РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Природоведение (Земля и люди) для 5 класса.
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии с учетом примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г.  Программы по биологии 6–9-й классы. А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан .  Допущено Министерством образования и науки РФ  (письмо № 03–408 от 01.04.2005);

Программа обеспечена  УМК:

1. Бурский О.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» (Земля и люди). 5 класс. – изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011- 80с., ил:

2. Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. – изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011;

  3. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди. 5 – й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2001 – 288с.;

4. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Смоктунович Т.Л. Проверочные и контрольные работы по природоведению к учебнику «Земля и люди» 5 класс. - М.: Баласс, 2012 - 64с.;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._prirodovedenie_5_klass.docx65.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Моховская основная общеобразовательная школа

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 
учебного предмета Природоведение (Земля и люди)

для 5 класса.

Ф.И.О педагога

разработавшего программу:  Крылова Зауреж Садвахасовна;

Педстаж:                                   29 лет;

Квалификация, образование: 1 квалификационная категория, высшее;

Год составления программы: 2013

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993»;
  • Примерные программы по учебным предметам: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  • Приказ МОН НО от 01.07.2014 № 1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014 - 2015 учебный год»;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год;
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы).

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии с учетом примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г.  Программы по биологии 6–9-й классы. А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан .  Допущено Министерством образования и науки РФ  (письмо № 03–408 от 01.04.2005);

Программа обеспечена  УМК:

1. Бурский О.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» (Земля и люди). 5 класс. – изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011- 80с., ил:

2. Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. – изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011;

  3. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди. 5 – й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2001 – 288с.;

4. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Смоктунович Т.Л. Проверочные и контрольные работы по природоведению к учебнику «Земля и люди» 5 класс. - М.: Баласс, 2012 - 64с.;

Согласно базисному учебному плану на изучение природоведения   в основной школе в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится  2 ч в неделю, всего  70 часов. Срок реализации программы 1 год, уровень базовый.

Цель: Знакомство с целостной картиной мира и формирования оценочного отношения к нему.

Задачи:  
1. Сформировать представление о природе и обществе как развивающихся системах. 
2. Сформировать умение использовать географические карты в качестве источника информации. 
3. Сформировать умение объяснять окружающий мир и критически воспринимать полученную информацию с точки зрения естествознания (прежде всего биологии и географии). 

Особенности содержания курса «Природоведение»

Из всех естественных наук исторический подход характерен, прежде всего, для биологии и геологии. При этом традиционно школьники знакомились с историей развития жизни на Земле в старших классах, что затрудняло изучение на эволюционной основе курсов ботаники и зоологии. Поэтому в первой части курса «История Земли и жизни на ней» учащиеся знакомятся с основными важнейшими событиями геологической и биологической истории Земли. Школьники не должны запоминать названия вымерших растений и животных, периодов геологической истории. Важно лишь обратить внимание школьников на поступательный характер развития жизни на Земле, последовательность исторических событий, увидеть в прошлом Земли истоки и корни современного мира.

Вторая часть курса «Как люди открывали Землю и создавали карту» вводит детей в мир географии основной школы. Главная цель этой части – раскрыть основные этапы географического освоения людьми своей планеты и начать формирование географической картины мира. Дети открывают Землю вместе с путешественниками и географами разных времен. Курс способствует гуманизации школьной географии. Дается представление о причинах, побудивших к путешествию, о его целях, рассказывается о самом путешествии и его результатах и следствиях. Наряду с географическими, даются необходимые историко-культурные сведения, могут быть включены отрывки из мемуарных или художественных произведений,                              
                                                                                                                                                   
                                                                                                                                                       
                                                                                                                                       иллюстративный материал, сведения по топонимике. Персоналий, имен и дат для запоминания немного.

Большое внимание уделяется умению работать с картой. Картографический материал присутствует в разных ее частях. Получив вначале (или вспомнив из начальной школы) необходимый минимум картографических знаний, школьники овладевают остальными знаниями постепенно, постоянно работая с картой и на уроках, и дома. От урока к уроку расширяется количество географических объектов, вводятся новые термины и понятия, материал сравнивается, обобщается и закрепляется. Постепенно складывается целостное представление о мире. В конце года школьники должны знать этапы открытия и изучения Земли, расположение важнейших географических объектов, уметь работать с картой, иметь представление о природных явлениях, характерных для разных регионов Земли.

Результаты обучения диагностируются в ходе контроля над знаниями, навыками, умениями применять полученные знания:

Практические работы  -  7;

Проверочные работы -  3;

Контрольные работы -  5 (в том числе – 1 итоговая).

Практические работы:

  1. Практическая  работа № 1                                                                                                                                                             Чтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте;
  2. Практическая  работа № 2.  Нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, нанесение на карту маршрутов путешествий.
  3. Практическая  работа № 3.

             Сравнение глобуса и карты. Нахождение географических координат.

  1. Практическая  работа № 4.

       Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную
      карту.

  1. Практическая  работа № 5.

      Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках  
     и в океанах.

  1. Практическая  работа № 6.

             Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений.

  1. Практическая  работа № 7.

             Проведение глазомерной съемки школьного двора.

Проверочные работы:

  1. Проверочная работа №1 к части 1, п. 1-7;
  2. Проверочная работа №2 к части 1, п.8-9;
  3. Проверочная работа №3 к части 1, п. 14-18.

Контрольные работы:

  1. Контрольная работа №1 к части 1 «История Земли и жизни на ней», п. 1-13;
  2. Контрольная работа №2 к части 1 «История Земли и жизни на ней».  п. 14-27
  3. Контрольная работа №3 к части 2, главам 3-5, (п. 28-44);
  4. Контрольная работа №4 к части 2, главам 6, 7 (п. 45-54);
  5. Итоговая контрольная работа.

Основные требования к уровню усвоения курса

природоведения для 5-го класса «Земля и люди»

Называть важнейшие события в истории биосферы и объяснять их значение для формирования современного лика Земли.

Пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли.

Приводить примеры приспособлений организмов к среде их обитания.

Приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека.

Ориентироваться по карте и плану.

Определять координаты географического объекта, находить объект по географическим координатам.

Находить и показывать на карте важнейшие географические объекты.

Использовать масштаб для определения расстояния по карте.

Объяснять смысл географических терминов.

Описывать важнейшие путешествия и объяснять их значение для человечества.

Блочно – модульная разбивка тем

учебного предмета Природоведение (Земля и люди)

для 5 класса.

№ п/п

Наименование части учебного предмета, темы части

Количество часов

Проверочные работы

Контрольные работы

Практические работы

Часть 1. История Земли и жизни на ней

35

-

-

-

1

Как ученые познают прошлое

1

-

-

-

2

Как появилась на свет наша планета

6

-

-

-

3

Как читают палеонтологическую летопись.

1

1

-

           

           -

4

Почему организмы такие совершенные?

2

1

-

-

5

На заре жизни.

5

-

1

-

6

Жизнь в палеозое.

6

1

-

-

7

Жизнь в мезозое.

4

-

-

-

8

Жизнь в кайнозое.

1

-

-

-

9

Появление человека.

1

-

-

-

10

Великое оледенение.

2

-

-

-

11

Прошлое – ключ к будущему.

6

-

1

-

Часть 2. Как люди открывали Землю и создавали карту.

35

-

-

-

12

Введение.

1

-

-

-

13

География древнего мира. План и карта.

8

-

-

1

14

Средневековые путешествия и открытия.

4

-

-

1

15

Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусах и картах.

8

-

1

2

16

Открытия в океанах и во внутренних частях материков.

8

-

-

1

17

Современные исследования. Значения и использование карт.

4

-

-

2

18

Часы по выбору учителя.

2

-

2

-

Итого:

70

3

5

7

Содержание тем учебного курса

«Природоведение. Земля и люди»

5-й класс (70 ч., 2 ч. в неделю)

Часть 1. История Земли и жизни на ней (35 ч.)

Как ученые познают прошлое (1 ч.).

Как мы познаем прошлое? “Настоящее – ключ к прошлому”.

Как появилась на свет наша планета? (6 ч.)

Происхождение Земли из межзвездной пыли. Возникновение ядра, мантии и земной коры. Происхождение атмосферы, гидросферы и литосферы (результат вулканизма). Образование и превращения горных пород. Движение земной коры и образование гор.

Как читают палеонтологическую летопись (1 ч.).

Как образуются ископаемые? Последовательность ископаемых в осадочных породах отражает время их захоронения – геохронологическая шкала.

Почему организмы такие совершенные? (2 ч.).

Примеры приспособлений. Сохранение и размножение организмов – главная причина их приспособленности. Рождается больше живых организмов, чем их может сохраниться. Организмы борются за свое существование. Все организмы одного вида непохожи друг на друга: изменчивость. Соревнование, выживание и гибель. Ч. Дарвин: эволюция путем естественного отбора. Наследственность и ее роль в передаче своих признаков потомству. Эволюция – основа накопления исторического опыта.

Причины многообразия живых организмов. Все организмы имеют общих предков. Сходство организмов – свидетельство родства.

На заре жизни (5 ч.)

Представление о возникновении жизни на Земле. Вода и жизнь появляются на Земле одновременно (3,8 млрд. или ранее). Мир доядерных организмов докембрия и его особенности.Изменения состава атмосферы. Кислородная «революция» (2 млрд. лет). Возникновение ядерных организмов. Появление многоклеточных организмов и преимущества многоклеточности. Удивительный мир без хищников.

Жизнь в палеозое (6 ч.).

«Скелетная революция» в кембрии. Возникновение минеральных скелетов. Формирование всех современных групп организмов (на уровне типов). Мир пассивных фильтраторов.

«Выход жизни на сушу» – ранний палеозой. Странные амфибиотические ландшафты – «не суша, не море». О том, как сосудистые растения создали сушу в ее современном виде. Почва и почвенная фауна. Кистеперые рыбы и первые амфибии. Зверозубые – предки зверей.

Жизнь в мезозое (4 ч.).Мезозой – эра сплошных субтропиков. На суше, в воде и в воздухе – гигантские рептилии. На суше: динозавры, в море – ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, в воздухе – птерозавры и птицы. Млекопитающие и динозавры – современники, занимающие разные размерные классы.

Возникновение мира, в котором мы живем. “Великое вымирание” на границе мела и кайнозоя. Причины вымирания (катастрофические, климатические и биотические гипотезы). Свидетельства постепенного характера вымирания.

Жизнь в кайнозое (1 ч.).

Возникновение степей и саванн и роль в этом злаков, крупных копытных и хищников. Степи и саванны – высокопродуктивные сообщества. Возрастание размеров млекопитающих в травяных сообществах. Хищники появляются позже травоядных.

Появление Человека (1 ч.).

Травяные экосистемы – «колыбель человечества». Предки человека – «полуденные хищники».Человек умелый, человек прямостоячий, человек разумный.

