Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Телегина Наталья Ивановна

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва.  Владос, 2012г.

Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева.  Владос, 2012г

-Учебник: Природоведение. 5 класс, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.

- Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_novoe.docx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление  образования и молодёжной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №5 VIII вида»

Согласовано                                                                                Согласовано                                                         Утверждаю

на заседании МО                                                                       завуч по УВР                                   приказ №_____ от_______

учителей естественно

гуманитарного цикла                                                               О.Н.Безбородова                                                   Директор ________

протокол № 1                                                                         «___»_____________20____г                                 Л.П. Конюшенко    

 Руководитель МО Телегина Н.И.                                                                                                                       «___»_____________20____г.      

«___»____________20___г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Природоведение»

5 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Разработчик: Телегина Н.И.

учитель биологии

Барнаул, 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва.  Владос, 2012г.

Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева.  Владос, 2012г

-Учебник: Природоведение. 5 класс, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.

- Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Изучение природоведения в начальных классах школы 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем -биология.

Цель:

- Создание условий для формирования знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природе (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровья).
Задачи:

Образовательные:

  • формирование правильного понимания природных явлений;
  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • формирование и отработка практических навыков и умений.

Коррекционно-развивающие:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Воспитательные:

  • воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Формы обучения:

По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д..

Виды деятельности:

- обогащение и уточнение словаря,

- наблюдение за предметами и явлениями природы,

- чтение литературы по изучаемому материалу,

- называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,

- сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,

- активное участие в беседе,

- составление небольших рассказов с опорой на план,

- описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,

- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

- освоение на практике полученных знаний.

На изучение предмета в 5 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю, 70 часов.

1 четверть - 17 часов

2 четверть - 14 часов

3 четверть - 19 часов

4 четверть –17 часов

Фактически за учебный год67 часов.

Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, прилагается лист корректировки программы.

Изменения, внесенные в авторскую программу:

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу  В.В.Воронковой  были внесены изменения и дополнения.

  1. В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии).

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
  • что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщённые названия,
  • устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
  • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их, не губить растения.

  1. Содержание тем учебного курса

№ п/п урока

Наименование разделов

и тем

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Земля-планета солнечной системы.

4

-

-

-

-

2

Сезонные изменения в природе

8

-

-

-

-

3

Наша страна.

5

-

-

-

-

4

Природа нашей Родины.

29

-

-

-

-

4.1

Неживая природа.

12

-

-

1

-

4.2

Живая природа.

16

-

-

-

-

5

Человек. Охрана здоровья.

15

-

-

-

-

6

Экология. Охрана природы.

4

-

-

-

-

7

Труд на пришкольном участке

2

-

-

-

-

8

Закрепление знаний на практике

2

-

-

-

-

Повторение пройденного

1

-

-

-

-

70

-

-

-

-

Тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Количество часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1.Земля-планета солнечной системы.(4 часа)

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Небесные тела.

1

Урок изучения нового материала

Беседа с поисковыми заданиями.

Коррекция умения наблюдать за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре.

2

1.2

Солнце - раскаленное небесное тело (звезда).

1

Комбинированный урок

Рассказ-описание с использованием опорных схем.

Коррекция умения называть и определять небесные тела.

3

1.3

Планеты солнечной системы.

1

Комбинированный урок

Рассказ-описание с использованием опорных схем.

Коррекция умения сравнивать.

4

1.4

Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.

1

Комбинированный урок

Составление рассказа об освоении космоса людьми с опорой на жизненный опыт, план, картину.

Коррекция навыка составления связного рассказа.

2.Сезонные изменения в природе (8 часов)

5

2.1

Погода.

1

Урок изучения нового материала

Составление пересказа с опорой на слова, картинки, план.

Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью.

6

2.2

Явления природы. Дождь, облака и туман.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, рисование явлений природы,

отгадай загадки о явлениях природы, поисковая работа по тексту «Найди значение слова».

Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение.

7

2.3

Явления природы. Снег и град. Роса и иней.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, рисование явлений природы

отгадай загадки о явлениях природы, поисковая работа по тексту «Найди значение слова».

Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение.

8

2.4

Смена времен года.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.

Коррекция зрительного восприятия, речевых навыков, умения сравнивать и делать сравнительный анализ.

9

2.5

Высота солнца и продолжительность дня в разное время года.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточке, чтение текста.

