География. Рабочая программ 5-9 класс
презентация к уроку по географии (6 класс)

Пугина Оксана Анатольевна

Рабочая программ 5-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5-9_programma.docx59.51 КБ
Office presentation icon Ветер. Бриз2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по ГЕОГРАФИИ

для учащихся __5-9__ классов

Программа: География 5-9 класс: предметная линия «Полярная звезда» 5-11 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2020 г.

г.Москва, 2020г.

        

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

- примерной программы по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-11 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2020 г.

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

-формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях;

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование опята ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

 Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Коммуникативные УУД:

5–6 классы

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются:

5 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • использование географических умений:

-  находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

6 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

7 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

  • использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

  • понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

8 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

9 класс

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчеты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.

Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)

5 КЛАСС

Раздел: Источники географической информации (19 часов)

Развитие географических знаний о Земле (4 часа)

 Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта (11 часов)

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Пр.р. № 1. Построение плана местности.

Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.

Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире.

Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)

Человек на Земле (3 часа)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Московской области,

                   изучение их свойств.

Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира.

Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, районов землетрясений и вулканов.

Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».

Учебно-тематический план

(5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

Раздел

Тема

Количество часов

Количество  практических  работ

Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле

4

0

Земля – планета Солнечной системы

4

0

План и карта

11

3

Природа Земли и человек

Человек на Земле

3

0

Литосфера – твердая оболочка Земли

12

4

Итого

34

7

6 КЛАСС

Раздел: Природа Земли и человек (34 часа)

Гидросфера — водная оболочка Земли. (13 часов)

 Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Пр.р. № 1. Описание моря по плану.

Пр.р. № 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Пр.р. № 3. Описание реки по плану.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (11 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Пр.р. № 4. Построение розы ветров.

Пр.р. № 5. Наблюдение за погодой, обработка данных.

Биосфера – живая оболочка Земли (4 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли (5 часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Пр.р. № 6. Нанесение на карту природных зон Земли.

Обобщение знаний по изученному курсу (1 час)

Учебно-тематический план

(6 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

Раздел

Тема

Количество часов

Количество  практических  работ

Природа Земли и человек

Гидросфера – водная оболочка Земли.

13

3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

2

Биосфера – живая оболочка Земли

4

0

Географическая оболочка Земли

5

1

Обобщение по курсу географии 6 класса

1

0

Итого

34

6

7 КЛАСС

Раздел: Источники географической информации (3 часа)

        Как мы будем изучать географию в 7 классе. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Окружающая среда. Географические карты. Картографические проекции. Способы отображения информации на картах.

Раздел: Население Земли (6 часов)

        Народы. Языки. Религии. Отличительные признаки народов мира. Города и сельские поселения. Страны мира. Республики и монархии. Самые развитые страны. Зависимость стран друг от друга.

Пр.р. № 1. «Составление характеристики населения мира»

Пр.р. № 2.  «Выявление особенностей хозяйственной деятельности в мире»

Раздел: Материки, океаны, страны (59 часов)

Природа Земли (14 часов)

        Развитие земной коры. Платформы и складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые. Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Циркуляция атмосферы. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Климатообразующие факторы. Океанические течения. Причины образования океанических течений и их виды. Реки и озёра Земли. Растительный и животный мир Земли. Почвы.

Пр.р. № 3. «Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом»

Пр.р. № 4. «Описание течения Мирового океана»

Пр.р. № 5. «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»

Природные комплексы и регионы (5 часов)

        Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности географического положения и природы океанов. Экологические проблемы океанов. Материки, их сходства и различия. Как делят Землю и мир. Части света.

