Рабочая программа курса по выбору "Уроки словесности", 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_slovesnosti.docx50.44 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

  1.          Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» основана на  авторской программе Р.И.Альбетковой « Русская словесность. От слова к словесности». Дрофа, 2008г.

         Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания.

 Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

   К задачам элективного курса относятся:

  • Учить читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
  • Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  • Учить создавать собственный текст.
  • Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
  • Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
  • Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Раздел 2. Общая характеристика курса

Программа элективного курса «Уроки словесности»  предназначена для учащихся   9 класса.                                                                                                                                                  

          В системе школьного образования учебный предмет  «Уроки словесности»   занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными  предметами  русский язык и литература.

Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.  

Учебник состоит из 2-ух частей. В первой части рассматриваются ресурсы языка как материала словесности. Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык.

Во второй части показаны свойства произведения словесности как единства художественного содержания и его словесного выражения, здесь центральной является проблема художественного образа. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.

В заключительном разделе подведены итоги всему изученному в 7 – 9 классах.

Каждый раздел в учебнике завершается обобщением, которое поможет выделить главное, наиболее существенное в изученном.

В разделе «Проверьте себя!» предлагаются задания, выполняя которые, учащиеся будут применять изученные приёмы построения речи, использовать их в создании собственных произведений.

Завершает книгу краткий словарь «Важнейшие термины словесности». К этому разделу нужно обращаться во всех случаях, когда нужно вспомнить изученное прежде.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове  будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими  условиями   реализации   являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

Ценностные ориентиры курса:

           

Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.

Словесность, в узком смысле слова, - это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных      писателями

Словесностью также называются все науки о языке и литературе.

     

           Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.

Раздел 3. Место учебного курса в учебном плане

В 9 классе предусматривается на изучение курса русской словесности 34 часа (1  час в неделю). Запланировано 31 час. Не запланированы уроки 1и 9 мая, т. к. являются праздничными выходными днями согласно ТК РФ.

Раздел 4. Содержание учебного курса

Содержание программы.

Тема 1. Средства  художественной изобразительности

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

 Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности.

Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.

Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях,  написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

 Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 5. Произведения словесности в истории культуры

Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.  

Роль словесности  в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова

Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.

Обучающиеся должны уметь:  видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Раздел 5. Тематическое планирование

№ п. п.

                                Разделы программы

                       Количество часов

1

Средства художественной изобразительности

          10 + 1  часов

2

Жизненный факт и поэтическое слово

          4 часа

3

Историческая жизнь поэтического слова

          5 часов

4

Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения

          6 часов

5

Произведение словесности в истории культуры

          6  часов

6

Что вы узнали на уроках словесности

           1 час

7

Важнейшие термины словесности

           1 час


Характеристика основных видов деятельности:

Речевая деятельность.

Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.

Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т.п.

Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).

Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.

Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
  • коллективный способ обучения  
  • технология критического мышления
  • системно-деятельностный подход

Формы организации учебной деятельности:

- урок

-урок-практикум

-развитие речи

- работа в парах

- групповая работа

- индивидуальная работа

-самостоятельная работа

            Работа в соответствии с поставленными целями и задачами  даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому  итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности
  • Роды, виды и жанры словесности
  • Роль выразительных средств языка в художественной речи
  • Особенности устной и письменной речи

Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

     Тема урока

Кол-во часов

Тип урока. Форма урока

Формы организации познавательной деятельности

Форма контроля

Требования к уровню усвоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

 

1.

Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности.

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр.6 – 9.Найти и выписать эпитеты из «Слова о полку Игореве»

01.09

                                                                                                   

2

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их   роль в художественном произведении.

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр.13-14.

08.09

3.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 14 – 16.

15.09

4.

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 18 – 20.

22.09

5.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 24 -26.

29.09

6

Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр.27 – 28.

06.10

7

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 31 – 34.

13.10

8

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 35 – 38.

20.10

9

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 39, индивидуальные задания.

27.10

10

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь использовать средства художественной  изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Стр. 45 – 48.

10.11

11

Контроль знаний

Урок контроля знаний. Сочинение или тестовый опрос

Уметь использовать средства художественной  изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Стр. 56 «Проверь себя»

17.11

                                                                                         ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО                                    

12

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

1

Урок сообщения новых знаний.