«Великое оледенение» (2 ч.).

Современные горные ледники и причины оледенения. Ледниковый ландшафт (морены, ледниковые холмы). Вокруг ледника – сухие холодные степи с мамонтовой фауной. Культура “охотников на мамонтов”. Причины оледенений и изменения климатов на Земле.

Прошлое – ключ к будущему (6 ч.).

Значение изучения прошлого для предсказания будущего. Геологическая и биологическая история своего района. Экскурсия в краеведческий или палеонтологический музей.

Часы по выбору учителя: 0 час.

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

  • понятие о геохронологической шкале (на уровне эр);
  • роль палеонтологической летописи в расшифровке истории жизни на нашей планете;
  • последовательность важнейших событий в истории биосферы и их значение для формирования современного лика Земли: происхождение биосферы, роль жизни в происхождении кислородной атмосферы, возникновение многоклеточных, появление скелета, освоение суши, появление и распространение человека.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень:

  • пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;
  • связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;
  • работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника;
  • уметь приводить примеры приспособлений организмов к среде их обитания;
  • уметь приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека;
  • аргументировано строить рассуждения (с использованием элементарных приемов логики и причинно-следственных зависимостей);
  • применять принцип «Настоящее – путь к прошлому» (актуализм);
  • пользоваться элементарными приемами чтения графиков и диаграмм.

Часть 2. Как люди открывали землю и создавали карту (35 ч.)

Введение (1 час).

Во “Введении” обращаясь к мифам и легендам Древней Греции, к путешествиям эллинов, дается определение географии, путешествию, рассказывается о создании первых планов и карт и их роли в открытии и изучении Земли, о том, чему будет посвящен курс, как надо работать с учебным материалом.

География древнего мира. План и карта (8 часов).

Карта мира Птолемея. Основные географические объекты на физической карте мира. Шкала высот и глубин. Путешествия и карты каменного века. Древнейшие государства мира: географическое положение, природные особенности, значение Нила в Древнем Египте, Тигра и Евфрата в государствах Месопотамии. Первые преобразования земель. Плавания и географические открытия египтян и финикийцев. Астрономические наблюдения вавилонян. Географические аспекты библейских сказаний.

Планы полей в Древнем Египте. Географические планы и их составление. Условные знаки. Масштаб плана, масштабы карт.

Географические предпосылки плаваний древних греков. Путешествия Геродота, Пифея. Представление о форме Земли, о тепловых поясах. Измерение Эратосфеном земной окружности. Рождение географии, как науки в Древней Греции. Расширение географических знаний в Римской империи об извержении вулканов, о высочайших горах Европы, о лесной Центральной Европе. Разнообразие народов Европы.

Практические работычтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте и их сравнение, работа с контурными картами, ориентирование по Полярной звезде и солнцу.

Средневековые путешествия и открытия (4 часа).

Открытия викингами Исландии, Гренландии и Северной Америки. Особенности природы этих территорий. Путешествия арабов, их плавания по Аравийскому морю в Индию. Роль муссонов. Путешествие в далекий Китай Марко Поло. Путешествие в Индию Афанасия Никитина. Знакомство с природой и обычаями этих стран.

Роль рек и лесов Русской равнины для древнерусского населения и степных племен. Путь “из варяг в греки”, Киев и Новгород. Путешествия и занятия новгородцев. Поморы, их плавания, путешествия, открытия. Появление русских в Сибири. Походы казаков, первые русские города-остроги в Западной Сибири.

Практические работы: нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, проложение по карте маршрутов путешествий.

Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусах и картах (8 часов).

Поиски европейцами путей в Индию. Плавания португальцев вдоль берегов Африки и открытие В. да Гамой морского пути в ИндиюПлавания Колумба и открытие Нового светаВторичное открытие Северной Америки. Америго Веспуччи и название новой части Света. Открытие Тихоокеанского побережья. Завоевания испанцев в Центральной и Южной Америке. Знакомство с цивилизациями ацтеков и инков. Культурные растения Америки.

Кругосветное плавание Ф. Магеллана. Научные результаты плавания. Пираты. Кругосветное плавание Ф. Дрейка.

Глобус – модель шарообразной Земли. Полюса, экватор. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географическая долгота и географическая широта. Нахождение географических координат. Линии тропиков и полярных кругов. Карты и атлас Меркатора. Искажения на карте. Изменения во времени вдоль параллели. Линия перемены дат и ее следствия.

Открытия Австралии и островов Океании. Разнообразие и своеобразие их природы. Плавания и открытия Дж. Кука.

Практические работыСравнение глобуса и карты. Нахождение параллелей и меридианов, определение географической долготы и широты. Определение координат географического объекта, нахождение географического объекта, точки по географическим координатам. Решение задач, связанных с движением по параллели и по меридиану. Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную карту.

Открытия в океанах и во внутренних частях материков (8 часов)

Исследования в Южной Америке. Плавание по Амазонке, поиски Эльдорадо, открытия в бассейне Ориноко и Параны. Путешествия Гумбольдта и открытие высотной поясности в Андах. Открытие испанцами Флориды, Калифорнии, низовьев Миссисипи и Большого каньона р. Колорадо. Открытия англичанами и французами северо-востока Северной Америки, района Великих озер, верховьев Миссисипи. Путешествия Макензи. Выход американцев к Тихому океану.