Коррекция умения определять время суток, дату и времена года.

10

2.6

Осень. Зима. Признаки времени года.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, экскурсия

Сезонные изменения в природе. Признаки осени.

Признаки зимы.

Коррекция умения зрительного восприятия, конкретного описания времени года на основе жизненного опыта.

11

2.7

Весна. Лето. Признаки времени года.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, экскурсия

Сезонные изменения в природе. Признаки весны.

Признаки лета.

Коррекция умения зрительного восприятия, конкретного описания времени года на основе жизненного опыта.

12

2.8

Обобщение материала по разделу.

1

Урок обобщения и систематизации

Рассказ, беседа, тестовый контроль, составление рассказа по картинкам, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыков составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умения выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

3.Наша страна(5 часов)

13

3.1

Российская федерация. Расположение на географической карте.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа, работа с физической картой, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция умения работать с картой России.

14

3.2

Москва - столица нашей Родины.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыков составления рассказа по заданному плану.

15

3.3

Многонациональное население России.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция и развитие навыка формирования связной речи.

16

3.4

Города нашей Родины.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, работа с физической картой, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция гражданской позиции, через использование текста учебника.

17

3.5

Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция гражданской позиции, через использование текста учебника.

4.Природа нашей Родины (30 часов)

Неживая природа (использование физической карты)(12 часов)

18

4.1

Разнообразие поверхности Земли (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция умения работать с картой России, умения сравнивать, используя зрительное восприятие.

19

4.2

Почвы: песчаная, глинистая, плодородная, неплодородная.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке,заполнение таблицы «Состав почвы». Практическая работа«Состав почвы».

Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

20

4.3

Вода в природе: реки, озера, ручьи, родники; моря, океаны.

1

Комбинированный урок

Составление загадок о воде,

Составление рассказа с опорой на жизненный опыт «Вода в природе»,схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе.

Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

21

4.4

Свойства воды.

1

Комбинированный урок

Составление рассказа о воде и ее свойствах,рассказ по рисунку,работа с учебником найти и записать, что означает текучесть, непостоянство формы.

Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

22

4.5

Значение воды для жизни человека.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточке, чтение текста.

Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

23

4.6

Воздух вокруг нас, значение воздуха.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция зрительного восприятия материала и умения на основе рисунка составлять связный рассказ.

24

4.7

Ветер-движение воздуха.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыка работы с текстом учебника, умения находить нужный ответ на вопрос.

25

4.8

Температура воздуха.Практическая работа

«Измерение температуры воздуха».

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Практическая работа

«Измерение температуры воздуха».

Коррекция умения выражать свои мысли используя жизненный опыт, навыков практической работы.

26

4.9

Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства.

1

Комбинированный урок

Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

27

4.10

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

28

4.11

Полезные ископаемые: мрамор, нефть, газ, каменная соль.

1

Комбинированный урок

Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

29

4.12

Использование полезных ископаемых человеком.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Использование полезных ископаемых», составление рассказа на основе заданного плана.

Коррекция навыков чтения, составления связного рассказа на основе заданного плана.

Живая природа (растения и животные экологических систем) (18 часов)

30

4.13

Разнообразие живой природы. Растения леса.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа,

заполнение схемы «Растения леса», составление рассказа на основе заданного плана.

Коррекция навыков чтения, составления связного рассказа на основе рисунка учебника, умения выражать свои мысли.

31

4.14

Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Особенности хвойных растений», составление рассказа на основе заданного плана.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

32

4.15

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

составление рассказа на основе заданного плана, с использованием рисунков учебника.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения

33

4.16

Животные леса: звери, птицы, насекомые.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение видовой принадлежности различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. Формировать навыки определения принадлежности к различным группам живых организмов.

34

4.17

Грибы: съедобные и несъедобные.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

составление рассказа на основе заданного плана, с использованием рисунков учебника.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения

35

4.18

Растения, животные пресных водоемов.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

36

4.19

Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

37

4.20

Растения болота. Животные болота.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

38

4.21

Растения луга. Животные луга.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

39

4.22

Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники, декоративные растения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

40

4.23

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

41

4.24

Сезонные работы в саду.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, коллективная работа с учебником, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

42

4.25

Растения огорода: овощи, зеленые культуры.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, выявление особенностей растений огорода, составление рассказа об овощных и зелёных культурах с использованием картинного плана.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

43

4.26

Животные огорода: помощники огородных растений, вредители.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов, составление схемы «Животные огорода помощники и вредители».

