Зачетный урок по географии в 9 классе "Северо - Западный район"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Татьяна Лапшова

 Данный урок направлен на ознакомление  учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала;

Раскрытие роли Северо-Западного района в хозяйстве страны;

Развивите  умения работать с экономическими картами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnyy_urok_v_9_kl.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии

Класс

9

Ф.И.О. составителя

Лапшова Татьяна Андреевна, учитель географии

Тема урока

«Северо-Запад России»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

  Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала;

Раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны;

Развивать умение работать с экономическими картами.

Задачи урока:

образовательные:

Формировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона.

Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: «анклав», «полуанклав», «СЭЗ».

развивающие:

Способствовать формированию информационной культуры учащихся.

Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение.

Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.

воспитательные:

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине. Развивать коммуникативную деятельность.

Методы обучения

Словесный, частично-исследовательский, практический;

Письменный контроль, контроль и

самоконтроль.

Оборудование

         Административная карта России, атласы, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация «Северо-Западный экономический район»

Литература

  1.  География. Россия.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. И. Алексеева. Серия: Академический школьный учебник - Полярная звезда. М.: Просвещение, 2011. -240 с.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. (2 минуты)

Приветствие учеников. Проверка присутствия обучающихся на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Кто сегодня отсутствует?

-Дети здороваются с учителем, дежурный отвечает кого нет.

  1. Мотивация учебной деятельности.  (12 минут)

Проверка ранее полученных знаний.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами договаривались, что проведём проверочное тестирование по Центральному району. Закрываем учебники и тетради. Можно пользоваться атласом. Я раздам вам тесты, на этих же листах вы пишите и отмечаете правильные ответы. Тест не сложный и на его решение я вам даю 10 минут. Затем дежурный пройдет и соберёт листочки.

(Раздаточный материал. Приложение 1)

-Ученики отвечают на вопросы теста.  

Примерные ответы:

Вариант 1: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-в,10-б.

Вариант 2: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а.

  1. Сообщение темы урока. (2 минуты)

Сообщение темы урока.

 - Тема сегодняшнего урока: «Северо-Запад России». Открываем атласы и к/к, рабочие тетради и записываем число и тему урока.

          Просмотр слайда №1.

-Дети внимательно слушают. Открывают атласы, к/к, тетрадь, записывают число и тему урока.

  1. Основной этап, изучение нового материала. (20 минут)

- Ребята, нам сегодня предстоит большая работа. Нам необходимо изучить Северо-Западный район по плану, выделить основные пункты и поработать с контурной картой. Смотрим на слайды, внимательно слушаем и вместе со мной прорабатываем каждый пункт нашего плана.

- Северо – западный район самый маленький из экономических районов России. В его состав входят Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. Он имеет выгодное экономико – географическое положение.

Просмотр слайда №3-5.

-Учащиеся внимательно слушают.

Работа с контурной картой.

- Отмечаем в контурных картах границы района, его соседей, а также области, входящий в его состав.

Дети отмечают на карте границы и области.

Работа с материалом на слайде.

Рассказ учителя.

- Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника. Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками. Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части Ленинградской области. Из крупных месторождений имеются промышленные запасы бокситов.

Главная отрасль в сельском хозяйстве — животноводство. Доля пашни в Ленинградской и Псковской областях меньше 0% всех сельскохозяйственных угодий. Основная его продукция — молоко, мясо, яйца.  Главная задача растениеводства — производство кормов, картофеля и овощей. Выращивают в районе и зерно. В Псковской и Новгородской областях развито льноводство. В обширной пригородной зоне Санкт-Петербурга, вокруг Великого Новгорода и Пскова сформировалось сельское хозяйство пригородного типа. Развивается, особенно в Ленинградской области, фермерство.

      Просмотр слайда № 6-10.

Дети внимательно слушают учителя.
Записывают главную мысль каждого пункта.

Работа с материалом на слайде, с атласами.

Рассказ учителя.

- В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.
- Ребята, смотрим на слайды, ваши атласы и отмечаем отрасли промышленности и города, в которых они специализируются.

     Просмотр слайда № 11-14.

Дети внимательно слушают рассказ учителя, заполняют контурную карту.

Работа с материалом на слайде.

- Транспорт играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая, налаживание долговременных стратегических связей, сближение экономических и культурных связей с другими государствами и районами. На долю района приходится почти 8% внешнеторгового оборота страны, в том числе около 5% экспорта и 15% импорта. Преобладание импортных операций обусловлено спецификой товародвижения через крупнейшие балтийские порты России. Экспортируется продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроения, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее; основную долю импорта составляют продовольственные товары машиностроительная продукция и изделия химической и нефтехимической промышленности.

         Просмотр слайда №15

-Дети внимательно слушают рассказ учителя.

Работа с материалом на слайде.

- Как вы считаете, какие проблемы существуют в Северо-Западе?

- Всё верно. Этот регион подвержен не только воздействию многочисленных внутренних выбросов, но и трансграничному переносу аэрополлютантов из стран Восточной и Западной Европы, Соединённых Штатов Америки. Например, поток сернистого газа и сульфатов в арктический бассейн поступает в огромном количестве из Западной Европы и США. Неочищенные сточные воды активно загрязняют реки, Кольский и Финский заливы, оказывая вредное воздействие на гидробионтов: например, под угрозой вымирания оказались сегодня кольчатые нерпы. Биоресурсы Белого моря буквально находятся на грани катастрофы. Огромную опасность представляет собой добыча газа и нефти на шельфе, загрязнение неочищенными радиоактивными отходами, выведенными из эксплуатации военно-морскими судами и производством ядерной энергии.

