Использование технологии критического мышления в изучении географии
учебно-методический материал по географии

Федотова Ирина Анатольевна

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках географии. Представлены различные приемы технологии на разных этапах урока: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии. Приемы: "тонкие" и "толстые" вопросы, "кластер", "концептуальная таблица", таблица "Кто? Что? Когда? Где? Почему?", "Плюс - минус - интересно","бортовой журнал", "перекрестная дискуссия" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

« Использование технологии критического мышления на уроках географии»

Федотова И.А.

МОУ СОШ №20 г.Тверь

     Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках географии.

В статье представлены различные приемы технологии на разных этапах урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.

     Технология критического мышления через чтение и письмо, «тонкие» вопросы, «толстые» вопросы, «кластер», «концептуальная таблица», «перекрестная дискуссия».

   

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

      Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  3.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить   вопросы.
  4.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
  5. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  6. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  

         Всем этим критериям отвечают некоторые открытые образовательные технологии. Они являются открытыми, т.к. направлены на приобретение знаний, умений, развитие отношений, соответствующих характеристикам учащихся как субъектов деятельности. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эта технология представляет собой единый, связный набор обучающих приемов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на уроках и выстраивать собственное знание.

Технология позволяет:

  • одновременно эффективно решать задачи обучения и развития;
  • гармонично сочетать навыки работы с текстом и навыки общения;
  • формировать у школьников навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации.

          Технология  развития  критического мышления как раз на уроках географии  дает возможность сформировать умение у учащихся выделять главное, логически рассуждать, находить причинно-следственные связи; сформировать познавательные навыки и практические умения по географии; развивать творческие способности учащихся; формировать коммуникативные способности, развивать навыки общения. Данная технология включает в себя три основных этапа:

  1. Стадия вызова. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предполагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению и усилению мотивации в познании нового материала. На ней происходит:
  • актуализация и обобщение имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме, мотивировка ученика к учебной деятельности;
  • создание условий для активной познавательной деятельности.[1]

Приведем примеры используемых на этой стадии приемов:

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов табл. 1  может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые  учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.                                             Таблица 1

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

     

          По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Например, на уроке географии 6  классе по теме: Атмосферное давление» на стадии  вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов.

Таблица 2

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что такое атмосферное давление?

Почему воздух давит на Землю?

Как измеряется атмосферное давление?

Почему  изменяется атмосферное давление?

Как называется прибор для измерения атмосферное давление?

Объясните, почему на земной поверхности образуются области высокого и низкого давления?

Урок географии 6 класс - тема: «Течения в Океане»

Таблица 3

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что такое течение?

Почему образуются «стоковые» течения?

Какие бывают течения?

Почему в северном полушарии течения движутся по часовой стрелке, а в южном – против?

Каковы причины образования течений в Океане

Почему холодные течения, проходящие у берегов материков, формируют на суше пустыни?

Урок географии 7 классе – тема: «Климат и внутренние воды Австралии»

Таблица 4

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

В каких климатических поясах лежит Австралия?

Почему Австралия самый сухой материк?

Сколько осадков в среднем выпадает в Австралии?

Почему в Австралии так мало рек?

Где протекают главные реки Австралии?

В чем различие климата Австралии и Африки?

Учащиеся индивидуально или в группах пытаются ответить на данные вопросы, затем им предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждение своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

  1. Стадия осмысления предполагает работу с новой информацией:
  • Получение новой информации за счет работы в информационно-образовательном пространстве;
  • Осмысление информации;
  • Соотнесение с собственными знаниями.

Одним из самых эффективных на этой стадии является прием «Кластер». Он применяется для систематизации имеющийся информации и выявления возможных областей недостающих знаний. Учащиеся в течение 3 – 5 минут выписывают ключевые слова по изучаемой теме, затем графически изображают логические связи между понятиями.

           «Кластер» - Цепочка. На уроке по теме: «Ветер» 6 класс, по тексту параграфа определяя причины образования ветра, учащиеся самостоятельно выстраивают цепочку причинно-следственных связей.

     

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предлагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов.

