Мишин (Химки). | ||||
Утвержден решением Киренской районной Думы от 25.07.2007 № 43/4 Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 3707 1- Расположение фигур "в правой части, на правом крае" - геральдический термин, то есть слева от зрителя, и, наоборот, "в левой части, на левом крае " - это справа от зрителя | ||||
Информационный источник: Союз геральдистов. России.Киренский район
Список информационных источников
1. География Иркутской области: Учебное пособие/Н.А. Ипполитова, С.Н. Коваленко, Г.Ф. Орёл и др. – Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочаловы СО РАН, 2013.- 233 с.
2. География Иркутской области: Учебное пособие для средней школы/ В.М Бояркин, И.В. Бояркин – Иркутск: ИД «Сарма», 2013. – 256с.
3. Географический атлас «Иркутск и Иркутская область»: учебно-справочное картографическое пособие – Иркутск: ФГПУ «ВостСиб АГП», 2015. – 48с.
4. Союз геральдистов России. [электронный ресурс]:Герб Киренского района. Режим доступа: URL:http://www.heraldik.ru/gerbs/kirenskiyregion.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"
Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...
Разработка урока англ. яз. по региональному компоненту
Разработка урока в 7классе о проблемах окружающей среды Кемеровской области.В разработке использованы различные технологии, методы и современные средства обучения....

Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"
Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "
Изучение географического положения и природы Австралии....

разработка урока ИЗО во 2 классе «Изображение природы в разных состояниях». «Ковка. Искусство родного края».
Урок изобразительного искусства по программе Б.Неменского "Изображение природы в разных состояниях". На уроке дети знакомятся с декоративно- прикладным творчеством малой родины. На уроке используется ...

Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....


