Разработка урока природоведения по теме "Горные породы" для 5 класса
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме

Михайлова Светлана Геннадьевна

Разработка урока  природоведения по теме "Горные породы" для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по природоведению для учащихся 5 класса.

Тема: «Горные породы».

Цели урока:

  1. Образовательные:

Углубить и расширить знания учащихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении

  1. Развивающие:

Совершенствовать общеучебные умения и навыки; умения классифицировать, делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; коммуникативные навыки работы в группах; способствовать развитию познавательного интереса к природе, профессиональной ориентации.

  1. Воспитательные:

 Формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Оборудование:

  • Коллекции горных пород, минералов и полезных ископаемых;
  • Плакат «Внутреннее строение Земли»;
  • Конверт с терминами к плакату;
  • Карточки с дифференцированными заданиями;
  • Инструктивные карточки для работы каждой группы;
  • Сигнальные карточки красного и зеленого цвета каждому ученику;
  •  Презентация о разнообразных полезных ископаемых и изделий из них, о профессии геолога.
  • Термины: горные породы, минералы, полезные ископаемые;
  • Выставка книг по теме.

Тип урока: комбинированный.

Технология урока:  технология  дифференцированного обучения.

Класс разбит на 3 группы.

                     

Ход урока

I. Организационный момент

   Прежде, чем приступить к изучению нового материала, мне хотелось бы узнать, как вы усвоили материал предыдущего урока «Внутреннее строение Земли».

II. Проверка домашнего задания

 –  Одному ученику я бы хотела предложить поработать со схемой «Внутреннее строение Земли». Схема немая, ее нужно озвучить. Задание в конверте.(I уровень сложности – задания по узнаванию, опознанию явлений и предметов т.е. отвечающие на вопрос: «Что?» и «Где?»)

 – 3 ученика работают самостоятельно по карточкам с дифференцированными заданиями (задания II уровня сложности требуют от учащихся более глубоких знаний, чем простое узнавание и ответов на вопросы: «Как?»,  «Какой?», «Что характерно?»).

 –  А со всеми остальными давайте совершим небольшое путешествие к центру Земля. Я буду зачитывать утверждения, среди них есть правильные и неправильные. Ваша задача – выбрать правильные. На столе у вас сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленую карточку (знак согласия), если нет – красную карточку (знак опасности) и исправляете ошибку.

Итак, начинаем.

  •  1) Земная кора – верхняя оболочка Земли (да).
  • 2) Землю составляют мантия и земная кора (нет, еще ядро).
  • 3) Мантия находится в центре нашей планеты (нет, между земной             корой и ядром).
  • 4) Слово «рельеф» в переводе с греческого означает «покрывало» (нет, это все неровности зеленой поверхности).
  • 5) Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит (да).

        Молодцы, давайте проверим работу со схемой.

- Кто может проанализировать и оценить работу? (сильный ученик выполняет анализ)

        Ребята, кто сможет сделать вывод по изученной  теме «Внутреннее строение Земли»?

Формулирует вывод сильный ученик: «Земля имеет сложное строение, состоит из III слоев: ядра, мантии, земной коры».

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- Ребята, как вы считаете, вы все знаете о строении Земли?

- Хотите еще что-нибудь узнать?

-О каком слое Земли вы хотели бы узнать?

   Так как ядро и мантия находятся на большой глубине от поверхности, о них известно еще не так много, а вот земная кора – это оболочка, наиболее изученная человеком, оболочка по которой мы ходим.

-Что бы вы хотели узнать о земной коре? 

-Из чего же состоит земная кора? Давайте определим тему и цели урока.

 Отгадайте загадки:

1. Белый камушек растаял
На доске следы оставил. (Мел)

2  Камень набережных и площадей
Он - фундамент массивных домов.
И в руках умелых людей –
Украшенье больших городов. (Гранит)

3.  В нем навсегда застыл зеленый пламень
Красив своим рисунком минерал,
Скажите, как зовется этот камень.
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)

Молодцы! Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Назовите тему нашего урока?

IV. Усвоение новых знаний

    Тема урока «Горные породы». Откройте тетради, запишите тему урока.

-Что вам известно о горных породах из курса природоведения начальных классов?

-Что такое горные породы?

-Что бы вы хотели еще узнать?

На доску прикрепляется план изучения новой темы.

-Это нужно вам знать? Зачем? Это важно для вас? Почему? (Отвечают сильные учащиеся)

 – Зеленая кора образована разнообразными горными породами.

-Какие горные породы вы знаете?

-Какие встречали в нашей местности?

 – Посмотрите, какое многообразие горных пород залегает в земной коре.

-Они все одинаковы?

-Чем они отличаются?

-Почему же горные породы все разные?

  – А теперь давайте выясним, насколько мы правы, и судьей нам будет мудрейший из мудрейших – ваш учебник. Постарайтесь найти ответ на странице 58.

-Кто-нибудь нашел ответ?(Отвечают слабые учащиеся)

Итог: Горные породы разнообразные по своим свойствам, потому что по-              

 разному возникли.

           

-Как называются группы горных пород по способу образования?

 – Ребята, давайте в этом убедимся, совершив маленькую экскурсию в мир камней. Сегодня мы работаем по группам совместно.

Вместе не трудно.

Вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!

 – Для работы вам потребуются коллекции горных пород, текст учебника страница 58, рисунки горных пород в учебнике.

 Задания первой группе:

Как образуются магматические горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. Опишите свойства  магматических горных пород по заданию, записи оформите в таблице.

