Педагогические технологии, применяемые на уроках истории
учебно-методический материал

Гожинова Маргарита Федоровна

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории. Тема актуальна. Технология смыслового чтения, проблемного диалога, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, информационные... Некотоырые из них тесно переплетаются. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).  По В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- ученик, учитель;

- результат деятельности.

В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Но как этого добиться? Проанализируем следующие цифры: По уровню читательской грамотности Советский Союз занимал 3 место, РФ в 2012 году – 42 место из 65 стран, в 2015 году – 26 место из 70 стран

В связи с этим в России была разработана Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 г.г. В Преамбуле к ней говорится о том, что в России на данный момент проявляется системный кризис читательской культуры. В настоящее время тема смыслового чтения становится все более актуальной. Навыки смыслового чтения необходимы при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию. Частые ошибки связаны с тем. Что выпускники неправильно прочитали задание и поняли его смысл.

В концепции универсальных учебных действий обозначено, что смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.

Таким образом, смысловое чтение текста – это:  

•        поиск информации в тексте и понимание прочитанного;

•        интерпретация прочитанного текста;

•        оценка информации, заключенной в тексте.    

Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом. Эта технология сегодня стала очень популярной среди педагогов. Структура этой технологии стройна и логична.

Стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

  1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ)

-Составление списка известной информации;

-рассказ-предположение, по ключевым словам;

систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

2. Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

3. Рефлексия

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям -предположениям, вносит изменения, дополнения; дает творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ:

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Результатами применения подобной технологии является: высокая мотивация учеников к обучению; совершенствование мыслительного процесса и гибкости мышления; оперирование самостоятельно выстроенными понятиями; подтверждение или опровержение точки зрения другого человека; анализ полученной информации.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский отмечал, учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию. Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения - в этом суть, концепция технологии развития критического мышления. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это упорядоченная система продуктивных методических приемов, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе.

Цель развития критического мышления формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.

Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

-        уметь ставить перед собой цель;

-          критически мыслить;

           -          решать сложные проблемы на основе анализа информации;

-        взвешивать альтернативные мнения;

-        уметь выявлять причинно-следственные связи;

-        уметь делать выводы и сравнения;

-        уметь общаться с другими людьми.

Основные особенности содержания и построения технологии развития критического мышления:

- учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя    из    реальных    и    конкретных    целей, сам    отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат;

  • использование данного подхода ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом;
  • применение технологии обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс;
  • методические   приемы   технологии   позволяют   все   обучение проводить    на    основе    принципов    сотрудничества, совместного планирования и осмысленности;
  • учитель совместно с учениками проходит через три стадии (этапа): стадию вызова (пробуждения имеющихся знаний и интереса к получению    новой    информации), стадию    реализации    смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, рождение нового знания, подведения итогов).         

Причем, методические приемы позволяют учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Реализация

Рефлексия

  • Мотивационная

(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  • Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

• Информационная

(получение новой

информации по теме)

• Сиcтематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  • Информационная (приобретение нового знания)
  • Мотивационная

(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  • Оценочная

(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Приведу пример изучения темы «Ассирийская держава». История Древнего мира. 5 класс.

Фаза вызова.

  1. Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу «Знаем» учащиеся смотрят на карту «Ассирийская держава» и составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Проводится словарная работа. Определяют значение слова «держава».
  2.  Пробуждение познавательного процесса. Мотивация. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
  3. Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Хотим узнать”.

Фаза реализации смысла.

1. Активное восприятие информации. Слушая рассказ учителя, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. На этой стадии демонстрирую две проволоки (медную и железную, прошу кого-либо из детей согнуть и сравнить, какая из них тяжелее сгибается. Прошу сделать вывод: из какого металла оружие более прочное. Какое значение имело изобретение железа для государства? В хозяйстве? В военном деле? Записываем дату начала обработки железа).

