Рабочая программа по географии для коррекционного класса (VIII вида)
рабочая программа (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы.
Обучение географии рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы).
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель..
В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл.
На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся. Оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Тематическое планирование
(66 ч в год, 2 ч в неделю +2ч)
1-я четверть (18 ч)
Положение на карте. Границы области, края.
Поверхность.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые нашего края.
Почвы нашей местности.
Экскурсия к местам добычи полезных ископаемых.
Реки нашей местности.
Пруды, озера, каналы.
Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
Экскурсия для расширения представлений о растительном мире и закрепления правил поведения в природе.
Обобщающий урок.
2-я четверть (14 ч)
Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Экскурсия для расширения представлений о животном мире (наблюдения за сельскохозяйственными животными, зимующими птицами, животными на звероферме и т. п.).
Население нашего края (области). Его состав.
Общая характеристика хозяйства.
Промышленность нашей местности. Тяжелая и легкая промышленность.
Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.
Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).
Экскурсия в ближайшее хозяйство или на промышленное предприятие.
3-я четверть (20 ч)
Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Перспективы развития хозяйства области. Большие и малые города нашей области.
Из истории нашего края. История возникновения. Первые поселенцы. Откуда произошло название. Основные этапы развития.
Экскурсия к архитектурно-историческим памятникам.
Улицы и площади областного (краевого, районного) центра.
Церкви, монастыри, мечети.
Парки и скверы.
Экскурсия к культурным и историческим памятникам.
Известные люди нашего края (ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры).
Театры, кинотеатры, клубы.
Музеи.
Экскурсия в музей (краеведческий, художественный, литературный).
4-я четверть (14 ч)
Библиотеки. Спортивные сооружения (стадионы, спортзалы, спортивные площадки, катки).
Местные издания: газеты и журналы.
Больницы, поликлиники, аптеки, отделы социальной защиты.
Магазины, продуктовые рынки.
Сфера бытового обслуживания (обувная мастерская, прачечная, химчистка, парикмахерская, ателье, мастерская по ремонту одежды, почта и пр.).
Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Наш город (поселок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая родина» («Моя земля»).
Контрольная работа.
Практические работы
На магнитной карте своей области обозначить условными знаками месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
Обозначить на контурной карте России свою область.
К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.
Собрать образцы полезных ископаемых своей местности, образцы почв.
Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
Составить альбомы о промышленности и сельском хозяйстве своей местности.
Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры.
Регулярно читать местную периодическую печать.
Совершать «путешествия» по карте (до ближайшего моря, гор, столицы и т. д.).
Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
Оказывать помощь ближайшим хозяйствам.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе (природоведение).
История нашего края (история).
Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание).
Фольклор (музыка).
Сфера быта, национальные блюда (домоводство, история).
Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты в своей местности.
Учащиеся должны уметь:
• находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
• давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
• правильно вести себя в природе.
Учебно-тематическое планирование
№ | № | Дата |
Тема урока | Практические работы | Д\з | ||
план | факт | ||||||
1 | Положение на карте. Границы области, края. | Обозначить на контурной карте России свой край | |||||
2 | Поверхность. | ||||||
3 | Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. | ||||||
4 | Полезные ископаемые нашего края. | Собрать образцы полезных ископаемых своей местности,. | |||||
5 | Почвы нашей местности. | ||||||
6-7 | Экскурсия к местам добычи полезных ископаемых. | образцы почв | |||||
8 | Реки нашей местности. | Записать в тетрадь названия местных водоемов | |||||
9 | Пруды, озера, каналы. | ||||||
10 | Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов. | ||||||
11-13 | Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). | Учиться фотографировать пейзажи | |||||
14 | Красная книга | Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. | |||||
15 | Охрана растительного мира | К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. | |||||
16 | Экскурсия . Растительный мир нашей местности. | ||||||
17 | Правила поведения в природе. | ||||||
18 | Обобщающий урок. | ||||||
19 | Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). | ||||||
20 | Красная книга. | ||||||
21 | Охрана животных. Вред природе, наносимый браконьерами. | ||||||
22 | Помощь зимующим птицам | ||||||
23 | Заповедники, заказники. | ||||||
24-25 | Экскурсия . Животный мир нашей местности. | наблюдения за сельскохозяйственными животными, зимующими птицами, животными на звероферме и т. п.). | |||||
26 |
| ||||||
27 | Общая характеристика хозяйства. | Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. | |||||
28 | Промышленность нашей местности. Тяжелая и легкая промышленность. | ||||||
29 | Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы. | Составить альбомы о промышленности и сельском хозяйстве своей местности. | |||||
30 | Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.). | ||||||
31-32 | Экскурсия в ближайшее хозяйство или на промышленное предприятие. | ||||||
33-34 | 3-я четверть (20 ч) Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной). | ||||||
35 | Перспективы развития хозяйства края. Большие и малые города нашего края. | ||||||
36 | Из истории нашего края. История возникновения | Записать в тетрадь фамилии известных людей края. | |||||
37 | Первые поселенцы . Откуда произошло название | ||||||
38 | Основные этапы развития. | ||||||
39-40 | Экскурсия к архитектурно-историческим памятникам. | Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры. | |||||
41 | Улицы и площади краевого центра. | ||||||
42 | Церкви, монастыри, мечети. | ||||||
43 | Парки и скверы. | ||||||
44-45 | Экскурсия к культурным и историческим памятникам. | Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры. | |||||
46-47 | Известные люди нашего края (ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры). | ||||||
48 | Театры, кинотеатры, клубы. | ||||||
49-50 | Музеи. | ||||||
51-52 |
| Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края». | |||||
53 | 4-я четверть (14 ч) Библиотеки. Спортивные сооружения (стадионы, спортзалы, спортивные площадки, катки). | ||||||
54 | Местные издания: газеты и журналы. | Регулярно читать местную периодическую печать. | |||||
55 | Больницы, поликлиники, аптеки, отделы социальной защиты. |
| |||||
56 | Магазины, продуктовые рынки. | ||||||
57 | Сфера бытового обслуживания (обувная мастерская, прачечная, химчистка, парикмахерская, ателье, мастерская по ремонту одежды, почта и пр.). | ||||||
58-59 | Национальные обычаи, традиции. | ||||||
60 | Национальные костюмы. | ||||||
61 | Фольклорные песни и танцы. | ||||||
62 | Национальная кухня. | ||||||
63-64 | Наше село. | ||||||
65 | Обобщающий урок «Моя малая родина» («Моя земля»). | ||||||
66 | Контрольная работа. | ||||||
67-68 | Экскурсия в окрестности села | Учиться фотографировать пейзажи, памятники архитектуры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
Рабочие программы по географии в коррекционном классе VIII вида.
Рабочие программы составленны на основе примерной программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....
Рабочая программа по географии 6-9 класс VIII вида 2017- 2018 г.
Рабочая программа по географии 6-9 класс 8 вид 2017-2018г....
Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)
Рабочая программа. Русский язык (7 коррекционный класс VIII вида)...
Методическая разработка. Рабочая программа по географии для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение.
Рабочая программа для индивидуального обучения на основе программы курса географии для 5-9 классов специальных общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой...
Методическая разработка.Рабочая программа по "Географии", для 7 класса, VIII вида
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в 7 классе (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общео...
Рабочая программа по сельхозтруду в коррекционной школе VIII вида в 10 классе
Курс подготовки учащихся по специальности плодоовощевод...