Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке».7 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение
рабочая программа (7 класс)

Громова Тамара Викторовна

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-byt._orient._7kl.docx69.73 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №102»

                       

            Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка »

индивидуального обучения, для 7-х классов

                                                     2019 – 2020 учебный год

                                                                                                  Составитель:

                                                                           Громова Тамара Викторовна,

                                                                           учитель биологии,

                                                             высшая квалификационная категория

                                                                 

                                                                2019г

 

                                                     

                                                         Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы.  М., Издательство ВЛАДОС,  2010)

Согласно индивидуальному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает 1 час  в неделю, всего за год - 35 уроков.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Выполнение некоторых практических работ целесообразно проводить, разделив учащихся на бригады из 4—5 человек; при этом каждая бригада выполняет самостоятельное задание. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.). Необходимо поддерживать стремление каждого ученика стать бригадиром. При этом большое воспитательное значение имеет требование, заключающееся в том, что бригадиром может быть только старательный и активный ученик, успешно выполняющий задания. Данная установка служит стимулом, как для сильных, так и для слабых учащихся, побуждая их работать лучше. Учащихся, испытывающих трудности в обучении, следует назначать бригадирами при выполнении наиболее простых работ, аналогичных предыдущим.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Социально-бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения.

Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет по своему усмотрению. Содержание таких тем, как «Транспорт», «Торговля», и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом, проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения, организации и предприятия» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.

Общее количество часов по программе:

  1.  класс — 34 ч;
  2.  класс — 68 ч;
  3.  класс — 68 ч;
  4.  класс — 68 ч;
  5.  класс — 68 ч.

УМК учителя:

  1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2010
  2.  Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы : пособие для учителя / С.А. Львова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009
  3. Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос»

Основные технологии, методы, формы обучения.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

1.  Здоровьесберегающие

2.  Проблемного обучения

3.   Игровые

4. Информационно-коммуникационные

5.   Развивающего обучения

6.   Проектные

7.   Составления алгоритма выполнения задания

8. Развития навыков самопроверки самоконтроля

9. Конструирования (моделирования)

Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование,  программное обучение.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.

        Виды и формы контроля: индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Содержание программы

7 класс (68 ч)

Личная гигиена

Тематика

  1.  Личная гигиена подростка.

Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

  1.  Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

Основные требования к знаниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление о

  •  значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
  •  назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
  •  необходимости гигиены одежды.

Учащиеся должны знать

  •  правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши);
  •  правила смены одежды и нательного и постельного белья;
  •  санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.

Одежда

Тематика

  1.  Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
  2.  Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.
  3.  Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.

Экскурсия в химчистку.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  1. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.

практические работы: правила пользования моющими средствами; 

Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.

Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины

Учащиеся должны знать:

  •  особенности стирки цветного и белого белья;

  •  устройство стиральной машины и правила пользования ею;
  •  санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
  •  последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т. д.;
  •  назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
  •  правила подготовки вещей к сдаче в чистку.

Учащиеся должны уметь:

  •  ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
  •  стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины;
  •  гладить одежду и белье.

Питание

Тематика

  1.  Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда.
  2.  Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
  3.  Сервировка стола к обеду.

Практическая работа

Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
  •  последовательность приготовления блюд;
  •  возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
  •  санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
  •  правила пользования столовыми приборами.

Учащиеся должны уметь:

  •  готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
  •  готовить третьи блюда;
  •  оформлять готовые блюда;
  •  сервировать стол к обеду.

Семья

Тематика

  1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Практические работы

Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку. Разучивание тихих и подвижных игр.

Проведение игр с детьми младшего возраста.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  различные тихие и подвижные игры.

Учащиеся должны уметь:

  •  одевать малышей на прогулку;
  •  объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
  •  помогать первоклассникам при уборке игрушек.

Культура поведения

Тематика

  1.  Поведение в гостях.
  2.  Подарки.

Практическая работа Изготовление несложных сувениров.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  правила поведения при встрече и расставании;
  •  правила поведения в гостях;
  •  правила вручения и приема подарков.

Учащиеся должны уметь:

  •  выбрать подходящую одежду для визита в гости;
  •  культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т. д.);
  •  выбирать подарки;
  •  изготавливать простые сувениры;
  •  вручать и принимать подарки.

Жилище

Тематика

  1.  Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.
  2.  Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
  3.  Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.).
  4.  Животные в доме (кошка, собака, попугай).

Практическая работа

Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
  •  способы и периодичность ухода за окнами;
  •  виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
  •  способы утепления окон;
  •  правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;
  •  правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
  •  правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.

Учащиеся должны уметь:

  •  убирать жилые помещения;
  •  чистить мебель;
  •  мыть зеркала и стекла;
  •  утеплять окна.

Транспорт

Тематика

  1.  Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.
  2.  Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.

Экскурсия

Экскурсия на железнодорожный вокзал, станцию.

Учащиеся должны иметь представление о

  •  назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;
  •  порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
  •  порядке сдачи и получения багажа в камере хранения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  функции железнодорожного транспорта;
  •  виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
  •  примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
  •  виды справочных служб;
  •  виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа. Учащиеся должны уметь:
  •  ориентироваться в расписании;
  •  приобретать билеты в железнодорожной кассе;
  •  обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону.

Торговля

Тематика

  1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.

  1.         Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. Экскурсия

Экскурсия в промтоварный магазин.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление

  •  о назначении промтоварных магазинов;
  •  о порядке приобретения товаров.

