Урок по географии в 6 классе по теме "Климат"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Урок по географии в 6 классе по теме "Климат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_v_6_klasse_po_teme_klimat.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме « Климат»

Класс 6.

Авторы и названия учебной программы: А.А.Летягин.

Учебная тема: Раздел «Атмосфера»

Название учебного занятия: «Климат»

Цели урока:    

Образовательные: сформировать понятие о климате, адаптации человека к разным типам климата; научить анализировать данные и  выделять климатообразующие факторы;                                

Развивающие: учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать у учащихся умения выделять главное; развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;                                                                        

Воспитательные: убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости темы урока; создать атмосферу коллективного поиска, радости познания, радости преодоления трудностей; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.         

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

Личностные: уметь наблюдать изменения, происходящие в окружающем нас мире, развивать социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии,  развивать критическое мышление и способность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать предложенную тему, выделять необходимые элементы изучаемой темы, выделять причинно-следственные связи, доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную цель и задачу, проявлять познавательную инициативу, регулировать свою деятельность, планировать свою деятельность и учебное сотрудничество.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь собеседника, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать чужие высказывания для обоснования своих суждений, управлять поведением партнера.

Предметные:

На уровне запоминания:

  • Знать понятие «климат», «климатообразующие факторы», «адаптация»;
  • Выделять климатообразующие факторы;
  • Определять адаптацию человека к климатическим условиям.

На уровне понимания:

  • понимать разницу между понятиями «погода» и «климат»

Тип учебного занятия: урок «открытия» новых знаний

Вид учебного занятия: проблемное обучение

Оборудование: Учебники, атласы 6 класс,  климатическая карта, презентация, раздаточный материал.

Этапы учебного занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Настраиваются на урок, проверяют наличие на столах учебных принадлежностей.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Этап проверки домашнего задания

Устанавливает обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях, ведет подготовку к изучению нового материала через выявление неполноты знаний.

Географический диктант:  учитель диктует объяснение понятия, ученики пишут ответ, состоящий из одного или нескольких слов (приложение 1)

 

Отвечают на вопросы

Взаимопроверка

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

(актуализация знаний)

Подводит к теме урока и принятию учебных задач.

- В географическом диктанте были ответы: влажность, температура , ветер.

В какое понятие входят эти перечисленные показатели? (Погода).

 – Что такое погода? Какая погода повторяется в нашей местности из года в год зимой, весной, летом и осенью?

- Сравните два факта:    

а) В 1983 году в Антарктиде зафиксирована температура – 89,2 °С.

б) Почему в Африке видовой состав животных богаче, чем на других материках?

– Какие у вас будут версии и предложения?

(Подводит к теме урока и принятию учебных задач)

- Вы правы, тема сегодняшнего урока  

«Климат».

- А какие учебные цели можно поставить? Действительно, нужно знать, от чего зависит климат и как он влияет на человека.

Анализируют, сравнивают, обобщают факты. Подходят к определению понятия – что такое климат.

Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему и определяют цель учебной деятельности.

Выдвигают версии решения проблемы и средства по достижению цели.

Этап усвоения новых знаний

Фронтальная работа с классом

 – Климат и погода – это одно и то же понятие? Используя текст учебника, найдите отличия климата от погоды.

 – Задание к рис.89 (стр.150)

- Как изменяется климат от полюсов к экватору?

– Всегда ли на планете был такой климат, как сейчас?

- Как человек адаптировался к различным климатическим условиям.

 - Каковы причины различий в климате?

Организует работу в группах,

следит за работой учащихся, оказывает при необходимости консультативную помощь.

- Составьте перечень причин различий в климате (угол падения солнечных лучей, ветер,  близость морей и океанов,  подстилающая поверхность, рельеф).

– Есть ли климатические карты? Какую информацию можно получить, используя их? Когда и где их можно использовать? (Работа с климатической картой атласа.)

Работа в группах.

Вычитывают все  уровни текстовой информации.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Определяют возможные источники необходимых сведений, производят поиск информации, анализируют и оценивают её достоверность.

Преобразовывают информацию  из одного вида в другой. Сравнивают и классифицируют, самостоятельно выбирают критерии и основания.

Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.

создание проблемной ситуации

планирование деятельности

поиск решения проблемы

Аналитический этап урока

Организует самостоятельную индивидуальную работу по освоению нового знания, выделению основных климатических поясов по карте «Климатические пояса» в атласе. Следит за работой учащихся, оказывает консультативную помощь. Организует обсуждение результатов работы.

Работают с картой атласа «Климатические пояса» выписывают основные климатические пояса в тетрадь. атласе

Этап закрепления нового материала

Организовывает индивидуальный контроль знаний с последующей самопроверкой

Тестирование (приложение 2)

Выполняют тестовые задания.

Диагностика результатов урока, подведение итогов.

- Вернемся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Что нового узнали на уроке? Полезен ли был урок? Для чего он нужен? Где эти знания  вы будете применять?

Подводит итоги урока, оценивает работу учащихся на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Оценивают свою работу.

Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Объявляет домашнее задание:

прочитать параграф 29, написать синквейн о климате нашей местности.

Записывают д/з.

Приложение 1

Географический диктант

  1. Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб.м.воздуха
  2. Чем больше угол падения лучей, тем …..
  3. Движения воздуха в горизонтальном и вертикальном направлениях – это …
  4. Главная причина образования облаков.
  5. Прибор для измерения влажности воздуха.
  6. Какие облака образуются в теплое время года?
  7. В каком слое атмосферы находится большая часть водяного пара?
  8. Что общего в образовании тумана и облаков?

Приложение 2

Тест

  1. Как называется состояние тропосферы в данном месте в данный момент?

А) влажность

Б) погода

В) атмосферное давление

  1. Многолетний режим погоды:

А) туман

Б) облачность

В) климат

  1. В Гидрометцентре составляют синоптические карты с информацией о погоде, процессах и явлениях в атмосфере. Где нужны такие карты?

А) В авиации

Б) в сельском хозяйстве

В) на флоте

Г) во всех вышеперечисленных областях

  1. Слово «климат» произошло от греческого klima. Как это переводится?

А) перемена

Б) наклон

В) облако

  1. Главный климатообразующий фактор – это…

А) высота над уровнем моря

Б) географическая широта местности

В) удаленность от океанов

  1. В каких регионах погода меняется особенно часто?

А) в приморских

Б) в засушливых

В) в пустынных

  1. Среди главных факторов климата нет…

А) географической широты

Б) близости морей и океанов

В) направлений господствующих ветров

Г) рельефа и высоты над уровнем моря

Д) морских течений

Е) движения тектонических плит

  1. Где на Земле дождь идет каждый день?

А) на экваторе

Б) на тропиках

В) на полюсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...