Рабочая программа по географии на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)
рабочая программа по географии (8 класс)

Донских Елена Валентиновна

При составлении  рабочей программы к учебному курсу «География» для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Лифановой Т.М., по географии для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В. Москва. ГИЦ Владос 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка37.44 КБ
Office spreadsheet icon ktp_geografiya_8_klass_2017.xls32 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03                                              e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа

по географии

на 2017–2018 учебный год

для 8 «А»  класса (УОД)

Учитель: Донских Е. В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»_____2017 г.                                   Зав. образовательного отделении Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                                     «___»_____________________________2017 г. 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении  рабочей программы к учебному курсу «География» для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Лифановой Т.М., по географии для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В..Москва. ГИЦ Владос 2013 г. Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану ОУ.

Место предмета в учебном плане.

8 класс – «География материков и океанов»-2 часа в неделю 68 час в год

В преподавание курса используется учебно-методический комплект.

  1. Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н. «География материков и океанов. 8  класс», Москва издательство «Просвещение», 2012 г
  2.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, издательство «ВЛАДОС», Москва, 2013г од.

Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Основная задача современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах.

Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
  4. Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
  1. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
  2. Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
  3. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.;
  4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;
  1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации,  учебные документальные фильмы.

Кроме этого при  проведении уроков используется  дидактический материал:

  • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
  • географические карты (физическая, политико-административная и карта природных зон.

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.  Основные курса географии в 8 классе: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  материков и океанов, стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Цель обучения: Формирование у учащихся представлений о материках и океанах.

Исходя из цели вытекают следующие задачи:

  • формирование у учащихся представлений о мировом океане;
  • познакомить учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
  • дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём; – развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»;
  • дать знания о правилах поведения в природе.

 Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
  • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.  

        Учащиеся должны уметь:

  • показать на географической карте океаны, давать им характеристику;
  • определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

Минимальный уровень:

  • представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей разных материков и отдельных стран;
  • владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
  • выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
  • сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
  • использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

  • применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
  • ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
  • нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
  • применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.

Содержание учебной программы по географии

Введение

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.

Мировой океан

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан.Современное изучение Мирового океана.

Межпредметные связи: сравнение размеров океанов («Математика»). Вода. Водоросли. Обитатели морей («Естествознание»); Правописание  слов («Русский язык»).

Практические работы: обозначение океанов на конкурной карте полушарий в рабочей тетради на печатной основе, составление схемы хозяйственного использования океанов, зарисовки рыб, морских животных и айсберга, подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».

Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны; географическое положение и их хозяйственное значение;

Уметь: показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику.

Материки и части света

Африка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР).

Практические работы: обозначение на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре; запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной доске).

Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарноеописание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения обизученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географииматериков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).

Австралия

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир, животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Острова Новая Гвинея.

Практические работы: обозначение на контурной карте в рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре; запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной доске).

Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарноеописание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).

Антарктида

Географическое положение. Антарктида. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Обобщающий урок по теме «Антарктида».

Практические работы: обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса в рабочей тетради на печатной основе. Составление альбома по теме «Антарктида». Зарисовки птиц и животных Антарктиды.

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция внимания (объем и переключение).

Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).

Америка. Открытие Америки.

Северная Америка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба.

Практические работы: обозначение на контурной карте в рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре; запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной доске).

Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).

Южная Америка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу.

Обобщающий урок на тему «Часть света – Америка»

Практические работы: обозначение на контурной картев рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре; запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной доске).

Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);

Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).

Евразия. Общая характеристика материка

Географическое положение. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быть народов Европы и Азии. Заочное путешествие по Евразии.

Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте».

Содержание тем учебного курса

Контрольная работа

Тема:

Часы:

1.

Что изучают в курсе географии материков и океанов

1

2.

Мировой океан

6

3.

Африка

14

4.

Австралия

7

5.

Антарктида

5

6.

Северная Америка

10

7.

Южная Америка

12

8.

Евразия

13

Всего:

68

Межпредметные связи: рациональное использовании, почв, полезных ископаемых, охрана водоемов, растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»); охрана природы – всемирная проблема; международные законы об охране природы («История»); правописание трудных слов (Русский язык»).

Практические работы: обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер; проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией в рабочей тетради на печатной основе.

Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу,) Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся

Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.

1 группа (10-15%) – дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

*Обучение отдельных учащихся с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями, которые не имеют возможности освоить программный материал, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Следует учитывать, что понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия. Цель каждой индивидуальной программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Данная программа согласовывается методическим советом и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.

Соответственно названным группам, около 40% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 30% – минимально необходимый (сниженный) уровень, а 30% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Учебный комплекс

1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Приложение к учебнику «География» 8 класс, М.: Просвещение, 2013 г.

3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н Рабочая тетрадь по географии материков и океанов для 8 класса специальной коррекционной школы VIII вида

2. Учебно-методический комплекс

Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 8 класс. М.: «Просвещение», 1997

Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год

Вашему вниманию представлены рабочие программы по информатике:8-9 класс на 105 часов, на основе программы «Информатика и ИКТ», авторы Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОФП» (3 класс) 2017-2018 уч.год

Рабочая программа внеурочных занятий по ОФП для 3 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физ. воспитания  учащихся основного общего образования (базовый уровень) с учето...

План подготовки к ОГЭ выпускников 9 классов по географии на 2017-2018 учебный год

Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.Задачи:·         ...

Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год

Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по логопедии 2017 - 2018 учебный год

Программа по логопедии разработана на основе:- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекц...