Презентация урока "горные породы и минералы" 5 класс
презентация к уроку по географии (5 класс)

Рушнова Валерия Борисовна

Презентация к уроку географии в 5 классе "горные породы и минералы" поможет учителю интересно провести урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ. Подготовила: Рушнова В.Б. учитель географии

Слайд 2

Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов. Земная кора состоит из Разных горных пород

Слайд 3

Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли. Минералы отличаются: твердостью, блеском, цветом, плотностью, температурой плавления Самые распространенные на Земле минералы: Полевой шпат Кварц Слюда

Слайд 4

Горные породы- это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Горные породы Магматические Осадочные Метаморфические

Слайд 5

МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ МРАМОР КВАРЦИТ ГНЕЙС ГРАНИТ БАЗАЛЬТ ПЕМЗА ОРГАНИЧЕСКИЕ нефть, торф каменный уголь, природный газ, известняк, мел ОБЛОМОЧНЫЕ песок, глина, валуны, щебень ХИМИЧЕСКИЕ поваренная соль, калийная соль, сера. апатит

Слайд 6

Магматические горные породы 1 группа: Глубинные (интрузивные) - образуются из медленно остывающей на глубине магмы - плотные горные породы с крупными кристаллами минералов. Габбро Гранит Диорит

Слайд 7

2 группа: Излившиеся (глубинные) - образуются из излившейся лавы на поверхности земли - плотные, твердые горные породы с мелкими кристаллами минералов или стекловидной массы Магматические горные породы Пемза Базальт Обсидиан

Слайд 8

Органические горные породы – образуются путем осаждения и накопления минералов на поверхности земной коры. Часто имеют слоистое строение. Обломочные Химические Органические

Слайд 9

Обломочные и глинистые породы образуются в процессе выветривания Выветривание – Это процесс разрушения горных пород. Под влиянием : ветра, текучих вод, колебаний температуры и других воздействий разрушаются скалы. Так образуются галечник, гравий, песок.

Слайд 10

Обломочные осадочные горные породы Щебень Валуны Галька Песок Глина

Слайд 11

Химические осадочные горные породы Калийная соль Каменная соль Гипс образуются при выпадении веществ из растворов

Слайд 12

Органические осадочные горные породы Известняк Мел образуются :из остатков животных, растений

Слайд 13

Органические осадочные горные породы Уголь Торф Нефть

Слайд 14

Метаморфические горные породы Греческое слово «метаморфоза» означает превращение. Гранит Гнейс

Слайд 15

песок кварцит сланец мрамор

Слайд 16

Известняк Мрамор Песчаник Кварцит

Слайд 17

Выберите слова, обозначающие горные породы. каменная соль базальт глина кирпич стекло глинистый сланец песок бетон каменный уголь пластмасса гранит мел слюда кварцит кварц полевой шпат

Слайд 18

Горные породы каменная соль базальт глинистый сланец каменный уголь мел кварцит гранит Не горные породы кирпич пластмасса бетон стекло песок глина

Слайд 19

магматические осадочные Метамор-фические Глубин-ные Изливши еся неорганические Органи-ческие Обломочные Химические Гранит Базальт Песок Поварен-ная соль Уголь Мрамор алмаз пемза глина гипс нефть Гнейс Гравий Газ Кварцит валун известняк Галька Мел

Слайд 20

Изучите параграф 17 устно выполните задания после параграфов. Подготовить небольшой рассказ о применении (использовании) … (горная порода или минерал по выбору учителя).

Слайд 21

Литература: http://elektrikalshool.ru/2009/05/28/tverdye-jelektroizoljacionnye-materialy.html http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0 Учебник В.П. Дронов Л.Е.Савельева «География. Землеведение»,-М.:Дрофа,2010. Энциклопедия для детей: Геология.- М.: Аванта +, 1995. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова . М.: Аванта+, 2003. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.- М.: Слово, 2001. Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия».-Ленинград, 1975. Муталов М.Г. «Волшебные минералы».-Уфа, 1988. Филатова Е.В. «Минералы и горные породы» слайд-альбом серии «Географическая картина мира». – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2006. Интернет Учебник О.В. Крылова «География.6 класс Методическое пособие Неклюкова 6 класс



Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Горные породы,  минералы и полезные ископаемые

ФИО: Рушнова В.Б.

Должность: учитель географии.

Предмет: география.

Класс: 5 класс.

Тема урока:  Литосфера – твердая оболочка Земли. Горные породы,  минералы и полезные ископаемые.

      Цель урока:  Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

             Задачи:

-  обучающая:  формировать знания обучающихся о   видах горных пород и минералов, их практическом применении;

- развивающие:  продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки  правильного изложения информации, способствовать  развитию познавательной активности школьников,  работать в группе с учебником, дополнительной литературой;

- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,  бережно относиться к природе и красоте минерального мира.

