РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

                            Рабочая программа по учебному предмету   « Природоведение» для 5 класса (далее программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и примерной программы для общеобразовательных учреждений .Природоведение, 5 класс Биология. 6-11 классы. М. Дрофа 2010г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl_prirodovedenie.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО
учителей естественно –математического цикла

    Протокол №

       

от «__» _______2012 г

                   №____

СОГЛАСОВАНО

«___»_______2012г

заместитель директора  по  ВР

______С.Н.Кальницкая

(подпись)

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол

от «__» ______2012 г.

№ _____

УТВЕРЖДЕНА

приказом

МБОУ «ООШ №2»

от «___»_______2012г

             №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Пархоменко Светланы Ивановны

по учебному предмету  

«Природоведение»

5 класс

                                                         Старый Оскол

 2012

Пояснительная записка.

                            Рабочая программа по учебному предмету   « Природоведение» для 5 класса (далее программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного образования и примерной программы для общеобразовательных учреждений .Природоведение, 5 класс Биология. 6-11 классы. М. Дрофа 2010г

Цель данной программы:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

Задачи данной программы:

 развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;

воспитание стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;

соблюдение здорового образа жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

        В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

        В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

В авторскую программу внесены изменения. В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. На первый раздел отведено программой 3часа. Второй раздел увеличен на 3 часа в связи с трудностями усвоения материала.4 раздел увеличен на 1 час, за счет резервного времени.3 раздел 5 раздел соответствует программе.

                             

                       

                         

                           Учебно -   тематический план    

Название темы

                 Количество часов

По программе

Рабочая программа

Тема1. Изучение природы

3

3

Тема2. Вселенная

14

17

Тема3.Земля  

18

18

Тема 4. Жизнь на Земле

14

15

Тема5. Человек на Земле

16

16

  Повторение

1

                                  Итого

65+ 5 резерв

70 час

Рабочая программа по природоведению ориентирована  на использование учебника;

Плешаков ,А.А.Природоведение .5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. -М. : Дрофа,2011

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,: рабочая тетрадь к учебнику « Природоведение»А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.-М.:Дрофа,2011.  

 Атлас «Природоведение 5 класс»

CD-диск «Природоведение 5 класс»

Программа рассчитана на 2 часа в неделю:

I полугодие - 32  часа;

II полугодие -  38  часов;

Всего часов за год -70 часов (35 учебных недель).

Практических работ – 12, из них 5 итоговых (выделены в программе курсивом*).4 контрольных работы .

           Единицей учебного процесса является урок. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

урок–исследование, комбинированный урок,        урок–игра, урок–практикум, урок– презентация. Применяются формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Требования к уровню подготовки

учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов;
  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • основные характеристики погоды,  экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, приспособлений растений и животных к различным условиям среды обитания; описывать собственные наблюдения или опыты;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

                               

                     

                              Календарно – тематический  план

№ п/п

Наименование разделов и темы

  Практическая    

          работа

Часы учебного

времени

Плановые сроки проведения

 Подготовка к

ГИА

Примечание

Тема1 Изучение природы  3 часа

1

Изучение природы. Науки о природе.

 « Знакомство с назначением  и правилами безопасного использования лабораторного оборудования» (обуч)

1

5а-03.09

5б-04.09

2

Методы изучения. природы

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами; (трен)

1

5а-06.09

5б-08.09

3

Великие естествоиспытатели

1

5а-10.09

5б-11.09

Тема2.   Вселенная 17 часов

4

Что такое Вселенная Как древние люди представляли себе Вселенную

1

5а-13.09

5б-15.09

5

Модель вселенной по Аристотелю и Птолемею

1

5а-17.09

5б-18.09

6

Н. Коперник, его модель Вселенной

1

5а-20.09

5б-22.09

7

Г. Галилей, Д. Бруно, их роль в развитии идей Н. Коперника

1

5а-24.09

5б-25.09

8

Географические открытия и их влияние на развитие астрономии

1

5а-27.09

5б-29.09

9

Солнечная система, ее состав. Планеты земной 5группы

1

5а-01.10

5б-02.10

10

Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

5а-04.10

5б-06.10

11

Спутники планет.