Открытия русских землепроходцев в Азии. Пути по великим сибирским рекам и по побережью Северного Ледовитого океана. Выход к Охотскому морю, Берингову проливу, Камчатке, Курильским островам. Достижения Великой северной экспедиции. Изучение Камчатки.Плавания к Аляске и северо-западному побережью Америки. Русская Америка. Русские кругосветные плавания: цели, задачи, достижения. Знакомство с Японией. Открытие Антарктиды.

Открытие внутренних областей Африки. Путешествия Ливингстона. Изучение Австралии и Океании. Миклухо-Маклай и его работы.

Плавания по Арктическим морям. Первые научные экспедиции. Достижение Северного полюса. Антарктида. Достижение Южного полюса.

Первые научные плавания в Мировом океане на кораблях “Бигль”, “Челленджер”. Достижения и открытия при изучении Мирового океана в 20 веке.

Экспедиционные работы в России и на сопредельных территориях. Совершенствование карт. Изучение Европейской России и Сибири. Русское географическое общество. Путешествия Семенова Тян-Шанского и Пржевальского.

Практические работы. Определение географического положения, сравнительная характеристика географических объектов, нахождение географических координат, высот и глубин, сравнения масштабов карт в атласе. Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках и в океанах.

Современные исследования. Значение и использование карт (4 часа).

Научные путешествия Н. Вавилова. Покорение Джомолунгмы. Исследования в 20 веке Арктики и Антарктики. Научные станции. Современные путешественники и их достижения.

Компас. Основные и промежуточные стороны горизонта, азимут. Нахождение пути по азимуту. Изображение рельефа. Горизонтали, крутизна склонов, относительные высоты. Различия и разнообразие планов и карт.

Проведение глазомерной съемки. Аэрофотоснимки и космические снимки. Их достоинства и применение, сравнение с картой. Роль и значение карты.

Практические работы. Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Сравнение аэрофотоснимков и планов. Нахождение географических объектов на космических снимках. Проведение глазомерной съемки школьного двора.

Часы по выбору учителя: 2 часа.

Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

  • понятие о географической карте, плане, глобусе, аэро- и космических снимках;
  • основные условные изображения на планах и картах (фоновые, линейные, значковые);
  • понятие о масштабе карты, плана и глобуса;
  • понятия о меридианах и параллелях, экваторе и полюсах Земли;
  • понятие о географических координатах;
  • понятие о материках Старого Света, материках Нового Света и их открытии;
  • расположение и относительные размеры материков и океанов земли, важнейшие моря, острова, горы, равнины, реки, озера нашей планеты;
  • великие географические открытия и путешествия: плавания Колумба к Америке, В. да Гамы вокруг Африки, кругосветное плавание Магеллана и их значение;
  • открытия русскими землепроходцами и мореплавателями востока Евразии и побережья Тихого океана, открытие Антарктиды;
  • достижения и значения полярных экспедиций.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень:

  • находить и показывать важнейшие географические объекты на плане и карте;
  • показывать некоторые географические объекты на аэро- и космических снимках;
  • пользоваться условными изображениями географических карт и планов для  нахождения географических объектов, определения их высот и глубин;
  • определять по карте и глобусу координаты географического объекта;
  • уметь по координатам найти географический объект на карте и глобусе;
  • пользоваться глобусом и картой при рассказе о важнейших географических открытиях и показывать примерный маршрут этих путешествий по карте;
  • ориентироваться на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, солнца, Полярной звезды;
  • определять расстояния по карте и плану с помощью масштаба;
  • работать с текстом, картами, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника.


Календарно-тематическое планирование

 Природоведение  5  класс.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии 2004г.

Учебник: Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. – изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011г.

№ п/п

№ урока

Разделы и темы уроков и домашнее задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание краеведческой направленности

Дата

Часть 1. История Земли и жизни на ней (35 ч.)

план

факт

Как ученые познают прошлое   (1 час)

1

1

“Настоящее – ключ к прошлому”.  П.1

Как мы познаем прошлое? “Настоящее – ключ к прошлому”.

Знать:  понятие науки палеонтологии, возможность существования изучения далекого прошлого, определять основные принципы и подходы.

Как появилась на свет наша планета? (6 ч.)

2

1

Происхождение Земли из межзвездной пыли.  п.2

Происхождение Земли из межзвездной пыли. Возникновение ядра, мантии и земной коры. Происхождение атмосферы, гидросферы и литосферы (результат вулканизма). Образование и превращения горных пород. Движение земной коры и образование гор.

Знать гипотезу происхождения солнечной системы из газово-пылевой туманности под действием всемирного тяготения и центробежной силы.

3

2

Возникновение ядра, мантии и земной коры. П.3

Знать методы и главные результаты изучения строения Земли.

4

3

Происхождение атмосферы и гидросферы (результат вулканизма).п.4

Знать:  основные особенности формирования атмосферы и гидросферы Земли.

5

4

Образование и превращение горных пород. П.5

Знать: три типа образования горных пород, формирующих литосферу Земли.

6

5

Движение земной коры и образование гор. П.6

Знать/понимать: связь очертания материков и рельефа поверхности с тепловым перемешиванием в мантии планеты.

7

6

 Урок – обобщение темы «Как появилась на свет наша планета»

Знать/ понимать основные вопросы темы и уметь отвечать на вопросы темы.

Как читают палеонтологическую летопись (1 ч.).

8

1

Как образуются ископаемые? Геохронологическая шкала. Проверочная работа №1 к части 1, п. 1-7

Как образуются ископаемые? Последовательность ископаемых в осадочных породах отражает время их захоронения – геохронологическая шкала.

