Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)
    рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

    Шадрина Анна Александровна

    Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М., «Просвещение», 2010 год).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 6

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    ___________ И.М. Климина

    Протокол №_____от

    «___»__________2014 г

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УМР

    МБОУ  СОШ№ 6

    ______________ Н.В. Морозова «___»__________2014 г

                         «Утверждаю»

    Директор       МБОУ СОШ № 6

    ____________ Н.С. Исайкина

                 «___» ____________ 2012 г

             Приказ №____от 01.09.2014г

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ

    (коррекционный класс VIII вида)

    НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    272часа (8 часов в неделю)

                                                                                           

    Учитель: Шадрина Анна Александровна

    Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М., «Просвещение», 2010 год).

               Место предмета в базисном учебном плане. В 6 классе предусмотрено 8 часов в неделю (федеральный  компонент).

    Возможность овладения профессией учащихся с нарушениями умственного развития во многом зависит от состояния проводимой коррекционной работы.

            Цели обучения:

    • повышение уровня познавательной активности учащихся;
    • развитие способностей учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности;
    • формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний общетрудовых умений.

    Задачи:

    • закрепление навыков работы на швейной машине;
    • формирование навыков выполнения машинных строчек и швов;
    • изучение технологии пошива лёгкой детской и женской одежды.

            Развитие умений должно происходить путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях. В отношении ориентировочных действий помощь состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы. Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения , в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся.Результативность самоконтроля обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.

            Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

    • создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид;
    • обучение нормативно одобренным приёмам труда и применение в работе эффективной технологии;
    • достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

                     В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжение нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которые состоят из множества мелких операций. Поэтому особое внимание необходимо уделить обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.

            Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов.  Занятия ведутся в традиционной форме. Обучению швейному делу развивает мышление, способность к пространному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.

    Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • безопасные приемы работы в швейной мастерской по обработке ткани ручными инструментами, на оборудовании по влажно-тепловой обработке ткани, на швейной машине;
    • способы получения ткани из натуральных волокон, свойства ткани и их применение в быту, виды переплетений;
    • устройство швейной машины с электроприводом, устройство машинной иглы, правила замены машинной иглы;
    • технологию выполнения следующих машинных краевых швов: в подгибку с закрытым срезом, накладной с закрытым срезом, обточной;
    • технологию обработки накладного кармана, подкройной обтачки, боковых и нижнего срезов фартука, ночной сорочки, трусов-плавок, головного убора;
    • технологию наложения заплаты;
    • требования к качеству готового изделия;
    • правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.

    Учащиеся должны уметь:

    • определять простые неполадки швейной машины, регулировать натяжение верхней и нижней нитей, заменять машинную иглу;
    • определять вид ткани по ее свойствам;
    • читать и строить чертеж изделий;
    • выполнять краевые швы: в подгибку с закрытым срезом, накладной с закрытым срезом, обточной;
    • обрабатывать детали кроя;
    • выполнять влажно-тепловую обработку ткани;
    • определять качество готового изделия;
    • выполнять ремонт одежды.

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для дальнейшей трудовой деятельности (математики, естественнонаучных дисциплин, рисования);
    • овладения культурой труда;
    • формирования навыков в выборе дальнейшей профессии;
    • культуры поведения и бесконфликтного общения;
    • развития художественного вкуса.

    Учебно-тематическое планирование

    п/п

    Раздел

    Кол-во

    часов

    1

    Вводное занятие.

    2

    2

    Обработка обтачкой среза ткани.

    16

    3

    Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.

    12

    4

    Обработка сборок.

    4

    5

    Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии.

    26

    6

    Ремонт одежды.

    6

    7

    Самостоятельная работа.

    4

    8

    Запошивочный шов.

    6

    9

    Снятие мерок. Построение чертежа изделий.

    6

    10

    Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии.

    32

    11

    Практическое повторение.

    10

    12

    Самостоятельная работа.

    4

    13

    Бытовая швейная машина с электроприводом.

    12

    14

    Обработка мягких складок.

    6

    15

    Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.

    10

    16

    Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.

    6

    17

    Построение чертежа и раскрой фартука с нагрудником.

    32

    18

    Практическое повторение.

    10

    19

    Самостоятельная работа.

    4

    20

    Построение чертежа, раскрой и пошив поясного спортивного белья

    28

    21

    Ремонт одежды.

    6

    22

    Построение чертежа, изготовление выкроек и пошив летнего головного убора.

    24

    23

    Самостоятельная работа.

    10

    24

    Резерв.

    4

    25

    Итого:

    280

    Содержание курса

    I четверть

    Вводное занятие

    Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.

    Обработка обтачкой среза ткани

    Теоретические сведения. Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.

    Умение. Ориентировка, по операционной предметной карте.

    Упражнение. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.

    Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).

    Обработка долевой обтачкой косого среза ткани

    Изделие. Косынка для работы.

    Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия.

    Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.

    Обработка сборок

    Изделие. Отделка изделия (сборки).

    Теоретические сведения. Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок.

    Упражнения. Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками).

    Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок.

    Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии

    Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе.

    Теоретические сведения. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия,

    Умение. Распознавание вида хлопчатобумажной ткани.

    Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей.

    Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Заметывание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.

    Ремонт одежды

    Изделие. Заплата.

    Теоретические сведения. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.

    Упражнение. Пришивание заплаты ручным способом на образце.

    Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрои заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты.Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краев поврежденной ткани изделия. Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка заплаты.

    Самостоятельная работа

    Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.

    II четверть

     План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.        

    Запошивочный шов

    Теоретические сведения. Виды соединительного шва, ширина в готовом виде (0,7 см), конструкция, применение. Запошивочный шов.

    Умение. Выполнение запошивочного шва.

    Упражнение. Выполнение запошивочного шва на образце.

    Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.

    Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой

    плечевого бельевого изделия с закругленным срезом

    Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом.

    Теоретические сведения. Понятие масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным переплетением.

    Практические работы. Снятие мерок. Определение размера изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезков на равные части и обозначение мест деления.

    Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии

    Изделия. Нижняя сорочка с круглым вырезом. Фартук детский с круглым вырезом и завязками сзади.

    Теоретические сведения. Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.

    Практические работы. Прокладывание контрольных линий (по середине деталей). Соединение деталей изделия по образцу. Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений (кружево, тесьма). Утюжка изделия.

    Практическое повторение        

    Виды работы. Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами.

    Самостоятельная работа

    Обработка горловины косой двойной обтачкой (выполняется по готовому крою).

    III четверть

    Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.

    Бытовая швейная машина с электроприводом

    Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.

    Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.

    Упражнения. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.

    Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.

    Обработка мягких складок

    Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).

    Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.

    Упражнение. Выполнение на образце мягких незаутюженных складок.

    Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.

    Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью

    Изделие. Накладной карман.

    Теоретические сведения. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.

    Умение. Работа по лекалу.

    Упражнение. Выполнение на образце накладных карманов гладкого с прямыми углами и закругленного с отворотом.

    Практические работы. Раскрой деталей кармана по лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке.

    Обработка подкройной обтачкой внешнего угла

    Теоретические сведения. Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой), применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани.