Например, на уроке в 9 классе по теме: «Московская столичная агломерация» выполняется практическая работа «Сравнительная характеристика двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга» с использованием текста учебника, ИНТЕРНЕТ, карт атласа,  на стадии вызова учащимся предлагается попробовать ответить на вопрос: «Москва и Санкт-Петербург – две столицы, похожи ли между собой?» Учащиеся получают следующий алгоритм работы по тексту учебника: (чтение текста; выделение главного; обсуждение информации в группе; выделение линий сравнения и их запись). По итогам работы в группах или индивидуально заполняется таблица 5.                                            

 Таблица 5

Москва

Линии сравнения

Санкт – Петербург

  1. ГП

  1. История возникновения города

  1. Планировка города

  1. Функции города

  1. Характер агломерации

  1. Отрасли промышленности

  1. Проблемы города (социальные, экологические и др.)

Вывод:

       Приём «Плюс – минус – интересно» можно использовать и на стадии вызова и в ходе работы с новым материалом, например, 9 класс – тема: «Электроэнергетика» учащимся предлагается текст учебника с характеристиками электростанций и задача выяснить и выписать «положительные» и «отрицательные» черты работы этих предприятий.

Таблица 6

Виды электростанций

«+»

« - »

интересно

ТЭС

ГЭС

АЭС

Альтернативные источники энергии

  Этот же прием можно использовать и на стадии рефлексии. При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации  материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

       Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на стадии осмыслении содержания, например дневники и бортовые журналы. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.  Урок 6 класс – тема: «Жизнь на поверхности суши. Леса»

Таблица 7

Виды леса

Что мне известно по данной теме?

Что я нового узнал из текста?

Влажные экваториальные леса

Хвойные леса (тайга)

Смешанные и широколиственные леса

Еще одна форма таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», её эффективно использовать при изучении тем, связанных с открытиями путешественниками отдельных участков земной поверхности.  5класс - урок  по теме: «Великие географические открытия»

Таблица 8

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Бартоломеу Диаш

Попытка открытия южного морского пути в Индию

1487 - 1488

Обогнул южную оконечность Африки, открыл мыс Доброй Надежды

Интерес в Европе к науке, возродилась идея шарообразности, поиск пути в сказочно богатую Индию двумя путями – южным (вокруг Африки и западным – через Атлантический океан)  более совершенные карты, новые типы парусников – каравеллы (быстрые суда, могут идти при любом направлении ветра)

Васко да Гама

Открытие южного морского пути в Индию

1497 - 1499

Обогнул Африку с юга и достиг западных берегов Индии

Христофор Колумб

Открытие Америки

1492

Пересек Атлантический океан, открыл Багамские острова, Гаити, Куба

Фернан Магеллан

Первое кругосветное путешествие

1519 - 1522

Открыл Тихий океан, Магелланов пролив,  о. Огненная Земля, Филиппинские острова,

  1. Стадия рефлексии (подведение итогов) особо значима, так как именно здесь происходит осознание вновь приобретенной информации, творческое развитие учащихся.

Основные задачи  на этой стадии:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, превращение ее в знание;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • рефлексия и анализ всего процесса изучения материала.

           Учащимся предлагается вернуться мысленно к их совместной и индивидуальной деятельности, рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но, что важно, и по способу общения, наметить пути их исправления. Это, по существу, и является новым вызовом, вводом группы и каждого ученика в новую учебную проблему – проблему осознания средств собственной и совместной умственной деятельности. Рефлексия ведет к осознанию конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению, отказу от ошибочных приемов и подходов. Примером используемых приемов является «Перекрестная дискуссия».  Еще на стадии вызова учитель выделяет интересующий всех тезис, связанный с темой занятия. Учащиеся при изучении нового материала  заполняют таблицу. В левую колонку они записывают аргументы «за» тезис, а в правую – аргументы «против» тезиса. После обмена мнениями наиболее убедительные аргументы принимаются, остальные отвергаются. На этой основе делается вывод в поддержку или опровержение тезиса.

Урок в 8 классе по теме: «Государственная территория России»

Тезис урока: «История России есть  история страны, которая «колонизуется», а «область колонизации» в ней расширялась вместе с государственной территорией. Согласны ли вы с мыслью русского историка В.О.Ключевского?

