разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "
методическая разработка по географии по теме

Татаркина Татьяна Викторовна

Изучение географического положения и природы Австралии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskoe_polozhenie_i_priroda_avstralii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 36»

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

И ПРИРОДА АВСТРАЛИИ

Разработка урока

учителем географии

Татаркиной Т.В.

г. Старый Оскол

2012 год

Тема: Географическое положение и природа Австралии. Практическая работа: «Выявление и анализ факторов, определяющих климат Австралии».

Цель урока: Изучить ГП и природу Австралии.

Задачи:

Образовательная – учить обучающихся выделять необходимую информацию на карте, правильно выражать увиденное словами. Развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Воспитательная – подчеркнуть, что Австралия это гостеприимный дом умелых и толковых людей. Воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.

Развивающая – учить обучающихся определять особенности ГП, природы материка.

Оборудование: настенная физическая карта Австралии, географические атласы, контурные карты для 7 класса, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями,  презентация Microsoft Power Point, листы бумаги.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка ранее полученных знаний.

         Тихо звучит музыка. Используя технологию учебных циклов, провожу географический диктант. (На экране задание).

Самый большой материк на Земле… (Евразия)

Самый жаркий материк… (Африка)

Материк, занимающий 3е место по площади… (С. Америка)

Самая большая страна по площади… (Россия)

Самый маленький материк – это … (Австралия)

III.  Проверка задания.

        Обучающиеся обмениваются листиками с ответами, оценивают друг друга. После сдают работы. На экране появляются правильные ответы.

IV. Постановка проблемы. Учитель читает отрывок Г. Усова. Вопрос «О каком материке идет речь?»

        Она располагается под нами.

        Там, очевидно, ходят вверх ногами,

        Там наизнанку вывернутый год,

        Там расцветают в октябре сады,

        Там в октябре, а не в июле лето,

        Там протекают реки без воды

        (Они в пустыне пропадают где-то).

        Там в зарослях следы бескрылых птиц,

        Там кошкам в пищу достаются змеи,

        Рождаются зверята из яиц,

        И там собаки лаять, не умеют,

        Деревья сами лезут из коры.

        Там кролики страшней, чем наводненье…

Обучающиеся дают ответ, что это – Австралия.

Учитель. «На какие вопросы мы сегодня обратим внимание на уроке? Посмотрите еще раз на отрывок стихотворения и дайте ответ». (На экране отрывок стихотворения).

Обучающиеся выделяют вопросы о ГП и природе Австралии.

          Запись темы на доске и в тетрадях.

          Учитель. «Какие задачи урока необходимо решить?»

          Обучающиеся дают ответы:

а) определить особенности ГП материка (они из ранее изученного знают что значит определить ГП)

б) определить особенности рельефа и полезных ископаемых

в) определить особенности рек и озер

г) определить особенности климата

д) определить особенности растительного и животного мира.

V. Изучение нового материала.

         На столах лежат карточки, обучающиеся, используя атласы заполняют их. Один ученик работает у доски с таблицей.

Название материка

В каких полуша-риях лежит?

Какими океанами омывается?

Максимальная высота

Координаты крайних точек

Сев.

 Юж.

Зап.

Вост.

Австралия

Южном, Восточном

Тихий, Индийс-кий

2230 м

г. Косцюшко

Мыс Йорк

110ю.ш.

1430в.д.

Мыс Юго-Восточ-ный

280ю.ш.

1460в.д.

Мыс Стин-Пойнт

250ю.ш.

1140в.д.

Мыс Байрон

280ю.ш.

270в.д.

Учитель просматривает работы и сообщает отметки.  

Затем класс делится на группы. На столе лежат карточки с заданиями.

        Задание I группе.

        Опираясь на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры», «Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе Австралии и Африки.

        Работа по вопросам:

Перечислите основные черты рельефа Австралии.

Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?

Почему горы Австралии более разрушены и низки по сравнению с горами Африки?

Перечислите полезные ископаемые материка. Почему преобладают рудные ископаемые.

Задание II группе.

1) Самая большая река Австралии? Какой крупный приток этой реки?

2)  Что такое артезианские воды?

3) Это озеро называют «мертвым сердцем материка». Оно имеет координаты 290ю.ш. и 1380в.д. Назовите его.

4) Что такое «крики?»

Задание III группе.