    Упражнение. Обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образцах.

    Практические работы. Раскрой обтачки (по крою изделия и по лекалу). Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой.

    Построение чертежа и раскрой фартука для работы

    Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.

    Теоретические сведения. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.

    Умение. Экономия ткани при раскрое изделия.

    Умение. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой.

    Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон.

    Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учетом сборок или складок по линии пояса. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учетом рисунка и долевой нити, припусков на швы.

    Соединение деталей изделия с помощью пояса

    и обработка отделочной строчкой

    Изделие. Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками.

    Теоретические сведения. Виды ткани (гладкокрашеная, печатная (набивная), пестротканная, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.

    Умение. Ориентировка в работе по образцу изделия. Коллективное обсуждение последовательности операций пошива на основе предметной технологической карты. Краткая запись плана работы. Уточнение плана в процессе работы. Анализ качества выполненного изделия при сравнении с образцом.

    Практические работы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов — швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия.

    Практическое повторение

    Вид работы. По выбору изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника для дежурного в столовой. Фартука для работы в столярной и слесарной мастерских. Нарядного фартука для участницы драмкружка.

    Самостоятельная работа

    Изготовление по готовому крою накладного прямого кармана размером 12x14 см, шириной отворота 3 см. Обработка и соедине ние кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.

    IV четверть

     

    Виды предстоящих работ.

    Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья

    Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.

    Теоретические сведения. Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов.

    Умение. Снятие и запись мерок.

    Упражнение. Построение чертежа в масштабе 1:4 под руководством учителя.

    Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.

    Пошив поясного спортивного белья

    Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.

    Теоретические сведения. Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу (гигроскопичность). Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов-плавок.

    Умение. Распознавание льняной ткани.

    Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь.

    Практические работы. Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза. Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью. Соединение запошивочным швом боковых срезов. Заготовка и соединение в кольцо по размеру нижнего среза косой обтачки. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка). Утюжка изделия.

    Ремонт одежды

    Изделия. Заплата. Штопка.

    Теоретические сведения. Эстетика одежды.

    Умение. Штопка изделия.

    Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.

    Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора

    Изделие. Кепи. Берет.Теоретические сведения. Кепи и берет: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.

    Умение. Учет рисунка ткани при раскрое изделия.

    Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя. Вырезание выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой.

    Пошив летнего головного убора

    Изделие. Кепи из хлопчатобумажной ткани.

    Теоретические сведения. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма).

    Настрочной и расстрочной швы; характеристика. Использование при пошиве головных уборов.

    Умение. Складывание изделия.

    Упражнение. Выполнение настрочного и расстрочного швов на образце.

    Практические работы. Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. Вкладывание подкладки в головку. Обработка козырька. Утюжка и складывание изделия.

    Самостоятельная работа

    Пошив головного убора по готовому крою.

    Тематическое планирование уроков «Швейное дело» 6 класс

    1 полугодие

    п/п

    Тема

    урока

    Кол-во

    уроков

    Содержание урока

    Требования  к уровню подготовки учащихся

    Дата

    проведен.

    Фактич.

    дата

    1,2

    Вводное занятие.

    2

    Беседа о профессии швеи-мотористки с применением наглядности. Вводный инструктаж по ПТБ.

    Знать правила безопасной работы в мастерской. Иметь представление о профессии швеи-мотористки.

    Уметь организовывать рабочее место.

    01,09

    02,09

    3,4

    Виды обтачек.

    Пр.р.: Раскрой долевой обтачки.

    2

    Беседа о долевых и поперечных срезах. Знакомство с долевыми и поперечными обтачками. Обучение приемам раскроя долевой обтачки с опорой на техн. карту.

    Знать свойства срезов ткани, виды обтачек и сферу их применения.

    Уметь определять вид обтачки.

    03,09

    03,09

    5,6,7

    Обработка среза долевой обтачкой.

    Пр.р.: Обработка среза долевой обтачкой на образце.

    3

    Беседа. Обработка среза долевой  обтачкой на изнаночную сторону с опорой на образец и техн.карту.

    Знать суть термина «выметать».

    Уметь выполнять обработку среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону, проверять качество работы.

    04,09

    04,09

    05,09

    8,9,10

    Обработка среза поперечной обтачкой.

    Пр.р.: обработка среза поперечной обтачкой на образце.

    3

    Беседа. Обработка среза поперечной  обтачкой на изнаночную сторону с опорой на образец и техн.карту.

    Знать правила раскроя поперечной обтачки.

    Уметь выполнять обработку среза детали поперечной обтачкой на лицевую сторону.

    05,09

    11,12,13

    Раскрой косых обтачек и соединение их частей.

    Пр.р.: Раскрой косых обтачек и соединение их частей.

    3

    Беседа о классификации срезов ткани, косых обтачек. Свойства срезов. Обучение приемам раскроя косой одинарной и косой двойной обтачки с опорой на техн.карту. Соединение частей косой обтачки.

    Знать суть терминов «оттяжка», «утюжка», виды косой обтачки.

    Уметь выполнять раскрой косых обтачек, соединять косые обтачки, выполнять обработку изделий косой обтачкой.

    14,15,16

    Обработка закругленного среза косой одинарной обтачкой.

    Пр.р.: Обработка закруг-ленного среза косой одинарной обтачкой на образце.

    3

    Беседа о классификации косых обтачек, о свойствах срезов, о правилах соединения частей косой обтачки. Раскрой основной детали и обработка закругленного среза одинарной косой обтачкой с опорой на техн.карту. Оформление образца в альбом.

    Знать правила стачивания косой обтачкой.

    Уметь выполнять обработку закруглённых срезов косой одинарной и двойной обтачками.

    17,18,

    Обработка закругленного среза косой двойной обтачкой.

    Пр.р.: Обработка закруг-ленного среза косой двойной обтачкой на образце.

    2

    Обучение приемам раскроя основной детали и обработка закругленного среза двойной косой обтачкой с опорой на техн.карту. Оформление образца в альбом.

    Знать правила стачивания косой обтачкой.

    Уметь выполнять обработку закруглённых срезов косой одинарной и двойной обтачками.

    19,20

    Планирование работы по изготовлению косынки.

    Пр.р.: Запись плана работы в тетрадь.

    2

    Анализ образца в беседе с учащимися. Ткани, применя-емые для пошива косынок. Модели косынок. Швы, приме-няемые для обработки срезов. Срезы косынки и ее форма.

    Знать название тканей, используемых для пошива косынки.

    Уметь описывать изделие.

    21,22,23

    24

    Построение чертежа косынки.

    Пр.р.: запись плана работы в тетрадь.

    Пр.р.: Построение прямого угла при помощи линейки и угольника. Построение треугольника

    Пр.р.: Вырезание черте-жа. Подписание срезов и размеров.

    4

    Закрепление приемов построения прямого угла при помощи линейки и угольника. Линии построения. Анализ чертежа косынки. Определение прямых сторон косынки. Коллективное планирование работы. Постро-ение прямого угла. Построение треугольника. Вырезание чертежа. Указать долевую нить. Подписать срезы и размеры. Анализ выполненной работы.

    Знать правила оформления чертежей, подготовки выкройки к раскрою.

