Методическая разработка.Рабочая программа по "Географии", для 7 класса, VIII вида
рабочая программа по географии (7 класс)

Громова Тамара Викторовна

 Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в 7 классе (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ  (к комплекту учебников под  руководством Т.М. Лифановой,  Е.Н. Соломиной,  Москва: Просвещение, 2011 год)       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_vid._geografiya.7.docx57.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №102»

                     

        

                               

            Рабочая программа учебного предмета «География»

               предметной области «Естественнонаучные предметы»

индивидуального обучения, для 7-х классов

                                                     

   

                                             

                                               Составитель: Громова Т.В.

                                                             Учитель биологии. Высшая квалификационная  категория.                                     

                                                     

                                             

                         

                            Барнаул

                                                                  Пояснительная  записка

 Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ  (к комплекту учебников под  руководством Т.М. Лифановой,  Е.Н. Соломиной,  Москва: Просвещение, 2011 год)        

Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает 0,5 часа в неделю, всего за год - 35 уроков.

УМК учителя: 

1. Программа для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ  (к комплекту учебников под  руководством Т.М. Лифановой,  Е.Н. Соломиной,  Москва: Просвещение, 2011 год

2. Учебник географии 7 класс. Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. - М.: Просвещение, 2018г

                                                                   

                                                                                 

Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.

Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.

При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политикоадминистративной и картой природных зон России).

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1.  Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 11ч.
  2.  Природные зоны России — 55 ч.

Задача первого блока этого раздела — создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.

В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа.

При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения.

Желательно приучать старшеклассников работать с материалами периодической печати, местными и центральными изданиями.

Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчит семиклассникам процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощенные контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.

Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой.

Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем.

         

Цели и задачи обучения географии:

Цель:  всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе.                                

 Воспитательные: Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

 Корреционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Основные технологии, методы, формы обучения.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

1.  Здоровьесберегающие

2.  Проблемного обучения

3.   Игровые

4. Информационно-коммуникационные

5.   Развивающего обучения

6.   Проектные

7.   Составления алгоритма выполнения задания

8. Развития навыков самопроверки самоконтроля

9. Конструирования (моделирования)

Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером, работа с атласом


        Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  •  пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
  •  природные зоны России;
  •  природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  •  типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  •  хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  •  экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  •  правила поведения в природе;
  •  названия географических объектов на территории России, указанные в программе (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь:

  •  показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
  •  показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
  •  устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  •  делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  •  принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  •  выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

7 класс

География России

(66 ч)

I четверть (18 ч)

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч)

Географическое положение России на карте мира.

Европейская и азиатская части России.

Административное деление России.

Разнообразие рельефа.

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

Климат России.

Водные ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России.

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.

Сельское хозяйство, его отрасли.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Природные зоны России (55 ч)

Размещение природных зон на территории России.

Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь (5 ч)

Положение на карте.

Климат.

Растительный и животный мир.

Население и его основные занятия.

Северный морской путь.

  1.  четверть (14 ч)

Зона тундры (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Реки, озера, каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

Смешанные и лиственные леса.

Животный мир.

Пушные звери.

  1.  четверть (20 часов)

Значение леса.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной России.

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.

Зона степей (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск,

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар.

Охрана природы зоны степей.

IV четверть (14 ч)

Зона полупустынь и пустынь (6 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Реки.

Растительный мир.

Животный мир.

Хозяйство. Население и его основные занятия .

Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков (2 ч)

Положение на карте.

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города- курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.

Высотная поясность в горах (6 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

Города и экологические проблемы Урала.

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных («Естествознание»),

Города нашей Родины («Природоведение»).

Длина рек, высота гор, численность населения («Математика»).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам («Ручной труд»).

Использование леса («Столярное, переплетное дело»).

Добыча, свойства и использование металлов («Слесарное дело»).

Различение цвета и оттенков («Изобразительное искусство»).

Правописание трудных слов («Русский язык»).

Практические работы

Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе- приложении к учебнику.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7 класса.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам. Географическая номенклатура Зона арктических пустынь

Моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские.

Зона тундры Остров: Новая Земля.

Полуострова: Таймыр, Кольский, Чукотский.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Лесная зона

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Валдайская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Каналы: Москвы, Волго-Балтийский.