Доводы «за»

Доводы «против»

Вывод:

 На стадии рефлексии может работать  и прием «тонких» и «толстых» вопросов. На уроке «Климат и внутренние воды Австралии» после изучения текста параграфа учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова, затем дается задание составить еще три – четыре «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, выбрать наиболее интересные и задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:

1. Как климат  Австралии влияет на размещение природных зон?

1. Почему реки Австралии находятся на юго-востоке материка?

2. Какое питание у рек  Австралии?

2. Почему большую часть материка занимает зона тропических пустынь?

3. Что такое «крик»?

3. Сравните климатические условия пустынь Австралии и Южной Африки. Какие из них отличаются большей суровостью и почему?

       Все эти  приемы могут быть и стратегией проведения урока в целом, «работать» на отдельных стадиях урока. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы – обмена мнениями, исследований, дискуссий, эссе и т.д.

          Диагностика результативности работы учащихся определяется  уровнями в познавательной области:

  • Воспроизведение – узнавание и вызов информации
  • Понимание – интерпретация материала, схем и  т.д.
  • Применение – применение понятий, законов в новых ситуациях
  • Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, разграничения между фактами и следствиями
  • Синтез – написание творческого сочинения, составление плана исследования

7 класс Тема: «Северная Америка» урок: «Общая характеристика климата Северной Америки» Тип диагностики: сопровождающий (по ходу изучения нового материала)

  1. Прочитать текст, заполнить таблицу «Инсерт»
  2. Составить таблицу «толстых» и «тонких» вопросов
  3. Составить кластер основных понятий, базовое понятие «Климат Северной Америки» (климатообразующие факторы, типы климата, температура  воздуха, постоянные ветры и т.д.)

Тип диагностики: обобщающий (после изучения нового материала)

1.Выполнить тестовые задания

Воспроизведение

 1. В Северной Америке наибольшее распространение имеют территории, расположенные в (подчеркните нужное)

Арктическом поясе

Субарктическом поясе

Умеренном поясе

Субтропическом поясе

Тропическом поясе

Субэкваториальном поясе

Понимание

2. Подчеркните климатообразующие факторы, которые определяют общий характер климата Северной Америки:

Близость к экватору

Близость Южной Америки

Большая протяженность материка с севера на юг

Горы вдоль западного побережья материка

Пустыни в центральной части Кордильер

Близость  Северного полюса

Применение

3. Логическая цепочка    тропики  – Северная Америка –             -  торнадо

Анализ

4. На климат Северной Америки в большей степени оказывает влияние (выбрать нужные варианты, ниже аргументировать ответ)

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Индийский океан

Тихий океан

Оценка

5. Перечислите  основные черты сходства климата Северной Америки и Южной Америки

 2. Заполните бортовой журнал. В левой его части напишите основные черты климата Северной Америки (на основании данных учебника и атласа). В правой части - собственные суждения по вопросу: «Как эти черты климата Северной Америки влияют на внутренние воды, растительность и животный мир?» При этом учащиеся еще не изучали эти темы. Таким образом, мы диагностируем умения школьников самостоятельно выносить суждения аналитического, синтетического и оценочного характера.

         Применение технологии РКМЧП дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в своём профессиональном развитии.

Успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу.

         "Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".

Используемая литература:

  1. Генике Е. А.. Трифонова  Е.А. «Развитие критического мышления» кн.1 -  М.; Изд-во «Бонфи», 2002
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. «Теория обучения в информационном обществе», М.; Изд-во «Просвещение», 2011
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке, М.; Изд-во «Просвещение», 2011


[1] Иванова Е.О., Осмоловская И.М. «Теория обучения в информационном обществе», М.; Изд-во «Просвещение», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...

Использование приёмов технологии критического мышления при изучении темы "Причины Троянской войны"

В презентации представлены разные варианты использования приёмов ТКМ  при изучении темы "Причины Троянской войны" ....

Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал  ...

Методический семинар "Использование технологии критического мышления на уроках географии"

Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способ...