  1. Сопоставление нового и старого знания. Слушая рассказ, работая с источником, учащиеся могут корректировать знания в графе “Знаем”.

Фаза рефлексии        

В графу “Узнал” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

 На стадии осмысления можно использовать литературные произведения. Например, в 11 классе учащиеся читают отрывок из произведения А. Рыбакова «Год тридцать пятый и другие» и выполняют задание к нему:

«Глядя на сидевших в зале молодых людей – строителей метро, на их радостные, веселые лица, обращенные только к НЕМУ, ждущие только ЕГО слова, он думал о том, что молодежь за НЕГО, молодежь, выросшая в ЕГО эпоху, - это ЕГО молодежь, им, детям из народа, он дал образование, дал возможность осуществить свой трудовой подвиг…Этот возраст, самый романтичный, навсегда будет связан в их памяти с НИМ, их юность будет озарена ЕГО именем, преданность ЕМУ они пронесут до конца своей жизни. Им он должен открыть дорогу к власти, своим возвышением они будут обязаны ЕМУ и только ЕМУ…».

1) О каком явлении в жизни советского общества идет речь?

2) Почему стало возможным обожествление Сталина? Может дело в его личных выдающихся качествах, как до сих пор считают многие?

Этот же отрывок возможно использовать и на стадии вызова. Просим обучающихся сформулировать цель работы с помощью слов-помощников (повторить, изучить, узнать, научиться, обобщить, проверить, выявить), указанных на экране.  Ребята высказывают несколько версий, чтобы выбрать наиболее научную цель, учитель задаёт наводящие вопросы. Формулируется цель урока.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы

Данный прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на      уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы можно оформлять в таблицу или задавать устно. Задача учителя – научить ученика формулировать не только тонкие, но и толстые вопросы. Например:

Годы правления князя Ярослава Мудрого?

Как к власти пришел Ярослав Мудрый?

Название первого свода законов Древнерусского государства?

Название собора в Киеве, построенного при Ярославе?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы) побуждают учеников к мышлению. На вопрос высокого уровня можно дать несколько ответов, причем каждый из них будет аргументированным и убедительным.

Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?

Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?

Таким образом, ученик с развитым критическим мышлением, умеющий работать с информацией способен давать собственную оценку любым явлениям.

Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: документами, картами, с учебником, раздаточном материалом с описанием военных достижений ассирийцев.

Прием используется на всех стадиях урока. На стадии вызова - вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы. На стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. На стадии рефлексии - демонстрация понимания изученного материала.

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

«Тонкие» вопросы

  «Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звали…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем разлиие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Технологию ТРКМ чаще всего использую в старших классах на уроках, так как учащимся уже известен изучаемый материал и нахождение новых знаний, идей, различных точек зрения на некоторые вопросы, корректировка своих знаний вызывает интерес к предмету и процессу обучения, позволяет учащимся реально оценить свои знания, стимулирует к новым достижениям в овладении предметом. Чаще всего использую приемы «толстых» и «тонких» вопросов, «INSERT», «взаимоопрос».

Прием «Инсерт».

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. (На этом уроке у учащихся не было такого знака).

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель, так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного. На уроке идет как индивидуальная, так и парная работа. Работа в парах позволяет услышать мнение товарища, учит сотрудничеству.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

В среднем звене есть темы, по которым учащиеся получили знания в начальной школе, из СМИ, книг и других источников, поэтому и там можно использовать ТРКМ. Например:

- в 5 классе – «Олимпийские игры», «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Религия древних греков»,

- в 6 классе – «Борьба Руси с западными завоевателями», «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»,

- в 7 классе – «Петр I. Россия на рубеже веков»,

- в 8 классе – «Отечественная война 1812 г.»,

- в 9 классе – «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг»

В среднем звене чаще использую прием ЗХУ, «кластер», «толстых и тонких вопросов», «взаимоопрос».

