Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Татьяна Ивановна Халенева

Изучение природы безлесных районов южной части России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Безлесные районы юга России123.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

Предмет

география

Класс  8

Тема урока

Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Цель темы

1.Изучить особенности компонентов лесостепей, степей и полупустын, пустынь. Изучить  взаимосвязи между компонентами этих зон. Сформировать образ лесостепей, степей и полупустын,пустынь. Выявить природные ресурсы этих зон и их хозяйственное использование, экологические проблемы и пути их решения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Расширят познание характера, сущности и динамики главных природных и экологических, процессов, происходящих в географическом пространстве России;

Происходит выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях


Познавательные
:

Обучающиеся повысят:

 Коммуникативные умения;

 Умения ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Умения составления плана и последовательности действий;

Умения осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Умение определять оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 

Регулятивные:

Закрепят  умения способов систематизации данных карт.

Принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: 

Появится прирост в умениях: -Работать в группах;

-Аргументированно высказывать свою точку зрения.

-В развитии организаторских способностей.

1.Обучающиеся закрепят умения   толерантного отношения  друг к другу.

2 Повысят:

 -культуру нравственного воспитания;
-воспитания экологической культуры; -чувства патриотизма, ответственности за судьбу родного края, страны;

 -знания и умения, связанные с  системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности.

Решаемые учебные проблемы

  • Определить уровень готовности к работе.
  • При изучении особенностей природных компонентов в лесостепях, степях, полупустынях и пустынях использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных задач, в ходе которых формируются  поисковые и исследовательские умения и навыки.
  • В ходе работы  по углублению знаний о закономерностях разрушения природных зон  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • Умения ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Основные понятия, изучаемые на уроке

Природные комплексы, природные компоненты, Коэффициент увлажнения, эрозия.

Вид используемых на уроке средств  ИКТ

Мультимедиа для презентации слайдов и фильм;

 Учебник географии стр. 166-170

География в таблицах 6-10 классы. (В.В.Климанов, О.А.Климанова) «Дрофа»  

Карты атласа России, Пензенской области, гербарий

Учебник

стр.81 рис.30 карта «Суммарная солнечная радиация»

стр. 89 рис36 карта  «Годовое количество осадков»

стр.90 рис.37 карта  «Испарение и испаряемость»

стр.параграф 35 стр.166-169-текст

Фильм «Дыхание степи».

Мультимедиа для презентации «Интернет.урок.ру» https://youtu.be/FOQOWusuRo8

https://youtu.be/TfE261soiWM

«Мелодия степи и пустыни»

Образовательные интернет-ресурсы

Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

Межпредметные связи

Математика (вычислительные работы).

Биология (приспособительные особенности растений и животных).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1 Актуализация знаний, способов действия в новых условиях;   развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

Организационный момент

  1. Мотивация к деятельности.

СЛАЙД1

Эпиграф урока

 Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!

                 П. Вяземский


И куда б не несли меня волны, маня,
Нет прекрасней земли, чем Отчизна моя.
Моя светлая Русь, моя радость и боль,
Мне в любви объясниться травинке позволь.

                   Вика Дёмина

Прослушиваются музыкальные фрагменты (музыка степи, музыка пустыни)

-Скажите, ребята, какой природной зоне посвящены эти мелодии?

-Так, какова же сегодняшняя тема урока?

СЛАЙД 2

-Позвольте, я прочитаю вам отрывки из стихов об изучаемых сегодня природных зонах.

Степь

Иван Кашпуров

Солончаки.
Вихры полыни сивые
Да коршунов ленивые виражи…
Скажи мне, степь,
ну что в тебе красивого,
на чём тут глазу отдохнуть,
скажи?
Быть может,
эти жилистые донники
тебя преображают по весне,
когда ветров серебряные
дольники
звучат на зеленеющей волне?
Эх, степь родная,
воля ястребиная,
Росы алмазный высверк
под лучом.
Но красота твоя неистребимая
живёт в душе,
и вёсны ни при чём.

Пустыня.

