разработка урока ИЗО во 2 классе «Изображение природы в разных состояниях». «Ковка. Искусство родного края».
презентация к уроку (изобразительное искусство) по теме

Наталья Дмитриевна Пальмова

Урок изобразительного искусства по программе Б.Неменского "Изображение природы в разных состояниях". На уроке дети знакомятся с декоративно- прикладным творчеством малой родины. На уроке используется мультимедийная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kovka.doc60 КБ
Office presentation icon kovka.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Пальмова Наталья Дмитриевна

Учитель ИЗО и черчения

 урок по ИЗО во 2 классе

МОУ гимназия № 2

г. Новороссийска

Тема: «Изображение природы в разных состояниях».

 «Ковка. Искусство родного края».

Цель:

  • познакомить учащихся с ДПИ родного края на примере изучения кузнечного ремесла, развивая у детей внимание к различным состояниям природы, умение передавать с помощью объёмных линий эти состояния.

Задачи:

  • обучение различным видам деятельности на уроке ИЗО (лепка из пластилина);
  • формирование эстетических вкусов;
  • развитие ассоциативно-образного мышления, творческой и познавательной активности;
  • имитация  подсвечника из пластилина в виде цветка розы;
  • восприятие и оценка произведений искусства;

Форма урока – творческая мастерская.

Методы: рассказ, демонстрация, практическая работа.

Оборудование:
Зрительный ряд:

  • презентация;
  • таблица «Орнамент», « Виды ковки из металла»;
  • плакаты с рисунками подсвечников ;
  • образец подсвечника кованая роза;
  • отрывки из фильма о  работе кузнеца из  г. Новороссийска Щербачёва Владимира

Музыкальный  ряд: 

  • фрагмент песен народного коллектива Кубани ансамбль «Забава».

ТСО:

  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • магнитофон.

Словарь терминов:

  • Имитация
  • Канделябр
  • Волюта
  • Завиток

Материал:

  • пластилиновые бруски;
  • стеки;
  • вода в емкостях;
  • Салфетки.

Ход урока

  1. Организация класса.

Звучит песня Народного коллектива Кубани «Забава».

  1. Вводная беседа.

Учитель:  Доброе утро, ребята! Сегодня у нас с вами путешествие в гости к мастеру кузнечного ремесла. А вы,  знаете кто такой кузнец?  

Предполагаемые ответы учеников ( человек работающий с металлом, мастер изготавливающий предметы из металла – оружие , решётки, ограды, фонари ,мебель).

Учитель :  Вы правы. Посмотрите, как эти изделия выглядят.

Просмотр  слайда №2

  1. Новый материал. Слайд №3

Исторически так сложилось, что основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, каменщики, резчики по дереву и кости, оружейники. Всем известны кружевные или вышитые узоры, резьба по дереву или чеканка, но мало кто знает ,что узоры могут создаваться тяжёлым кузнечным молотом.

Вид искусства, с которым мы сегодня познакомимся, называется декоративно – прикладное искусство и помогут нам в этом мастера Изображения и Украшения. Это искусство появилось в далёкой древности, как только человек обнаружил кусочки мягкого металла - золото, медь. Человек видоизменял металл с помощью ударов камнем .  И случайно  увидел , как кусочек руды  плавится в костре и попробовал его видоизменить. Так появилась холодная и горячая  ковка.

С развитием ремёсел появилось кузнечное ремесло. Кузнецы ковали мечи, щиты, подковы, украшения. В славянских письменах сохранились сведения о божественных кузнецах, самым древним из которых был Сварог- бог – кузнец, изобретатель металлов, покровитель семьи и ремесла. На смену древнему богу вместе с христианством пришли святые Кузьма и Демьян. Они вошли в русскую мифологию как покровители всех кузнецов, семьи и брака, изобретатели первого плуга.

У нас на Кубани это ремесло появилось с появлением казаков. Каждый шестой умел работать с металлом. Казаки очень любили украшать свои дома коваными крылечками .

А какие предметы быта, сделанные из металла, использовали люди в давние времена , а также используют в настоящее время?

Предполагаемый ответ учеников : кочерга , ухват, подсвечник.

Учитель:  

- Как подсвечник может выглядеть? Посмотрите на демонстрационные плакаты.

 - Посмотрите  на различные виды подсвечников , а не напоминают ли они вам растения?

-  Можно ли сказать, что природа изображена в металле? Слайд № 4

Учитель демонстрирует живую розу и  роз, выкованную из металла кузнецом.

( презентация) Слайд №5

- Какой характер у этого  живого цветка? ( спокойный, гордый, с колючками агрессивный, вьющийся – хитрый.)  

- Эту розу выковал наш земляк Щербачёв Владимир  мастер – кузнец, живёт в г. Новороссийске .Слайд № 6-8

Живёт в нашем городе мастер – кузнец.

Художник от Бога большой молодец,

Скуёт он подсвечник, решётку, цветы,

Его все работы поют от души.