    Уметь выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки  краскрою.

    25,26

    Раскрой косынки.

    Пр.р.: Раскрой косынки.

    2

    Составление предметного плана по раскрою косынки в коллективной беседе. Складывание ткани для раскроя и раскрой косынок. Определение правильности косого среза на ткани. Анализ качества выполненной работы.

    Знать правила подготовки ткани к раскрою, раскроя детали.

    Уметь выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки к раскрою.

    27,28

    Обработка прямых срезов косынки.

    Пр.р.: Обработка прямых срезов косынки.

    2

    Анализ шва вподгибку с закрытым срезом и коллективное планирование работы. Обработка поперечного, долевого срезов и подрезание уголков.

    Знать технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.

    Уметь обрабатывать долевой и поперечный срезы косынки.

    29,30

    Обработка косого среза косынки. Утюжка.

    Пр.р.: Раскрой и обработка долевой обтачкой косого среза косынки.

    2

    Определение размера долевой обтачки для обработки косынки. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косого среза косынки. Анализ работы в  сравнении с образцом.

    Знать правила определения размера долевой обтачки, раскроя долевой обтачки.

    Уметь выполнять раскрой и соединение долевой обтачки, обрабатывать долевой обтачкой  косой срез косынки.

    31, 32

    Обработка сборок ручным способом.

    Пр.р.: Обработка сборок ручным способом на образце.

    2

    Беседа об отделке сборками женского и детского легкого платья, белья, рабочей одежды. Анализ образца сборки, выполненной ручным способом. Планирование в коллективной беседе. Правила припуска ткани на сборку. Раскроить деталь размером 10 на 15 см. выполнить сборку ручным способом. Обработать срез долевой обтачкой.

    Знать сферу применения сборок, способы их выполнения.

    Уметь выполнять расчёт расхода ткани на сборку, обработку сборок ручным способом.

    33,34

    Обработка сборок машинным способом.

    Пр.р.: Обработка сборок машинным способом на образце.

    2

    Анализ образца сборки, выполненной машинным способом. Планирование в коллективной беседе. Раскроить деталь разме-ром 10 на 15 см. выполнить сборку машинным способом. Разрегулировать машину, затем отрегулировать. Обработать срез поперечной обтачкой. Анализ выполненной работы в сравнении с образцом.

    Знать правила подготовки швейной машины для выполнения сборок.

    Уметь выполнять расчёт расхода ткани на сборку, обработку сборок машинным способом.

    35,36

    Свойства хлопчатобумажных тканей.

    Лаб.раб. Определение х/б тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенностям горения х/б нитей.

    2

    Беседа. Простейшие сведения о ткачестве. Получение х/б тканей. Полотняное переплетение. Сведения о свойствах х/б тканей. Лабораторная работа: определение х/б тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенностям горения х/б нитей.

    Знать суть процесса ткачества, особенности полотняного переплетения и свойства тканей, выработанных полотняным переплетением.

    Уметь выполнять образец полотняного переплетения.

    37,38

    Знакомство с изделием. Фартук на поясе.

    Определение долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны ткани.

    2

    Анализ фартука в процессе беседы на основе предметной технологической карты. Ткани, применяемые для пошива фартука. Изнаночная и лицевая стороны ткани. Детали изделия..

    Знать фасоны фартука.

    Уметь определять долевую, поперечную нити, лицевую, изнаночную стороны.

    39,40

    Снятие мерок.

    2

    Название и назначение мерок. Правила и последовательность снятия мерок для построения чертежа фартука.

    Знать название и назначение мерок. Правила и последовательность снятия мерок для построения чертежа фартука.

    Уметь снимать мерки.

    41,42

    Построение чертежа выкройки фартука.

    2

    Построение чертежа выкройки фартука на поясе. Подготовка деталей выкройки к раскрою.

    Знать правила построения чертежей выкройки.

    Уметь выполнять построение чертежей выкройки фартука.

    43,44

    Раскрой фартука на поясе.

    2

    Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани. Раскрой деталей фартука с учётом припусков  на швы.

    Знать правила подготовки ткани к раскрою.

    Уметь выполнять раскрой деталей фартука.

    45,46

    Подготовка деталей кроя к обработке.

    2

    Определение середины детали. Контрольные линии. Стачивание деталей.

    Знать названия деталей.

    Уметь находить середину детали, прокладывать контрольные линии, соединять детали стачным швом.

    47,48

    Раскрой косой двойной обтачки.

    Пр.р.: Раскрой и обработка двойной косой обтачки.

    2

    Закрепление правил раскроя двойной косой обтачки. Обработка частей косой двойной обтачки.

    Знать правила раскроя и соединения косой обтачки.

    Уметь определять размер, выкраивать и соединять косую обтачку.

    49,50,51

    Обработка боковых, нижнего срезов фартука.

    Пр.р.: Приметывание двойной косой обтачки к среза фартука.

    Пр.р.: Притачивание.

    3

    Беседа о видах обтачек. Обработка закругленных срезов косой двойной обтачкой с предварительным закреплением шва притачивания обтачки с опорой на образец.

    Знать технологию обработки срезов  косой обтачкой.

    Уметь обрабатывать закруглённый срез основной детали фартука двойной косой обтачкой.

    52,53,54

    55

    Обработка верхнего среза фартука поясом.

    Пр.р.: Разметка складок-защипов.

    Пр.р.: Приметывание пояса и соединение его с основной деталью.

    4

    Анализ образца фартука в процессе беседы. Обработка складок-защипов. Стачивание частей пояса. Заметывание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Приметывание пояса и соединение его с основной деталью.

    Знать правила нахождения середины детали, выполнения сборок.

    Уметь выполнять сборки по верхнему срезу основной детали.

    56,57,58

    Обработка кармана и соединение его с основной деталью.

    3

    Анализ образца изделия в процессе беседы. Виды отделок фартука. Обработка закругленных срезов косой двойной обтачкой. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка кармана двойной косой обтачкой и присоединение его к основной детали.

    Знать виды отделок, правила выполнения кармана.

    Уметь выполнять обработку кармана и соединение его с основной деталью.

    59,60

    Влажно-тепловая обработка готового изделия.

    Пр.р.: Утюжка готового изделия.

    2

    Поверка качества работы в сравнении с образцом. Устранение дефектов. Утюжка гото-вого изделия. Взаимоконтроль качества изделий.

    Знать правила безопасной работы с утюгом.

    Уметь выполнять влажно-тепловую обработку изделия.

    61,62

    Виды ремонта одежды.

    Пр.р.: Составление пред-метной операционной карты по выполнению заплаты.

    2

    Беседа о форме заплат, о видах заплат по способу наложения. Анализ образцов заплат. Составление предметной операционной карты по выполнению заплаты.

    Знать правила подготовки одежды  к ремонту, назначение и формы заплат.

    63,64,

    65,66

    Наложение заплат ручным способом на гладкокрашеной ткани.

    Пр.р.: Подбор ткани, раскрой заплаты, приши-вание.

    Наложение заплат руч-ным способом из ткани с рисунком.

    Пр.р.: Подбор ткани, раскрой заплаты, пришивание.