Знать: понятие о геохронологической шкале (на уровне эр);

роль палеонтологической летописи в расшифровке истории жизни на нашей планете;

Уметь: пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;

Почему организмы такие совершенные?        (2 ч.).

9

1

Как и почему живые существа изменяются? П. 8

Примеры приспособлений. Сохранение и размножение организмов – главная причина их приспособленности. Рождается больше живых организмов, чем их может сохраниться. Организмы борются за свое существование. Все организмы одного вида не похожи друг на друга: изменчивость. Соревнование, выживание и гибель. Ч. Дарвин: эволюция путем естественного отбора. Наследственность и ее роль в передаче своих признаков потомству. Эволюция – основа накопления исторического опыта.

Причины многообразия живых организмов. Все организмы имеют общих предков. Сходство организмов – свидетельство родства.

Знать/понимать:  причины эволюционных изменений организмов, понятия: изменчивость, наследственность, естественный отбор.

Знать/понимать: понятия «вид», «общий предок».

Уметь: пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;

10

2

Предки и потомки.                  Проверочная работа №2 к части 1, п.8-9.               д/з п. 9

На заре жизни (5 ч.)

11

1

Представление о возникновении жизни на Земле. п.10

Представление о возникновении жизни на Земле. Вода и жизнь появляются на Земле одновременно (3,8 млрд. или ранее). Мир доядерных организмов докембрия и его особенности. Изменения состава атмосферы. Кислородная «революция» (2 млрд. лет). Возникновение ядерных организмов. Появление многоклеточных организмов и преимущества многоклеточности. Удивительный мир без хищников.

Знать: основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

12

2

На заре жизни микроорганизмов. п.11

Знать: происхождение фотосинтеза и «кислородной революцией» на ранних этапах развития жизни на Земле.

13

3

Как живые организмы перестали быть микроскопическими?   п. 12

Знать: о ведущей роли увеличения содержания кислорода в эволюции первых многоклеточных животных и растений.

14

4

Удивительный мир без хищников.  П. 13

Знать: о функции скелета и  время его возникновения в ходе эволюции.

Уметь: связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;

15

5

Контрольная работа №1 к части 1 «История Земли и жизни на ней», п. 1-13

Уметь: пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;

Жизнь в палеозое (6 ч.)

16

1

«Скелетная революция» в кембрии. п. 14

«Скелетная революция» в кембрии. Возникновение минеральных скелетов. Формирование всех современных групп организмов (на уровне типов). Мир пассивных фильтраторов.

«Выход жизни на сушу» – ранний палеозой. Странные амфибиотические ландшафты – «не суша, не море». О том, как сосудистые растения создали сушу в ее современном виде. Почва и почвенная фауна. Кистеперые рыбы и первые амфибии. Зверозубые – предки зверей.

Знать: об обитателях и экосистемах древних морей, о пищевых цепях в экосистеме, о постоянстве внутренней среды  организма.

17

2

Как живые организмы вышли на сушу. П.15

Знать: основные причины, затруднявшие выход организма на сушу.

18

3

Как растения изменили облик суши. п.16

Знать:  основной феномен появления сосудистых растений на суше в палеозое, его значение в эволюции организмов и биосферы в целом.

Уметь: связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;

19

4

Как осваивали сушу первые позвоночные. П. 17

Знать:  основной феномен выхода позвоночных на сушу в палеозое, его значение в эволюции организмов и биосферы в целом.

20

5

Наши далекие предки – зверозубые ящеры. П. 18

Знать/понимать: путь дальнейшего приспособления организмов на суше – вдали от водоемов – в конце палеозоя.

21

6

Повторение темы «Жизнь в палеозое».

Проверочная работа №3 к части 1, п. 14-18.

Знать: основные понятия темы и уметь применять эти знания на практике.

Жизнь в мезозое (4 ч.)

22

1

Драконы – владыки суши.  п. 19

Мезозой – эра сплошных субтропиков. На суше, в воде и в воздухе – гигантские рептилии. На суше: динозавры, в море – ихтиозавры, плезиозавры, мезозавры, в воздухе – птерозавры и птицы. Млекопитающие и динозавры – современники, занимающие разные размерные классы.

Возникновение мира, в котором мы живем. “Великое вымирание” на границе мела и кайнозоя. Причины вымирания (катастрофические, климатические и биотические гипотезы). Свидетельства постепенного характера вымирания.

Знать/понимать: уникальные особенности динозавров и причины, позволившие им долгое время быть владыками суши.

23

2

Завоевание моря и неба.  п. 20

Знать/понимать:  на примере морских  и летающих ящеров о сближении признаков в результате приспособления к одинаковой  среде обитания.

24

3

Ростки нового мира. П. 21

Знать/ понимать:  экологический кризис позднего мезозоя, вызванный появлением  цветковых растений, насекомых- опылителей, ростом разнообразия млекопитающих и птиц – как пример внутренней перестройки экосистем.

25

4

Возникновение мира, в котором мы живем. П. 22

Знать/ понимать: многообразие возможных и реальных причин экологического кризиса в период мезозоя.

Уметь: связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;

Жизнь в кайнозое (1 ч)

26

1

Возникновение степей и саванн. П. 23

Возникновение степей и саванн и роль в этом злаков, крупных копытных и хищников. Степи и саванны – высокопродуктивные сообщества. Возрастание размеров млекопитающих в травяных сообществах. Хищники появляются позже травоядных.