Поэтому эти произведения мы можем назвать музыкой , застывшей в металле.

  1. Просмотр видеофильма.

В фильме показана поэтапная  работа кузнеца в мастерской. В ходе просмотра фильма учитель комментирует новые слова,   название инструментов: наковальня, клещи, меха.

  1. Практическая работа:

А теперь приступим  к созданию своего изделия  в виде подсвечника -  цветка.

Учитель : Цветок – это часть природы?

Ученики: Да. Он  украшает нашу жизнь своей красотой. Цветок приносит пользу, давая нектар насекомым.

Учитель: А художники - это  кто?

Ученики:  Это люди ,которые наблюдают за природой и создают свои произведения искусства, близкие к природным.

Учитель:

Наш подсвечник мы будем делать из пластилина в форме цветка . Но цветок  будет не настоящий , поэтому такое изображение называется имитацией. Слайд №9

 Если подсвечник предназначен для двух или более свечей ,он называется канделябр. Слайд №10

 Украшения  на канделябрах называются : валюта и завиток. Слайд №9

Учитель:  У вас на столах лежат пластилиновые брусочки, с которыми вы будете работать. Поэтому вспомните, какие правила работы с пластилином вы знаете?

 Ученики: Чтобы правильно выполнить изделие  в технике « лепка из пластилина», необходимо соблюдать правила работы:

  • Разогреть руки, чтобы передать тепло пластилину.
  •  Смочить водой руки;
  • После работы протереть  руки сухой салфеткой.

Учитель : Физкультминутка, которую мы проведём стоя , поможет нам подготовить руки для работы.  

Мы подбросим в печь угля,

А кузнец поддаст огня.

Ты гори наш уголёк,

Нагревайся весь пруток.

Наковальня нам нужна,

Чтоб класть прут и сгоряча.

Придать форму, сделать лист,

Ну, металл, теперь держись!

Мастер ковки не кричит,

Молот в кузнеце стучит!

Учитель:

-Теперь начинаем работу.

-Руки согрелись, разогреваем пластилин.

Показ техники изготовления цветка . Слайд №11

 Лист рельефно украшаем с помощью стеки.

Каждый ученик  сам придумывает подставку и придаёт  характер цветку- подсвечнику.        

    1. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка. Выставка работ.

Результат решения выполненного задания отмечается  с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности.

2. Итог урока .

- На Кубани в 2000г. Создали Союз дизайнеров по металлу Н. Брюховецким. В Союз входят мастера художественной ковки из города Геленджика П.Галонов, И.Овчаренко, г. Краснодара  А.Рыбаков,г. Новороссийска В.Щербачёв.

- А наш с вами союз как назовём?

Ученики: Союз юных дизайнеров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок ИЗО и художественный труд во 2 классе по теме : «Изображение природы в разных состояниях». Урок : «Ковка. Искусство родного края». Учитель ИЗО и черчения Пальмова Н.Д. СШ № 2

Слайд 3

Из истории развития общества известно, что деятельность человека неразрывно была связана с трудом: он охотился . строил жилище , шил из шкур одежды , изготовлял орудия охоты и труда. Одним из наиболее ранних ремёсел было изготовление каменных изделий- наконечников для стрел и копий , лезвий ножей. Однажды , обрабатывая камень ,наш предок столкнулся с явлением: камень не кололся ,а менял под действием ударов свою форму. Это был не камень ,а кусок самородного металла. Десять тысяч лет до нашей эры люди начали обрабатывать металлы в холодном состоянии при помощи ударов. Так появились первые кузнецы.

Слайд 9

Имитация Канделябр Волюта Завиток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

2 класс 18 урок "Изображение природы в разных состояниях"

Методическая разработка урока урока ИЗО во 2 классе по программе Б.М. Неменского по теме "Изображение природы в разных состояниях"...

Разработка урока для 5 класса "Сложение дробей с разными знаменателями"

Урок открытия новых знаний Урок разработан с условием требований ФГОС, файл содержит конспект урока и презентацию к уроку....

Разработка урока ИЗО 6 класс «Изображение дракона в культуре Востока. Украшение халата императора».

«Изображение дракона в культуре востока. Украшение халата императора»....

Разработка урока немецкого языка «Любить малую Родину значит знать».Виртуальное путешествие по родному краю.

«Любить Родину значит знать». Урок - путешествие по родному краю.Цель - развитие патриотизма на уроках иностранного языка.На уроке использована технология смешанного обучения («Смена рабочих зон»). Ин...

Конспект урока по ИЗО во 2 классе "Изображение природы в разных состояниях в технике "по-сырому""

УМК "Школа России", программа Б.М. Неменского.Практическое задание - выполнить рисунок моря в технике "по-сырому"...

Методическая разработка урока, география 8 класс, Охрана природы и ООПТ

Открытый урок "Охрана природы и ООПТ России". Урок включает в себя лекционную часть учителя с конспектированием детей, практическую часть для учащихся с работой по поиску информации, защитой...