Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
методическая разработка по алгебре по теме

Скорик Людмила Ивановна

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  

2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме "Проценты" .Тема программы "Математика в семейном бюджете". 

3. Методический материал к педагогическому совету по теме " Требования к проведению здоровьесберегающего урока математики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhungli_zovut.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon matem_v_semeynom_byudzhete.doc96.5 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Тисульская средняя общеобразовательная школа №1

Джунгли зовут!

Урок-игра по математике в 5 классе

Автор

Скорик Людмила Ивановна, учитель математики

Тисуль 2011

Цель: повторить, обобщить и закрепить материал по данной теме. Оборудование: перфокарты, магнитная доска, ромашка, лото, карточки с задачами.

Ход урока.

Ребята, мы очень долго повторяли и изучали глубже материал по теме «Задачи на все действия с натуральными числами» (объявляется цель урока, записывается в тетрадях тема). Сегодня мы проведем заключительный урок по данной теме. Урок мы проведем в виде всем известной игры «Джунгли зовут!». Класс разделен на две команды: хищники и травоядные. У представителей команд на груди отличительные знаки (см. приложение 1). Командам будет предложено 5 видов соревнований.

План урока.

  1. Кто быстрее?

а) сравни числа;        б)        округли числа.

  1. Кто лучше? (знает правила по данной теме)
  2. Собери рисунок (лото на тему «Решение уравнений»)
  3. Реши задачу.
  4. Впереди финиш - эстафета по решению примеров.

Успех команды зависит от активности каждого члена команды, от того, как вы внимательно слушаете задания, они будут сообщаться один раз.

Итак, Джунгли зовут!

  1. конкурс «Кто быстрее?» (см. приложение 3).
  1. Вам нужно сравнить числа, т.е. поставить знак или в прорези, 6 примеров - 6 значков. А для этого вам нужно вспомнить правила сравнения чисел.

Самопроверка. Открываем левую половину перфокарты, сравниваем свой результат с ответами, ставим себе оценку и сдаем карточки капитанам команд.

Критерий оценки: «5» - за 6 верна решенных примеров

«4»- за 5 верно решенных примеров «3»- за 4 верно решенных примера Оценки «2» у нас сегодня на уроке нет.

  1. Сейчас вам будет предложено округлить 5 чисел. Чтобы сделать правильно задание, надо вспомнить разряды числа и правило округления натуральных чисел. Работаем в том же порядке. Критерии самооценки: «5» - если округлены все 5 чисел

«4» - за 4 примера «3» - за 3 примера Объявляется счет, вознаграждение (см.приложение 2).

Боевой клич «Джунгли зовут!»

  1. конкурс «Кто лучше?»

Сейчас проверим, какая команда лучше знает правила по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел». Успех команды зависит от знаний каждого ученика. Члены команд поочередно подходят к магнитной доске, «отрывают» у ромашки один лепесток и отвечают правила, которые им достались.

Вопросы.

  1. Сформулируйте правило округления натурального числа.
  2. Прочитайте правила сравнения натуральных чисел.
  3. Что называют уравнением, корнем уравнения?
  4. Сформулируйте и запишите на доске законы сложения.
  5. Сформулируйте и запишите на доске законы умножения.
  6. Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?
  7. Как найти неизвестное делимое, делитель?
  8. Сформулируйте основное свойство частного.

Объявляется счет, вознаграждение.

  1. конкурс «Собери рисунок» (сммриложение 4)

(учащиеся работают парами).

Сейчас вам предстоит решить 16 простейших уравнений. Успех команды зависит от внимания каждого ученика, от умения решать уравнения и от правильной организации вашей работы.

Объявляется счет, вознаграждение.

  1. конкурс «Реши задачу»

Каждый участник игры получает карточку с задачей (задания дифференцированы). Возможна взаимопомощь.

Задачи.