Знать/понимать: на примере кайнозойских травяных экосистем роль растений, растительноядных животных, хищников и детритофагов, их влияние друг на друга и на среду обитания.

Уметь: пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;

Появление Человека                      (1 ч)

27

1

Предки человека – «полуденные хищники» .п. 24

Травяные экосистемы – «колыбель человечества». Предки человека – «полуденные хищники».Человек умелый, человек прямостоячий, человек разумный.

Знать/ понимать: принадлежность человека к животному царству и приспособительные признаки, отличавшие человека до возникновения цивилизации.

Уметь: уметь приводить аргументы в пользу родства всех организмов и человека;

«Великое  оледенение»                            (2 ч)

28

1

Великое оледенение.  п. 25

Современные горные ледники и причины оледенения. Ледниковый ландшафт (морены, ледниковые холмы). Вокруг ледника – сухие холодные степи с мамонтовой фауной. Культура “охотников на мамонтов”. Причины оледенений и изменения климатов на Земле.

Знать/ понимать: события оледенения как пример климатической катастрофы, которая не привела к разрушительным экологическим последствиям.

29

2

Причины оледенений и изменения климатов на Земле.  п.26

Знать: климатические изменения в истории Земли, возможные причины и их влияние на биосферу – как пример комплексной географической оболочки и многообразия взаимодействия между ее элементами.

Уметь: связывать современные черты лика Земли с их историческими причинами;

Прошлое – ключ к будущему (6 ч).

30

1

Значение изучения прошлого для предсказания будущего. п. 27

Значение изучения прошлого для предсказания будущего. Геологическая и биологическая история своего района.

Знать/ понимать: возможность научного прогноза на основе знаний по истории Земли, в безграничности познания.

Уметь: применять принцип «Настоящее – путь к прошлому» (актуализм);

31

2

Р.К. Геологическая и биологическая история  Чановского района.

Геологическая и биологическая история  Чановского района.

32

3

Повторение темы: «Жизнь в палеозое. Жизнь в мезозое»

33

4

Повторение темы: «Жизнь в кайнозое.  Великое оледенение».

34

5

Подготовка к контрольной работе №2, к части 1 «История Земли и жизни на ней».

35

6

Контрольная работа №2 к части 1 «История Земли и жизни на ней».  п. 14-27

Уметь: применять знания на практике.

Часть 2. Как люди открывали землю и создавали карту (35 ч.)

Введение (1 час).

36

1

 Мифы и легенды Древней Греции. Что и как мы будем изучать. П. 28

Во “Введении” обращаясь к мифам и легендам Древней Греции, к путешествиям эллинов, дается определение географии, путешествию, рассказывается о создании первых планов и карт и их роли в открытии и изучении Земли, о том, чему будет посвящен курс, как надо работать с учебным материалом.

Знать/понимать: понятие «география», особенности работы с учебником, картой, простейшими приемами ориентирования.

География древнего мира. План и карта (8 часов).

37

1

 Основные географические объекты на физической карте мира. Шкала высот и глубин.  п. 29

Карта мира Птолемея. Основные географические объекты на физической карте мира. Шкала высот и глубин. Путешествия и карты каменного века. Древнейшие государства мира: географическое положение, природные особенности, значение Нила в Древнем Египте, Тигра и Евфрата в государствах Месопотамии. Первые преобразования земель. Плавания и географические открытия египтян и финикийцев. Астрономические наблюдения вавилонян. Географические аспекты библейских сказаний.

Планы полей в Древнем Египте. Географические планы и их составление. Условные знаки. Масштаб плана, масштабы карт.

Географические предпосылки плаваний древних греков. Путешествия Геродота, Пифея.Представление о форме Земли, о тепловых поясах. Измерение Эратосфеном земной окружности. Рождение географии, как науки в Древней Греции. Расширение географических знаний в Римской империи об извержении вулканов, о высочайших горах Европы, о лесной Центральной Европе. Разнообразие народов Европы.

Практические работы:   чтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте и их сравнение, работа с контурными картами, ориентирование по Полярной звезде и солнцу.

Знать/понимать: работу с картой, условными обозначениями;

Уметь работать с контурной  картой.

38

2

Первые преобразования земель. Плавания и географические открытия. п.30

Знать: о древнейших государствах мира и первых  морских плаваниях.

Уметь работать с картой.

39

3

Древнейшие государства мира. П 31

Знать: географию Месопотамии и Палестины, градусный счет, новые географические объекты и явления. Уметь работать с картой.

40

4

Географические планы и их составление.  П. 32

Уметь: читать планы и пользоваться ими, определять масштаб плана и карты и измерять расстояние.

41

5

 Рождение географии как науки в Древней Греции.33

Знать: достижения древнегреческих путешественников и ученых, открывших новые земли, явления, закономерности, измеривших Землю и создавших карты.

Уметь: находить и показывать важнейшие географические объекты на плане и карте;

42

6

Географические  знания в Римской империи.  п. 34

Знать: природу и население Южной и Центральной Европы. Уметь: находить и показывать важнейшие географические объекты на плане и карте;

43

7

Разнообразие народов Европы.   п. 34

44

8

Практическая  работа № 1                                                                                                                                                             Чтение масштаба, определение расстояний по масштабу, нахождение географических объектов на карте.

Уметь: определять расстояния по карте и плану с помощью масштаба и находить географические объекты на карте.

Средневековые путешествия и открытия (4 часа).