Применяю прием, называемый «кластеры». Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Он графически, при помощи рисунков, символов помогает организовать освоение изучаемого материала, и может быть разных видов. Суть кластеров заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как-то с ним связанная. В центре-тема; вокруг нее - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы - свои черты, особенности. После объявления темы и цели урока объявляю, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.

1этап. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

2 этап. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

3 этап. Защита кластеров.

4 этап. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Пример кластера при изучении темы «Внутренняя политика Николая I» с использованием интерактивной доски. В начале учащиеся работают с учебником, документами. На уроках не только разрешаю, но и приветствую работу с Интернет источниками. Возможна работа в парах, группах. Демонстрируется слайд на интерактивной доске. Учащиеся составляют кластеры в своих тетрадях. Затем ученики заполняют кластеры на доске. Идет проверка самостоятельной работы, дополняют, делают выводы, оценивают работы своих одноклассников. Прием кластеров возможен на любых уроках. На мой взгляд, он чем-то напоминает составление опорных конспектов. Но с появлением интерактивной доски в кабинете, он стал более «живым», ярким, т.к. в слайд можно разместить и портреты, и карты, которые можно накануне приготовить в виде флипчарта.

Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится живой интерес.

Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.

Еще со студенческих лет, я помню принцип Дайри Н.Г. «Основное усвоить на уроке». На мой взгляд, в принципе минимакса А.А. Леонтьева, которому я стараюсь следовать, развиты взгляды Дайри.  Он предполагает, что учитель создает ситуацию, при которой ученик может (если хочет) взять материал по максимуму, но при этом каждый ученик должен усвоить необходимый минимум, который, прежде всего, контролируется и отрабатывается. Соответственно, действует правило: не всё, что включено в учебник, нужно прочитать и выполнить! Необходимо самостоятельно выбирать главное и интересное.

Чтобы научиться этому, и учителю, и ученикам требуется список обязательного минимума информационных единиц. Он, как известно, в самом общем виде представлен в фундаментальном ядре ФГОС. Обязательный минимум: понятия, даты, имена обычно в учебниках выделяются. Если выделены не все, то выписываются на доске. Обращаю внимание детей на содержание параграфа. Использую памятку «Как работать с учебником». При подготовке к уроку, прежде всего следую следующему порядку:

1. Определить обязательный минимум содержания урока.

2. Выделить в материале параграфа те части (абзацы, фрагменты), в которых раскрывается этот минимум.

3. Спланировать урок с использованием, прежде всего, минимально необходимого материала

4. Добавить к плану урока часть максимум, которая будет изучена, если на неё хватит времени.

Таким образом, при помощи графических изображений развиваются умения систематизировать учебный материал, а также собственные оценочные суждения самими учащимися. Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

•        соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, в кабинете есть график проветривания, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

•        рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

•        четкая организация учебного труда;

•        строгая дозировка учебной нагрузки;

•        смена видов деятельности;

•        обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

•        место и длительность применения ТСО;

•        включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке обучающихся;

•        построение урока с учетом работоспособности учащихся;

•        индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

•        формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;

•        благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

•        профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» обучающийся чувствует поддержку товарища;

•        стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

•        проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

•        целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Все эти требования стараюсь соблюдать на своих уроках.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.

Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности студентов сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.

Наиболее сложным в процессе формирования функциональной грамотности на уроках истории является выбор источников информации, адекватных целям учебно-познавательной деятельности, и, выбор средств решения познавательных задач. Если средства решения адекватны выбранным источникам информации, то тогда возникает педагогика сотрудничества. Обучающийся из объекта учебной деятельности превращается в партнера по творчеству.

На уроках истории и во внеурочное время использую такие формы работы, как подготовка учащихся докладов, рефератов, составление электронных проектов. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки и внеклассную работу.

Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет ученикам пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.

С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков: Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова.

С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентация позволяет иллюстрировать новый материал.

