Рабочая программа курса «Социально-бытовой ориентировке» 5 класс ориентирована на использование УМК под редакцией М.Н. Перовой составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) по теме

Гуслякова Елена Алексеевна

Пояснительная записка по педмету СБО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

        Рабочая учебная программа  курса «Социально-бытовой ориентировке» 5 класса ориентирована на использование  УМК под  редакцией М.Н. Перовой составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г., на   основе  примерной программы по предмету «социально-бытовая ориентировка»  под редакцией В.В. Воронковой,  допущенной Министерством образования РФ, и тематического планирования учебного  материала.

 Рабочая учебная программа дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и  разделов по СБО с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических особенностей учащихся. В рабочей учебной программе представлены содержание материала по СБО,  требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, типы  уроков, методы обучения, виды и формы  контроля, определен перечень целей и задач, тем.

Федеральный базисный  план для специальных коррекционных  учреждений 8 вида на прохождение курса «Социально-бытовой ориентировке 5 класс» отводит 34 часов из расчета 1ч в неделю.

Форма итоговой аттестации -  тестирование

Срок реализации рабочей  учебной  программы 1 год.

Цель: Формирование знаний умений и навыков сопутствующих социальной адаптации в условиях современного социума.

Задачи: 

− стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями  и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности

− развитие  у  учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;  

− воспитание  у  учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности, чувства коллективизма, добросовестности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к общественной собственности.

Педагогические условия и средства реализации стандарта

Форма: урок

Типы уроков

Название

Структура

Вид учебных занятий

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Подготовка учащихся к усвоению изучения нового материала. Первичная проверка усвоенных знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока.

Рассказ

Исследовательская работа.

Учебный практикум

2

Урок закрепления знаний

Актуализация опорных знаний. Определение границ (возможностей) применения этих знаний. Пробное применение знаний. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений и безошибочного применения знаний. Упражнения с переносом знаний в новые условия

Практикум

3

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Актуализация ЗУН необходимых для творческого применения этих знаний. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Усвоение образца комплексного применения знаний, умений, навыков. Применения обобщения ЗУН в новых условиях. Контроль и самоконтроль ЗУН.

Практическая работа

Работа в группах

4

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности необходимым материалом, картами, справочниками, атласами, наглядными пособиями, схемами, слайдами.

Игры

5

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Объяснение цели самостоятельной работы и инструкция по её выполнению. Проверка готовности учащихся к выполнению задания.

Ознакомление с содержанием задания и способами её выполнения.

Предварительное подведение итогов работы.

Тесты.

6

Комбинированный урок

Организационный этап

Этап проверки домашнего задания.

Этап всесторонней проверки знаний.

Этап подготовки учащихся  к активному сознательному усвоению нового материала.

Этап усвоения новых знаний.

Этап информации учащихся о домашнем задании

Практическая  работа, работа в группах, тестирование.

         

 Методы обучения

  Словесные                                            Исследовательские

  Наглядные                                            Частично - поисковые

  Практические                                        Методы проблемного обучения

Этапы учебного процесса

Методы обучения

Этапы усвоения знаний учащимися

Подготовка к изучению нового материала

Повторение: фронтальная беседа, устный опрос, тестирование

Актуализация опорных знаний, мотивация изучения нового материала

Изучение нового материала

1 уровень – словесные методы, объяснительно-иллюстративный, беседа.

2       уровень – самостоятельная работа с учебником, частично - поисковые методы.

3       уровень – проблемный, исследовательский, самостоятельная работа

Восприятие, осмысление. Первичное закрепление, непроизвольное запоминание

Закрепление знаний и способов деятельности

1 уровень – репродуктивные методы, наглядные методы, метод классификации и конкретизации изученного, текущий контроль

Первичное обобщение, произвольное запоминание

Применение знаний и способов деятельности

Применение теории в сходных ситуациях, практические и игровые методы, текущий контроль

Первичная систематизация знаний и способов деятельности, их перенос и применение в новых условиях

Обобщение и систематизация изученного

Методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, обобщающие; межпредметные уроки, индивидуальная коррекция результатов.

Обобщение знаний и способов деятельности, включение их в систему

Ведущие методы, формы обучения:

Передача информации от учителя к ученику   -  устное изложение материала: рассказ, беседа, лекция, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.

Слово  учителя в  сочетании  со зрительным рядом -  демонстрация таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов, натуральных объектов, коллекций – оказывает эмоционально - эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.

Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Организация и проведение наблюдений: за трудом человека.

Формы организации учебного процесса:

Фронтальные

Групповые

Индивидуальные

  Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

словарные диктанты;

работа по индивидуальным карточкам;

цифровые диктанты;

коллективные рассказы;

работы по опорным схемам;

ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы.

       

Коррекционно-развивающие задания:

Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет или явление).

Развитие зрительно - мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий, игра « Расшифруй слово»).

Словарная работа (терминология).

Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям»).

Развитие памяти (Игры «Кто больше запомнит», «Кто больше знает»)

Развитие связной речи (рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Учимся задавать вопросы»).

