Конспект урока по ИЗО во 2 классе "Изображение природы в разных состояниях в технике "по-сырому""
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Селькова Татьяна Михайловна

УМК "Школа России", программа Б.М. Неменского.
Практическое задание - выполнить рисунок моря в технике "по-сырому"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс 2

УМК, программа – «Школа России»

Предмет – Изобразительное искусство.

(Учебник: Изобразительное искусство.2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. /И.Е.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского.  – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.)

Учитель изобразительного искусства – Селькова Татьяна Михайловна

Тема - «Изображение природы в разных состояниях в технике «по-сырому». Состояние моря»

Цель урока: учить рисовать море в различных состояниях

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах искусства пейзажа;

- определить понятие о «теплых» и «холодных» цветов; «мориниста»

-формировать умение составлять теплые и холодные оттенки;

-показать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением;

-формировать познавательный интерес

Развивающие. Развивать:

- навык смешения красок;

-умение использовать в своей изобразительной деятельности выразительные возможности художественных материалов (краски);

-фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;

- умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища по заданным критериям;

-эмоциональную сферу, художественно-образное, творческое мышление детей, наблюдательность, художественный вкус.

 - развивать технику рисования «по сырому»

-развивать изобразительные навыки образного представления.

Воспитательные. Воспитывать:

 - чувства прекрасного в природе через живопись, поэзию, музыку;

- умение видеть красоту природы в различных состояниях и выражать свои эмоции;

- у учащихся чувство наслаждения от созерцания красоты цвета;

-аккуратность, самостоятельность.

Планируемые результаты. Научатся:

Личностные:

  • осознавать значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «природа», «красота»;
  • способности к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся;
  • иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
  • этическим нормам (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия;
  • соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения задания.
  • навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности

Предметные:

  • приобретут практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • овладеют художественным (эстетическим) вкусом;
  • овладеют художественным вкусом, воображением, фантазией;
  • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
  • самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
  • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
  • применять  освоенные  знания  и  практические  умения; использовать инструменты при рисовании;
  • осуществлять анализ природы и умение творчески преображать море;
  • работать с кистью и акварелью при рисовании;
  • работать в технике «по сырому»

Здоровьесберегающая:

•        создать условия для сохранения и сбережения здоровья обучающихся на уроке.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • формулировать цель деятельности на уроке и учебную проблему;
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • выполнять упражнения для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • работать по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения операций;
  • определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Познавательные УУД:

  • творческому видению с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
  • слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
  • слушать и слышать учителя и одноклассников совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • выполнять предлагаемые задания индивидуально, в паре.

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • технологии фронтальной, групповой и индивидуальной работы
  • здоровьесберегающие технологии
  • практической деятельности
  • деятельностного мышления
  • частично – поисковой деятельности
  • IV. Методы обучения:
  • Словесные методы: рассказ, объяснение, инструктаж.
  • Практические методы: дидактическая игра, «мозговой штурм», анализ репродукции картин; каллиграфическое написание.
  • Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений; репродукция картин, сказка
  • Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, самостоятельная работа изобразительной деятельности, выполнение практического задания
  • Логические методы: анализ и обобщение, метод разрешения проблемной ситуации.
  • Методы поощрения
  • Методы контроля

V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа

VI. Оборудование:

  • Для учителя –  мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись, колонки
  • Для обучающихся – альбом для рисования, акварель, стакан с водой, кисти, салфетки, палитра.

VIII. Тип урока: урок – эвристическая беседа

ХОД УРОКА

Этап урока

Результаты

Деятельность учителя (вопросы, задания)

Деятельность учащихся (способы)

Организацион-ный момент

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Доброе утро, ребята.

Начинается урок, (Слайд 1)

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать -

Только лишь отметку «пять»!.

Готовят рабочее место.

Слушают учителя и повторяют фразы за ним

Актуализация имеющихся знаний и опыта

Подготовка к усвоению нового

- Давайте вспомним, чему мы научились в 1 и 2 четверти на уроках изобразительного искусства?

Я вам буду задавать вопросы, вы отвечаете

(Мозговой штурм)

-В первой четверти мы работали по теме?(«Чем и как работают художники»)

-Узнали три основных цвета красок? (желтый, красный, синий)

-Узнали составные цвета? (зеленый, оранжевый….)

-Узнали холодные цвета? (синий, голубой, фиолетовый…)

-Узнали теплые цвета? (красный, оранжевый….)

