сценарий урока географии "Северо-Западный район". 9 класс
план-конспект урока по географии на тему

В материале помещен сценарий урока с приложениями. В приложениях даны сравнительные таблицы, инструкции для групповой работы, план характеристики географического положения. Домашнее задание - с возможностью выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии Наталья Николаевна Шеншина

Урок № 29

Тема

Северо-Западный район. Промежуточный контроль

Цель и задачи урока

Способствовать развитию умений выявлять значение регионов в географическом разделении труда; создать условия для установления роли Санкт-Петербурга в хозяйстве района; определить значимость района в развитии экономики; осознать  проблемы района и наметить пути их решения; воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, умение работать в группе

Тип

Комбинированный

Категориальный аппарат усвоения

ЭГП района; природные условия и ресурсы района

Ценностный компонент урока

  Северо-Запад в системе мировых культурных ценностей; отношение учащихся к историческим городам района

Учебно-наглядный комплекс

презентация в Microsoft PowerPoint; ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, доп. литература, статданные, пособие «Новое в мире: цифры и факты»

Имена

Петр I, А.Геттнер

Способы действия учащихся

Анализировать географические карты и статистические материалы; характеризовать ЭГП; вступать в диалог по обсуждению проблемных вопросов развития района

Эпиграф к уроку

Идея нации есть не то, что она сама думает

о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

Ход учебного занятия

Содержание (этапы) учебного занятия

Деятельность

учителя

обучающихся

1.Оргмомент

Организует

Сообщают о готовности класса

2.Сообщение темы урока

Сообщает тему урока (на слайде)

Записывают в рабочую тетрадь

3.Определение цели 

Определяет совместно с детьми

Определяют с помощью учителя

4.Актуализация знаний

Задание: Сравнить ЭГП СЗ и ЦЧР

Определяют ЭГП, сравнивают

5.Первичное введение материала.

5.1.Моделирование теоретических понятий

5.2.Развитие теоретических понятий

Беседа о природных ресурсах региона

Привлекает уч-ся к дискуссии «Санкт- Петербург-Москва». Слова немецкого географа А.Геттнера на  слайде.

активизируют имеющиеся знания и составляют перечень природных ресурсов

вступают в диалог, обосновывают свои точки зрения по поводу отношения к Санкт-Петербургу как транслятору европейских нововведений

5.3.Проблематизация теоретических понятий

Самостоятельная работа  «Оценка геополитического положения и ЭГП Калининградской области». Дает инструктаж к работе, на экране – порядок выполнения

Выполняют работу, ориентируясь на план и используя различные источники информации, в т.ч. ресурсы Internet

Подготовка к ЕГЭ

Задания по теме «Регионы России»

Выполняют задания, выявляют затруднения

6. Физминутка

Предлагает выполнить упражнения для снятия усталости спины, шеи

Выполняют упражнения

7. Подведение итогов урока

Подводит итоги урока

Выставляет оценки  

8.Рефлексия

Понимание себя  

Определяют свое место на уроке между «Я» реальное и «Я» идеальное

9. Задание на дом:

Даёт задание и комментарий к нему: §23, схема, Презентации «Ломоносов», «Культура ЕС», «Города ЕС» на выбор

Приложение 1 к уроку №8

        Граница между Европой и Азией проходит где-то Петербургом и Москвой: Петербург «вполне Европа», а Москва уже «совершенная Азия».

А.Геттнер

Приложение 2 к уроку №8

Задания группам

1. Составьте список географических терминов, относящихся к Северо-Западу.

2. Выберите географические термины или уникальные объекты, которые, на ваш взгляд, могут стать символом этого района.

3. В знаковой форме (в виде рисунка, схемы, картосхемы) отобразите символические объекты, придавая им смысл.

4. Обсудите с одноклассниками полученный «образ района»

Приложение 3 к уроку №8

Признак сравнения

Центрально-Чернозёмный район

Северо-Запад

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства)

Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.)

Изменения в ЭГП района в течение времени

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства

План характеристики экономико-географического положения

1.  Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа).

2.  Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.)

3. Экономическое окружение. Соседство с  другими экономическими районами, влияние  их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными  странами.

4.  Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения.

5.  Транспортно- географическое положение района (речные и морские пути).

6.  Изменение экономико-географического положения во времени.

7.  Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района.

План характеристики экономико-географического положения

1.  Физико-географическое положение координаты, бассейн реки, крупные формы рельефа).

2.  Положение на территории страны центральное, окраинное, пограничное ит.д.)

3. Экономическое окружение. Соседство с  другими экономическими районами, влияние  их уровня развития на хозяйство района, соседство с пограничными зарубежными  странами.

4.  Положение по отношению к сырьевым, топливным, сельскохозяйственным базам государственного значения.

5.  Транспортно- географическое положение района (речные и морские пути).

6.  Изменение экономико-географического положения во времени.

7.  Вывод о возможном влиянии экономико-географического положения на развитие и размещение хозяйства района.

1. Составьте список географических терминов, относящихся к Северо-Западу.

2. Выберите географические термины или уникальные объекты, которые, на ваш взгляд, могут стать символом этого района.

3. В знаковой форме (в виде рисунка, схемы, картосхемы) отобразите символические объекты, придавая им смысл.

4. Обсудите с одноклассниками полученный «образ района»

Рисунок

Сравните Белгородскую область и СЗР

Признак сравнения

Центрально-Чернозёмный район (Белгородская область)

Северо-Запад

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства)

Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.)

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства

Сравните Белгородскую область и СЗР

Признак сравнения

Центрально-Чернозёмный район (Белгородская область)

Северо-Запад

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства)

Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.)

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства

Сравните Белгородскую область и СЗР

Признак сравнения

Центрально-Чернозёмный район (Белгородская область)

Северо-Запад

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства)

Положение относительно крупных (главных) топливных и энергетических баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные, др.)

Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства