РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)
рабочая программа (5 класс)

Краев Михаил Николаевич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Природоведение

5 класс

Образовательной программы

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»

для 5 - 7 классов

VIII вида. (34 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedene_5_klass_8_vid.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

МЕДВЕДЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИЖМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ /З.Р.Ахмадиева/

«______» _______________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________ /М.Н.Краев/

«______» _______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Природоведение

5 класс

Образовательной программы

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»

для 5 - 7 классов

специальных (коррекционных) образовательных школ

VIII вида. (34 часа)

Учитель: Краев Михаил Николаевич

учитель географии

д. Пижма

2017 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа курса «Природоведения» в 5 классе составлена на основе программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010. Авторы программы «Природоведение»: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;

Учебный план МОБУ «Пижменская ООШ» Медведевского района Республики Марий Эл предусматривает изучение «Природоведения» в V классе по индивидуальному учебному, , – 34 часа, 1 час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.

Рабочая программа

  • предлагает свой подход в части последовательности изучения учебного материала и количества часов (авторской программой не предусмотрено распределение часов по разделам, поэтому количество часов учебного времени, отведённого на изучение разделов, распределено по принципу целесообразности);
  • конкретизирует вариативную составляющую содержания образования (авторская программа даёт примерный перечень авторов для изучения, а произведения подбираются с учётом возрастных, психологических и особых образовательных потребностей учащихся класса);

Выбор программы мотивирован тем, что она

- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;

- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.

Основные направления коррекционной работы:

  • Коррегировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи.
  • Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Простые связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы; закрепление времён года, месяцев.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности.

Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем.
Из 
наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы. 
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдения – один из основных методов. В ходе изучения курса природоведения учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Форма организации познавательной деятельности учащегося: индивидуальная.

Технологии обучения: личностно ориентированные; коррекционно-развивающие.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода в обучении.

Срок реализации программы 1 год.

2.Тематическое планирование.

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Вселенная

2

3

Наш дом - Земля

7

4

Растительный мир Земли

12

5

Животный мир Земли

6

6

Человек

4

7

Есть на Земле страна - Россия

8

ИТОГО

34


3.Поурочно - тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе VIII вида

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Практических работ

Экскурсии

Коррекционная работа

Введение

1

-

-

-

1

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу.

1

-

-

Коррекция познавательных процессов

Вселенная

2

1

-

-

2

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Практическая работа «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.»

1

1

-

Коррекция памяти

3

Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.

1

-

-

Коррекция артикулярного аппарата

Наш дом - Земля

7

3

1

-

4

Планета Земля. Форма Земли. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

1

-

-

Коррекция познавательных процессов

5

Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.

1

-

-

Коррекция познавательных процессов

6

Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги. Практическая работа «Зарисовки поверхности суши»

1

1

-

Коррекция памяти

7

Почва, свойства почвы. Экскурсия к местным природным объектам.

1

-

1

Коррекция артикулярного аппарата

8

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства, значение. Способы добычи.

1

-

-

Коррекция памяти

9

Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши. Практическая работа «Зарисовка форм поверхности своей местности»

1

1

-

Коррекция артикулярного аппарата

10

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Практическая работа «Нахождение на карте морей и океанов»

1

1

-

Коррекция познавательных процессов

Растительный мир Земли

6

4

1

-

11

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений.

1

-

-

Коррекция памяти

12

Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав.»

1

1

-

Коррекция познавательных процессов

13

Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники. Экскурсия в лес, поле, огород.

1

-

1

Коррекция познавательных процессов

14

Травы. Декоративные растения. Места произрастания. Практическая работа «Сезонные наблюдения за растениями.»

1

1

-

Коррекция познавательных процессов

15

Лекарственные растения. Комнатные растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения»

1

1

-

Коррекция памяти

16

Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

1

1

-

Коррекция артикулярного аппарата

Животный мир Земли

6

3

-

-

17

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

-

-

Коррекция артикулярного аппарата

18

Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.»

1

1

-

Коррекция памяти

19

Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

1

-

-

Коррекция памяти

20

Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

-

-

Коррекция познавательных процессов

21

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа « Составление рассказов о своих домашних животных»

1

1

-

Коррекция артикулярного аппарата

22

Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек»

1

1

-

Коррекция памяти

Человек

4

2

-

-

23

Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм.

1

-

-

Коррекция памяти

24

Здоровье человека. Осанка. Гигиена органов чувств. Практическая работа « Составление распорядка дня.»

1

-

-

Коррекция артикулярного аппарата

25

Здоровое питание. Вред курения. Правила гигиены. Практическая работа «Упражнения в оказании первой медицинской помощи»

1

1

-

Коррекция памяти

26

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

1

1

-

Коррекция познавательных процессов

Есть на Земле страна - Россия

8

3

1

-

27

Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте»

1

1

-

Коррекция артикулярного аппарата

28

Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.»

1

1

-

Коррекция памяти

29

Столица Москва.

1

-

Коррекция артикулярного аппарата

30

Города России. Многообразие городов.

1

-

Коррекция познавательных процессов

31

Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности»

1

1

-

Коррекция памяти

32

Животный мир на территории нашей страны.

1

-

Коррекция памяти

33

Заповедники. Заказники. Охрана природы.

1

-

Коррекция познавательных процессов

34

Наше село. Растения и животные своей местности. Экскурсия по селу.

1

-

1

Коррекция артикулярного аппарата

ИТОГО

34

16

3

-


4.Формы контроля и оценка результатов.

Знания, умения и навыки обучающихся (в том числе при проведении текущей и промежуточной аттестации) оцениваются по пятибалльной системе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Правила выставления оценок при текущей и итоговой аттестации. 

1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся. 

2. Промежуточная аттестация: оценка четвертная, полугодовая, годовая. Четвертная и полугодовая оценки выставляются на основании оценок, полученных обучающимся за четверть, полугодие, как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).

3. Годовая оценка выставляется на основании четвертных, полугодовых оценок как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).

Что изучает природоведение:

- основные свойства воды, воздуха, почвы

- основные формы поверхности Земли

- простейшая классификация растений и животных

- основные санитарно-гигиенические требования

- название своей страны, столицы, народов, населяющих Россию

- правила поведения в природе

- проводить наблюдения за природой, называть представителей животного и растительного мира

- соблюдать правила элементарной гигиены

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;

-полнота ответа:

-умение практически применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

ОЦЕНКА»5»-понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ

ОЦЕНКА»4»-при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя

ОЦЕНКА»3»-материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя

ОЦЕНКА»2»-незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

ОЦЕНКА»5»-за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником

ОЦЕНКА»4»-за работу с 1-2ошибками

ОЦЕНКА»3»- за работу с 3-5 ошибками

ОЦЕНКА»2»- за работу с 6-8 ошибками

При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

4.Требования к уровню подготовки учащихся по природоведению за курс V класса (планируемые результаты обучения).

Учащиеся должны знать:
· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
· Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью. Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.
· Обобщенные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
Учащиеся должны уметь:
· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.
· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
· Соблюдать правила поведения в природе

6.Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.

Для преподавателя:

1.Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение 5 класс"

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс"...

Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы.  Также предлагается кал...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету природоведение 6 класс

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  природоведение 6 класс...