.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный опрос. Проверка «по цепочке».

Понимать поэтическое значение словесного выражения.

Стр. 69 – 70.

24.11

13

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Сочинение.

Уметь определять тему и идею произведения.

Стр. 71 – 73.

01.12

14

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

Уметь определять точку зрения автора

. Стр. 74 – 80.

08.12

15

.Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

1

Урок сообщения новых знаний.

Работа по таблице. Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.

Стр. 85 – 90. «Проверьте себя»

   

15.12

16

Историческая жизнь поэтического слова.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений.

Стр. 107 -113.

22.12

17

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Самостоятельная

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

 

. Стр. 117 – 129. Индивидуальные задания.

12.01

18

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

1

Повторительно – обобщающий урок

Анализ произведении В. А. Жуковского.

Задание по карточкам. Тест.

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

 

Стр.132 – 137.

19.01

19

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Стр.140 – 146.

26.01

20

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1

Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения.

Работа с текстом. Комплексный анализ текста.

Проверка «по цепочке».

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Стр. 150 – 156. «Проверьте себя»

02.02

21

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1

Урок усвоения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь воспринимать произведение словесности как целостного  явления, как формы эстетического освоения действительности.

Стр. 177 – 182.

09.02

22

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

1

Урок усвоения новых знаний.

. Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Сочинение.

Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

Сочинение.

16.02

23

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

1

Урок усвоения нового материала.

Работа с таблицей.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальные карточки.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении.

Стр.183 -189.

02.03

24

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

1

Урок усвоения нового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Взаимопроверка по образцу.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее.

Стр. 191 – 192.

16.03

25

Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп  в произведениях разных родов словесности.

2

Урок усвоения нового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять

Стр. 194 – 202.

06.04

26

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1

Урок контроля за овладением навыками связной  речи.

Анализ текста.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Создание собственного произведения по личным впечатлениям.

Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения.

13.04

27

Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1

Урок усвоения нового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимать эстетическую природу

Стр. 227 – 229.

20.04

28

.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным»  образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Взаимопроверка по образцу.

Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и времени.

Стр. 235 – 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение).

27.04

29

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

1

Урок усвоения новых знаний

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальные карточки.

Уметь различать

Стр. 253 -254.

04.05

30

Нравственные проблемы в произведениях словесности

1

Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.

Анализ текста. Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь находить в

. Стр. 255 -256.

11.05

.31

Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

1

Урок контроля за овладением навыками связной  речи.

Работа с тексто

м.

Тест.

Развивать навыки

Индивидуальные задания.

25.05

32

Контроль знаний. Тестовый опрос.

1

Урок контроля

Тестовые задания.

Тестовые задания

18.05

Раздел 7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект для 9 класса

  1. Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник  для 9 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
  2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
  3. Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
  4. Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
  5. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

   Электронные образовательные ресурсы.

CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).

  1. Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
  2. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка  8 – 9 классы.

                                 

Раздел 8. Результаты освоения учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

важнейшие термины словесности

  • смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
  • основные признаки текста, идею произведения;

выражение точки зрения автора;

уметь

средства художественной выразительности

что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа

значение типических образов

главное значение искусства слова

Формы и средства контроля

Текущие формы контроля:

- устные ответы на уроках;

- терминологические диктанты;

- тестирование;

- практическая работа.

Формы итогового контроля:

- зачет;

- тестирование.

Методы и формы контроля

  1. Комплексный анализ текста
  2. Тест
  3. Составление сложного плана и простого плана к тексту
  4. Составление текста определенного стиля и типа речи
  5. Сочинение
  6. Редактирование текста
  7. Работа с деформированным текстом
  8. Тезаурус

Формы оценивания знаний учащихся:

  1. работы в форме тестов оцениваются баллами;  
  2. творческие работы учащихся (доклады, схемы, таблицы, проекты и др.) оцениваются по зачётной системе, по каждой работе слушатель получает подробный комментарий  преподавателя с рекомендациями;
  3. зачёт по курсу учащийся получает в том случае, если все работы, которые он выполнял в течение учебного года, зачтены.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина

Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...