Пр.р. № 6. «Описание природных зон по карте»

Пр.р. № 7. «Описание океана по плану»

Пр.р. № 8. «Сравнение географического положения материков»

Материки и страны (39 часов)

        Африка: образ материка. Африка в мире. Население материка. Занятия населения. Страны Африки. Египет. Австралия: образ материка.  Австралийский Союз. Антарктида. Южная Америка: образ материка. Латинская Америка в мире. Страны Южной Америки. Бразилия. Северная Америка: образ материка. Англо – Саксонская Америка. Страны Северной Америки. США. Евразия: образ материка. Европа в мире. Страны Европы. Германия. Франция. Великобритания. Азия в мире. Страны Азии. Китай. Индия. Россия в  мире. Природные ресурсы России. Россия – многонациональное государство.

Пр.р. № 9. «Описание климатограмм»

Пр.р. № 10. «Разработка туристического маршрута по Австралии»

Пр.р. № 11. «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов»

Пр.р. № 12. «Составление характеристики США»

Пр.р. № 13. «Характеристика природных зон на маршруте путешествия»

Пр.р. № 14. «Описание страны материка Евразия»

Обобщение (1 час)

Учебно-тематический план

(7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел

Тема

Количество часов

Количество  практических  работ

Источники географической информации

Источники географической информации

3

0

Население Земли

Население  Земли

6

2

Материки, океаны, страны

Природа  Земли

14

3

Природные  комплексы  и регионы

5

3

Материки  и страны

39

6

Обобщение

1

0

Итого:

68

14

8 КЛАСС

 География России

Раздел: Особенности географического положения России

Россия в мире (6 часа)

        Где располагается Россия. Часовые пояса. Ориентирование по карте России. Природные объекты России. Географические районы. Административно-территориальное деление. Формирование территории России.

Пр.р. № 1. Определение поясного времени для разных городов России.

Пр.р. № 2. Ориентирование по физической карте России.

Раздел: Население России

Россияне (10 часов)

        Воспроизводство населения. Численность населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Россияне на рынке труда. Трудовые ресурсы. Этнос. Этническая структура населения. Религии. Размещение населения. Расселение и урбанизация. Города и сельские поселения.

Пр.р. № 3. Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России.

Раздел: Природа России

Природа России (22 часа)

        Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Климатические пояса. Комфортность климата. Моря. Наши реки. Почва и её значение.

Пр.р. № 4.  Описание рельефа России по плану.

Пр.р. № 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.

Пр.р. № 6. Нанесение на контурную карту форм рельефа России

Пр.р. № 7. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества  осадков  по  территории  России.

Пр.р. № 8. Оценка климатических условий одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения.

Пр.р. № 9. Описание моря по типовому плану.

Пр.р. № 10. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного использования.

Пр.р. № 11. Составление характеристики почвенных ресурсов

Природно-хозяйственные зоны (6 часов)

        Зональность в природе. Природные зоны. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.

Пр.р. № 12. Описание природно-хозяйственной зон  

Раздел: Хозяйство России (23 часов)

        Развитие хозяйства. Отрасль. Особенности экономики России. Типы предприятий. Приватизация. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Кооперирование. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.

Пр.р. № 13. Характеристика угольного бассейна России.

Пр.р. № 14. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Пр.р. № 15. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России.

Пр.р. № 16. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Обобщение за курс 8 класса (1 час)

        Анализ физической карты России, решение задач по физической карте России. Особенности экономики страны, отрасли хозяйства.

Учебно-тематический план

(8 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел

Тема

Количество  часов

Количество  практических  работ

Особенности географического положения России

Россия  в  мире

6

2

Население России

Россияне

10

1

Природа России

Природа России

22

8

Природно-хозяйственные  зоны.

6

1

Хозяйство России

Хозяйство России

23

4

Обобщение  за  курс  «География России» 8 класс

1

0

Итого:

68

16

9 КЛАСС

   География России

Раздел: Повторение материала

Повторение материала по теме «Хозяйство России» (8 часов)

        Развитие хозяйства. Отрасль. ТЭК. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Машиностроение. Специализация. Химическая промышленность. Лесной комплекс. С/х. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.

Раздел: Районы России

Регионы России (3 часа)

        Подходы к районированию. Административно-территориальное деление России как один из видов районирования. Соотношение районов по территории, населению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства. Крупные природные регионы России. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.