1

5а-08.10

5б-09.10

12

Астероиды. Кометы

1

5а-11.10

5б-13.10

13

Метеоры. Метеориты

1

5а-15.10

5б-16.10

14

Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда

1

5а-18.10

5б-20.10

15

Многообразие звёзд

 «Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд » (трен)

1

5а-22.10

5б-23.10

16

Созвездия

*Практическая работа№1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария».

*Практическая работа№1 «Определение по звездной карте созвездий Северного полушария».

1

5а-25.10

5б-27.10

17

Галактика. Световой год

1

5а-05.11

5б-06.11

18

.Многообразие галактик

1

5а-08.11

5б-10.11

19

Обобщение по теме «Вселенная»

1

5а-12.11

5б-13.11

20

Контрольная работа   по теме «Вселенная»

1

5а-15.11

5б-17.11

Тема3 .Земля     18 часов

21

Представления людей о возникновении Земли. Гипотезы о возникновении Земли (Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт).

1

5а-19.11

5б-20.11

22

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия.

1

5а-22.11

5б-24.11

23

Земная кора. Ее виды. Формы поверхности своего края

1

5а-26.11

5б-27.11

Гео 2.2

24

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

 «Описание минералов и горных пород , определение их свойств».

1

5а-29.11

5б-01.12

25

Вещества в окружающем мире

1

5а-03.12

5б-04.12

Гео.

2.2

26

Многообразие явлений природы.

1

5а-06.12

5б-08.12

27

Землетрясения,

1

5а-10.12

5б-11.12

28

Вулканов, гейзеры.

1

5а-13.12

5б-15.12

29

Суша планеты: материки, острова

1

5а-17.12

5б-18.12

30

Суша планеты:

*Практическая  работа№2 «Нанесение на к/к названий материков, островов» (оцен)

*Практическая  работа№2 «Нанесение на к/к названий материков, островов» (оцен)

1

5а-20.12

5б-22.12

31

Атмосфера Земли.  Состав воздуха. Облака, их виды

1

5а-24.12

5б-25.12

Гео.

2.4

32

Погода. Климат.

 Наблюдение погоды: измерение температуры воздуха, направления  ветра (тренировочная)

1

5а-27.12

5б-29.12

33

 Ветер. Ураганы. Смерчи.

 Практическая  работа№3«Описание погоды текущего дня» (оценочная)

Практическая  работа№3«Описание погоды текущего дня» (оценочная)

1

5а-14.01

5б-15.01

34

 Гидросфера земли, ее части. Мировой океан.

1

5а-17.01

5б-19.01

35

Воды суши. Особенности вод Белгородской области.

1

5а-21.01

5б-22.01

36

Гидросфера Земли *Практическая  работа№4

«Нанесение на к/к названий океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек» (оцен)

*Практическая  работа№4

«Нанесение на к/к названий океанов, морей..омывающих Россию, крупных рек» (оцен)

1

5а-24.01

5б-26.01

Гео.2.3

37

  Уникальность планеты Земля

1

5а-28.01

5б-29.01

38

 Контрольная работа по теме  «Планета  Земля»

1

5а-31.01

5б-02.02

Тема4. Жизнь на Земле 15 часов

39

Развитие жизни на Земле

1

5а-04.02

5б-05.02

40

Животные прошлого. Динозавры.

Птицы и звери прошлого Белгородской обл.

1

5а-07.02

5б-09.02

41

Клеточное строение организмов. Строение клетки

  «Изучение устройства микроскопа, рассматривание клетки» (трен)

1

5а-11.02

5б-12.02

Био 2.2

42

Разнообразие клеток.

1

5а-14.02

5б-16.02

43

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

1

5а-18.02

5б-19.02

Био 2.2

44

Многоклеточные организмы( грибы, растения) *Практическая работа №5.»Исследование разнообразных растений с использованием гербарных материалов»

*Практическая работа №5   «.Исследование разнообразных растений с использованием гербарных материалов»

1

5а-21.02

5б-23.02

Био 2.2

45

Беспозвоночные и позвоночные животные

1

5а-25.02

5б-26.02

46

Среды. обитания организмов.

Приспособленность организмов к среде обитания

1

5а-28.02

5б-02.03

Био 3.4

47

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

5а-04.03

5б-05.03

48

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

5а-07.03

5б-09.03

49

.Жизнь на разных  материках

1

5а-11.03

5б-12.03

Био.2.5

50

Жизнь на разных  материках

1

5а-14.03

5б-16.03

51

Природные зоны Земли

1

5а-18.03

5б-19.03

52

Жизнь в морях и

 океанах.