  1. Составьте выражение для решения задачи. В первой книге 92 страницы, во второй - 56, а в третьей - в два раза больше, чем в первой и второй вместе. Сколько страниц в третьей книге? Найдите значение выражения.
  2. В одном мотке 138 м веревки, это на 29 м больше, чем во втором. Сколько метров веревки в двух мотках?
  3. Шофер получил утром для работы 115 л бензина. Он израсходовал 47 л до обеда и 55 л после обеда. Сколько литров бензина осталось.
  4. Составьте выражение для решения задачи. В первой школе 970 учащихся, во второй - 1210, а в третьей - в 2 раза меньше, чем в первых двух вместе. Сколько учащихся в третьей школе? Найдите значение выражения.
  5. На верхней полке на 7 книг меньше, чем на средней и на 11 меньше, чем на нижней. Сколько книг на трех полках, если на верхней полке 24 книги?
  6. на правой стороне улицы на 18 домов меньше, чем на левой. Сколько всего домов на этой улице, если на правой стороне 56 домов?
  7. Через ручей сделали мостик из трех досок одинаковой длины. Ширина первой доски 34 см, вторая доска уже первой на 10 см, а третья доска

Приложение 3 (перфокарты) а)

267500

265700

13462

13472

6674382

11436200

544890

2468130

387566

378566

101001000

101001000

о

о

Н

О

о

&

©>

р

fD

С

н

о

о

&

ох

р

б)

До тысяч 31902873 ~

До сотен тысяч 186276501 ~

До дес.млн. 9857318 ~

До десятков 486573 ~

До млн. 2175309 ~

ГР

о

н

о

о

ч

я

о>

р

Приложение 4 - лото

х = 4

X

II

ил

0\

х = 25

х = 32

х= 10

х = 36

х = 0

х = 7

х = 50

X

II

ю

о

х= 17

х = 15

х = 2

х = 38

х= 1000

х = 70

На разрезанных частях открытки записаны 16 уравнений:

96:х=24        х-18=3 8        100:х=4        х-9=23

35 • х=350        х+64=100        17 • х=0        х+8=15

120+х=170        46-х=26        13+х=30        37-х=22

х • 36-72.        х • 10-380        х: 125=8        х • 5=350

шире первой на 7 см. какой ширины мостик, если эти доски соединены вплотную?

  1. Куртка дороже брюк на 12 руб. сколько стоят вместе брюки и куртка, если брюки стоят 17 руб?

Объявляется счет, вознаграждение.

  1. конкурс «Впереди финиш!» - эстафета.

Роль эстафетной палочки выполняет мел. Члены команды по очереди идут к доске, аккуратно и быстро выполняют действия примера и садятся на место. Какая команда быстрее и качественнее выполнит эту работу? Примеры:

  1. 90000 - (81932 - 7969) + 3865 = 19902
  2. 5864-4295 -(832-743)= 1480 Объявляется счет, вознаграждение.

Итог урока.

Объявляется общий счет, оценивается труд каждого ученика в работе группы.



Предварительный просмотр:

МАОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа №1

Математика в семейном бюджете

Программа курса по выбору

Составитель Скорик Л.И., учитель математики

Тисуль 2011

Пояснительная записка

В настоящее время, на современном этапе развития общества, когда в современную жизнь вошли социологические вопросы, кредиты и страховые операции, всевозможные банковские начисления и банковские операции, тарифы и так далее, особую актуальность приобретает проблема семейного бюджета.

Необходимость введения курса «Математика в семейном бюджете» обусловлено значимостью отдельных вопросов математики (для учащихся 8-9 классов), тесно связанных с процентными вычислениями: ссуды, штрафы, заработная плата.

Содержание данного курса знакомит учащихся с областями простейших банковских операций, а практические исследования расширяют представления об особенностях реальности жизненных ситуаций.

Целью настоящего курса является расширение круга представлений о профессиях, связанных с математикой.

Основные задачи курса заключаются в

  1. Помощи подростка в их самоопределении при

выборе будущей профессии

  1. Обучении оценки фактической

направленности курса (при видении реальности жизненных ситуаций)

  1. Активизации познавательной деятельности,

повышение информационной компетентности учащихся  

 

                                                         2

Курс включает следующие разделы:

  1. Проценты. Раздел, знакомящий учащихся с понятием «процент», приемами решения задач на проценты      

  1. Раздел «Банковские операции»: знакомит учащихся с приемами начисления процента на вкладах, ссуды, процентные выплаты.    

