Педагогические технологии, применяемые учителем на уроках географии
статья по географии

Одним из основных направлений модернизации общего образования является переход на деятельностный  характер образования, направленность содержания образования  на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Использование педагогом в своей работе данного подхода к целеполаганию позволило ему четко определиться с выбором технологий и форм обучения, применяемых в учебно–воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, применяемые учителем на уроках географии

Одним из основных направлений модернизации общего образования является переход на деятельностный  характер образования, направленность содержания образования  на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Использование педагогом в своей работе данного подхода к целеполаганию позволило ему четко определиться с выбором технологий и форм обучения, применяемых в учебно–воспитательном процессе.

В школе основным учебным предметом по-прежнему остаётся урок, поэтому для достижения цели образования (обучения, воспитания, развития) становится необходимым особое внимание уделять его самообразовательной и стимулирующей функциям, что осуществляем через реализацию деятельностного подхода в обучении, где ученики не получают «готовые знания», а приобретают и преобразуют их в умения и навыки в ходе целенаправленно-организованной личностной деятельности. Этот подход ориентирует учителя не только на организацию репродуктивной учебной деятельности учащихся, но и на выработку поисковых, творческих, исследовательских навыков и умений. Перспективу для решения данной проблемы открывает использование элементов технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое владение профессиональными знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

        Проблемное обучение основано на создании особого вида проблемной мотивации, поэтому требует адекватного построения дидактического содержания обучения, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет и организует поиск ее решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта учебной деятельности, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

                При использовании такого подхода к обучению учителю необходимо применять определенные методические приемы создания и выхода из проблемной ситуации. В частности:

  • Подвести учащихся к противоречию и предложить им найти способ её решения;
  • Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставить  факты;
  • Поставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику    рассуждений), определить проблемные теоретические и практические задания.

Подтвердим вышесказанное следующим примером из опыта работы

Тема урока

Проблемные вопросы и задания

Место их постановки в учебном процессе

Деятельность учащихся

Логика решения проблемного вопроса или задания

Климат Бурятии

Пользуясь климатическими картами дать краткую характеристику климату Бурятии.

Определить тип климата территории

8 класс,

курс «География. Природа России»

раздел «Климат и климатические ресурсы»,

тема урока «Климат Бурятии».

Учащимся предлагаются следующие задания:

  1. определить по климатической карте соответствующий климатический пояс и область климатического пояса
  2. годовую амплитуду температур;
  3. назвать годовое количество осадков и указать как осадки распределяются в течение года

по содержанию атласа Бурятии и сделать соответствующий вывод

Из              анализа

результатов

работы с климатическими картами учащиеся делают вывод:

«Средние годовые температуры января составляют - 150С, июля - + 160 С,  годовая амплитуда температур составляет 310, осадки в количестве от 500 до 800 мм по территории распределяются равномерно в течение года; Республика Бурятия расположена в умеренном поясе в области резко-континентального климата»

Таким образом, проблемное обучение и его методы направлены на формирование активной познавательной самостоятельности ученика. Развивающиеся при этом творческие способности учащихся в полной мере проявляются при выполнении ими самостоятельных исследований, участии в другой творческой работе. Знания, полученные таким образом намного прочнее. У учащихся появляется интерес к предмету. Это отражается и на общей успеваемости учеников и на качестве знаний.

Опыт работы педагога показывает, что поддерживать стабильность полученных результатов по дальнейшему развитию учащихся можно  за счет применения принципа  «интеграции обучающих педагогических технологий». В частности, новым рациональным этапом становится опора и на проектную технологию, основная цель которой создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других. При создании проекта ученики вовлекаются в коллективную деятельность. Проектное обучение, что немало важно личностно ориентировано, оно стимулирует познавательный интерес и способствует получению удовлетворения от результата своего труда.

В своей практике учитель использует два вида проектов:

1. Информационные поисковые проекты;

2. Исследовательские.

Создание информационных поисковых проектов предполагает сбор и анализ информации по теме проекта, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.