1

5а-21.03

5б-19.03

53

Контрольная работа

по теме « Жизнь на  Земле»

1

5а-01.04

5б-02.04

Тема5 Человек на Земле  16 часов

54

Происхождение человека.

1

5а-04.04

5б-06.04

55

Первые люди.

1

5а-08.04

5б-09.04

56

Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)

1

5а-11.04

5б-13.04

57

История географических открытий.

Открытие Америки

1

5а-15.04

5б-16.04

58

Открытие Австралии, Антарктиды

1

5а-18.04

5б-20.04

59

Великие путешественники-первооткрыватели  далеких земель.

1

5а-22.04

5б-23.04

60

Как человек изменил землю. экологические проблемы Белгородской обл.

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и путями их решения(обучающая)

1

5а-25.04

5б-27.04

61

Кислотные дожди,

1

5а-29.04

5б-30.04

62

Озоновые дыры, парниковый эффект

1

5а-2.05

5б-4.05

63

.Жизнь под угрозой.

1

5а-06.05

5б-07.05

64

Опустынивание и его причины. Защита Земли. Изменение поверхности Белгородской обл.

1

5а-

5б-11.05

65

Здоровье человека и безопасность  жизни.

1

5а-13.05

5б-14.05

66

Ядовитые животные и  растения

1

5а-16.05

5б-18.05

67

Охрана животных и растений

1

5а-20.05

5б-21.05

68

Человек на Земле

1

5а-23.05

5б-25.05

69

Контрольная работа по теме«Человек на Земле»

1

5а-27.05

5б-28.05

70

Обобщение знаний за курс

1

5а-30.05

Итого

70 часов

Содержание учебного предмета

Введение 1 час

Вселенная (17 часов)

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.) Звездное небо. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. 

Демонстрации:

  • Карта звездного неба.
  • Модель Солнечной системы.
  • Фотографии планет Солнечной системы.

Земля (18 часов)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Погодные явления..       

Демонстрации. 

1.  Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.].

Жизнь на Земле (14 часов)

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:

1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

Человек на Земле.  (19 час)

Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Антропогенное воздействие человека на природу. Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:1.Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.2.Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы.

Демонстрации: 

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

  1. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].                       

                                       

                                 Формы  и средства контроля.

 Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов  практические работы, контрольные работы, для оценки освоения школьниками планируемого содержания.

Формы контроля

I полугодие

II  полугодие

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Практические работы

1

1

3

5

Контрольные работы

-

1

2

1

4

Практическая  работа  № 1 Определение по звездной карте созвездий Северного полушария

Практическая   работа  № 2 Нанесение  на  контурную  карту  названий материков, островов, полуостровов

Практическая работа  №3 Описание погоды текущего дня

Практическая работа № 4 Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек

Практическая работа№5Практическая работа №5.»Исследование разнообразных растений с использованием гербарных материалов»                            

  Контрольная  работа по теме «ВСЕЛЕННАЯ»

Контрольная  работа ПО ТЕМЕ «ЗЕМЛЯ»

Контрольная  работа ПО ТЕМЕ: «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ»

Контрольная работа по теме « Человек на Земле»

Практическая   работа№1

Определение по звездной карте созвездий Северного полушария

Задачи: сформировать знания о том, что представляют собой созвездия - условные фигляры из ярких звезд на ночном небе. Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Пегас, Орел, Лира, Лебедь и др.

Оборудование: карта звездного неба, глобус звездного неба.

Ход работы:

  1. Внимательно рассмотрите карту звездного неба.
  2. Найдите Северное полушарие.
  3. Найдите созвездия Большую и Малую Медведицы. Сосчитайте, сколько звезд входит в каждое из них.
  4. Найдите Полярную звезду. В каком созвездии она находится?
  5. Найдите созвездия: Дракон, Кассиопея, Пегас, Орел, Лира, Лебедь. Внимательно рассмотрите расположение звезд, входящих в каждое созвездие. Зарисуйте созвездия и подпишите их названия.
  6. Найдите самые яркие звезды в Северном полушарии. К каким созвездиям они относятся, как называются? Зарисуйте 2-3 созвездия, выделив величину звезд.

Домашнее задание: вечером вместе со взрослыми рассмотрите звездное небо, найдите созвездия, которые вы зарисовали в тетрадь.