Классы разделены на группы. При изучении некоторых тем 1-3 группы получают задания. Обязанности внутри группы распределяю так, чтобы в ходе работы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся у него умения и освоить новые операции. В более старших классах обучающиеся сами распределяют задания: одни занимаются подбором и обработкой текстовой информации, другие - фото- и видео-, третьи монтируют весь материал в единый комплекс.

Результативность: использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории позволяет развивать познавательные навыки учеников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – ученики овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует информационную компетенцию.

В нашей гимназии проектная деятельность учащихся выстраивается в гимназии на основе внутришкольных проектов. Внутришкольные проекты – это форма организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, конструированию новых объектов в процессе групповой работы, применению полученных знаний по разным предметам в практической ситуации. Внутришкольные проекты заменяют традиционные уроки. Во многих проектах принимала участие как руководитель творческой лаборатории. Опыт проектной деятельности был обобщен к.п.н. Петряевой Е.Ю. http://pandia.org/text/78/418/72074.php, а также опубликован в печатной продукции гимназии.

В организации внеклассной и внеурочной деятельности связана прежде всего с организацией краеведческой работы: работа по созданию летописи родного края, работа с ветеранами, организация деятельности учащихся гимназии над сбором материалов для издания Книги Памяти, в акции «Живая память». Музей гимназии принимает участие во всех мероприятиях района, города, республики. Многие активисты – члены Совета музея занимаются научно-исследовательской работой. При исследовании мотивации участников исследовательских работ выяснилось, что часть ребят считают, что данная работа помогает лучше подготовиться к обучению в ВУЗах, другими движет интерес, желание узнать, как жили наши земляки; третьими желание самореализоваться через научно-исследовательскую деятельность. Многие проявляют интерес к подобной работе именно в силу её краеведческого характера.

В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. Школьники, занимаясь в процессе написания конкурсной работы сбором и критической оценкой исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), чаще могут выработать собственное отношение к советскому прошлому страны, в котором было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней.

Дети изучали биографии наших земляков: Героев Советского Союза В. Борсоева, Ж. Тулаева, П. Харитонова, И. Сенчихина и др. Поскольку мотивация у ребят разная, то и строить работу с ними пришлось в различных формах, учитывая интересы каждого. Учащиеся активно изучали имеющуюся литературу, посещали музеи, встречались с интересными людьми; занимались поиском информации в Интернете, изучали семейные архивы. В процесс работы ребята делились своим «готовым продуктом» - знаниями по объявленной проблеме, мыслями и впечатлениями. Рутинная, казалось бы, работа превращались из монолога в диалог. Шел процесс взаимообучения и самообучения: ораторскому искусству, умению задавать вопросы, ставить проблему, отвечать на вопросы, кратко и интересно излагать мысли, слушать и возражать.

В результате исследовательской деятельности интерес к истории, желание как можно больше узнать о прошлом страны, своего края, своей родословной, несомненно, возрос.

Результатом являются грамоты, благодарственные письма.

Библиография:

Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. –http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=643

Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. –http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm

Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал. Русский язык. – Издательский дом «Первое сентября». – № 29. – 2002. – http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

Игорь Загашев. Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии применяемые на уроках

Здоровьесберегающие технологии всегда выручат нас - педагогов в любую минуту!...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

Дидактическое обеспечение образовательных технологий, применяемых на уроках истории и обществознания

Предлагаю методические разработки по использованию технологий "мозгового штурма", "письменных дебатов", приемов "три предложения", "ключевые слова", применение которых активизирует мыслительную деятел...

Статья "Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда."

Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда в школе 8 вида...

Педагогические технологии, применяемые на уроках географии

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, облад...

Педагогические технологии, применяемые учителем на уроках географии

Одним из основных направлений модернизации общего образования является переход на деятельностный  характер образования, направленность содержания образования  на формирование общих учебных у...

Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.- Использование информационно-коммуникативных технологий- тех...