Озера: Ладожское, Онежское.

Города: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Нижний Новгород, Красноярск, Иркутск, Владивосток.

Зона степей

Реки: Дон, Волга, Урал.

Канал: Волго-Донской.

Города: Курск, Воронеж, Саратов, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Оренбург, Омск.

Зона полупустынь и пустынь Озеро: Каспийское море.

Города: Астрахань, Элиста.

Субтропики

Города: Сочи, Туапсе, Новороссийск.

Высотная поясность в горах

Горы: Кавказские, Уральские, Алтайские, Саяны.

Озеро: Байкал.

Города: Пятигорск, Нальчик, Владикавказ, Махачкала, Грозный, Екатеринбург, Челябинск, Барнаул.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем учебных занятий 

Количество уроков

I четверть (18 ч)

Особенности природы и хозяйства России 

11

1

1 нед.

сен

Географическое положение России на карте мира

0,5

Европейская и азиатская части России

2

2 нед.

сен

Административное деление России

0,5

Разнообразие рельефа.

3

3 нед.

сен

Полезные ископаемые, их основные месторождения

0,5

Климат России

4

4 нед.

сен

Водные ресурсы России, их использование

0,5

Население России. Народы России

5

1 нед. окт

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли

0,5

Сельское хозяйство, его отрасли

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России

6

Природные зоны России

55

2 нед. окт

Размещение природных зон на территории России

Карта природных зон России

0,5

Зона арктических пустынь

7

3 нед. окт

Положение на карте.

0,5

Климат.

5

8

4 нед. окт

Растительный и животный мир

0,5

Население и его основные занятия

0,5

Северный морской путь

0,5

   ll четверть (14 ч) 

Зона тундры

9

5 нед. окт

 Положение на карте

0,5

10

1 нед.

нояб

 Рельеф. Полезные ископаемые

Климат. Водоемы тундры

0,5

11

2 нед.

нояб

Растительный мир.

Животный мир.

0,5

12

3 нед.

нояб

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

0,5

Лесная зона (18 ч)

13

4 нед.

нояб

 Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат

0,5

14

1 нед. дек

Реки, озера, каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

0,5

15

2 нед. дек

Смешанные и лиственные леса.

Животный мир.

Пушные звери

0,5

iii четверть (20 часов)

16

3 нед. дек

Значение леса.

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны

 

17

4 нед. дек

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

Города Центральной России.

0,5

18

1 нед. янв

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград

0,5

19

2 нед. янв

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь

0,5

20

3 нед. янв

Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны

0,5

21

4 нед. янв

Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне

0,5

Зона степей (8 ч)

22

2 нед. фев

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.

23

3 нед. фев

Растительный мир. Животный мир

0,5

24

4 нед. фев

Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

0,5

25

1 нед. март

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар.Охрана природы зоны степей.

IV четверть (14 ч)

Зона полупустынь и пустынь (6 ч)

26

2 нед. март

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

27

3 нед. март

Климат. Реки. Растительный мир.

Животный мир

28

1 нед. апр

Хозяйство. Население и его основные занятия .

Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков (2 ч)

29

2 нед. апр

Положение на карте.

Курортное хозяйство

30

3 нед. апр

Население и его основные занятия. Города- курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск

Высотная поясность в горах (6 ч)

31

4 нед. апр

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат

32

1 нед. май

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

33

2 нед. май

Города и экологические проблемы Урала

34

3 нед. май

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

35

4 нед. май

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Обобщающий урок по географии России.

Итого:

35

 

Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по географии. 7 класс . Тема: « АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ».

Методическая  разработка раздела учебной программы: «Австралия и Океания» построена на основании обязательного минимума содержания образования по географии. Курс «Страноведение» построен та...

Методическое пособие "Рабочая программа по географии. 6 класс"

Методическая разработка по географиии для 6 классов общеобразовательных учреждений. Учебник Е.М. Домогацких....

Методическая разработка. Рабочая программа по географии для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение.

Рабочая программа для индивидуального  обучения на основе программы курса географии для 5-9 классов специальных общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение» 5 класс

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;-Авторской программы по географии  О. А. К...

Методическая разработка рабочей прогграммы по географии 10-11 класс

Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению учебного предмета «География» в 10-11 классах...