Европейская Россия (37 часов):

Центральная Россия (7 часов)

        Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Восточно-Европейская равнина – особенности природы. Освоение территории и степень заселённости. Специфика населения. Занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

        Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Проблемы сельской местности.

        Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Центрально-Чернозёмный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Пр.р. № 1. «Выявление и анализ условий для развития Центральной России»

Северо-Запад (5 часов)

        Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада.

        Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития

Европейский Север (9 часов)

        Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Пр.р. № 2. «Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства местности».

Европейский Юг (5 часов)

        Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развития хозяйства. Высотная поясность. Особенности природы Северного Кавказа. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населённость района. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК - главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города района. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.  

Поволжье (5 часов)

        Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга - главная хозяйственная ось района. Население. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Урал (5 часов)

        Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль района в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Особенности природы Урала. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население, национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала. Специализация района. Современное хозяйство района. Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.

Пр.р. № 3. «Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала».

Обобщение по теме «Европейская Россия» (1 час)

Азиатская Россия (15 ч):

Сибирь (10 ч)

        Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Горы Южной Сибири: особенности природы. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь - главная топливная база России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь – особенности природы. Проблемы и перспективы развития районов.

Пр.р. № 4. «Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири»

Дальний Восток (5 ч)

        Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая "молодость" района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Главные особенности природы Дальнего Востока.

        Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Основные отрасли специализации района. Дальний Восток - далёкая периферия или "тихоокеанский  фасад"  России? Внешние связи региона.

Раздел: Россия в современном мире

Россия в мире (4 ч)

        Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Пр.р. № 5. «Анализ показателей внешнеторгового оборота России»

        

Обобщение за курс 9 класса (1 час)

Регионы России, Европейская Россия, Азиатская Россия, Россия в мире.

Учебно-тематический план

(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел

Тема

Количество  часов

Количество  практических  работ

Повторение материала

Повторение материала по теме «Хозяйство России»

8

Районы России

Регионы России

3

Европейская  Россия:

37

Центральная  Россия

7

1

Северо-Запад

5

Европейский  Север

9

1

Европейский Юг

5

Поволжье

5

Урал

5

1

Обобщение по  теме «Европейская  Россия»

1

Азиатская  Россия:

15

Сибирь

10

1

Дальний  Восток

5

Россия в современном мире

Россия  в  мире

4

1

Обобщение за  курс 9 класса

1

Итого:

68

5

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

предмет

программа

УМК

КИМ

География

5 класс

Программа:

 География. 5-11 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» под ред. А. И. Алексеева. 5-11 классы, Москва, «Просвещение», 2020г.

УМК «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Учебник: География. 5-6 классы. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.

Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 класс. (www.online.prosv.ru)

Мой тренажёр. География. 5-6 класс. Николина В.В.

Атлас 5-6 класс, Контурные карты 5 класс

КИМ «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Мой тренажёр. География. 5 класс. Николина В.В.

Атлас 5-6 класс, Контурные карты 5 класс, 2020

«Конструктор» текущего контроля. География. 5-6 класс. Гусева Е.Е.

География

6 класс

УМК «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Учебник: География. 5-6 классы. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.

Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 класс. (www.online.prosv.ru)

Мой тренажёр. География. 5-6 класс. Николина В.В.

Атлас 5-6 класс, Контурные карты 6 класс.

КИМ «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Мой тренажёр. География. 6 класс. Николина В.В.

Атлас 5-6 класс, Контурные карты 6 класс, 2020

«Конструктор» текущего контроля. География. 5-6 класс. Гусева Е.Е.

География

7 класс

УМК «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Учебник: География. 7 класс. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.

 Электронное приложение к учебнику. География. 7 класс. (www.online.prosv.ru)

Мой тренажёр. География. 7 класс. Николина В.В.

Атлас 7 класс, Контурные карты 7 класс

КИМ «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Мой тренажёр. География. 7 класс. Николина В.В.

Атлас 7 класс, Контурные карты 7 класс, 2020

«Конструктор» текущего контроля. География. 7 класс. Гусева Е.Е.