    4

    Подготовка одежды к ремонту. Определение места наложения заплаты и ее размера. Подбор ткани для заплаты для заплаты из гладкокрашеной ткани и ткани с рисунком /в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку/. Раскрой заплаты с прибавкой на шов. Подгибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с изнаночной стороны изделия и погиб их на изнаночную сторону. Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка.  

    Знать правила подбора ткани для заплаты, раскроя заплаты.

    Уметь подбирать ткань для раскроя заплаты, выполнять раскрой заплаты с прибавкой на швы, пришивать заплату ручным способом.

    67,68

    Самостоятельная работа.

    Обработка закруглённого среза двойной косой обтачкой.

    2

    Последовательность обработки закруглённого среза двойной косой обтачкой.

    Знать правила стачивания косой обтачкой.

    Уметь выполнять обработку закруглённых срезов косой двойной обтачкой.

    69,70

    Сам. работа.

    Выполнение сборок машинным способом по поперечному срезу.

    2

    Последовательность подготовки швейной машины для образования сборок, выполнение сборок машинным способом.

    Знать правила подготовки швейной машины для выполнения сборок.

    Уметь выполнять расчёт расхода ткани на сборку, обработку сборок машинным способом.

    71,72,73

    Запошивочный шов.

    Пр.р.: Выполнение запо-шивочного шва путем сложения ткани с выпуском одного среза.

    3

    Беседа о видах соединительных швов (двойной, настрочной). Конструкция и применение запошивочного шва. Ширина шва в готовом виде 0,7 см. анализ образца в процессе беседы на основе предметной технологической каты. Выполнение запошивочного шва путем сложения ткани с выпуском среза по предварительному сметыванию с соблюдение установленной ширины.

    Знать конструкцию и сферу применения запошивочного шва, его условное обозначение.

    Уметь распознавать запошивочный шов.

    74,75,76

    Выполнение запошивоч-ного шва способом вкладывания одной детали в подогнутый срез второй.

    Пр.р.: Выполнение запо-шивочного шва 2-м способом.

    3

    Анализ и планирование работы по выполнению данного запошивочного шва. Выполнение запошивочного шва способом вкладывания одной детали в подогнутый срез второй  по предварительному сметыванию с соблюдением установленной ширины. Анализ работы в сравнении с образцом. Оформление образцов в альбом.

    Знать конструкцию и сферу применения запошивочного шва, его условное обозначение.

    Уметь распознавать запошивочный, контролировать ширину шва и качество работы.

    77,78

    Свойства хлопчатобу-мажных тканей.

    Сатиновое и саржевое переплетение.

    2

    Беседа о свойствах х/б тканей. Их характеристика. Сатиновое и саржевое переплетение в тканях. Сравнение их с полотняным переплетением

    Знать простейшие переплетения нитей в тканях.

    Уметь распознавать виды переплетений нитей в тканях.

    79,80

    Масштаб и масштабная линейка.

    2

    Понятие «масштаб». Масштабная линейка, применение, приёмы работы.

    Знать суть понятия «масштаб».

    Уметь работать с масштабной линейкой.

    81,82

    Снятие мерок с фигуры человека.

    Пр.р.: Снятие мерок.

    2

    Знакомство с правилами и последовательностью измерения фигуры, обозначение мерок. Мерки необходимые для построения чертежа ночной сорочки. Название деталей изделия и контурных срезов. Краткая запись мерок. Снятие мерок с фигуры человека.

    Знать правила и последовательность измерения человеческой фигуры.

    Уметь определять размер изделия конкретного человека.

    83,84

    Плечевые изделия. Ночная сорочка. Фасоны.

    2

    Плечевые изделия. Сорочка с круглым вырезом. Ткани, используемые для изготовления сорочки. Описание изделия. Название деталей и контурных срезов изделия. План работы по изготовлению сорочки.

    Знать назначение сорочки, ткани для её изготовления, название деталей и контурных срезов.

    Уметь описывать изделие.

    85,86

    Снятие мерок ночной сорочки.

    2

    Знакомство с правилами оформления чертежа изделия. Линии при построении чертежа. Масштаб, масштабная линейка и ее применение. Построение сетки чертежа. Расчет расхода ткани.

    Знать правила снятия мерок, правила оформления чертежа.

    Уметь снимать мерки для построения чертежа сорочки.

    87,88

    Построение чертежа ночной сорочки в М 1 : 4.

    Пр.р.: Построение черте-жа ночной сорочки

    2

    Ориентировка при построении чертежа по чертежу изделия. Построение чертежа полочки ночной сорочки, спинки. Оформление чертежа ночной сорочки. Чтение чертежа. Оценка правильности выполнения чертежа в сравнении с образцом.

    Знать правила оформления чертежа.

    Уметь выполнять построение чертежа изделия в М 1:4

    89,90,91

    Построение выкройки ночной сорочки в натуральную величину.

    Пр.р.: Построение выкройки.

    3

    Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезков на равные части и обозначение мест деления. Вычерчивание выпуклых и вогнутых линий на чертеже. Построение сетки выкройки, полочки, и спинки ночной сорочки. Расчет и выполнение припусков на швы. Проверка и вырезание выкройки. Определение мест временного закрепления выкройки на ткани.

    Знать правила подготовки выкройки к раскрою.

    Уметь изготовить выкройку ночной сорочки, подготовить выкройку к раскрою.

    92,93,94

    Подготовка ткани к раскрою.

    Пр.р.: Раскрой ночной сорочки.

    3

    Беседа – определение последовательности подготовки ткани к раскрою и раскрой ткани.  Выполнение раскладки выкройки на ткани с обозначением направления долевой нити и с учетом рисунка на ткани.

    Знать правила подготовки ткани к раскрою.

    Уметь выполнять рациональную раскладку деталей на ткани, раскраивать изделие.

    95,96

    Подготовка деталей кроя к обработке.

    2

    Определение середины деталей путём сложения. Прокладывание контрольных линий.

    Знать назначение контрольных линий.

    Уметь выполнять операции по подготовке деталей кроя к обработке.

    97,98

    Обработка плечевых срезов запошивочным швом.

    2

    Анализ образца запошивочного шва и составление плана работы по его выполнению. Сметывание плечевых срезов, обработка запошивочным швом. Притачивание клиньев к боковым срезам основных деталей с предвари-тельным сметыванием.

    Знать технологию выполнения запошивочного шва.

    Уметь обрабатывать плечевые срезы запошивочным швом.

    99,100

    Раскрой и обработка косых обтачек.

    2

    Самостоятельное планирование предстоящей работы по предметной технологической карте. Разметка и раскрой обтачек. Соединение частей обтачек.

    Уметь выполнять раскрой косых обтачек, соединять косые обтачки, выполнять обработку изделий косой обтачкой.

    101,102

    103

    Обработка горловины с применением отделки косой обтачкой.

    3

    Беседа о видах отделок ночных сорочек. Обработка наружного среза обтачки. Соединение ее с горловиной  изделия. Выметывание канта соединение отделки с наружным краем обтачки затем с изделием.

    Знать правила раскроя и соединения косых обтачек.