Учащиеся должны знать:

  •  ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
  •  стоимость отдельных товаров.

Учащиеся должны уметь:

  •  приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
  •  подсчитывать стоимость покупок;
  •  правильно вести себя в магазине.

Средства связи

Тематика

1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

Заполнение бланков.

Практические работы

Заполнение бланков на отправку бандеролей.

Упаковка бандеролей.

Экскурсия На почту

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  перечень предметов, посылаемых бандеролью;
  •  максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
  •  виды и способы упаковки бандеролей.

Учащиеся должны уметь:

  •  заполнять бланки на отправку бандеролей;
  •  составлять опись посылаемых предметов;
  •  упаковывать бандероли.

Медицинская помощь

Тематика

  1.  Домашняя аптечка. Термометр.
  2.  Лекарственные растения.
  3.  Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Практические работы

Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность. Заваривание травяного настоя.

Учащиеся должны иметь представление о

  •  вреде самолечения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
  •  правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
  •  местные лекарственные растения;
  •  правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
  •  правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Учащиеся должны уметь:

  •  пользоваться термометром;
  •  готовить отвары и настои из лекарственных растений;
  •  обрабатывать раны и накладывать повязки;
  •  накладывать временные шины.

Учреждения, организации, предприятия

Тематика

  1. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности

Экскурсии        

Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
  •  названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
  •  виды выпускаемой продукции;
  •  названия рабочих специальностей.

Учащиеся должны уметь

  •  обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.

Экономика домашнего хозяйства

Тематика

  1.  Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни.
  2.  Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.
  3.  Мелкие расходы.

Практические работы

Упражнения по определению доходов семьи.

Составление доверенности на получение зарплаты.

Учащиеся должны иметь представление о

  •  том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
  •  порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
  •  том, сколько денег можно иметь на мелкие расходы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  •  говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
  •  составные части бюджета семьи;
  •  заработную плату членов семьи.

Учащиеся должны уметь:

  •  подсчитывать бюджет семьи;
  •  составлять доверенность на получение заработной платы.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол – во уроков

                            Личная гигиена

1

1 нед.

сен

1.Личная гигиена подростка.

Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

1

2

2 нед.

сен

2. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

1

                            Одежда

3

3 нед.

сен

Ремонт разорванных мест одежды, штопка. практическая работа:

Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.

1

4

4 нед.

сен

2. Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. Экскурсия в химчистку 

практическая работа:

Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной

ткани вручную и с помощью стиральной машины

1

5

1нед. окт.

3.Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.

            1  

Питание

6

2 нед. окт.

1.Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда. практическая работа Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд

1

7

2 нед. окт

2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.

1

8-9

3-4 нед. окт

3.Сервировка стола к обеду.

2

Семья

10

1 нед. нояб

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

Практические работы

Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку. Разучивание тихих и подвижных игр..Проведение игр с детьми младшего возраста

1

Культура поведения

11

2 нед. нояб

Поведение в гостях.

1

12-13

3-4 нед. нояб

 Подарки.

Практическая работа Изготовление несложных сувениров

2

Жилище

14

1 нед. дек

1Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.

1

15

2 нед. дек

Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

1

16

3 нед. дек

Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.).

 Практическая работа

Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон

1

17-18

4 нед. дек

Животные в доме (кошка, собака, попугай).

2

Транспорт

19

3 нед. янв

Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.

1

20-21

4 нед.

янв

 Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.

Экскурсия на железнодорожный вокзал, станцию.

2

Торговля

22

2 нед. фев

Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.

1

23-24

3-4 нед. фев

Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.

Экскурсия в промтоварный магазин.

2

Средства связи

25

1 нед. март

 Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления.

1

26

2 нед. март

Упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков.

Практические работы

Заполнение бланков на отправку бандеролей.

Упаковка бандеролей.

Экскурсия На почту

1

Медицинская помощь

27

3 нед. март

Домашняя аптечка. Термометр.

1

28

4 нед. март

 Лекарственные растения.

1

29-30

1-2 нед. апр

Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Практические работы

Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность. Заваривание травяного настоя.

2

Учреждения, организации, предприятия

31

3 нед. апр

Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности

Экскурсии        

Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.

1

Экономика домашнего хозяйства

32

4 нед. апр

Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни.

1

33

2 нед. май

Бюджет семьи. Источники дохода.

Заработная плата членов семьи, пенсия.

1

34-35

3-4 нед. май

Мелкие расходы. Практические работы

Упражнения по определению доходов семьи.

Составление доверенности на получение зарплаты

2

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Качество работы

Отметка «5» ставится, если работа выполнена точно по технологической карте; соблюдена последовательность; действия выполнены качественно в соответствии с требованиями.

Отметка «4» ставится, если работа выполнена по технологической карте, соблюдена последовательность, но действия выполнены с ошибкой.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена по технологической карте с некоторыми отклонениями от качества выполнения.


                                Лист корректировки рабочей программы

класс

Тема урока, № п\п

Причины корректировки, реквизиты документа (№ приказа, дата)

За счет чего проведена корректировка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...

Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке 8 класс

Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке 8 класс...

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс VIII вид

Настоящая программа по социально-бытовой ориентировке (СБО) для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана ОУ...

Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке». 6 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой В.В. Вор...

Рабочая программа по социально - бытовой ориентировке для обучающихся группы профессионально - трудового обучения

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» составлена на основе адаптированной  образовательной программы профессионально-трудового обучения обучающихся с ...