Для осуществления учебного процесса использую элементы следующих педагогических технологий.

Технологии:

Традиционное обучение

Игровые технологии

КСО (работа в парах, в группах и т. д.);

Дифференцированное и индивидуальное обучение

Здоровье - сберегающие технологии

     Принципы обучения

Научности                                                                Индивидуальный подход

Связи теории с практикой                                         Доступность

Системности                                                             Прочность усвоения знаний

Сознательности и активности в обучении           Коррекционной направленности

 Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Устные ответы

Самостоятельная работа

Работа с таблицей

Фронтальный опрос

Дифференцированный опрос

Индивидуальный опрос

   Срок реализации 1 год.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Личная гигиена.

3

2.1

Правила личной гигиены (расширение зрений).

1

2.2

Уход за волосами.

1

2.3

Гигиена зрения. Гигиена чтения.

1

3.

Одежда и обувь.

5

3.1

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

1

3.2

Уход за одеждой.

1

3.3

Виды обуви, её назначение.

1

3.4

Уход за обувью.

1

3.5

Подготовка обуви к сезонному хранению.

1

4.

Питание.

7

4.1

Продукты питания. Разнообразие продуктов питания, их значение для здоровья человека. Стоимость основных продуктов.

1

4.2

Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда.

1

4.3

Правила пользования и уход за кухонной посудой.

1

4.4

Химические средства для ухода за посудой.

1

4.5

Приготовление завтрака. Различные меню завтрака.

1

4.6

Приготовление бутербродов.

1

4.7

Заваривание чая.

1

5.

Питание.

5

5.1

Отваривание яиц.

1

5.2

Приготовление яичницы (омлета).

1

5.3

Приготовление салата.

1

5.4

Приготовление винегрета.

1

5.5

Сервировка стола.

1

6.

Культура поведения.

5

6.1

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

1

6.2

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1

6.3

Формы общения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

1

6.4

Разговор со старшими и сверстниками.

1

6.5

Правила поведения за столом.

1

7.

Жилище.

3

7.1

Виды жилых помещений в городе и деревне.

1

7.2

Жилой дом, интернатское помещения. Варианта квартир и подсобных помещений, виды отопления.

1

7.3

Почтовый адрес дома и школы - интернат.

1

8.

Транспорт.

3

8.1

Наземный городской транспорт.

1

8.2

Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).

1

8.3

Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

1

9.

Торговля.

2

9.1

Продовольственные магазины и магазины промышленных товаров, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.

9.2

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

Итого 34 часа

Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончании 1 четверти учащиеся должны знать:

представление о предмете СБО

необходимости соблюдения личной гигиены для укрепления здоровья

о видах одежды, обуви и головных уборах, о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов.

соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности.

Уметь:  

последовательно выполнять утренний и вечерний туалет, периодически и правильно чистить зубы, уши, мыть голову

 причёсывать волосы и выбирать причёску

 подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, различать их зависимость от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная)

сушить мокрую одежду, чистить: подбирать крем и чистить кожаную обувь, чистить замшевую и текстильную обувь, сушить мокрую

подготавливать одежду и обувь к зимнему хранению.

По окончании 2 четверти учащиеся должны знать и иметь представление:

о значение продуктов питания для здоровья человека

о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания

виды бутербродов, различные меню завтрака

санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой

Уметь:

резать продукты для бутербродов

отваривать яйца, жарить яичницу, омлет

мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду

пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

По окончании 3 четверти учащиеся должны знать:  

способы отваривания яиц, приготовление яичницы

форма нарезки овощей

требование к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя

правило поведения при встречи и расставании

формы обращения с просьбой, вопросом

правило поведения за столом.

Уметь:

отваривать яйца, жарить яичницу и омлет

нарезать варёные овощи кубиками и соломкой

накрывать на стол с учётом конкретного меню

следить за своей осанкой

принимать правильную позу в положении сидя и стоя

следить за свое походкой и жестикуляцией

правильно вести себя при встречи и расставании со сверстниками, взрослыми(знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях

вежливо обращаться с просьбой к сверстникам и взрослым

правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, правильно принимать пищу).

По окончании 4 четверти учащиеся должны знать:  

виды жилых помещений в городе и деревне, их различие

почтовый адрес своего дома и школы-интерната

наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната

варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут

Уметь:

писать адреса на почтовых открытках

соблюдать правило поведения в общественном транспорте(правило посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе из транспорта)

соблюдать правило дорожного движения

выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню

оплачивать покупку

соблюдать правило поведения в магазине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования

Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразите...

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Основы безопасност...

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы курса английского языка к УМК Английский в фокусе (Альпаков В.). 6 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы курса английского языка к УМК Английский в фокусе (Альпаков В.)...

Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентации 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по социально-бытовой ориентации 5 класс 2018-2019...

Обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта о

В данном материале рассматривается обеспечение кабинетов физики оборудованием и необходимой документацией в соответствии с " Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с со...