    Уметь определять размер обтачки, выполнять обработку среза горловины сорочки двойной косой обтачкой.

    104,105

    106

    Обработка боковых срезов сорочки.

    Пр.р.: Обработка боко-вых срезов сорочки запошивочным швом.

    3

    Самостоятельное планирование предстоящей работы. Обработка боковых срезов запошивочным швом с предварительным сме-тыванием. Оценка качества выполненной работы. Влажно-тепловая обработка техноло-гического узла.

    Знать технологию выполнения запошивочного шва.

    Уметь выполнять обработку боковых срезов сорочки запошивочным швом.

    107

    108

    109

    Обработка пройм ночной сорочки.

    Пр.р.: Обработка и соединение обтачки с проймами.

    Пр.р.: Выметывание канта. Соединение наружного среза обтачки с проймами.

    3

    Анализ данного технического узла в процессе беседы и составление плана на его изготовление. Обработка наружного среза обтачки. Соединение внутреннего среза обтачки со срезами проймы. Выметывание канта. Соединение наружного края обтачки с проймами. Влажно-тепловая обработка технологического узла. Оценка качества работы .

    Знать правила раскроя и соединения косых обтачек.

    Уметь выполнять обработку срезов пройм двойной косой обтачкой.

    110

    111

    Обработка нижнего среза ночной сорочки.

    Пр.р.: Обработка среза швом вподгибку с закрытым срезом.

    2

    Анализ образца шва вподгибку с закрытым срезом, планирование работы. Заметывание нижнего среза. Застрачивание швом вподгибку с закрытым срезом. Соединение отделки с нижним срезом изделия. Утюжка готового изделия.

    Знать технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.

    Уметь выполнять обработку нижнего среза сорочки.

    112

    113

    114

    Окончательная отделка изделия.

    3

    Окончательная отделка ночной сорочки. Утюжка готового изделия. Проверка качества готового изделия.

    Знать операции окончательной отделки изделия, правила безопасной работы  сутюгом.

    115-124

    Практическое повторение. Пошив изделия по выбору (изготовление нижней женской, детской сорочки, детского фартука, косынки…)

    10

    Технология пошива выбранного изделия.

    Знать порядок и план изготовления изделия.

    Уметь шить выбранное изделие.

    125-128

    Самостоятельная работа. Обработка горловины косой обтачкой.

    4

    Технология обработки среза горловины косой двойной обтачкой.

    Знать правила обработки среза горловины.

    Уметь  обрабатывать срез горловины косой двойной обтачкой.

    2- полугодие

    129,130

    Вводное занятие.

    2

    Беседа о правилах безопасной работы в мастерской. Обязанности школьников по сохранению оборудования мастерской.

    Знать правила охраны труда при работе с инструментами, утюгом и на швейной машине.

    Уметь содержать своё рабочее место в порядке.

    131,132

    Бытовая швейная машина с электроприводом.

    2

    Беседа о назначении и устройстве швейной машины с электроприводом. Скорость, марки, виды выполняемых работ.

    Знать марки бытовых швейных машин, назначение, виды выполняемых работ.

    133,134

    135,136

    Устройство бытовой швейной машины с электроприводом.

    Пр.р.: Регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Разборка и сборка челночного механизма.

    4

    Механизмы регулировки швейной машины. Детали челночного комплекта. Его разборка и сборка. Электропривод и его роль в увеличении скорости работы. Сравнение швейных машин с ножным приводом. Правила безопасной работы. Упражнения в пуске и остановке машины, в регулировке скорости с помощью педали, в регулировке машины на прямую и зигзагообразную строчку.

    Знать рабочие механизмы бытовой швейной машины, правила безопасной работы на швейной машине.

    Уметь вставлять верхнюю и нижнюю нити.

    137,138

    139,140

    Выполнение машинных строчек.

    Пр.р.: Выполнение ма-шинных строчек на бумаге, стачивание полосок ткани.

    4

    Подготовка машины к работе. Пуск и остановка. Упр-е по  выполнению прямых и зигзаго-образных строчек. Регулировка натяжения верхней и нижней нитей.

    Знать правила работы на швейной машине с электроприводом.

    Уметь работать на швейной машине с электроприводом.

    141,142

    Мягкие складки – вид отделки легкого платья и белья.

    Пр.р.: выполнение разметки складок на бумаге.

    2

    Беседа о видах отделки белья и легкого платья. Анализ образца заложенных мягких складок в процессе беседы и составление технологической карты по разметке мягких складок. Ширина и глубина складок. Ее сгибы. Обучение приемам расчета ткани для складки, способы разметки мягких складок

    Знать сферу применения мягких складок, их конструкцию.

    Уметь рассчитывать расход ткани на мягкие складки.

    143,144

    Мягкие складки, заложенные в разные стороны.

    Пр.р.: Выполнение мягких складок, заложенных в разные стороны.

    2

    Анализ образца заложенных мягких складок в разные стороны в процессе беседы на основе предметной технологической карты. Выполнение мягких складок, заложенных в разные стороны – разметка складок, заметывание по надсечкам или копировальным стежкам. Анализ качества выполненной работы.

    Знать конструкцию складок.

    Уметь размечать и выполнять мягкие складки.

    145,146

    Мягкие складки, зало-женные в одну сторону.

    Пр.р.: Выполнение мягких складок, заложен-ных в одну сторону.

    2

    Анализ образца заложенных мягких складок в одну сторону в процессе беседы на основе предметной технологической карты. Выполнение мягких складок, заложенных в одну сторону – разметка складок, заметывание по надсечкам или копировальным стежкам. Анализ качества выполненной работы.

    Знать конструкцию складок.

    Уметь размечать и выполнять мягкие складки.

    147

    Виды накладных карманов.

    1

    Анализ образцов различных накладных карманов назначение карманов, их форма. Способы отделки накладных карманов. Назначение деталей и срезов.

    Знать назначение, фасоны, виды накладного кармана.

    148,149

    150

    Приемы обработки верхнего среза кармана прямоугольной формы.

    Пр.р.: Составление предметной карты.

    Пр.р.: Раскрой кармана.

    3

    Самостоятельный анализ образца накладного кармана прямоугольной формы. Раскрой карма-на данной формы. Составление предметно-операционной последовательности обработки верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом и практическое ее выполнение. Разновидности обработки верхнего среза кармана.

    Знать правила раскроя прямоугольного кармана.

    Уметь выполнять раскрой гладкого накладного кармана прямоугольной формы с учётом припусков на обработку срезов.

    151,152

    Обработка боковых и нижнего среза кармана прямоугольной формы.

    Пр.р.: Обработка срезов кармана и присоединение его с основной деталью.

    2

    Составление предметно-операционной карты по обработке нижнего среза кармана прямоу-гольной формы и соединение его с основной деталью. Заметывание боковых и нижнего срезов кармана. Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру с предварительным наметыванием. Выполнение закрепки в отделочной строчке. Анализ работы.

    Знать правила обработки боковых срезов кармана.

    Уметь проводить обработку боковых срезов кармана, соединение кармана с основной деталью.

    153,154

    Обработка отворота кармана закругленной формы.

    Пр.р.: Раскрой и обра-ботка кармана закруг-ленной формы.

    2

    Составление предметно-операционной карты по обработке кармана с отворотом закругленной формы. Раскрой накладного кармана закругленной формы. Обработка отворота. Сравнение с образцом.

    Знать детали накладного кармана с отворотом, правила раскроя.

    Уметь  выполнять раскрой деталей кармана с отворотом с учётом припусков на обработку.

    155,156

    Обработка боковых и нижнего среза кармана закругленной формы.

    Пр.р.: Обработка кармана и присоединение его с основной деталью.

    2

    Составление предметно-технологической карты по обработке нижнего среза кармана закругленной формы. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза кармана и стягивание проложенной нитки для образования подгиба или заметывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек  в местах закруглений. Нанесение линий настрачивания кармана на изделие. Соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру с предварительным наметыванием. Выполнение закрепки. Анализ выполненной работы.

    Знать правила обработки срезов кармана закруглённой формы.

    Уметь выполнять обработку боковых и нижнего среза кармана закруглённой формы, выполнять соединение кармана с основной деталью.

    157,158

    Формы углов швейных изделий и способы их обработки.

    Пр.р.: Изготовление выкройки подкройной обтачки и ее раскрой.

    2

    Анализ образцов обработки углов изделий. Изготовление выкройки подкройной обтачки и ее раскрой.

    Знать назначение подкройной обтачки и сферу её применения.

    159,160

    Обработка углов подкройной обтачкой на лицевую сторону.

    Пр.р.: Обработка прямого угла подкройной обтачкой на лицевую сторону.

    2

    Анализ образца углов подкройной обтачкой на лицевую сторону. Составление предметной технологической карты по обработке прямого угла подкройной обтачкой и практическая работа по ней. Анализ выполненной работы.

    Знать назначение надсечек, технологию выполнения обработки прямого угла подкройной обтачкой.

    Уметь изготовить выкройку подкройной обтачки и раскроить её.

    161,162

    Обработка углов подкройной обтачкой на изнаночную сторону.

    Пр.р.: Обработка тупого угла подкройной обтач-кой на изнаночную сторону.

    2

    Анализ образца углов подкройной обтачкой на лицевую сторону. Составление предметной технологической карты по обработке тупых  и острых углов подкройной обтачкой и практическая работа по ней. Анализ выполненной работы.

    Знать назначение надсечек, технологию выполнения обработки тупого угла подкройной обтачкой.

    Уметь изготовить выкройку подкройной обтачки,  раскроить её и обработать тупой угол.

    163,164

    Льняное растительное волокно и его свойства.

    Лаб.р.: Определение свойств льняных волокон.

    2

    Беседа о растительных волокнах. Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Простейшие сведения о свойствах льняного волокна: длина, прочность. Действие воды и тепла на льняное волокно. Лабораторная работа: свойства льняных волокон.

    Знать, как получают льняное волокно   и каковы его свойства.

    Уметь проводить исследование свойств волокна.

    165,166

    Фартук с нагрудником.  

    Снятие мерок с фигуры человека.

    Пр.р.: Снятие мерок. Составление плана работы

    2

    Анализ образца фартука с нагрудником и бретелями. Фасоны фартуков, их назначение. Ткани, применяемые для пошива фартуков. Название деталей фартука и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Составление плана работы. Снятие мерок.

    Знать назначение фартука, название его деталей, контурных срезов,  мерки для построения чертежа фартука.

    Уметь описывать изделие, снимать мерки.

    167,168

    Построение чертежа фартука с нагрудником в М 1 : 4.

    Пр.р.: Построение чертежа фартука.

    2

    Анализ образца фартука. Ориентировка при построении чертежа по образцу изделия.

    Знать правила построения чертежа фартука с нагрудником.

    Уметь проводить расчёты, строить чертёж фартука.

    169,170

    Построение выкройки фартука с нагрудником.

    Пр.р.: Изготовление выкройки в натуральную величину.

    2

    Изготовление выкройки в натуральную величину по предварительному инструктажу. Обозначение мест настрачивания карманов. Ориентировка при построении выкройки по образцу изделия и готовому четежу.

    Знать правила построения чертежа фартука в натуральную величину.

    Уметь выполнять построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину, подготовить выкройку  к раскрою.

    171,172

    Раскрой фартука.

    Пр.р.: Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Вырезание.

    2

    Анализ образца фартука. Составление технологической карты по раскрою ткани. Раскладка выкройки на ткани, прикрепление выкройки с учетом рисунка и долевой нити, припуск на швы. Самостоятельная проверка раскладки выкройки и раскрой. Правила экономного расходования ткани при раскрое.

    Знать правила подготовки ткани к раскрою, правила экономии ткани при раскладке деталей.

    Уметь выполнять подготовку ткани к раскрою, раскраивать детали, Контролировать качество кроя.

    173,174

    Подготовка деталей кроя к отделке.

    2

    Способы перевода контурных линий. Подготовка деталей кроя фартука  к обработке. Контрольные линии.

    Знать способы перевода контурных линий.

    Уметь подготавливать детали кроя фартука к обработке.

    175,176

    Подготовка к пошиву фартука.

    Пр.р.: Запись плана работы в тетрадь.

    2

    Анализ образца фартука, его назначение; ткани, швы, применяемые при пошиве фартука. Обсуждение плана последовательности пошива фартука на основе предметной технологической карты и краткой записи плана работы в тетрадь.

    Уметь составлять план пошива фартука с нагрудником, ориентироваться в работе по образцу изделия.

    177-180

    Обработка боковых и нижнего срезов фартука.

    Пр.р.: Обработка наружного среза обтачки

    Пр.р.: Соединение обтач-ки с основной деталью обтачным швом.

    Пр.р.: Наметывание, настрачивание наружного среза обтачки на основную деталь.

    4

    Виды обработки боковых и нижнего срезов.

    Обработка наружного среза обтачки, соединение обтачки с основной деталью обтачным швом. Наметывание и настрачивание наружного среза обтачки на основную деталь. Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом. Влажно-тепловая обработка.

    Знать способы обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука.

    Уметь выполнять обработку срезов.

    181-184

    Обработка карманов и соединение их с основной деталью.

    Пр.р.: Обработка карманов.

    Пр.р.: Соединение их с основной деталью.

    4

    Составление плана работы  на основе предметной технологической каты  по обработке карманов. Обработка верхнего, нижнего и боковых срезов кармана. Определение места расположения карманов на основной детали фартука. Наметывание.

    Знать способы обработки карманов, способы соединения кармана с основной деталью.

    Уметь выполнять обработку срезов кармана, выполнять соединение кармана с основной деталью.

    185-188

    Обработка нагрудника фартука и бретели.

    Пр.р.: Обработка нагрудника фартука и бретели.

    4

    Составление предметной технологической карты по обработке нагрудника и бретели. Обработка бретели и определение места ее расположения на нагруднике. Соединение парных деталей нагрудника обтачным швом с втачиванием бретелей с предварительным сметыванием. Убрать сметку, подрезать углы, вывернуть нагрудник, выметать кант. Выполнить влажно-тепловую обработку изделия.

