адаптированная рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Крылова Елена Евгеньевна

адаптированная рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Сковородино

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ  __8__КЛАССА

НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Количество часов: всего 70 ч;

в неделю 2ч.

 

                                                                                                               Составитель программы

Крылова Елена Евгеньевна

Учитель первой квалификационной категории

1.Пояснительная записка

1.1.Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа

Адаптированная рабочая  программа для обучающихся с легкими нарушениями интеллекта учебного курса   география 8  классов составлена на основе регламентирующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  3. -        «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).
  4. -        Приказ Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п (Д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» приложение к приказу - Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
  5. -        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
  6. -        Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997г. №48;
  7. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»
  10. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  11.  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)
  12.  Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Сковородино на 2019 - 2020 учебный год (утвержденный педагогическим советом).
  13.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2019-2020 учебный год.
  14. Рабочая программа учебного предмета «География»составлена на основе  примерной программы   по географии специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;

             Адаптированная образовательная программа по географии составлена в соответствии с базисным учебным планом с учетом индивидуальных особенностей учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение географии  в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов в год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «География» 8 класс под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение» 2018г.

Цели и задачи обучения географии

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

1 Учебная цель: Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

2. Воспитательная цель: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;  содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию; содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

3. Общеобразовательная цель:  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4. Развивающая цель: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Задачи обучения:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
  • Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  • Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • Развитие специфических, географических и общеучебных умений; Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.

2.Планируемые результаты

Личностными результатами обучения географии являются:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование

базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные БУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Коммуникативные БУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса в 6 классе являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира;

– объяснять роль различных источников географической информации;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

– выделять причины стихийных явлений в геосферах;

– использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

– использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов;

– понимание смысла собственной действительности;

– формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

При изучении курса  8 класса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  у них специфических нарушений.

1.2. Учебно – методический комплект

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:  «География материков и океанов» 8 класс под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной М. «Просвещение» 2018г.

Дополнительная литература

  1. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
  2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  5. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
  7. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
  8. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

3.Содержание учебного предмета

Введение 2

Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.

Океаны 5

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.

Учащиеся должны знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение; учащиеся должны уметь: показывать на карте и называть океаны и их части        

Практическая работа 1: Нанесение на контурную карту изучаемые объекты – название океанов, морей, течений, проливов.

Материки и части света. Африка 7

Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы. Алжир, Египет.

Учащиеся должны знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств;  

учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка, давать элементарное описание его природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Практическая работа 2: Определение географического положения, очертание берегов, острова и полуострова Африки, нанесение их на контурную карту.

Австралия 8

Австралия. Географическое положение, очертание берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новой Гвинеи. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое). Государство австралийский Союз. Города

Учащиеся должны знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств;  

учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка, давать элементарное описание его природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Практическая работа 3: Определение географического положения, очертание берегов, острова и полуострова Австралии, нанесение их на контурную карту.

Антарктида 7

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

Учащиеся должны знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка; государства, их положение на материке, основное население

учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка, давать элементарное описание его природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Практическая работа 4: Определение географического положения, очертание берегов, острова и полуострова Антарктиды, нанесение их на контурную карту.

Северная Америка 10

Открытие Америки. Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба. Гаити

Учащиеся должны знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств;  

учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка, давать элементарное описание его природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Практическая работа 5: Определение географического положения, очертание берегов, острова и полуострова Северной Америки, нанесение их на контурную карту.

Южная Америка 11

Географическое положение, очертание берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир пустынь, саванн и горных районов. Население (коренное и пришлое). Крупные государства их столицы. Бразилия, Аргентина.

Учащиеся должны знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств;  

учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка, давать элементарное описание его природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Практическая работа 6: Определение географического положения, очертание берегов, острова и полуострова Южной Америки, нанесение их на контурную карту.

Евразия 19

Евразия -величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница  между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова Европы. Крупнейшие острова и полуострова Азии. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природные условия и полезные ископаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный мир Евразии. Животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии. Евразия – величайший материк земного шара.

Учащиеся должны знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств;  

учащиеся должны уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка, давать элементарное описание его природных условий; находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Практическая работа 7: Определение географического положения, очертание берегов, острова и полуострова Евразии, нанесение их на контурную карту.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

2

2

Океаны

5

1

3

Материки и части света. Африка

7

1

1

4

Австралия

8

1

5

Антарктида

7

1

1

6

Северная Америка

10

1

7

Южная Америка

11

1

1

8

Евразия

19

1

1

Итого

70

7

4

4.Календарно-тематическое планирование по географии, 8 класс

(адаптированная программа)

№ п/п

Разделы и темы уроков

кол-во часов

вид и форма контроля

дата

по плану

по факту

Введение 2

1

Что изучает география материков и океанов.