                                     

                                 

                                    Практическая   работа  № 2

Нанесение  на  контурную  карту  названий материков, островов, полуостровов .

Цели   работы: познакомить учащихся с правилами заполнения контурных карт.

Закрепить знание материков, частей света. сформировать умение   различать материк, часть света, острова. Учить работать в контурных картах.  Показать сходство и различие атласов и контурных карт. Развивать мыслительные операции, речь, воображение, воспитывать интерес к познанию, чувство товарищества. Научить обозначать объекты на карте

Обозначение на контурной карте материков, островов, крупных вершин

Задачи: познакомить учащихся с правилами заполнения контурных карт. Закрепить знание материков, частей света, сформировать умение различать материки, части света, острова. Учить работать в контурных картах, показать сходство и различие атласов и контурных карт. Развивать мыслительные операции, речь, воображение; воспитывать интерес к познанию, чувство товарищества. Научить обозначать на контурной карте материки, острова, крупные вершины.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус Земли, контурные карты, карандаши, ручка, ластик.

Ход работы.        I

Познакомимся с правшами заполнения контурных карт:        \

  1. Прежде чем приступить к работе, необходимо продумать, где должны стоять подписи материков, островов и пр. так, чтобы надписи и знаки не мешали друг другу.
  2. При закрашивании карты пользуйтесь цветными карандашами.
  3. Названия пишите черной ручкой с тонким стержнем, надписи выполняются печатными буквами.

          4.Если название длинное, его можно сократить и указать сокращение в условных обозначениях.

- |

5.При необходимости сверяйте свои данные с соответствующими картами и атласами.

          6Контурные карты заполняйте четко и аккуратно.

Задания:

  1. Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте  черным цветом подпишите названия материков.
  2. Найдите и подпишите части цвета.
  3. Найдите и подпишите крупные острова.
  4. Раскрасьте карты цветными карандашами, сверяясь со шкалой  
  5. высот (горы - коричневым, равнины зеленым).
  6. Найдите и подпишите названия горных вершин.

Практическая работа  №3

Описание погоды текущего дня

Цели:  научиться давать описание погоды, объяснять причины её изменения.

  1. Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, , облачность, вид и интенсивность осадков.
  2. Менялась ли погода в течение описываемого дня ?
  3. Изменилась ли погода за последние несколько дней и как ?
  4. Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики ?
  5. Назовите причины изменения погоды и её компонентов.
  6. Сделайте вывод о постоянстве или об изменении погоды

                           

                                               Практическая работа № 4

Обозначение на контурной карте океанов, морей, омывающих Россию, крупных рек

Задачи: вспомнить правила заполнения контурных карт. Закреп об океанах, морях, омывающих Россию, крупных реках. Сформировать умение находить на физической карте моря и реки, привить умения правильно обозначать их на контурной карте, выделяя цветом и подписывая названия.

Ход работы.

                            Правила работы на контурной карте

1  Каждую контурную. карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Материки. Части света. Океаны»)

2. Все надписи выполни сначала карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь! Выполни чернилами соответствующего цвета

   

 3. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.

       Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.

       3. Раскрашивают карту цветными карандашами.

       4. По необходимости заполни легенду карты.

                              Ход работы.

  1. Необходимо найти на физической, а затем на контурной карте требуемые объекты (моря, океаны, реки).
  2. Раскрасить их цветными карандашами.
  3. Печатными буквами подписать названия (черной ручкой с тонким стержнем).
  4. При необходимости сверить свои данные с соответствующими картами и атласами.

Задания:

  1. Рассмотрите карту полушарий Земли, глобус. Найдите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный).
  2. Раскрасьте на контурной карте все океаны голубым карандашом, подпишите названия океанов.
  3. Найдите на физической карте места расположения крупных рек на материках (Нил, Инд, Ганг, Амазонка, Волга, Лена, Енисей, Миссисипи и др.), проследите путь протекания каждой реки от истока до устья.
  4. Выделите синим цветом на контурной карте все крупные реки, подпишите ручкой названия рек, сверяясь с физической картой.
  5. Рассмотрите физическую карту России, найдите все моря, омывающие ее с севера и востока, подпишите, как они называются, в состав каких океанов входят.

В контурной карте раскрасьте светло-голубым цветом моря, подпишите их .