Максимилиан Волошин

Но мне мерещится порой,
Как дальних дней воспоминанье,
Пустыни вечной и немой
Ненарушимое молчанье.
Раскалена, обнажена,
Под небом, выцветшим от зноя,
Весь день без мысли и без сна
В полубреду лежит она,
И нет движенья, нет покоя...
Застывший зной. Устал верблюд.
Пески. Извивы желтых линий.
Миражи бледные встают -
Галлюцинации Пустыни.


     СЛАЙД 3

- Вспомните, с какими ПЗ вы уже ознакомились?

 -С какими ПЗ нам предстоит ознакомиться?

СЛАЙД4


- Вспомните, в каких природных зонах находится наша Малая родина .

Актуализация знаний и позиция учащихся к изучаемой теме (достижение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися)

-Не считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока нам очень близка?

-А все ли мы знаем о той ПЗ, в которой живем?

А хотелось бы узнать?

А что вы хотели бы узнать конкретно? Каких знаний вам не хватает?

ЭТАП 2.      СЛАЙД5

                                           

Целеполагание- знаю, хочу узнать, узнал

 

-Давайте, вместе обозначим тему, поставим цель перед собой: о чем мы хотим узнать сегодня на уроке, и составим план действий.

Учитель корректирует ответы обучающихся.                              

    

-все эти вопросы мы решим на уроке, а сейчас необходимо проверить, как вы усвоили прежнюю тему.


        СЛАЙД 6

Проверка Д/з

                            

Цель: Определить уровень готовности к работе.

Продолжать отрабатывать умения осуществлять самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

I вариант: тайга

II вариант: смешанный лес

                                                       

А. 1.        Графический диктант.

Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки:

1.        Эта природная зона занимает самую большую площадь.

2.        Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

3.        Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые.

4.        Почвы подзолистые.

5.        В природной зоне деревья образуют один ярус.

6.        Деревья более холодоустойчивы.

7.        В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

8.        Древесина – главное богатство этой зоны.

9.        В зоне много болот.

10.        Эта зона отсутствует в Сибири.

11.        Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница

12.          Условия зоны более благоприятны для земледелия.            

                   СЛАЙД  7        

Б.Самоконтроль: ( по завершению проверь результаты  по презентации)

Критерии оценки:

Тайга   
 

 Три правильных ответа -2 балла      4-5 правильных ответа – 3 балла
  6 правильных ответа – 4 балла

  7 правильных ответа -  5 баллов

Смешанный широколиственный лес:

1 правильный ответ – 2 балла
2 правильных ответа – 3 балла
3 правильных ответа -4 балла

4 правильных ответа -5 баллов

   

Анализ работы по проверке д/з.  Над чем поработать дополнительно

Учитель: Я надеюсь, что вы все справились с этим заданием.

 

ЭТАП 3.   СЛАЙД 8

Изучение нового материала

Стадия «осмысление»

Учитель предоставляет  материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Как всё взаимосвязано в природе

разумно и неразделимо!

   Вот ландыши: они не в поле бродят,

а с тенью лип, нерасторжимы.

И с шелестом берёз зеленодымным

и с колокольчиком лиловым.
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,

и с влажным воздухом  медовы…

                         

Скажите:  -какой смысл несет это стихотворение?

                                     

Высказывают предположения.

Отвечают.

Определяют, каких знаний  не хватает, где и как их добыть
Продолжают развивать умения ставить  учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Недостаточно знаний, о причинах размещения этих зон, об их особенностях и их проблемах. Добыть знания можно, используя текст учебника, карты атласа и учебника.

        Хотят расширить знания, которые получили из окружающей среды, непосредственно проживая в данном регионе; а так же на уроках краеведения (география и биология) и на уроках географии 6-7 класс).

Записывают в тетради тему урока, и заполняют две колонки

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

-взаимосвязь компонентов в природе;

- распределение тепла по поверхности Земли.

-познакомиться с особенностями компонентов природы природных зон;

-установить взаимосвязь компонентов природы в этих природных зонах;

- о причинах чередования природных зон

-выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данных зонах;
- познакомиться с антропогенным воздействием человека на природные зоны,

Обучающиеся выполняют задание.