Коррекция навыков определения различных групп живых организмов.

44

4.27

Растения поля: зерновые культуры.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, выявление особенностей растений поля. Игра «Богатый урожай». Задание «Раскрась только овощи».

Коррекция навыков определения различных групп живых организмов.

45

4.28

Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания животных – вредителей полей.

Коррекция навыков определения различных групп живых организмов.

46

4.29

Домашние животные.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, выявление особенностей домашних животных, составление рассказа о домашних животных с использованием картинного плана. Дидактическая игра “Кто это так кричит?”.

Коррекция навыков определения различных групп живых организмов.

47

4.30

Повторение и обобщение темы «Природа нашей Родины».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассказ, беседа, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

5.Человек. Охрана здоровья (15 часов)

48

5.1

Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой.

Коррекция навыков связной речи, умения правильно излагать материал.

49

5.2

Кожа. Волосяной покров.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция умения индивидуальной работы с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос.

50

5.3

Внутренние органы. Органы опоры и движения: мышцы, скелет.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки.

Коррекция навыков быстрого чтения и письма, умения составления рассказа с опорой на рисунки учебника.

51

5.4

Значение правильной осанки для здоровья человека.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа с опорой на рисунки учебника.

Коррекция навыков индивидуальной работы, работы с учебником, составления рассказа с опорой на рисунки учебника, коррекция зрительного восприятия.

52

5.5

Внутренние органы: желудок, кишечник, печень, почки.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

53

5.6

Внутренние органы: сердце, легкие.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

54

5.7

Правильное питание и дыхание.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия.

55

5.8

Органы чувств.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа.

Индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения слушать, рассуждать, навыков индивидуальной работы по карточкам.

56

5.9

Внутренние органы: головной и спинной мозг.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику.

Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения, коллективной работы с текстом учебника с целью нахождения ответа на поставленный вопрос.

57

5.10

Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами.

58

5.11

Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия.

59

5.12

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечнососудистые, гепатит). Меры профилактики.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия.

60

5.13

Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия.

61

5.14

Занятие физкультурой и спортом - залог здоровья.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия.

62

5.15

Повторение и обобщение темы «Человек. Охрана здоровья».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассказ, беседа, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

6.Экология. Охрана природы (4 часа)

63

6.1

Что такое экология?

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала.

64

6.2

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала, коррекция письменного изложения материала.

65

6.3

Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Красная книга России. Красная книга Алтая.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция навыков связной речи, коррекция письменного изложения материала.

66

6.4

Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коррекция навыков связной речи, коррекция письменного изложения материала.

7.Труд на пришкольном участке и в школе (2 часа)

67

7.1

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

1

Урок - практикум

Практическая работа на пришкольном участке.

Коррекция навыков практического применения полученных знаний.

68

7.2

Комнатные растения (уход за ними).

1

Урок - практикум

Практическая работа на пришкольном участке.

Коррекция навыков практического применения полученных знаний.

8.Повторение пройденного материала (1 час)

69

8.1

Мир, в котором мы живем.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовая работа, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыка выполнения творческой работы, индивидуальной работы по карточке, используя шаблон.

9.Закрепление знаний на практике (1 час)

70

9.1

Практические работы на участке.

1

Урок - практикум

Практическая работа на пришкольном участке.

Коррекция навыков практического применения полученных знаний.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г

2. «Природоведение» для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.

3.Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.

Оборудование и приборы

1.Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3.Экран

Дидактический материал

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/

интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru

интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru

Литература, рекомендованная для учащихся

1. «Природоведение» для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.

2.Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.

Литература, использованная при подготовке программы

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г

Лист корректировки программы по природоведению 5 класс

Причина невыполнения

Количество не проведённых часов

Планируемые меры по выполнению программ

Экономия часов за счёт принятых мер

Сроки устранения и темы

Урок выпал на праздничный день

3 часа

1.Уплотнение материала.

2. Уплотнение материала.

3. Уплотнение материала.

 1 час

1 час

1 час

1.Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними).

2. Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. Сезонные работы в саду.

3. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятие физкультурой и спортом - залог здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...