Тип урока:  изучение нового материала

 Формы работы учащихся: индивидуально – групповая.

 Необходимое  оборудование: настенная карта, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка,  презентация.

Структура и ход урока.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Организационный этап

Учитель приветствует  учащихся, проверяет  готовность учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя,  готовятся  к уроку.

Формирование ответственного отношения к учению

Владение элементарными практическими умениями

Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Давайте вспомним:

- Что такое литосфера?

- Что называется внутренними силами Земли?

- Какие процессы происходят под воздействием внешних сил?

Учащиеся вспоминают изученный материал

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний

Сообщение темы, постановка цели и задач урока

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:

- Что, по вашему мнению, еще необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы с вами еще упустили?

Ответы учащихся.

- Да, нам нужно выяснить состав литосферы, то, из чего она состоит и как используется человеком. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов  на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учебе

Актуализация знаний

- Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

- Где еще можно встретить горные породы?

- Сколько минералов может входить в состав горных пород?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

- Чтобы более точно ответить на эти вопросы,  знакомимся с текстом учебника на стр. 71

Учащиеся читают текст учебника, предлагают ответы на заданные вопросы.

Формирование мотивации к обучению и познанию

.Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Введение новых знаний

Учитель обращается к учащимся:

- Ребята, перед вами лежат коллекция горных пород и минералов,  которую вы можете подробно рассмотреть. Кроме этого, я предлагаю вам посмотреть презентацию на тему: «Горные породы и минералы»

Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Камни рождаются  и умирают, они восхитительны по форме, красоте и прочности.

- Как вы считаете, в чем  причина разнообразия  горных пород в природе?

Ответы учащихся.

- Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород  и  разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Для этого поработаем в группах с учебником на стр 72.

1 группа – магматические породы

2 группа – осадочные породы

3 группа – метаморфические породы

Каждая группа получает план, по которому необходимо составить устный отчет и озвучить его.

Учащиеся рассматривают коллекцию горных пород и минералов, знакомятся с презентацией «Горные породы и минералы», отвечают на вопросы, заданные учителем, работают в группе с учебником и составляют отчет по представленному плану.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной  и учебно-исследовательской деятельности

.Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.

Воспроизведение знаний и овладение учащимися  способами деятельности

- Итак, ребята, давайте послушаем отчет  каждой группы о разных видах горных пород. Затем сделаем выводы и результаты  запишем в тетрадь.

Далее нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 1)

Учитель объясняет ход проведения практической работы.

Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали из текста учебника, делают выводы,  результаты записывают в тетрадь.

Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы

Овладение  географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Оперирование знаниями в новых ситуациях

- А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?

- Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите  в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной  деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все  нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и  оценки разнообразных явлений и процессов

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Обобщение и систематизация знаний

Для  обобщения материала учитель предлагает  игру «В гостях у хозяйки Медной горы».

Задание: догадайся о какой горной породе идет речь?  (см. приложение №2)

Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме

Овладение  географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Творческое задание «Человек из горной породы»

- Представьте, что горная порода  вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок.

Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение основами географических знаний

Умение оценивать свои поступки и поступки других людей

Определение и разъяснение домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы  1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Приложение № 2

Игра  «В гостях у хозяйки Медной горы»

  1. Камень для грамотеев. Его используют  для изготовления карандашей (Графит)
  2. Болотное богатство. Его используют как горючий материал (Торф)
  3. Из нее изготовляют рубли (Медь)
  4. Незаменимая рубашка для консервов (олово)
  5. Из него делают колечки для Тани, сережки для  Марины (Золото)
  6. Кто сперва в воде родится, а потом воды боится (Соль)

Приложение № 1

Практическая работа. Описать по плану горную породу

План:

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Приложение № 1

Практическая работа. Описать по плану горную породу

План:

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Приложение № 1

Практическая работа. Описать по плану горную породу

План:

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Приложение № 1

Практическая работа. Описать по плану горную породу

План:

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная) 10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока природоведения по теме "Горные породы" для 5 класса

Разработка урока  природоведения по теме "Горные породы" для 5 класса...

Презентация -Редкие породы кошек

цель-›Познакомиться с экзотическими породами кошек....

Презентация "Горные породы и минералы"

Презетация по теме "Горные породы и минералы" для 6 класса...

Презентация "Горные породы"

Презентация "Горные породы"...

презентация "Горные породы и минералы" 6 класс

учебно- методический материал...

Презентация "Английские породы собак"

Презентация выполнена ученицей 6 класса в рамках проведения школьного  НОУ...