               

                                            Практическая работа№5

Практическая работа №5.»Исследование разнообразных растений с использованием гербарных материалов» 

Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных.

Оборудование: гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.

№ п/п

Задания

Ответы

1.

Перед вами муляжи грибов. Запишите названия грибов в два столбца:

съедобные  ядовитые.

2.

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).

  - под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;

  - как называется этот жук?

  - какой культуре он приносит вред?

3.

Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся?

                 Контрольная  работа по теме «ВСЕЛЕННАЯ»

  1. Задачи: 1. Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Вселенная».
  2. Учащиеся должны знать основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику; роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную; строение и состав Солнечной системы; общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов; основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария; характеристику галактик.
  3. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.

  1вариант

1.Чем система мира, созданная Н. Коперником, отличается от системы мира по Птолемею?

2.Что вы знаете о планетах земной группы?

.)

3.Чем метеор отличается от метеорита?

4.Назовите известные вам созвездия (не менее 5).

.    

                                             2вариант

1.Какой вклад внес Г. Галилей в изучение строения Вселенной?

2.Что вы знаете о планетах-гигантах?

3.Чем звезды отличаются от планет?

  4.Назовите известные вам галактики(не менее 5)

Контрольная  работа ПО ТЕМЕ «ЗЕМЛЯ»

 Задачи:

 1. Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля»; выявить пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях.

2Учащиеся должны знать основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы; внутреннее строение Земли и ее внешние оболочки; причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков.

3Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать.

I вариант

1.В чем заключается сущность гипотезы Ж. Бюффона о возникновении Земли?

2.Почему движутся материки?

3.Сколько материков на Земле? Назовите их.

4.Как образуются и где располагаются ледники?

II вариант

       1Как объяснял образование небесных тел И. Кант?

       2.Что служит причиной извержения вулканов?

       3.Каков состав атмосферы?

        4.Каково значение воды для жизни на Земле?

            Контрольная  работа ПО ТЕМЕ: «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ»

Задачи: 

1. Учащиеся должны знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли.

2. Учащиеся должны уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

  1 вариант

  1.Объяснение следующих понятий: клетка, оболочка, сообщество,

 2. Что вы знаете о природе Антарктиды?

 3. Где и как выращивают рис?

  2 вариант

1. объясните следующие понятия: природная зона, царство живой природы. цитоплазма, ,  ядро,

2.Какие представители живой природы Австралии вам известны?

3.Кто такая большая панда и где она живет.

Контрольная работа по теме « Человек на Земле»

Задачи: 1. Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме «Земля»; выявить пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях

2.Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы; совершать логические мыслительные операции: сравнивать, анализировать, обобщать

                                     

                                   1вариант

 1.Объясни смысл и значение понятий

Первооткрыватель.

Озоновая дыра

Экологические проблемы

Опустынивание

2.Какие экологические последствия имело открытие и освоение новых земель?

3.Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

             2вариант

 1.Объясни смысл и значение понятий

Первооткрыватели Антарктиды

Парниковый эффект

Биологическое разнообразие

Виды загрязнения окружающей среды: 

2.Как повлияли на природу Земли древние люди?

3.Что люди делают для спасения живой природы

Система оценивания:

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

                              Перечень учебно- методических средств

Основная литература

  • Плешаков ,А.А.Природоведение .5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. -М. : Дрофа,2011
  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс,: рабочая тетрадь к учебнику « Природоведение»А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.-М.:Дрофа,2011.  
  •  Атлас «Природоведение 5 класс»
  • CD-диск «Природоведение 5 класс»
  1. .

Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
  7. .Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий
  8. для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
  9. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
  10. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
  11. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа   2009.

Оборудование и приборы:

Физический глобус мира ,политический глобус мира;  

настенные карты по курсу   класса: физическая карта  полушарий, Великие географические исследования, политическая карта мира, крупнейшие вулканы и землетрясения мира, климатических поясов и областей, границы литосферных плит.

 Компас, горные породы – коллекция, минералы и горные породы – коллекция, коллекция « почва и ее состав» гербарии растений, микроскопы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Природоведение (Земля и люди) для 5 класса.

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии с учетом примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Природоведение» 5 - 6 класс

Программа по учебному предмету «Природоведение» разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственно...

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для детей с ОВЗ

Рабочая программа составлена для учащихся 5 класса коррекционной школы...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....