Используя текст учебника и карту «Природные зоны мира», укажите сходства и различия между природными зонами Австралии и Африки.

Объясните причины своеобразия органического мира Австралии.

Что такое «скрэб»?

Определите, каким животным или растениям соответствуют приведенные определения. Обозначьте пару цифрой и буквой.

Крупные сумчатые животные, рождающие детенышей размером с грецкий орех.

Яйцекладущее млекопитающее, похожее на ежа.

Листья этого дерева повернуты ребром к солнцу и дают мало тени.

Очень привередливый в еде медведь.

Крупный страус.

Яйцекладущее млекопитающее, как бы собранное из частей других животных.

Верхушку этого дерева венчает копна узких листьев, длинных, как у злаков.

а) травяное дерево

б) коала

в) эму

г) утконос

д) эвкалипт

е) ехидна

ж) кенгуру

(На экране появляются представители органического мира после того, как ребята дадут ответ).

VI. Проверка задания. Оценивание результатов деятельности товарищей.

        Учитель дополнительно сообщает, что Австралия - самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа и многие животные находятся на грани вымирания. Поэтому в Австралии создаются  природоохранные законы, создаются национальные парки, но, несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.

VII. Выполнение практической работы «Выявление и анализ факторов, определяющих климат Австралии».

        Обучающиеся работают в тетрадях для практических работ по заданиям, указанным в учебнике на стр. 279 (4 вопроса).

а) в каких климатических поясах лежит Австралия? Назовите самый теплый месяц в Австралии и объясните, почему это именно так.

б) какой пояс занимает большую территорию?

в) чем можно объяснить причины климатических различий западных и восточных берегов Австралии?

г) как на климат повлиял рельеф?

д) климат каких территорий Австралии наиболее подходит для европейцев? Почему?

VIII. Физминутка. (Учитель проводит упражнения с обучающимися).

IX. Работа с контурной картой. Обозначить объекты: Большой Австралийский залив, река Муррей, Дарглинг, озеро Эйр, острова – Новая Гвинея, Тасмания, Большой Водораздельный хребет, Большой Барьерный рельеф, г. Косцюшко, Австралийские Альпы, Басов пролив. (Задание на экране).  

X. Проверка знания карты. Ученик у доски показывает объекты.

XI. Рефлексия. Есть такая шутка. Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один из них догадался – высыпал в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Это австралийская шутка. Могла ли подобная шутка случиться с вами, в России?

        Выслушивает 2-3х учеников. Всем предлагается задание.

Упражнение «Плюс - минус - интересно», Заполнить таблицу из трех граф.

П-плюс

М-минус

И-интересно

Записать все, что понравилось на уроке

Не понравилось на уроке, осталось непонятым

Вписать любопытные факты, о которых узнали на уроке

 XII. Д/з: прочитать § 51, устно ответить на вопросы, стр. 281 (1-5). Подготовить презентацию об органическом мире, или короткое сообщение об интересных представителях флоры и фауны, придумать кроссворд по теме «Австралия».

Посмотрим как вы внимательно слушали товарищей. Я читаю предложения и вы, если согласны со мной хлопаете в ладоши 2 раза. Если не  согласны – не хлопаете.

Коала питается только листьями эвкалиптов.

В Австралии встречаются кенгуру, бегемот, страус эму.

Утконос и ехидна – яйцекладущие животные.

Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.

Природные зоны Австралии и Африки очень похожи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной  Америки"...

Урок по теме: " Географическое положение Австралии"

Урок нового материала, с показом компьютерной презентации. Большой блок работы с контурной картой....

Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии

Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....

Урок по теме "Географическое положение и история открытия Австралии"

Данная разработка поможет вам отработать умение давать характеристику ГП материка по плану, а так же познакомить с историей открытия материка и продолжить формирование умений работать с кар...

Разработка урока по теме "Географические координаты" (6 класс)

Урок проводится в 6 классе. Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты....

Разработка урока по теме: Географическое положение и исследование Южной Америки.

Цель урока: изучить физико – географическое положение Южной Америки.2. Задачи:Образовательная:- Научить определять ФГП материка- Изучить историю открытия материка.- Учить рациональным приемам ра...

Разработка урока по теме: "Географическая карта."

Цель урокаСпособствовать формированию представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию.Задачи урока(планируемы...