    Знать технологию выполнения обтачного шва.

    Уметь выполнять обработку бретелей обтачным швом, обрабатывать парные детали нагрудника с одновременным втачиванием бретелей.

    189-192

    Обработка верхнего среза фартука поясом, с одновременным втачива-нием нагрудника.

    Пр.р.: Застрачивание складок-защипов

    Пр.р.: Обработка верхнего среза фартука поясом.

    Пр.р.: Соединение нагрудника, пояса и верхнего среза фартука.

    4

    Составление плана работы в тетрадь на соединение частей фартука поясом. Застрачивание складок-защипов. Определение середины пояса, фартука, нагрудника по срезам соединения. Соединение нагрудника, пояса и верхнего среза фартука. Обработка концов пояса. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки с предварительным заметыванием шва. Утюжка.

    Знать способы обработки складок-зашипов, технологию выполнения обтачного шва.

    Уметь выполнять складки-защипы, обработку пояса обтачным швом.

    193,194

    Анализ качества выполненной работы.

    Пр.р.: Устранение обна-руженных дефектов. Влажно-тепловая обработка изделия.

    2

    Проверка качества выполненной работы в сравнении с образцом. Устранение обнаруженных дефектов. Влажно-тепловая обработка готового изделия. Взаимоконтроль качества и складывание продукции по стандарту.

    Знать правила влажно-тепловой обработки.

    Уметь устранять обнаруженные дефекты, выполнять влажно-тепловую обработку.

    195-204

    Практическое повторение

    10

    Изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника.

    Знать технологию обработки изделия.

    Уметь выполнять пошив изделия.

    205-208

    Самостоятельная работа.

    4

    Изготовление прямого накладного кармана.

    Знать технологию изготовления накладного кармана.

    Уметь обрабатывать срезы кармана, соединять его с основной деталью.

    209,210

    Вводное занятие.

    2

    Беседа о правилах безопасной работы в мастерской. Обязанности школьников по сохранению оборудования мастерской.

    Знать правила безопасной работы в мастерской.

    Уметь организовывать рабочее место.

    211,212

    Поясное спортивное изделие.

    2

    Поясные изделия. Трусы-плавки: фасоны, ткани для пошива. Название деталей и срезов выкройки трусов-плавок.

    Знать названия деталей и контурных срезов трусов-плавок, ткани для пошива.

    Уметь определять ткани для пошива трусов-плавок.

    213,214

    Снятие мерок для пошива трусов-плавок.

    Пр.р.: Снятие мерок с фигуры человека.

    2

    Анализ образца изделий в процессе беседы с учащимися. Характеристика тканей. Названия деталей и срезов. Планирование подготовительной работы к получению деталей кроя. Снятие мерок, их краткая запись.

    Знать мерки для построения чертежа трусов-плавок.

    Уметь проводить обмер фигуры.

    215-217

    Построение чертежа трусов-плавок в М 1 : 4.

    Пр.р.: Построение сетки чертежа В М 1 : 4.

    Пр.р.: Построение линии низа, нижнего среза.

    3

    Ориентировка в задании по технологической карте и  чертежу. Построение сетки чертежа трусов-плавок. Расчет расхода ткани на пошив. Построение линии низа, нижнего среза. Оформление чертежа и его чтение.

    Знать правила оформления чертежей.

    Уметь строить чертёж трусов-плавок.

    218-220

    Изготовление выкройки и раскрой трусов-плавок.

    Пр.р.: Изготовление выкройки в натуральную величину.

    Пр.р.:  Раскрой трусов-плавок.

    3

    Самостоятельный анализ образца изделия. Учет особенностей рисунка ткани при раскрое. Ориентировка в задании по чертежу и образцу раскладки выкройки на ткани. Изготовление выкройки по предварительному инструктажу. Построение сетки и чертежа выкройки. Расчет и выполнение припусков на швы. Вырезание выкройки и подготовка ткани к раскрою. Изготовление выкройки накладной ластовицы. Раскладка выкройки и раскрой ткани – самостоятельно. Проверка качества кроя.  

    Знать правила построения чертежа изделия в натуральную величину.

    Уметь выполнять построение чертежа трусов-плавок, подготавливать детали выкройки к раскрою.

    221,222

    Планирование пошива трусов-плавок.

    Пр.р.: Запись плана пошива трусов-плавок в тетрадь.

    2

    Анализ образца и составление плана пошива трусов-плавок в процессе беседы на основе комбинированной технологической карты и краткая его запись в тетрадях.

    Уметь планировать работу по пошиву трусов-плавок.

    223,224

    подготовка деталей кроя к обработке.

    2

    Подготовка деталей кроя к обработке. Способы перевода контурных линий. Контрольные линии. Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза.

    Знать способы перевода контурных линий.

    Уметь подготавливать детали кроя к обработке.

    225,226

    227,228

    Изготовление выкройки накладной ластовицы. Соединение ластовицы с изделием.

    4

     Назначение и форма накладной ластовицы. Построение выкройки накладной ластовицы.

    Обработка накладной ластовицы по образцу и рисунку.

    Знать назначение накладной ластовицы.

    Уметь строить выкройку накладной ластовицы разной формы, соединять ластовицу с изделием.

    229,230

    Обработка боковых срезов трусов-плавок.

    Пр.р.: Обработка срезов запошивочным швом.

    2

    Составить план на выполнение запошивочного шва, опираясь на технологическую карту. Выпустить для обработки срез задней половинки трусов. Обработать боковые срезы запошивочным швом шириной в 5-6 см. влажно-тепловая обработка технологического узла.

    Знать технологию выполнения запошивочного шва.

    Уметь выполнять обработку боковых срезов трусов-плавок запошивочным швом.

    231,232

    Обработка верхнего среза трусов-плавок.

    Пр.р.: Обработка среза швом вподгибку с закрытым срезом.

    2

    Составить план по выполнению шва вподгибку с закрытым срезом. Проложить прямые стежки по линии подгиба верхнего среза. Заметать и застрочить верхний срез швом вподгибку с закрытым срезом, оставляя отверстие для резинки.

    Знать технологию выполнения краевого шва вподгибку с закрытым срезом.

    Уметь выполнять обработку верхнего среза трусов-плавок швом вподгибку с закрытым срезом.

    233-235

    Обработка нижних срезов трусов-плавок косой двойной обтачкой.

    Пр.р.: Заготовка косой обтачки.

    Пр.р.: Обработка срезов косой обтачкой.

    3

    Составить план работы. Заготовить косую обтачку, соединить ее в кольцо по размеру нижнего среза, заутюжить пополам. Приметать и притачать обтачки к нижним срезам, выполнить надсечки. Выметать кант на лицевую сторону. Настрочить обтачку, прокладывая машинную строчку по шву притачивания, приутюжить.

    Знать способы обработки нижнего среза трусов, правила раскроя косой обтачки.

    Уметь выполнять раскрой и соединение косой обтачки.

    236

    Влажно-тепловая обработка изделия.

    Пр.р.: Выутюжить готовое изделие.

    1

    Проверить качество выполненных швов. Выутюжить готовое изделие. Вдернуть резинку. Самостоятельный отчет о последовательности пошива трусов-плавок.