География

8 класс

УМК «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Учебник: География. 8 класс. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.

Электронное приложение к учебнику. География. 8 класс. (www.online.prosv.ru)

Мой тренажёр. География. 8 класс. Николина В.В.

Атлас 8 класс, Контурные карты 8 класс

КИМ «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Мой тренажёр. География. 8 класс. Николина В.В.

Атлас 8 класс, Контурные карты 8 класс, 2020

«Конструктор» текущего контроля. География. 8 класс. Гусева Е.Е.

География

9 класс

УМК «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Учебник: География. 9 класс. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.

Электронное приложение к учебнику. География. 9 класс. (www.online.prosv.ru)

Мой тренажёр. География. 9 класс. Николина В.В.

Атлас 9 класс, Контурные карты 9 класс

КИМ «Полярная звезда» издательство «Просвещение»

Мой тренажёр. География. 9 класс. Николина В.В.

Атлас 9 класс, Контурные карты 9 класс, 2020

«Конструктор» текущего контроля. География. 9 класс. Гусева Е.Е.

        

Материально-техническое обеспечение:

- Компьютер.

- Мультимедиа - проектор.

- Комплект карт.

- Медиатека.

- Географическая литература.

- Глобус.

- Анемометр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что я ЗНАЮ Что я ХОЧУ ЗНАТЬ Что я УЗНАЛ ДВИЖЕНИЕ ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ СИЛА ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СКОРОСТЬ, СИЛА, НАПРАВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВИДЫ ВЕТРА СКОРОСТЬ СПОСОБЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЕТРОМ ВЕТЕР

Слайд 2

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА Н В БРИЗ (фр.) - легкий ветер ВЕТЕР, МЕНЯЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ 2 РАЗА В СУТКИ

Слайд 3

ДЕНЬ t + 16 С 760 ММ.РТ.СТ 758 ММ РТ.СТ. t + 2 5 С МОРЕ СУША НОЧЬ t + 2 2 С 758 ММ РТ.СТ. t + 20 С 760 ММ РТ.СТ.

Слайд 4

ВЕТЕР Что включается в понятие «ВЕТЕР »

Слайд 5

КЛАСТЕР ВЕТЕР Подстилающая поверхность температура давление сила скорость направление Что включается в понятие «ВЕТЕР »

Слайд 6

КЛАСТЕР Муссон Бриз Пассаты Ураган ВЕТЕР Подстилающая поверхность температура давление сила скорость направление Что включается в понятие «ВЕТЕР »

Слайд 7

с ю в з с- в ю - в с - з ю - з 1 ДЕЛЕНИЕ – ОДИН ДЕНЬ РОЗА ВЕТРОВ

Слайд 8

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ ДВИЖЕНИЕ ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕТЕР ВОЗНИКАЕТ ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ СИЛА ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СКОРОСТЬ, СИЛА, НАПРАВЛЕНИЕ РАЗНИЦА В ДАВЛЕНИИ ВЛИЯЕТ НА СКОРОСТЬ, СИЛУ И НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА НАПРАВЛЕНИЕ ВИДЫ ВЕТРА ПОЗНАКОМИЛИСЬ С БРИЗОМ СКОРОСТЬ СПОСОБЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЕТРОМ

Слайд 9

ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА 1 СМЕНА ДНЯ И НОЧИ 2 ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ ОСИ 3 РАЗЛИЧИЯ В ДАВЛЕНИИ 5 ВЕТЕР 4 РАЗЛИЧИЯ В ТЕМПЕРАТУРЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География - рабочая программа

Рабочая программа по географии 6 класс - Землеведение. Климанова...

География. Рабочая программа 8класс 2014-2015

Рабочая программа для 8 класса   к учебнику И.Ию Бариновой содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

5-география Рабочая программа

5-география  Рабочая программа 5 класс...

9-география Рабочая программа 9 класс

9-география  Рабочая программа 9 класс...