Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Телегина Наталья Ивановна

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Неживая природа» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва.  Владос, 2011г.

Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Неживая природа. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева.  Владос, 2011г

-Учебник: И.В.Романов, Р.А.Петросова Биология. Неживая природа. – М. Дрофа 2011.

- Рабочая тетрадь. И. В. Романов, Р. А. Петросова Биология. Неживая природа. 6 класс -М: Дрофа,2012г.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII  вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать обучающимся, воспитанникам основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_novoe.docx67.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Неживая природа» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва.  Владос, 2012г.

Учебно-методический комплекс:

- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Неживая природа. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева.  Владос, 2012г.

-Учебник: И.В.Романов, Р.А.Петросова Биология. Неживая природа. – М. Дрофа 2011.

- Рабочая тетрадь.И. В. Романов, Р. А. