Рабочая программа по географии для коррекционного класса (VIII вида)
рабочая программа (9 класс) на тему

Чуева Галина Хабибуловна

По программе для коррекционной школы (Бгажнокова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
      Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
      Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
      Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
      Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
      В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.
      Обучение географии рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.

      В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
      Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).

      Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
      В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель..
      В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
      На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.   
      Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Результаты  обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.

Тематическое планирование

(66 ч в год, 2 ч в неделю +2ч)

1-я четверть (18 ч)

      Положение на карте. Границы области, края.
      Поверхность.
      Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
      Полезные ископаемые нашего края.
      Почвы нашей местности.
      
Экскурсия к местам добычи полезных ископаемых.
      Реки нашей местности.
      Пруды, озера, каналы.
      Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
      Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
      
Экскурсия для расширения представлений о растительном мире и закрепления правил поведения в природе.
      Обобщающий урок.

2-я четверть (14 ч)

      Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
      
Экскурсия для расширения представлений о животном мире (наблюдения за сельскохозяйственными животными, зимующими птицами, животными на звероферме и т. п.).
      Население нашего края (области). Его состав.
      Общая характеристика хозяйства.
      Промышленность нашей местности. Тяжелая и легкая промышленность.
      Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.
      Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).
      
Экскурсия в ближайшее хозяйство или на промышленное предприятие.

3-я четверть (20 ч)

      Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
      Перспективы развития хозяйства области. Большие и малые города нашей области.
      Из истории нашего края. История возникновения. Первые поселенцы. Откуда произошло название. Основные этапы развития.
      
Экскурсия к архитектурно-историческим памятникам.
      Улицы и площади областного (краевого, районного) центра.
      Церкви, монастыри, мечети.
      Парки и скверы.
      
Экскурсия к культурным и историческим памятникам.
      Известные люди нашего края (ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры).
      Театры, кинотеатры, клубы.
      Музеи.
      
Экскурсия в музей (краеведческий, художественный, литературный).

4-я четверть (14 ч)

      Библиотеки. Спортивные сооружения (стадионы, спортзалы, спортивные площадки, катки).
      Местные издания: газеты и журналы.
      Больницы, поликлиники, аптеки, отделы социальной защиты.
      Магазины, продуктовые рынки.
      Сфера бытового обслуживания (обувная мастерская, прачечная, химчистка, парикмахерская, ателье, мастерская по ремонту одежды, почта и пр.).
      Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
      Наш город (поселок, деревня).
      Обобщающий урок «Моя малая родина» («Моя земля»).
      Контрольная работа.

Практические работы

      На магнитной карте своей области обозначить условными знаками месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
      Обозначить на контурной карте России свою область.
      К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
      Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.
      Собрать образцы полезных ископаемых своей местности, образцы почв.
      Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
      Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
      Составить альбомы о промышленности и сельском хозяйстве своей местности.
      Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры.
      Регулярно читать местную периодическую печать.
  Совершать «путешествия» по карте (до ближайшего моря, гор, столицы и т. д.).
      Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
      Оказывать помощь ближайшим хозяйствам.    

Межпредметные связи

      Сезонные изменения в природе (природоведение).
      История нашего края (история).
      Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание).
      Фольклор (музыка).
      Сфера быта, национальные блюда (домоводство, история).
      Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:
      • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
      • медицинские учреждения и отделы социальной защиты в своей местности.
      Учащиеся должны
уметь:
      • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
      • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
      • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
      • правильно вести себя в природе.

Учебно-тематическое планирование

Дата

                

                         Тема урока

Практические  работы

Д\з

план

факт

1

Положение на карте. Границы области, края.

Обозначить на контурной карте России свой край

2

Поверхность.    

3

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

4

Полезные ископаемые нашего края.

Собрать образцы полезных ископаемых своей местности,.

5

Почвы нашей местности.

6-7

Экскурсия к местам добычи полезных ископаемых.

образцы почв

8

Реки нашей местности.

Записать в тетрадь названия местных водоемов

9

Пруды, озера, каналы.

10

Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

11-13

Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения).

Учиться фотографировать пейзажи

14

Красная книга

          Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.  

15

Охрана растительного мира

К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.

16

Экскурсия . Растительный мир нашей местности.

17

Правила  поведения в природе.

18

Обобщающий урок.

19

      Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые).

20

Красная книга.

21

Охрана животных. Вред природе, наносимый браконьерами.

22

Помощь зимующим птицам

23

Заповедники, заказники.

24-25

Экскурсия . Животный мир нашей местности.

наблюдения за сельскохозяйственными животными, зимующими птицами, животными на звероферме и т. п.).

26


      Население нашего края (области). Его состав.

27

Общая характеристика хозяйства.

Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

28

Промышленность нашей местности. Тяжелая и легкая промышленность.

29

Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.

Составить альбомы о промышленности и сельском хозяйстве своей местности.

30

Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).

31-32

      Экскурсия в ближайшее хозяйство или на промышленное предприятие.

 

33-34

3-я четверть (20 ч)

 Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
     

35

Перспективы развития хозяйства края. Большие и малые города нашего края.

36

Из истории нашего края. История возникновения

Записать в тетрадь фамилии известных людей края.

37

Первые поселенцы . Откуда произошло название

38

 Основные этапы развития.

39-40

Экскурсия к архитектурно-историческим памятникам.

 Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры.

41

      Улицы и площади краевого  центра.

42

Церкви, монастыри, мечети.

43

Парки и скверы.

44-45

Экскурсия к культурным и историческим памятникам.

 Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры.

46-47

 Известные люди нашего края (ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры).

48

Театры, кинотеатры, клубы.

49-50

Музеи.

51-52


      
Экскурсия в музей (краеведческий, художественный, литературный).

Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

53

4-я четверть (14 ч)

 Библиотеки. Спортивные сооружения (стадионы, спортзалы, спортивные площадки, катки).
     

54

Местные издания: газеты и журналы.

Регулярно читать местную периодическую печать.

55

Больницы, поликлиники, аптеки, отделы социальной защиты.

      

56

Магазины, продуктовые рынки.

57

Сфера бытового обслуживания (обувная мастерская, прачечная, химчистка, парикмахерская, ателье, мастерская по ремонту одежды, почта и пр.).

58-59

Национальные обычаи, традиции.

60

Национальные костюмы.

61

Фольклорные песни и танцы.

62

Национальная кухня.

63-64

Наше село.

65

Обобщающий урок «Моя малая родина» («Моя земля»).

66

Контрольная работа.

67-68

Экскурсия в окрестности села

 Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа  по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида  5-9 классов,...

Рабочие программы по географии в коррекционном классе VIII вида.

Рабочие программы составленны на основе примерной программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

Рабочая программа по географии 6-9 класс VIII вида 2017- 2018 г.

Рабочая программа по географии 6-9 класс 8 вид 2017-2018г....

Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)

Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...

Методическая разработка. Рабочая программа по географии для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение.

Рабочая программа для индивидуального  обучения на основе программы курса географии для 5-9 классов специальных общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой...

Методическая разработка.Рабочая программа по "Географии", для 7 класса, VIII вида

Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в 7 классе (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общео...

Рабочая программа по сельхозтруду в коррекционной школе VIII вида в 10 классе

Курс подготовки учащихся по специальности плодоовощевод...