Гидросфера - кровеносная система Земли
план-конспект урока по географии (5 класс)

Попова Светлана Викторовна

урок географии в 5 классе , УМК О.А.Климанова, Гидросфера - кровеносная система Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidrosfera_-_krovenosnaya_sistema_zemli.docx200.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 5 класс

Тема урока Гидросфера – кровеносная система Земли.

Тип урока: открытия новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель: создать условия для формирования представлений о гидросфере, как кровеносной системе Земли

Задачи:

Обучающая: познакомить с составными частями вод суши, сформировать представление о роли рек, озёр, подземных вод, ледников и болот в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающая: показать единство и целостность гидросферы;  продолжить формирование умения работать с текстом учебника, картами.

Воспитательная: развивать интерес к географии родного края, воспитывать любовь к малой родине, способствовать развитию умения работать в коллективе.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

2. Контрольно-оценочный этап. Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучаем?  С какими основными понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

Фронтальный опрос.

1) Что такое океан?

2) Из каких частей состоит Мировой океан? ( Показать на карте полушарий)

3) То такое береговая линия?

4) что такое море? Показать на карте моря.

5) Что такое залив? Показать заливы на карте.

6) Что такое пролив? Показать проливы на карте.

7) Назовите и покажите на карте самый большой океан.

8) Назовите и покажите самый широкий пролив.

9) Чем пролив отличается от канала?

3. Актуализация знаний. 

Сегодня мы продолжим изучать гидросферу. Где на Земле еще есть вода, кроме Мирового океана?

Хотя поверхностные воды суши и подземные воды вместе и занимают небольшой объём гидросферы, они играют очень важную роль в природе и жизни человека.    

Что мы называем водами суши? Отгадайте загадки.

1) Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.     (река)

2) Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои, примеряя косынки

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звёзды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется?   ( озеро)

3) Топко здесь и много мха,
Ходить людям неохота,
Потому что здесь ...  (болото).

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Гидросфера – кровеносная система Земли.

4. Целеполагание.

Какую цель мы поставим?

Цель: знакомство с водами суши.

Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи надо решить?

Задачи: 1. Что такое река, почему вода в реке течет.

2. Что такое озеро?

3. Как вода оказалась под землей?

4. Роль ледников.

5. Планирование работы.

Обратитесь к тексту §25 на стр. 108-111 и составьте план урока.
  План урока:

  1.  Какую роль в природе и жизни человека играют реки?
  2. Какую роль в природе и жизни человека играют озёра?
  3. Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота?

      4. Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

6. Изучение нового материала.

1. Какую роль в природе и жизни человека играют реки?

Задание. Используя текст учебника на стр. 108, составьте определение понятию «река».

Река – поток воды, текущий  в углублении – русле.

У реки есть исток и устье. Воспользовавшись текстом учебника на стр.108, дайте определения этим понятиям.

Исток – начало реки. Устье – конец реки.

На территории нашего поселка есть две реки. Как они между собой связаны? Мезень  питают 15 187 притоков – рек и ручьев.

Река Каменка  впадает в  реку Мезень. Река Каменка (38 км) – приток реки Мезени.

Какие притоки реки Мезени вы еще знаете?

 ( Пёза, Шукша, Чеца, Семжа, Пыя, Жердь, Кимжа).

Все эти реки образуют речную систему. Составьте определение, что такое речная система, воспользовавшись текстом учебника на стрю108. ( Главная река со всеми своими притоками).

Рис. 73 на стр. 109 учебника – речная система реки Волги – самой длинной в Европе реки. Речная система Волги очень похожа на дерево с раскидистой кроной. Какую роль играют реки в природе? А в жизни человека?

2. Какую роль в природе и жизни человека играют озёра?

Чем озеро отличается от реки? ( вода в озере не течет)

Объяснение учителя.   Озеро – это природная котловина, заполненная водой. Чтобы образовалось озеро, нужна котловина – значительное понижение в рельефе, и достаточное количество воды, чтобы заполнить котловину.

Озера все очень разные.  Равнинные и горные, пресные и солёные, мелкие и глубокие.  Пресные озера получают воду из рек, подземных  вод, атмосферных осадков. Соленые озера могут быть остатками древнего моря, площадь которого сократилась. Например, Каспийское, Аральское моря – озёра.

Какую роль играют озера в хозяйственной жизни человека?  Беседа по тексту учебника на стр.110.

3.        Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота?

Как вода попадает под землю? Где она там находится?

После дождя часть попавшей на землю воды сразу же испаряется, часть стекает в ближайший водоём, а часть поглощается водопроницаемыми горными породами. Сквозь поры и трещинки в них вода проникает в глубь земли, пока не достигнет водоупорного слоя. Водоупорные слои сложены плохо пропускающими воду горными породами, например, глинами. Встретив непреодолимую преграду, вода начинает заполнять пустоты в водопроницаемых породах. Так возникают подземные воды. ( Рисунок75 на стр. 110 учебника).

Значение подземных вод: 1. Источник чистой питьевой воды.

                                 2. Питание рек, озёр.

А какое значение  в природе и жизни человека имеют болота? Можете воспользоваться текстом учебника на стр. 110-111.

Значение болот:

1. Источник питания рек.

2. Регулирует подземные воды.

3. Добывают торф, лечебные грязи.

4. Собирают ягоды, лекарственные растения.

      4. Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Задание. Используя текст учебника на стр. 111, составьте 3 вопроса к тексту.

7. Применение нового знания.

1.Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Основные понятия:

  • Река
  • Русло
  • Исток
  • Устье
  • Приток
  • Водопроницаемые горные породы
  • Водоупорный слой
  • Болото.

2.  На слайде рисунок. Используя рисунок определите, где находятся:

1. Исток реки Мезени.
2. Устье.
3. Притоки реки  Мезени
4. В каком направлении течет река Мезень.

8. Рефлексия. ( итог урока)

Вспомните тему урока и оцените свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали.

Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. 

Поставь себе оценку за работу на уроке.

 

Д/З:  §25, вопросы и задания на стр.112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Кровеносная система"

Работа выполнена в формате ЕГЭ, содержит материал базисного и углубленного уровня....

Урок по теме "Кровеносная система животных. "

Тема: Кровеносная система животных. Кровь. Цели:познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформиро...

Презентация по теме: "Кровеносная система"

Эту презентацию можно использовать на итоговом уроке по теме: "Кровеносная система" 8 класс....

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретени...

тесты по анатомии кровь кровеносная система

Тесты для 8 класса кровь кровеносная система...

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"

Контрольная работа 8 (9) класс "Кровеносная система", "Дыхательная система"...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...