Задания второй группе:

Как образуются осадочные горные породы? На какие группы делятся? Приведите примеры. Опишите свойства  осадочных горных пород по заданию, записи оформите в таблице.

Задания третьей группе:

Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений? Опишите свойства   метаморфических горных пород по заданию, записи оформите в таблице.

Обучающиеся рассмотрев образцы горных пород,  заполняют таблицу:

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

После окончания работы мы заслушаем одного представителя от группы. Ребята, выберите лидера группы сами. (Учащиеся выбирают сильного ученика)

      Заканчиваем работу. Послушаем, каковы результаты работ 1 группы.

Выступление 2 группы.

Выступление 3 группы.

Давайте сделаем общий вывод:

Горные породы по-разному образованы, поэтому они отличаются своими свойствами: цветом, блеском, твердостью и т.д. Самые твердые магматические и метаморфические.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.

Руки в стороны, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

    – Ребята, когда вы рассматривали коллекции горных пород, видели, что некоторые из них неоднородны. Горные породы состоят из минералов. Рассмотрите гранит в коллекции, на рисунке в учебнике. Гранит состоит из трех минералов: кварца, слюды, полевого шпата. Есть горные породы, состоящие из одного минерала. Например, известнякиз м.кальцита кварцитиз м.кварца. В природе чаще встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов.

Итог: Из чего состоят все горные породы?

-Использует ли человек в своей жизни горные породы и минералы? Приведите примеры (отвечают сильные учащиеся).

-Как называются горные породы и минералы, используемые человеком? Это полезные ископаемые.

 – Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых.

-Какие полезные ископаемые знаете вы?

   Попробуйте отгадать о каких полезных ископаемых идет речь, и где они применяются человеком?

  1. Он черный и блестящий

Помощник настоящий

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали    (уголь)

  1. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички (газ) 

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу –

Она понадобиться сразу (глина)

Это строительный материал (делают кирпичи), используется в керамической промышленности.

  1. Он очень нужен детворе

Он – на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже (песок)

  1. Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца  (гранит)

В строительстве – в виде щебня, при облицовке набережных, зданий; сооружают памятники, скульптуры.

     Алтайский край – богатейший край по запасу разнообразных полезных ископаемых: руд, строительных материалов, торфа, бурого угля, минеральных солей, золота, серебра, поделочных камней.

     В этом году исполняется 205 лет камнерезному делу на Алтае. Колыванские умельцы изготавливают настоящие произведения искусства. В государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге хранится царица ваз, изготовленная из Яшмы на Колыванской фабрике. Ее диаметр 5 м, высота 2 м 60 см, вес более 19 т. (Презентация)

    Камнерезное искусство – старинная и интереснейшая отрасль народного хозяйства – начинает возрождаться.

   А помогают открывать тайны Земли, проводить изыскания полезных ископаемых – ученые – геологи. (Презентация)

   Большинство полезных ископаемых относятся к невозобновимым природным ресурсам, по мере использования их запасы уменьшаются.  

-Как нужно использовать полезные ископаемые?

   В местах добычи полезных ископаемых нужно проводить работы по восстановлению нарушенных земель.

   Давайте посмотрим на наши задачи. Удалось ли ответить на все вопросы? (возвращение к плану урока). У вас есть ко мне вопросы?

V. Закрепление.

1. Фронтальная беседа. Ответьте на вопросы:

-Что такое горная порода?

 -Чем она отличается от минерала?

- Как различаются горные породы по происхождению?

2. Карточки с дифференцированными заданиями (работают 4-5 учащихся):

2.1. Для учащихся высокого уровня обученности.  

Найди лишнее:

А) мрамор, кварцит, известняк, гнейс

Б) песок, торф, уголь, нефть

В) базальт, гранит, мрамор, пемза

Г) песок, галька, щебень, базальт (задания III уровня сложности, требующие умения определять признак классификации).

2.2. Для учащихся среднего уровня обученности.

Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными, а какие - излившиеся? (задания II уровня сложности, требуют от учащихся   ответов на вопросы: «Как?»,  «Какой?», «Что характерно?»).

2.3. Для учащихся среднего уровня обученности. С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?  Чем горная порода отличается от минерала? (задания II уровня сложности)

3. Работа с классом. Проверим, как вы усвоили тему. Голосуем теми же карточками (зеленый – «да», красный – «нет»).

  •  1) Земная кора состоит из горных пород (да).
  •  2) Горные породы состоят из минералов (да).
  •  3) Горные породы всегда образованы множеством минералов (нет).
  •  4) Гранит – это минерал (нет).

Молодцы!

VI. Домашнее задание:

      Если вы считаете, что тему усвоили на «5», можно учебник не читать, а по желанию приготовить творческое задание: сообщение, кроссворд, ребус, стихотворение, рассказ «Горные породы на службе у человека». В этом вам помогут интересные книги об удивительном мире камня, о тайнах земных недр. (Обзор книжной выставки)

      Если вы считаете, что что-то оказалось непонятым вами, прочтите тему в учебнике.

VII. Рефлексия

 Понравился вам урок?

 Довольны вы своей работой на уроке?

Если «да» - поднимите зеленые карточки,

         «нет» - красные.

VIII. Итог

Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что интерес к изучению природоведения у вас не угаснет.

Оценки:

Особенно меня порадовали:

-1 ученик у доски,

-1 ученик – эксперт, оценивал ответ,

-3 ученика –   работа с карточками на этапе проверки домашнего задания,

-3 ученика – лидеры групп,

-самые активные,

- 5 учащихся, работавших на этапе закрепления полученных знаний, оценки получат после проверки заданий.

                 

               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса

Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...