Методическая разработка. Рабочая программа по географии для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение.
рабочая программа по географии (6 класс)

Громова Тамара Викторовна

Рабочая программа для индивидуального  обучения на основе программы курса географии для 5-9 классов специальных общеобразовательных школ (к комплекту учебников под руководством Т.М. Лифановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_kl_8_vid.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                             

                                                                                                                                                                                          

                                                                         

 

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 6  класса, VIII вида

                                                индивидуальное обучение

  2018-2019 учебный год

 

Составитель:

Громова Тамара Викторовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

                                                                   2018г

Пояснительная  записка

 Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ  (к комплекту учебников под  руководством Т.М. Лифановой,  Е.Н. Соломиной,  Москва: Просвещение, 2011 год)        

«Начальный курс физической географии».

Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает 0,5 часа в неделю, всего за год - 34 урока.

УМК учителя: 

1. Программа для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ  (к комплекту учебников под  руководством Т.М. Лифановой,  Е.Н. Соломиной,  Москва: Просвещение, 2011 год

2. Учебник географии 6 класс. Авторы : Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. - М.: Просвещение, 2018г

         В 6 классе обучающиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Тема  краеведческой работы стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Цели и задачи обучения географии:

Цель:  всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе.                                

 Воспитательные: Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

 Корреционно-развивающие: Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Основные технологии, методы, формы обучения.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

1.  Здоровьесберегающие

2.  Проблемного обучения

3.   Игровые

4. Информационно-коммуникационные

5.   Развивающего обучения

6.   Проектные

7.   Составления алгоритма выполнения задания

8. Развития навыков самопроверки самоконтроля

9. Конструирования (моделирования)

Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером, работа с атласом


        Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Основные требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся  должны знать:

 Что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности;  виды водоемов, их различия; меры по охране вод от загрязнения; правила поведения в природе;  отличие плана от рисунка; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; Значение  запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос , имена первых космонавтов; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; материки и океаны земного шара их расположение на глобусе и карте полушарий; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Обучающиеся должны уметь: 

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;  выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания объектов с опорой на карту и картины; показать на карте объекты, обозначать их на контурной карте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (34 урока по 0,5 часа в неделю)

1.Введение (2 .)

Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

1.Знакомство с новым учебником.

2.Ориентирование на местности (4 .)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по Солнцу, местным признакам и природным объектам. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство). Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

3. Формы поверхности земли (2 .)

Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы, различие по высоте.  Землетрясения. Извержение вулканов.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (история).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага.

Зарисовка различных форм земной поверхности.

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)

4. Вода на Земле (5 .)

Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки.. Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание 6 класс).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

 Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

5. План и карта (5 .)

Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План пришкольного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Использование плана в практической деятельности человека. План школьного участка. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая Карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.  

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение). Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте        

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты).

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

Изготовление топографического лото.

6.Земной шар (8 .)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Форма Земли. Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий.  Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка. Материки: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первое кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

7. Карта России (8 .)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе. Сухопутные границы России на юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Озера: Ладожское и Онежское. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. ГЭС. Реки: Лена, Амур. Озеро Байкал. Наш край на карте России. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции - его название - основные месторождения.

Путешествия по нашей стране (по карте).

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем учебных занятий 

Количество уроков

  1. Введение

2

1

Введение. Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

0,5

2

Явления природы. Географические сведения о вашей местности и труде населения.

0,5

2. Ориентирование на местности

4 .

3

Горизонт. Линия горизонта.

0,5

4

Стороны горизонта.

0,5

5

Компас и правила пользования им

0,5

6

Ориентирование по местным признакам природы.

0,5

3.Формы поверхности Земли

2.

7

Равнины, холмы. Овраги, их образование.

0,5

8

Горы. Землетрясения. Извержение вулканов.

0,5

4.Вода на Земле

5

9

Вода в природе. Родник, его образование.

0,5

10

Колодец. Водопровод.  Река, ее части. Горные и равнинные реки.

0,5

11

Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.

0,5

12

Болота, их осушение. Океаны и моря.

0,5

13

Острова и полуострова. Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.

0,5

5. План и карта

5

14

Рисунок и план предмета. План и масштаб.

0,5

15

 План класса. План школьного участка.

0,5

16

Условные знаки плана местности. План и географическая карта.

0,5

17

Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты.

0,5

18

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

0,5

6.Земной шар

8

19

  Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты.

0,5

20

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус - модель Земного шара.

0,5

21

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.

0,5

22

Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий.

0,5

23

Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни  на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

0,5

24

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

0,5

25

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.

0,5

26

 Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

0,5

 7.Карта России

8

27

Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.

0,5

28

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

0,5

29

Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России.

0,5

30

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

0,5

31

 Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

0,5

32

Реки: Волга с Окой и Камой. Дон, Днепр, Урал.

0,5

33

Реки Сибири: Обь, Енисей. Лена и Амур.

0,5

34

Озёра России. Ваш край на карте России.

0,5

Итого:

34

 

                                         Учебно-методические средства обучения

1) Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. - М.: Просвещение, 2013г.

2) О.А.Хлебосолова. Физическая география начальный курс.- М.: Владос, 2003г.

Дополнительная литература:

3)Атлас. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.- М.: Роскартография, 2003г.

4)Т.М.Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. - М.:Просвещение, 2001г.

5)Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Приложение к учебнику «География».- М.: Просвещение, 2008г.

Лист корректировки рабочей программы

класс

тема не проведенного урока

причина, по которой урок не был проведен (при наличии указать № приказа);

способ восстановления учебного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка рабочей программы по алгебре и началам анализа для надомного обучения 11 класс.

Рабочая программа для надомного обучения по алгебре и началам анализа .11 класс....

Рабочая программа по географии в 9 классе (УОД) (индивидуальное обучение)

Данная рабочая программа по географии разработана на  основе программы: Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида: 5-9 клас...

Методическая разработка. Рабочая программа по природоведению для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса "Природоведение" для  6 класса, VIII вида составлена для индивидуального обучения в соответствии с программой специальныхобразовательных учреждений VIII вида, 5-...

Методическая разработка.Рабочая программа по "Географии", для 7 класса, VIII вида

Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому в 7 классе (очно-заочная форма) на основе программы для курса географии  для 5-9 классов специальных (коррекционных ) общео...

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке». 6 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой В.В. Вор...

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке».7 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы сп...

Методическая разработка: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по столярному делу 7 КЛАССА первого варианта обучения, (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)"

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу Технология (столярное дело) 7 а класс  Учебный план сформирован в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ &l...