45

1

Путешествия викингов и арабов. П. 35

Открытия викингами Исландии, Гренландии и Северной Америки. Особенности природы этих территорий. Путешествия арабов, их плавания по Аравийскому морю в Индию. Роль муссонов. Путешествие в далекий Китай Марко Поло. Путешествие в Индию Афанасия Никитина. Знакомство с природой и обычаями этих стран.

Роль рек и лесов Русской равнины для древнерусского населения и степных племен. Путь “из варяг в греки”, Киев и Новгород. Путешествия и занятия новгородцев. Поморы, их плавания, путешествия, открытия. Появление русских в Сибири. Походы казаков, первые русские города-остроги в Западной Сибири.

Практические работы: нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, проложение по карте маршрутов путешествий.

Знать: географию Америки и Азии, разнообразные природные условия этих частей света, народы – путешественники Средневековья.

Уметь: находить географические объекты на карте.

46

2

Путешествия в  европейцев в Центральную Азию, Индию и  Китай. П. 36

Знать: географию Индии, Китая и Центральной Азии, великих путешественников: А.Никитина и итальянца Марко Поло.

Уметь: находить географические объекты на карте.

47

3

Появление русских на севере Европы и в Западной Сибири. п. 37

Знать: географию Русской равнины, и Западной Сибири, торговые пути Руси.

Уметь: пользоваться глобусом и картой при рассказе о важнейших географических открытиях и показывать примерный маршрут этих путешествий по карте;

48

4

Практическая  работа № 2.

 Нахождение географических объектов, их нанесение на контурную карту, нанесение на карту маршрутов путешествий.

Великие географические открытия. Градусная сетка на глобусах и картах (8 часов).

49

1

Поиски европейцами путей в Индию. Плавания португальцев вдоль берегов Африки и открытие. П 38

Поиски европейцами путей в Индию. Плавания португальцев вдоль берегов Африки и открытие В. да Гамой морского пути в ИндиюПлавания Колумба и открытие Нового светаВторичное открытие Северной Америки. Америго Веспуччи и название новой части Света. Открытие Тихоокеанского побережья. Завоевания испанцев в Центральной и Южной Америке. Знакомство с цивилизациями ацтеков и инков. Культурные растения Америки.

Кругосветное плавание Ф. Магеллана. Научные результаты плавания. Пираты. Кругосветное плавание Ф. Дрейка.

Глобус – модель шарообразной Земли. Полюса, экватор. Параллели и меридианы. Градусная сетка. Географическая долгота и географическая широта. Нахождение географических координат. Линии тропиков и полярных кругов. Карты и атлас Меркатора. Искажения на карте. Изменения во времени вдоль параллели. Линия перемены дат и ее следствия.

Открытия Австралии и островов Океании. Разнообразие и своеобразие их природы. Плавания и открытия Дж. Кука.

Практические работыСравнение глобуса и карты. Нахождение параллелей и меридианов, определение географической долготы и широты. Определение координат географического объекта, нахождение географического объекта, точки по географическим координатам. Решение задач, связанных с движением по параллели и по меридиану. Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную карту.

Знать: поиски европейцев путей в Индию и их открытия.

50

2

Плавания Колумба и открытие Нового Света. п. 39

Знать/понимать: о географических открытиях в Новом Свете, о захватническом характере многих из открытий.

51

3

Кругосветное плавание Ф. Магеллана. Научные результаты плавания.  П. 40

Знать: об истории первых кругосветных плаваний.

Уметь: работать с текстом, картами, рисунками и справочным аппаратом книги на примере учебника.

52

4

Глобус. Параллели и меридианы. п. 41

Знать:  понятия параллели и меридианы, экватор, «ориентирование».

Уметь:  по координатам найти географический объект на карте и глобусе;

53

5

Практическая  работа № 3.

 Сравнение глобуса и карты. Нахождение географических координат. П. 42

54

6

Искажения на карте. Изменения во времени вдоль параллели. Линия перемены дат. П. 43

Знать/понимать: об искажениях на карте, о разнице во времени на разных меридианах.

55

7

Открытия Австралии и островов Океании.

Практическая  работа № 4.

Нанесение географических объектов и маршрутов путешествий на контурную карту. П. 44

Знать: об открытиях Австралии и островов Тихого океана.

Уметь: наносить на контурную карту маршруты путешествий.

56

8

Контрольная работа №3 к части 2, главам 3-5, (п. 28-44)

Знать и понимать основные понятия темы и уметь применять знания на практике.

Открытия в океанах и во внутренних частях материков (8 часов)

57

1

Исследования  Америки. П. 45

Исследования в Южной Америке. Плавание по Амазонке, поиски Эльдорадо, открытия в бассейне Ориноко и Параны. Путешествия Гумбольдта и открытие высотной поясности в Андах. Открытие испанцами Флориды, Калифорнии, низовьев Миссисипи и Большого каньона р. Колорадо. Открытия англичанами и французами северо-востока Северной Америки, района Великих озер, верховьев Миссисипи. Путешествия Макензи. Выход американцев к Тихому океану.

Открытия русских землепроходцев в Азии. Пути по великим сибирским рекам и по побережью Северного Ледовитого океана. Выход к Охотскому морю, Берингову проливу, Камчатке, Курильским островам. Достижения Великой северной экспедиции. Изучение Камчатки.Плавания к Аляске и северо-западному побережью Америки. Русская Америка. Русские кругосветные плавания: цели, задачи, достижения. Знакомство с Японией. Открытие Антарктиды.