  1. Раздел «Бухгалтерские операции: процентные начисления» знакомит учащихся с приемами начисления заработной платы, стоимости товара.

Курс тесно связан и опирается на такие раннее изученные дисциплины, как математика, информатика, химия, статистика.

В ходе изучения данного курса обучающиеся осваивают теоретический материал в объеме 5 часов, также особое место в овладении данным курсом уделяется самостоятельной работе в форме практических занятий, в ходе которых предлагается использование источников банковских и бухгалтерских информаций, а так же выполнение заданий вычислительного характера, рабаты с вычислительной техникой и компьютером.

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь проводить простейшие математические вычисления, рассчитать бюджет на определенный срок (домашний бюджет), уметь высчитать процент гашения займа, штрафа, ежемесячный платеж по основному долгу и начисленные проценты.  

                       3

               Учебно - тематический план   

Наименование

Часы

Виды контроля

п\п

тем курса

всего

лек.

пр.

1

Понятие

«процент»

6

1

5

Практическая

работа

2

Банковские

операции

проценты

начисления

3

1

2

Практическая

работа

3

Бухгалтерские

операции

проценты

начисления,

заработная

плата, налоги.

4

2

2

Практическая

работа

4

Решение

экономических

задач.

3

1

2

Практическая

работа

5

Итоговое

занятие

1

1

Исследовательска

работа

Всего

17

5

12

                                     







   

 

   

Содержание программы

                                     Введение:

Проценты. В данном разделе учащиеся знакомятся с понятием «процент», с определенными приемами решения задач на проценты.

В разделе «Банковские операции: проценты начисления» учащиеся знакомятся с новыми процентными вычислениями (начисления процентов на вкладах; ссуды:        ежемесячные

процентные выплаты).

В разделах «Бухгалтерские операции и экономические задачи: проценты начисления; заработная плата; выплата налогов; стоимость товара» учащимся предлагаются задачи конвенционального характера (экономические задачи и задачи линейного программирования).

Литература:

  1. Александрова В. А. «Табличный метод решения задач на %». КРИПК и ПРО, 2003 г.
  2. Блинов А.Д., Мищенко Т.М.«Избранные вопросы математики», 2003 г.
  3. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. «Процентные вычисления». М.Дрофа, 2003 г.
  4. «Математика в школе», №5, 2004 г., №4, 2005

 

Перечень ключевых слов:

  1. Валютный курс                    
  2. Процент
  3. Стоимость

  1. Кредит
  2. Начисления                      
  3. Налоги
  4. Процент
  5. Стоимость

Задачи к занятию «Банковские операции», «Бухгалтерские операции», «Проценты».

  1. Смешали 10% и 25% растворимой соли и получили 3 кг 20% раствора. Какое количество раствора в кг не было использовано.

Вид

раствора

1 раствор (кг)

2 раствор (кг)

Смесь (кг)

Общая

масса

X

У

х + у = 3

Масса соли

0,1 х

0,25 у

0,1х + 0,25у = 3-0,2

Составляем систему.

  1. Имеется 2 сосуда, содержащие 4 кг и 6 кг раствора кислоты разной концентрации. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 35% кислоты. Если слить равные массы, то получится 36% кислоты (раствор). Сколько кг кислоты содержится в каждом сосуде?---------------------------------------    

                                                                                                   

1 кислота

2 кислота

Смесь

X

X

4 (1 литр)

У

У

6 (1 литр)

х + у = 10-0,35

/10=4+6/

х + у = 2‘0,36 4 6

  1. Имеется 2 сплава золота и серебра. В одном сплаве количество этих металлов находится в отношении 2 : 3, в другом -3:7. сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 8 кг нового, в котором золото и серебро были бы в отношении 5:11.