1

3.09

3.09

2

Материки и части света на глобусе и

физической карте полушарий.

Мировой

океан.

1

6.09

6.09

Океаны 5

3

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1

10.09

10.09

4

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1

13.09

13.09

5

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1

17.09

17.09

6

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

1

20.09

20.09

7

Современное изучение Мирового океана.

1

П/Р

24.09

24.09

Материки и части света. Африка. 7

8

Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова.

1

П/Р

27.09

27.09

9

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

1

1.10

1.10

10

Растения тропических лесов. Животные тропических лесов.

1

4.10

4.10

11

Растительный мир саванн. Животный мир саванн.

1

8.10

8.10

12

Растительный и животный мир пустынь

1

11.10

11.10

13

Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы. Алжир, Египет.

1

15.10

15.10

14

Контрольное тестирование по итогам I четверти

1

К/Р

18.10

18.10

Австралия 8

15

Австралия. Географическое положение, очертание берегов, острова.

1

П/Р

22.10

22.10

16

Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера.

1

25.10

25.10

17

Остров Новой Гвинеи. Путешествие в Австралию Н.Н. Миклухо-Маклая.

1

5.11

5.11

18

Растительный мир.

1

8.11

8.11

19

Животный мир. Охрана природы.

1

12.11

12.11

20

Население (коренное и пришлое).

1

15.11

15.11

21

Государство австралийский Союз. Города

1

18.11

18.11

22

Материк Австралия – обобщающий урок

1

22.11

22.11

Антарктида 7

23

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

1

П/Р

26.11

26.11

24

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

1

29.11

29.11

25

Особенности природы, ее поверхность

и климат.

1

3.12

3.12

26

Растительный и животный мир. Охрана природы.

1

6.12

6.12

27

Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования

Антарктиды.

1

10.12

10.12

28

Антарктида и Австралия

1

13.12

13.12

29

Контрольное тестирование по итогам IIчетверти

1

К/Р

17.12

17.12

30

Работа над ошибками

1

20.12

20.12

Северная Америка 10

31

Открытие Америки.

1

24.12

24.12

32

Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова.

1

П/Р

27.12

27.12

33

Природные условия, рельеф, климат.

1

34

Реки и озера.

1

35

Растительный и животный мир.

1

36

Население и государства.

1

37

США.

1

38

Канада.

1

39

Мексика. Куба. Гаити

1

40

Обобщение и повторение

1

Тест

Южная Америка 11

41

Географическое положение, очертание берегов.

1

П/Р

42

Природные условия, рельеф, климат.

1

43

Реки и озера

1

44

Растительный мир тропических лесов.

1

45

Животный мир тропических лесов.

1

46

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов.

1

47

Животный мир пустынь, саванн и горных районов.

1

48

Население (коренное и пришлое). Крупные государства их столицы. Бразилия, Аргентина.

1

49

Материк – Америка. Обобщение.

1

50

Часть света Америка. Повторение и обобщение

1

К/Р

51

Работа над ошибками

1

Евразия 19

52

Евразия -величайший материк земного

шара. Географическое положение.

Части света: Европа и Азия. Условная граница  между ними.

1

П/Р

53

Очертания берегов Евразии.

Крупнейшие

острова и полуострова Европы.

1

54

Крупнейшие острова и полуострова Азии.

1

55

Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.

1

56

Разнообразие рельефа, природные условия и полезные ископаемые Азии.

1

57

Типы климата Евразии.

1

58

Водные ресурсы Европы, их использование.

Экологические проблемы.

1

59

Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы.

1

60

Растительный мир Евразии.

1

61

Животный мир Евразии.

1

62

Международное сотрудничество в охране природы.

1

63

Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии.

1

64

Культура и быт народов Европы и Азии.

1

65

Острова, полуострова, разные формы рельефа Евразии

1

66

Части света: Европа и Азия

1

67

Евразия – величайший материк земного шара

1

68

Евразия – материк, на котором мы живем

1

тест

69

Контрольная работа по итогам года

1

К/Р

70

Работа над ошибками. Подведение итогов

1

Итого 70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...

Адаптированная рабочая программа по географии (8 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по географии (7 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по географии (9 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интелллектуальной недостаточностью)....

Адаптированная рабочая программа по географии (6 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...