При подготовке таких проектов учитель заранее  объявляет тему урока и план  написания проекта по данной теме.

Затем учитель проводит презентацию дополнительной литературы, Интернет-ресурсов (сайты по географии). Так же учитель обращает внимание на вклад каждого ученика в создание и защиту коллективного проекта. После этого учащиеся класса сами распределяются на группы, исходя из своих интересов, способностей, возможностей, а задача учителя, исходя из целей личностно-ориентированного образования, поддержать учащихся, развить их природные задатки и индивидуальные способности.  

После этого учащиеся приступают к поисковой работе, занимаются сбором необходимой информации, ее структурированием, оформлением результатов работы. А учитель выступает только в роли консультанта.

В процессе обучения проектированию учитель развивает у учащихся систему проектировочных умений:  разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу,   оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами, публично выступать,   оценивать себя.

В результате создания  информационных поисковых проектов их защиты, экспертизы и рефлексии, учащиеся овладевают системой ориентировочных умений и приобретают новые интеллектуальные качества – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Приобретенный опыт по созданию проектов такого  типа позволяет некоторым учащимся перейти к созданию более сложных проектов – исследовательских, в рамках внеурочной деятельности по предмету.

Данный вид проектов ориентирует учащихся на глубокое изучение проблемы, поиск собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. При создании таких проектов, самым сложным этапом является выбор темы проекта, поскольку разработка сложной темы исследования в школьных условиях проблематична. В то же время,  работа должна отвечать принципам научности, актуальности, новизны и иметь практическое значение.

Учителем совместно с учениками определены общие подходы и последовательность этапов выполнения научно – исследовательских проектов и докладов:

  • Выбор темы исследования и определение приемов, методов;
  • Составление плана исследования;
  • Анализ научной литературы по теме исследования;
  • Формулировка гипотезы;
  • Организация опытно – экспериментальной работы;
  • Анализ и обобщение полученных результатов;
  • Оформление текста работы;
  • Публичное выступление ( презентация проекта, выступление на конференции и т.д)

По мнению автора, гарантией результативности этой деятельности являются, прежде всего:

  1. Системность, которая обусловливает соблюдение преемственности и непрерывности исследовательской деятельности.
  2. Мотивированность, так как исследовательская работа должна отвечать личным интересам учащихся.
  3. Психологический комфорт. Важно учитывать возрастные особенности учащегося, его интеллектуальные возможности.
  4. Материально – техническая оснащенность школы, возможность проведения опытно – экспериментальных работ.

Исследовательская деятельность способствует приобретению учащимися:

1.Важных исследовательских навыков: наблюдение, анализ, эксперимент, систематизация, обобщение, оформление конечного продукта своего исследования,

2.Умений применять приобретенные знания и умения в своей практической деятельности,

3.Умений обновлять, совершенствовать свои знания, т.е. быть способным к саморазвитию и самореализации.

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического образования и воспитания. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Проблема охраны природы становится главной проблемой. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

Внедрение в школах Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения позволяет ввести в школьную программу внеурочную деятельность. Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Воспитать любовь и уважение к своей стране невозможно, если ребёнок не любит свою Малую Родину, не испытывает уважения к окружающей природе и людям труда, традициям своего народа. Однако нельзя любить то, чего не знаешь, а,  следовательно, чтобы воспитать любовь к своему родному краю, необходимо его изучать.

Всемирно известен тот факт, что озеро Байкал входит в список памятников Всемирного природного и культурного наследия. В 2016 году в Онохойской средней школе № 1 внеурочная деятельность учителя осуществлялась и через введение факультативного курса «Байкаловедение» в 5 классе.