-Теплые цвета зрительно?

(приближают изображение)

- Холодные цвета зрительно? (отдаляют изображение)

-Громкие яркие  цвета?

 (это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

-Узнали три особые краски? (белая, серая, черная)

-Если смешать белую краску с любым цветом?(то он становится нежным, светлым, воздушным)

- Если смешать черную краску с любым цветом? (то он становится тяжелым, мрачным)

-Серая краска  при смешивании с другим цветом? (гасят цветы, делают их тихими, тусклыми)

-Тема второй четверти была? («Реальность и фантазия»)

-Узнали, что Мастер Изображения не только рисует? (то,  что видит, но и то, что подсказывает ему фантазия).

А теперь давайте вспомним, что рисовали мы на прошлом уроке?

(Лицо человека)

Что мы выражали в лице? (Его настроение)

Какое лицо?

(Доброе)

Каким образом?

(Мимикой, жестам, цветом красок) (Слад 2 )

А как вы думаете, есть ли настроение у животных?

(Слайд 3)

Как изменяется настроение у животных?

Расскажите, опираясь на свои наблюдения.

Ребята, если настроение есть у людей и у животных, может ли оно быть у природы?

Посмотрите на репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника – мариниста

(Слайд 4)

- Ребята, а вы знаете, кого называют маринистами?

- Маринист - это художник, изображающий морские виды, жизнь моря.

-Перед нами репродукция картины И.К. Айвазовского «Гроза»

(слайд 5)

-Что мы видим?

-Какое состояние природы описал художник в своей картине?

(Ответы детей)

-Перед нами репродукция картины И.К. Айвазовского «Восход солнца у берегов Ялты»

(Слайд 6)

-Что мы видим?

-Какое состояние природы описал художник в своей картине?

(Ответы детей)

Как ещё можно изобразить грозу? С помощью каких средств? (линий, мазка, точек, штрихов). Давайте попробуем изобразить дождь во время грозы. Я покажу свой вариант, вы попробуйте повторить. На краю парты лежат листы. Возьмите их перед собой. Будем работать без предварительного рисунка. Повторяем за мной. Мокните кисть сначала в воду, потом в краску. Какой цвет выберем? (синий, фиолетовый, голубой, серый, чёрный, белый…) отступите от верхнего края листа примерно на 2 пальчика. Выполняем удлинённые штрихи, сверху вниз под наклоном, смотрим, чтобы расстояние между линиями было небольшое. Выполняем до конца края листа. Если краска на кисти закончилась, можно набрать другой цвет или смешать на палитре нужный оттенок. Работаем. Кто покажет свой дождь во время грозы? Какой он у вас? (порывистый, спокойный, быстрый, сильный, неспокойный…)

Игра на внимание

Посмотрите внимательно на эти картины, найдите лишнюю, объясните

почему она лишняя?

(Слад 7)

(Картины природы, времен года, а лишняя море).

Молодцы.

Как вы думаете, что мы будем рисовать? Исходя из этой игры на внимание? (Море)

Слушают учителя

Усваивают информацию, отвечают на вопросы,

Рассуждают, выдвигают предположения, высказывают свою точку зрения

Постановка цели урока. Определение темы. Планирование

Выход на тему, выдвижение гипотез, определение цели урока и составление плана деятельности на уроке

Догадались о теме нашего урока

«Состояние моря»

Правильно, тема урока

«Изображение природы в разных состояниях. Состояние моря»

(Слайд 8)

А давайте с вами вспомним какое море бывает цветом

(Белое море, Чёрное море, Красное море, Жёлтое море)

Верно. Молодцы

 А теперь найдите и прочитайте, как называется тема всей третьей четверти (учебник с. 87) Ученики находят ответ на вопрос и по желанию читают вслух: «О чем говорит искусство»                                                                                                                                                                          Что же мы узнаем на уроках в третьей четверти? (Ученики находят ответ на вопрос и по желанию читают вслух)

Формулируют тему урока,

Выполняют задания

Изучение нового материала

Выделение существенных признаков нового знания (правила, явления, способа действия, вычислительного приема, вида задачи…).

Построение нового способа действия.

Давайте посмотрим

фрагмент сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(фрагмент, где спокойное море и бурное)

- Вы просмотрели фрагмент сказки, а теперь ответьте мне на вопросы.

- Как изображено море?(Слайд 9) Какое оно? (в первой части спокойное, во второй части бурное).