Просмотр слайда № 16-18.

- Дефицит воды, загрязнение воздуха и воды очистными сооружениями, выхлопными газами.

Дети внимательно слушают рассказ учителя. Смотрят картинки на слайде.

  1. Рефлексия. Закрепление полученного материала. (6 минут)

Подведение итогов урока

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились сегодня. Изучили новую тему и раскрыли наши задачи. И сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке, и работу вашего соседа по парте.

Вам необходимо составить кластер на тему: «Северо-Запад России». Выделить основные аспекты темы. Таким образом вам будет легче дома сориентироваться и выучить её. Вам даётся 3 минуты, затем мы посмотрим на слайд, и вы дополните ваш кластер недостающими элементами.

          Просмотр слайда № 19.

 Проходят рефлексию. Работают в тетради.

  1. Комментарий домашнего задания. (2 минуты)

Ознакомление с домашним заданием.

- Ребята, а сейчас открываем дневники, записываем домашнее задание. 1.Выучить параграф 19. 2. Проработать свои записи в тетради. 3. Доделать контурную карту. 4. Сделать доклад (по желанию) к следующей теме.

 Просмотр слайда № 20.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

  1. Организационный момент. (1 минута)

-Ребята, спасибо за внимание!

     Просмотр слайда № 21.

Встают, собирают вещи.

           

        Приложение 1.

Тест по теме «Северо-западный экономический район»

Вариант 1.

1. Северо-западный район состоит из:

а) 3 областей б) 4 областей в)4 областей и города федерального значения

2. Северо-Западный район имеет … положение      а)приморское; б)сухопутное

3. Отличительная особенность населения Северо-Западного района по сравнению с другими экономическими районами:

а) самая низкая плотность населения; б) самая высокая доля городского населения; в)самый сложный национальный состав.

4. Отраслью специализации промышленности Северо-Западного района является:

а) электроэнергетика; б) машиностроение; в) химическая промышленность; г) металлургия

5. Найдите ошибку в перечне минеральных ресурсов:

а) апатиты; б)фосфориты; в)горючие сланцы.

6. В районе преобладают следующие типы почв:

а) тундро-глеевые; б) серые лесные; в) дерново-подзолистые.

7.В каком городе Северо-Западного района находится крупный алюминиевый комбинат?

а) Санкт-Петербург; б)Волхов; в) Старая Русса; г)Псков.

8. 0сновная отрасль специализации Санкт-Петербурга:

а) Машиностроения б) Металлургия в) Химическая

9. Укажите наиболее важное преимущество ЭГП района:

а) богатство минеральными ресурсами; б)благоприятные природные условия; в)расположение на важных торговых путях – водных и морских.

10. Какое утверждение не относится к Калининградской области:

а) Самая маленькая по площади б) Является анклавом в) ТЭК работает на привозном сырье.

Вариант 2.

1.Количество субъектов Федерации в Северо-Западном экономическом районе:    а)4 б)5 в)6.

2. Самый древний город Северо-Запада- ……   а) Санкт - Петербург; б) Псков; в) Новгород.

3. На территории Северо-Западного экономического района преобладают следующие воздушные массы:

а) морские умеренные б) морские арктические в)континентальные умеренные.

4. Найдите ошибку в перечне стран-соседей Северо-Западного района:

а) Эстония; б) Белоруссия; в) Украина.

5. Экономика Северо-Запада базируется на …

а) собственном сырье; б)привозном сырье.

6. В каком городе Северо-Западного экономического района находится нефтеперерабатывающий завод:  а) Кириши б) Ухта в) Кстово.

7. В Калининградской области наибольшее развитие получил:

а) Машиностроительный комплекс

б) Рыбопромышленный комплекс

в) Химико-лесной комплекс

8. Укажите пару регионов, входящих в состав Северо-Западного района:

а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская; в) Калининградская и Вологодская.

9. Найдите ошибку в перечне отраслей промышленности района:

1) черная металлургия; 2) машиностроение; 3) ВПК.

10. Проблемами Северо – Западного района являются …

а) защита г. Санкт – Петербурга от наводнений;  б) создание нового порта;

в) восстановление памятников архитектуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии 9 класса на тему "Западно-Сибирский экономический район"

Учебник "География России.Население и хозяйство" В.П.Дронов, В.Я.Ром...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»

План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...

Методическая разработка урока по географии для 9 класса "Северо-Западный экономический район"

Разработка урока по теме " Севоро-Запад" выполнена в виде  презентации. В презентации рассмотрены вопросы географического положения, особености прирды, населения, хозяйства....

сценарий урока географии "Северо-Западный район". 9 класс

В материале помещен сценарий урока с приложениями. В приложениях даны сравнительные таблицы, инструкции для групповой работы, план характеристики географического положения. Домашнее задание - с возмож...

Конспект урока по географии "Северо-Западный экономический район", 9 класс

Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок-исследование.Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования развития ключевых компетентностей.Предмет исследо...