Проверяют и анализируют работы.

Предполагаемый ответ обучающихся о том, что природа – целостна.   Нарушение или изменение, какого либо компонента ПЗ, ведет к изменению других составных частей этой ПЗ.                                                              
                                                                                                                         

 ЭТАП 4.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и выявить природные особенности лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, хозяйственную деятельность человека в этих природных зонах, характерные для данных природных зон экологические проблемы.

Предлагается  материал, который способствует формированию основ теоретического мышления, развитию умений находить общее, закономерности, отличное; развитию способности к обобщению; стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

-

                                                 

Работа в группах

Обучающиеся анализируют, сравнивают имеющийся учебный материал.

Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи

Приобретают навыки  культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников

Отбирают нужный материал, систематизируют в таблицу, вычисляют К увлажнения,

обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Природная зона

Суммарная солнечная радиация

Средняя температура января, июля

Годовое количество осадков

Испарение и испаряемость

Коэффициент увлажнения

Лесостепь и степь

Полупустыни и пустыни

-Осуществите самопроверку.

-Выполняя работу, что вы узнали нового об особенностях  данных природных зон?

-Великий русский учёный Докучаев писал о том, что человек зонален во всех проявлениях своей жизни: в обычаях, одежде, во всей житейской обстановке; зонально выращивание домашних животных, так называемая культурная растительность, постройки, пища и питьё.

-Как вы прокомментируете высказывание учёного?

 

ПЗ

ГП зоны, ландшафт

Почвы

Растит.
мир

Жив.
мир

Хоз. дея-ть человека

Экол. пробл

 лесостепь и степь

Полупустыня и пустыня

Сообщают об особенностях природных зон (по группам)

Говорят об особенностях хозяйственной деятельности населения зон.

.    

 ЭТАП 5.

    СЛАЙД 9  (гиперссылка на презентацию)

Предлагается познакомиться с индивидуальным проектом обучающегося, недавно переехавшего из Крыма о природной зоне сухих субтропиков.

 

 

Представляет свой проект.

 ЭТАП 6.

 Рефлексия (итог урока).

                         СЛАЙД 10     

Цель: подвести итоги урока.

Работаем вместе.

Данный вид работы формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Какие понятия вы вспомнили?

 Какие умения отработали?

-Какую тему урока мы с вами изучили?

-Посмотрите на свою таблицу и определите, достиг ли вы цели по усвоению знаний, которую поставили перед собой.

- Заполни третью колонку таблицы

Поставь оценку за работу на уроке:

-себе;

-своей группе;

-классу в целом;

-учителю за подготовленные материалы.

Обучающиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

-взаимосвязь компонентов в природе;

- распределение тепла по поверхности Земли.

-познакомиться с особенностями компонентов природы природных зон;

-установить взаимосвязь компонентов природы в этих природных зонах;

- о причинах чередования природных зон

-выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данных зонах;
- познакомиться с антропогенным воздействием человека на природные зоны,

Работают с оценочным листом

 ЭТАП 7 .

Домашнее задание

    

Домашнее задание: параграф 35

1. На к/к нанесите лесостепи, степи, полупустыни, пустыни  России.

2.Подготовить  материал о влажных субтропиках России.

МБОУ СОШ с. Чаадаевка

Открытый урок по теме:

«Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни»

Выполнила : Халенева Т. И.

2014-2015 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России. Полупустыни, пустыни, субтропики.

На уроке рассматрели особенности географического положения пустынь и полупустынь России, климатические условия. Познакомились с почвами, растительным и животным миром эти природных зон. Особое внимани...

Полупустыни, пустыни, субтропики

Конспект урока по теме "Полупустыни, пустыни и субтропики"...

План - конспект урока " Степи, лесостепи, полупустыни, пустыни"

План - конспект урока географии с использованием ЭОР в 8 классе . Тема урока "Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни". Это 4-й урок в теме "Природно-хозяйственное районирование". В приложении содержит...

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...

Конспект урока "Степи и пустыни" 8 класс

Конспект составлен по требованиям ФГОС по географии для 8 класса....