Отличительной  особенностью  курса «Байкаловедение»  является возможность реальной реализации деятельностного подхода к обучению, что делает учебно-исследовательскую  работу  на уроках одним из  основных способов деятельности. Её осуществление идет через:

  • разработку и реализацию  системы лабораторно-практических занятий с использованием географических источников, атласов Бурятии, использованием информационно - коммуникационных технологий;
  • систему домашних заданий с элементами исследования, вариативных исследовательских заданий и руководств, рассчитанных  на дифференцированный подход к учащимся;
  •  вовлечение  учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие их в районных научно-практических конференциях, конкурсах республиканского характера, таких как «Знатоки Байкала»

Главным помощником в реализации данного подхода является учебно-методический комплект «Байкальский сундучок», разработанный совместно с Бурятским Государственным университетом, РОО Байкальский информационный центр «Грань», Программой развития Организации Объединённых Наций и компанией «Кока-Кола», апробация  которого была запущена в нашей школе с 2015 учебного года.

Непосредственным содержанием данного курса является:

- знакомство учащихся с разносторонними знаниями о природе озера Байкал;

- формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного изучения озера Байкал;

- способствование пробуждению познавательного интереса;

- формирование осознанной необходимости бережного отношения к природе;

- развитие духовно-нравственных и гражданско-правовых качеств учащегося, формирования у них таких качеств и умений, которые обеспечили бы ему успешность и возможность творческой реализации себя как личности в современном обществе.

- развитие мыслительной деятельности учащихся: элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.),

- способствование формированию информационных компетенций у учащихся (способность работать с разными типами информационных источников; владение навыками поиска и систематизации информации; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности).

        Основным результатом реализации курса «Байкальский сундучок» в условиях образовательного учреждения  становятся  формирование учебно-познавательных компетенций, а также умение видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

Формирование у учащихся учебно-познавательных, ценностно-смысловых, культуроведческих компетенций в процессе введения курса «Байкаловедение» осуществляется через следующие методы и приёмы:

  • Проектная деятельность учащихся;
  • Метод наблюдений;
  • Метод анализа и синтеза;
  • Метод сравнения;
  • Межпредметная интеграция

        Наиболее глубокий анализ должен происходить на занятиях в связи с изучаемыми темами  программы. Суть краеведческого принципа и заключается в том, что он позволяет в знакомой учащимися местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и использовать результаты этих наблюдений на уроках для того, чтобы на полученных реальных представлениях формировать понятия, составляющие основу географической науки. Очень важно, чтобы все получаемые о своём крае сведения, результаты исследований приводились в порядок, систематизировались, обрабатывались в расчёте на их использование в учебных занятиях. Ниже приведу фрагмент реализации компетентностного подхода на занятиях по «Байкальскому сундучку».

        Независимо от того, какая территория понимается под «своим краем», она представляет собой небольшую часть России. Её природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена. Но эта территория в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Изучение проводится по обычному плану комплексного географического исследования территории. Изучение озера Байкал начинается с определения географического положения. Учащиеся определяют  границы водоёма, рассматривают  соседние территории. Для  закрепления  приобретённых знаний учащимися изготавливается  макет озера Байкал, который служит  им простейшей контурной картой. В рабочей тетради выполнили схематическую «карту» географического положения озера Байкал. Выяснили, какие горные хребты окружают озеро Байкал, определяли абсолютную высоту гор, определили самую высокую точку Бурятии.

        Совершенно необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории. Учащиеся приобрели географический атлас Республики Бурятия. Например, вместе с изучением рельефа, учащиеся выясняют, какими полезными ископаемыми богат край, они  могут объяснить, почему именно эти полезные ископаемые образовались на территории края, исходя из знаний о происхождении горных пород. Месторождения полезных ископаемых условными знаками отмечают на своих макетах. По возможности собирают образцы горных пород для коллекции в кабинет географии, посещение вместе с учащимися геологического музея, музея природы  г. Улан – Удэ для закрепления знаний о горных породах Байкальского региона.

        При изучении климата  учащиеся устанавливают, какие температуры воздуха по месяцам бывают в отдельных местах Байкальского региона. Так как территория Заиграевского района находится на расстоянии 300 километров от изучаемого объекта, то пример определения средней температуры воздуха определяют на территории посёлка Онохой. Таким образом, у учащихся приобретаются  навыки наблюдения за погодой.

        Полученные сведения о рельефе и климате используют для характеристики рек бассейна озера Байкал. При этом отмечают хозяйственное использование рек и озера Байкал. Объектами гидрологического исследования являются также подземные воды, минеральные источники – аршаны, которые имеются на территории и влияют на экологическое состояние не только малых рек, но и озера Байкал.

        Важную часть краеведческого исследования составляют характеристики растительного и животного мира, населяющие Байкальский регион. Для школьного кабинета географии собирается гербарий растений, изготовленный силами учащихся,  даются  краткие  описания тех растений, которое на данный момент вызвали наибольший интерес. Обязательно берутся   во внимание растения, произрастающие на изучаемой территории. В нашем случае это  такие растения как лиственница, сибирская сосна, берёза, клён и др. Эти простые,  на первый взгляд,  примеры,  позволяют  отрабатывать  исследовательские  навыки у обучаемых. Они  работают с различными источниками информации, ведут поисковую работу, учатся видеть и выделять главное.

        Специальный раздел краеведческого изучения территории составляет топонимика. Его изучение проводится по анализу разнообразных  материалов  периодической печати, по сбору информации о происхождении названий населенных пунктов,  рек, озер  и пр.  При защите своих исследований представляются  творческие мастерские, например, как  творческие «Журналы исследований», так и ставшие традиционными мультмедийные  презентации.

Хотелось бы акцентировать особое внимание на то,  что через предметы национально-  регионального компонента, и  в частности  курса  «Байкаловедение», создаются  условия  способствующие  развитию:

  • Учебно – познавательных компетенций: межпредметная связь: география, биология – знакомство с различными видами флоры и фауны, обитающей на данной территории, прослеживание географической грамотности; математика – построение различных графиков, диаграмм при сравнении цифровых значений; русский язык , литература – оформление сообщений и творческих проектов.
  • Ценностно-смысловых компетенций: умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
  • Культуроведческой компетенции: знакомство с культурой своего народа, края.
  • Коммуникативных компетенций: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет; умение работать самостоятельно,; индивидуальная работа; формирование групп, где учатся распределять обязанности; есть ответственный за определённый вид работ; устные ответы; защита проектов, сообщений, презентационного материала.
  • Информационных компетенций: самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера.

Отметим, что реализация курса «Байкаловедения»  в школе привела  к усилению активности участия школьников в конкурсах, посвящённых природоохранной деятельности. В качестве примера назову республиканский конкурс «Знатоки Байкала», организованный БИЦ «Грань» и Естественно-научным центром Национального Музея Республики Бурятия в рамках грантовой программы «Каждая капля имеет значение – озеро Байкал: чистый Байкал для чистого будущего», при поддержке программы развития ООН и компании БонАква, где команда нашей школы заняла 5 место из 25 школ республики.

В связи с реформированием системы образования  (введением ЕГЭ, ОГЭ, ВПР по географии) педагог для оценки качества образования и оценки знаний учеников в общеобразовательных классах использует нетрадиционные формы и методы, которые максимально приближены к такому экзамену. Одной из таких видов оценки является тестовая проверка. В тест включаются задания с одним вариантом ответов, несколькими вариантами ответов и проблемный вопрос. Тестовая система проверки знаний является эффективным заданием для самоконтроля.

Систематический контроль знаний воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход к оценке качества знаний учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии применяемые на уроках

Здоровьесберегающие технологии всегда выручат нас - педагогов в любую минуту!...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

Статья "Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда."

Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда в школе 8 вида...

Педагогические технологии, применяемые на уроках географии

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, облад...

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории. Тема актуальна. Технология смыслового чтения, проблемного диалога, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, информацион...

Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.- Использование информационно-коммуникативных технологий- тех...

Технологии, применяемые учителем на уроках английского языка

Метод проектов считается одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из ...