    Знать правила работы с утюгом.

    Уметь выполнять операции по окончательной отделке изделия.

    237-239

    Ремонт одежды.

    Наложение заплаты накладным швом.

    Пр.р.: Раскрой заплаты с учетом припусков.

    Пр.р.: Наложение заплаты накладным швом.

    3

    Беседа о видах заплат по форме, способу наложения, по характеру ткани. Определение вида ремонта. Подбор ниток и ткани. Раскрой заплаты в учетом припуска на подгиб. Подготовка места наложения заплаты. Выполнение надсечек. Приметывание и притачивание заплаты накладным швом с предварительным планированием. Проверка качества, утюжка.

    Знать правила раскроя заплаты.

    Уметь выполнять раскрой и наложение заплаты накладным швом на место разрыва ткани.

    240,241

    242

    Ремонт одежды штопкой.

    Пр.р.: Подготовка места ремонта.

    Пр.р.: Прокладывание нитей в долевом и поперечном направлении.

    3

    Анализ образца заплаты, выполненной штопкой, в процессе беседы с учащимися. Составление плана на данный вид работы. Подбор ниток. Использование приспособлений для штопки. Подготовка места ремонта. Прокладывание вокруг отверстия нескольких рядов сметочных стежков. Прокладывание нитей в долевом, затем в поперечном направлениях с переплетением через одну нить. Влажно-тепловая обработка.

    Знать правила выполнения штопки.

    Уметь подбирать нитки для штопки, выполнять штопку на трикотажной ткани.

    243,244,

    245

    Головные уборы (кепи, береты)

    Снятие мерок для пошива кепи и берета.

    Пр.р.: Снятие и запись мерок.

    3

    Анализ кепи и берета в процессе беседы с учащимися. Их назначение. Название деталей и контурных срезов. Ткани для пошива головных уборов. Виды отделки. Фурнитура. Снятие и запись мерок. Планирование подготовительной работы для получения кроя.

    Знать назначение головных уборов, их фасонов, название деталей, контурных срезов, мерки для построения чертежа головного убора.

    Уметь выбирать фасон головного убора по журналам мод, выполнять обмер головы.

    246-248

    Построение чертежа клина и козырька.

    Пр.р.: Построение чертежа клина и козырька. М 1:4

    3

    Анализ чертежа выкройки клина и козырька. Расчет клина. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя в М 1:4

    Знать формулы расчёта конструкции.

    Уметь выполнять построение чертежа кепи.

    249,250

    Построение чертежа клина и козырька в натуральную величину.

    2

    Формулы расчёта конструкции. Построение чертежа кепи. Изготовление выкройки кепи в натуральную величину. Подготовка выкройки  к раскрою.

    Знать правила оформления чертежа выкройки, порядок построения чертежа кепи.

    Уметь выполнять построение чертежа кепи в натуральную величинк, подготовить выкройку к раскрою.

    251,252

    Раскрой головного убора.

    Пр.р.: Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Вырезание.

    2

    Составление плана работы на раскрой кепи и берета. Подготовка ткани к раскрою. Характе-ристика ткани, рисунка. Раскладка выкройки на ткани (два способа). Обмеловка с учетом припусков 7 мм. Раскрой основных и дополнительных деталей.

    Знать правила расчёта ткани на изделие, подготовки ткани к раскрою, раскроя изделия.

    Уметь выполнять раскрой деталей изделия с учётом припусков на швы.

    253,254

    Планирование пошива головных уборов.

    Пр.р.: Составление плана работы и запись его в тетрадь.

    2

    Анализ фасонов, тканей для изготовления головных уборов. Дополнительные материалы для отделки изделий: пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма. Швы, применяемые для пошива головных уборов. Составление плана работы в процессе беседы на основе комбинированной технологической карты.

    Знать порядок пошива головного убора.

    Уметь составлять план работы пошива головного убора.

    255,256

    257,258

    259,260

    Обработка головки головного убора.

    Пр.р.: Выполнение на образце настрочного и расстрочного швов.

    Пр.р.: Стачивание клиньев головки  настрочным швом.

    Пр.р.: Стачивание клиньев подкладки.

    6

    Анализ образцов настрочного и расстрочного швов, упражнения на образце по их выполнению. Соединение клиньев головки настрочным швом. Стачивание клиньев подкладки с разутюживанием швов. Проверка качества работы в сравнении с образцом.

    Знать сферу применения настрочного и расстрочного швов, их условного изображения.

    Уметь выполнять настрочной и расстрочной швы.

    261,262

    263,264

    Обработка козырька и соединение его с изделием.

    Пр.р.: Обработка козырька.

    Пр.р.: Соединение козырька с основной деталью.

    Пр.р.: Соединение козырька, головки и подкладки.

    4

    Стачивание деталей козырька, выполнение надсечек; вывертывание козырька на лицевую сторону, выполнение шва и отстрочки. Приметывание козырька к головке. Вкладывание подкладки в головку и стачи-вание их по нижним срезам, оставляя место для вывертывания  со стороны затылка. Вывертывание кепи, выправление и выметывание шва. Застрачивание нижнего края кепи.

    Знать технологию обработки обтачного шва.

    Уметь выполнять обработку козырька, соединение деталей головки и козырька с подкладкой.

    265,266

    Окончательная отделка кепи.

    Влажно-тепловая обработка изделия.

    Пр.р.: Влажно-тепловая обработка изделия.

    2

    Проверка качества выполнения швов. Влажно-тепловая обработка изделия. Пришивание фурнитуры. Анализ и оценка качества работы в сравнении с образцом. Складывание изделия по стандарту.

    Знать технологию обработки обтачного шва, правила работы с утюгом.

    Уметь выполнять операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия.

    267-276

    Самостоятельная работа.

    Пошив изделия по выбору.

    10

    Технология изготовления пошивочного изделия. Проверка качества работы.

    Знать последовательность пошива изделия, технологию обработки отдельных узлов.

    Уметь выполнять пошив выбранного изделия, контролировать качество выполняемых операций.

    277-280

    Резерв

    4

    Основная литература:

    1. Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. Швейное дело. Учебник для  6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М., Просвещение, 2010 г.)

    2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 6 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. (М., Просвещение, 2010 г.)    

     Дополнительная литература:

    1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

    2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

    3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

    4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

    5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.

    6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

    Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

    Презентация к уроку математики в 6 классе коррекционной школы VIII вида

    Тема урока: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении". Цель урока: Закрепление у учащихся умения выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.  Задачи уро...

    Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

    Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

    Конспект урока математики в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Величины".

    Конспект урока математики в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Величины"....

    Урок технологии в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема "Обработка закруглённого среза фартука двойной косой бейкой "

    конспект урока по технологии для коррекционной школы VIII вида 5 класс. Урок - соревнование по теме " Фартук"...

    Урок чтения в 6 классе коррекционной школы VIII вида С.В. Михалков «Будь человеком!»

    Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Будь человеком!».Учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  ...

    Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК В.В. Пасечник. 1 час в неделю

    Рабочая программа по биологии 5 класс. УМК Пасечник Издательство Дрофа (Вертикаль)...