1 сплав

2 сплав

Новая

X

У

х + у = 8

Общая

2_ х

3 У

2 х + 3 у =

масса

5

10

8-5

5 10 16

золота и серебра

4. Нержавеющая сталь представляет собой сплав железа с хромом и никелем. Сколько хрома и никеля надо сплавить с 67,6 кг железа, если хрома в сплаве должно быть 15%, а никеля - в 30 раз меньше, чем хрома?                 

Железо

Хром

Никель

100-(15% + 0,5%)=84,5%

15%

0,5% • (на 30%< ) (15:30)

67,6 кг

1% - 67,4 84,5

0,8 15 = 12

0,8 0,5 = 0,40 кг

  1. Учитель математики, имеющий первую квалификационную категорию и соответственно 13- й разряд оплаты труда, ведет преподавательскую работу в объеме 23 часа в неделю. Месячный заработок этого учителя рассчитывается в следующем порядке:

ставка зарплаты по 13-му разряду х 23 часа + % надбавка

18 час. (норма часов за ставку в неделю)

  1. Учитель математики ведет работу с заочниками в группе наполняемостью 16 - 20 человек. Учебным планом на этот предмет предусмотрено 6 зачетов на год, т.е. 3 зачета на полугодие.

На прием зачета - 1ч ( т.е. по 1/3 часа на 1 зачет), следовательно - на 1 полугодие учителем будет запланировано :

1/3 часа х 3 зачета х 18 человек =18 часов.

Учителю включается лишь 70% времени, тогда: 18 ч: 100% х 70% = 12,6 часа на все полугодие.

В неделю количество часов составит 12,6 ч : 17 недель = 0,74 часа.

  1. Преподавателю, имеющему 2 квалификационную категорию и соответственно 12 разряд по оплате труда, годовая учебная нагрузка установлена в объеме 800 часов в год. Часовая ставка этого преподавателя составит:

месячная ставка заработной платы 72 часа (среднемесячная норма рабочего времени)

Средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:

часовая ставка х 800 час.

10 месяцев

  1. Начисление заработной платы учителя. Нагрузка - 25 часов. Ставка - 2 500 рублей.
  1. начисление заработной платы за часы: 2 500 : 18x25 ч. = 3 472 р 22 к.
  2. проверка тетрадей: 2 500x15% = 375 : 18 х 25 = 520 р 83 к.
  3. начисление за классное руководство: 2 500 х 30% = 750 р.
  4. оплата за кабинет: 2 500 х 10% = 250 р.
  5. итого: 3 472 - + 520 - + 750 ~ + 250        4        993

05

  1. начисление подоходного налога и районного коэффициента:

4993— х 30% = 1 497 22

  1. 993 os + 1 497 £2 = 6 490 п
  1. 490 97- 1 000 (13%) подоходный налог) =
  1. 490-
  1. Кредит в сумме 45 тысяч рублей под 19% годовых, на 5 лет.


пл

Год

Меся

Ц

Дол Г по ссуд е

Ежемес.плате

жи

по

основному

долгу

Начис

л.

проц.

Итог

о

плат

60

201

0

-

-

45 000

22 925

67

925

10. Займ по договору под 42% годовых. Сумма займа 8000 руб.                        

Задолженность

«г

Расчетные платежи по возврату займа

Возврат

компенсации

(%)

8 000 6 666, 67

1 333, 33

285, 37

1 618, 70

Погашение по месяцам:

8 000

981,92

8 981, 92



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение   Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1

«ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА

МАТЕМАТИКИ»

МАТЕРИАЛЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ.

СОСТАВИТЕЛЬ

                                                                                      СКОРИК Л.И

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Тисуль

2009

Содержание:  

                     1.Введение.

     2.Основная часть.

 

3.Заключение.

 

      4.Список литературы.

 

       5.приложение.

       Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XX века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба дня их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Поэтому целью данной работы считаю!- стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

         Задачи, стоящие перед школой:

  1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения.
  2. Овладение необходимыми здоровьесберегательными технологиями.
  3. Реализация полученной подготовки на практике, в тесном воздействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

        Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

    А)  в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

   Б)   в интеллектуальном плане - проявляет хорошие

   умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

     В)   в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен  

     Г)  в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.

   Д)  в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

      Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  1. Строгая дозировка учебной нагрузки;
  2. Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота)
  4. Благоприятный эмоциональный настрой.

       Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

       У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравиться, поэтому задача учителя- помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

       У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

      Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математике практически вся учебная деятельность связана с классной доской.

       Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны записи на доске: задания для устного счета, опроса.

№1 Сократите дроби:

5/ 15; 24/ 75; 140/330; 15/ 40 ;32/ 90; 210 /495

№2 Сократите дроби: 42/45; 25/100; 9/30

а потом приведите их к знаменателю 60.

На доске так же может быть записан план работы на  уроке

План: Тема урока:

Цель урока:

1 .Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания: №268,288(а, б, в).
  2. Устный счет: № 273 (в, г), 274.
  3. Новая тема: « Сравнение дробей с разными знаменателями».
  4. Закрепление: № 293(6), 294(а)295.
  5. Физ. минутка.
  6. Самостоятельная работа ( подготовленная на обороте доски заранее)

1.                             2.

1. Что меньше:

_4/15 или 1/30        7/20 или 11/30

                        

  1.    Расположите в порядке убывания дроби:

4/5; 7/10; 11/30        5/24; 5/6; 3/8

        

  1. Итог урока.
  2. Домашние задание: № 300(в, г), 301 (а, б), 302 (а, в)

При проведении самостоятельных работ можно сразу

указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение: ( контрольная работа, состоящая из 6 заданий: №1,2,3 задания на оценку «3», № 4 и 5 на оценку «4» и №6 на оценку «5»).

Учащимся на уроках математики можно предлагать следующие схемы Самостоятельная работа:

«3»-^«4»~х<5».

№ 232 (а, б), 235 (в, г), 237 (в, г)

№ 234( в, г), 236 ( б, в), 238 ( б, в)

«3»

№ 220 ( а, б), 224( б, г)., 227( а, в)

«4» ^

Ш 222 (а, г), 223( г, д), 224(а, в)

«5»

№ 221 ( а, б), 229 (а, б, г), 228 (а, в, г)  

         Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнит ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так чтобы выполнялись сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.

№1

 8 1/12- 3 4/15-17/30

№2 (63 2/3+31/8)-(13- 10 5/9)

                .

№3 (20- 19 3/4)+(173/4-17)-(2 1/2-17/24)

2.

№1  ( 93,2+ 14,1)-121 №2  (357-348:6) 4 №3(15,964: 5,2-1,2) 0,1

       По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается   чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

        При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

       Далеко не всем учащимся легко удается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов.        Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

        Для учащихся 5-6 классов на уроке можно применять для поощрения за каждое верно выполненное задание 5   4   3

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых- это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут (хотя не все специалисты согласны с этой нормой). Предъявляемые к уроку математике требования основываются на ряде регламентированных позиций:

   1.   Плотность урока.

   2.   Числа видов учебной деятельности (письма, счета, слушания, решения заданий, рассматривания наглядных пособий, ответа, на вопросы, выполнения заданий). чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

        При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

       Далеко не всем учащимся легко удается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов.        Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

        Для учащихся 5-6 классов на уроке можно применять для поощрения за каждое верно выполненное задание 5   4   3

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых- это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут (хотя не все специалисты согласны с этой нормой). Предъявляемые к уроку математике требования основываются на ряде регламентированных позиций:

 3. Длительности каждого вида учебной деятельности (в минутах)

 4.   Частоты чередования видов учебной деятельности

 5.   Числа видов преподавания ( словесного, наглядного, аудио- визуального через технические средства обучения, самостоятельной работы).