Открытие внутренних областей Африки. Путешествия Ливингстона. Изучение Австралии и Океании. Миклухо-Маклай и его работы.

Плавания по Арктическим морям. Первые научные экспедиции. Достижение Северного полюса. Антарктида. Достижение Южного полюса.

Первые научные плавания в Мировом океане на кораблях “Бигль”, “Челленджер”. Достижения и открытия при изучении Мирового океана в 20 веке.

Экспедиционные работы в России и на сопредельных территориях. Совершенствование карт. Изучение Европейской России и Сибири. Русское географическое общество. Путешествия Семенова Тян-Шанского и Пржевальского.

Практические работы. Определение географического положения, сравнительная характеристика географических объектов, нахождение географических координат, высот и глубин, сравнения масштабов карт в атласе. Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках и в океанах.

Знать: о первых открытиях

на материках Нового Света.

уметь: показывать объекты на картах и глобусе.

58

2

Открытия русских землепроходцев в Азии.  п. 46

Знать: о русских экспедициях и их исследованиях. Использовать материал для воспитания любви к Родине и уважения к подвигу русских путешественников.

59

3

Русские экспедиции в Ледовитом и Тихом океанах. П. 47

60

4

Путешествия и открытия в Южном полушарии.

Знать: истории географических открытий на Африканском материке,

уметь: показывать объекты на картах и глобусе.

61

5

Открытие  Арктики и Антарктиды. П. 48, 49

Знать: об открытия Арктики и Антарктики.

уметь: показывать объекты на картах и глобусе.

62

6

Первые научные плавания в Мировом океане. П. 50

Знать: основные этапы изучения Мирового океана.

уметь: показывать объекты на картах и глобусе.

63

7

Изучение Евразии. П. 51

Знать: важнейшие географические открытия в пределах России, Средней и Центральной Азии.

уметь: показывать объекты на картах и глобусе.

64

8

Исследования материков и океанов.  С. 216

Практическая  работа № 5.

Нанесение на контурную карту основных географических объектов на материках и в океанах.

Уметь: наносить на контурную карту основные географические объекты  на материках и в океанах.

Современные исследования. Значение и использование карт (4 часа).

65

Путешествия и открытия XX века.    п. 52

Научные путешествия Н. Вавилова. Покорение Джомолунгмы. Исследования в 20 веке Арктики и Антарктики. Научные станции. Современные путешественники и их достижения.

Компас. Основные и промежуточные стороны горизонта, азимут. Нахождение пути по азимуту. Изображение рельефа. Горизонтали, крутизна склонов, относительные высоты. Различия и разнообразие планов и карт.

Проведение глазомерной съемки. Аэрофотоснимки и космические снимки. Их достоинства и применение, сравнение с картой. Роль и значение карты.

Практические работы. Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений. Определение абсолютных и относительных высот на плане и карте. Сравнение аэрофотоснимков и планов. Нахождение географических объектов на космических снимках. Проведение глазомерной съемки школьного двора.

Знать: важнейшие географические достижения и исследования 20 века.

66

Изображение рельефа.

Практическая  работа № 6.

Работы с планом и на местности по определению азимута, направлений.  п . 53

Знать и уметь правила работы с компасом, ориентирования на плане и местности по определению азимута, направлений.

67

Аэрофотоснимки и космические снимки. Различия и разнообразие планов и карт. П. 54

Знать и уметь проводить анализ аэрофотоснимков и космических снимков.

68

Практическая  работа № 7.

Проведение глазомерной съемки школьного двора.

Уметь: проводить глазомерную съемку школьного двора.

Часы  по выбору учителя: 2 часа.

69

Контрольная работа №4 к части 2, главам 6, 7 (п. 45-54)

Знать и уметь применять основные вопросы главы 6 на практике.

70

Итоговая контрольная работа.

Знать и уметь применять основные вопросы курса.


Список литературы, используемый учащимися:

1. Бурский О.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» (Земля и люди). 5 класс. – изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011г.

2. Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. – изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011 г.

3. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Смоктунович Т.Л. Проверочные и контрольные работы по природоведению к учебнику «Земля и люди» 5 класс. - М.: Баласс, 2012г.

Список литературы, используемый учителем:

1. Бурский О.В., Смоктунович Т.Л. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» (Земля и люди). 5 класс. – изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011г.

2. Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди) / К.Ю. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. – изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2011г.

 3. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди. 5 – й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2001г.

4. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Смоктунович Т.Л. Проверочные и контрольные работы по природоведению к учебнику «Земля и люди» 5 класс. - М.: Баласс, 2012г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс календарно тематическое планирование природоведение "Земля и люди" школа 2100

5 класс календарно  тематическое  планирование природоведение "Земля и люди" школа 2100...

Календарно-тематическое планирование курса география «Земля и люди». 7 класс "СФЕРА"

Календарно-тематическое планирование курса география «Земля и люди». 7 класс...

Рабочая программа по природоведению и ОБЖ для 5 класса.

Рабочая программа  составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образовния,  на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по ...

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.

Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62  III-IV вида в Бурятии....

Контрольная работа "Земля - планета людей" 7 класс УмК "Сферы"

Тест по теме    " Земля - планета  людей "2 варианта...

Рабочая программа курса «География. Земля и люди». 7 класс. Линия "Сфера"

Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Зе...

Рабочая программа по курсу «Земля и люди»

Цель·         Формирование  у учащихся  комплекса региональных страноведческих знаний о целостности и дифференци­ации материков, их крупных...