-Какие цвета использовались при изображении спокойного моря? (Синий, голубой цвет).

А как изображено бурное море? Какие цвета (слайд 10) использовались? (Коричневый, синий, фиолетовый)

Так есть ли у моря настроение? (настроение у моря есть, море слегка разыгралось, помутилось синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, на море черная буря)

Сегодня наша с вами задача изобразить природу в различных её состояниях.

 Как вы думаете, какое море мы будем рисовать? (Спокойное и бурное).

Смотрят сказку. Отвечают на вопросы

Рассуждают, выдвигают предположения, высказывают свою точку зрения

Физминутка

Но перед тем как перейти к творчеству, мы немного отдохнём.  

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу — всем выполнять.

Руки кверху поднимите,

Все вдохните — выдохните,

Наклонитесь — разогнитесь,

Выпрямитесь — улыбнитесь,

На «раз-два» — быстро присядьте,

«Три-четыре» — снова встаньте.

Влево, вправо наклонитесь

И еще раз потянитесь.

Все, за парты мы садимся,

И к работе возвратимся.

(Слайд 11)

Выполняют задание

Первичная проверка материала

Составление алгоритма действия по новому правилу

Давайте, прежде чем приступить к рисованию моря, мы немного потренируемся.

Сделаем заливку неба.

Но сначала повторим правила работы с красками и кистью (слайд 12)

Работу выполнять за столом.

Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.

В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.

При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.

. По окончании работы привести в порядок рабочее место.

Тщательно вымыть руки с мылом.

Используй кисть по назначению:

Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.

Не сжимай кисть сильно.

Аккуратно набирай краску на кисточку.

Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.

Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.

По окончании работы промой кисть в воде.

«Заливка»

Залейте лист бумаги по очереди красным, желтым, синим цветами.

Поменяйтесь работами и оцените друг друга

Усваивают правила

Выполняют задание по заданным критериям

осуществляют взаимооценку

Закрепление материала

Составление алгоритма действий по новому правилу (знанию)

А сейчас выберете себе вариант рисования моря, основываясь на своем настроении или желании: бурное или спокойное, и соответствующие ему цвета.

Приступайте к работе, я желаю вам удачи, вдохновит вас на творчество композиция «Времена года. Зима» Чайковского

(Далее ребята выполняют работу самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Акцентируется внимание на правильное держание кисти и техники ее рисования)

А теперь давайте с вами сделаем выставку ваших работ и оценим их

Усваивают информацию, правила

Применяют правило, алгоритм действия.

Взаимооценка

Оценка выполнения задания

Самооценка и оценка работы

Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших.

Оцените свои знания, дополнив фразы:

Я сегодня на уроке сделал открытие…(изображая природу, художники всегда выражают свое настроение)

Мне понравились творческие работы учеников, потому что….

Я доволен своей работай на уроке, потому  что …..

(слайд 13)

Высказывают свое мнение.

Самооценка

Рефлексия.

Самоанализ по обобщению знаний и качества сформированных умений учащегося

- Чему учились на уроке?

-С творчеством какого художника вы познакомились?

Легко ли вам было рисовать море?

- В чем испытали затруднения?

Понравился ли вам урок?

Оцените свое настроение по картинам «Пейзаж». (Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению)

(Слайд 14)

Анализируют свою деятельность, возникшие трудности. Ранжируют свое эмоциональное состояние на уроке.

Итог урока

Выводы по уроку, уборка рабочих мест

Домашнее задание по выбору:  вспомнить или найти стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии (бурный, тихий, спокойный, грустный). Посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как изображены разные состояния природы

(Слайд 15).

На этом наш урок окончен.   (Слайд 16)

Слушают учителя и убирают свое рабочее место



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики на тему "Сложение чисел с разными знаками "

Конспект урока математики на тему "Сложение чисел с разными знаками ". материал можно использовать в 6 классе...

разработка урока ИЗО во 2 классе «Изображение природы в разных состояниях». «Ковка. Искусство родного края».

Урок изобразительного искусства по программе Б.Неменского "Изображение природы в разных состояниях". На уроке дети знакомятся с декоративно- прикладным творчеством малой родины. На уроке используется ...

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

2 класс 18 урок "Изображение природы в разных состояниях"

Методическая разработка урока урока ИЗО во 2 классе по программе Б.М. Неменского по теме "Изображение природы в разных состояниях"...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...

План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...