 6.   Места, длительности, и условий применения ТСО

7.   Частоты чередования видов преподавания

8.    Наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

        Для предотвращения наступления у школьников переутомления необходимо учитывать, что первые три- пять минут любого урока занимает «врабатывания», т.е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 20-25 минут. После этого на несколько минут наступает « предутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, а еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще не утомление, но если не устраивать физминуток и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым только педагогическими методами не справиться.

Некоторые критерии рациональной организации урока приведены в таблице:

Уровни рациональности урока

Факторы урока

рациональный

Недоста точно

рациональный

ный

Нерациональ ный

1

Плотность урока

не менее 60 % и не более 75-80%

85-90 %

Более 90 %

2

Число ввдов

учебной

деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя

продолжительность различных ввдов учебной деятельности

Не более 10 минут

10-15

минут

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных ввдов учебной деятельности

Смена через 11-15 мин.

5

Число ввдов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование ввдов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15- 20 минут

Не чередуя

7

Наличие

эмоциональных

разрядок

2-3

1

Нет

8

Место и длительность применения TCO

В соответствии с

гигиеническими

нормами

С

частичным

соблюдени

ем

гигиеничес

кихнорм

В произвольной форме

9

Чередования позы

Поза чередуется в соответствии с ввдом работы. Учитель наблюдает за посадкой уч-ща.

Имеются

случаи

несоответс

твия позы

виду

работы.

Частые

несоответствие позы работы

10

Физкультминуткаа

Две за урок

Одна

Отсутствует

состоящие из 3 легких, по 3-5 повторений каждого

физминутка за урок, с недостаточной

продолжит

ельностью

11

Психологичес кий

климат

Преобладают

положительные

эмоции

Имеются

случаи

отрицате льных

эмоций.

Урок,

эмоционально

индифферентный

нтный

Преобладающие

отрицательные

эмоции

12

Момент наступления учащихся (по снижению учебной активности)

Не ранее чем 40 минут

Не ранее чем через 35-37 минут

Менее чем 30 мин,

        

    Так же необходимо учителю учитывать мотивацию учащихся к обучению, отсутствие которой усиливает утомление. Положительная же мотивация является позитивным фактором, оказывающим благоприятные воздействие на

  1. формирование функционального состояния сердечнососудистой системы.
  2. динамику скорости зрительно-моторной реакции учащихся (в среднем 50%) и существенное уменьшение (в 5-10раз) числа ошибок, допущенных при дифференцировке сложных зрительно - моторных реакций.
  3. формирование психоэмоционального состояния, способствуя, способствуя значительному снижению тревожности.

       Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам, т.к. на уроках математике учащиеся большую часть времени уделяют решению (работе в тетради), то основная нагрузка ложиться на глаза. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, т.к. они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Можно учащимся предложить сделать следующие упражнения «Соедини точки». Над доской красным цветом (маркером) нанести несколько точек и предложить соединить зрительно эти точки.

10.10.05.

Так же можно предложить упражнения для глаз:

  1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз.

  1. Горизонтальное движение вправо-влево.

  1. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
  2. На доске до начала урока начертить какую либо кривую    ( спираль, окружность ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнения можно выполнять в такой последовательности:

  1. Потягивание ушной раковины вверх, в низ
  2. Потягивание за мочки сверху вниз.

  1. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелки и против.

     На уроках так же можно проводить и традиционные физкультминутки.  Очень важно развить воображение учеников.   С этой целью выполняется следующее упражнение.

      После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и воспроизвести геометрические фигуры изучаемые на данном уроке, только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами рисунок, чертеж.

Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки.

В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Данная работа проводится в быстром темпе вызывая интерес ребят.

В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течении нескольких минут.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Предлагая домашнее задание учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «3»; «4»; и «5».

Литература:

  1. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы», Москва, 2003 г.
  2. Научно-практический журнал «Валеология», Москва 2003 г., №2.
  3. Журнал «Воспитание школьника», 2003 г., №3, 4.
  4. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса, 1 часть, издание 2-е, Кемерово 2005 г., КРИПК и ПРО.
  5. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса, 2 часть, издание 1-е, Кемерово 2005 г., КРИПК и ПРО.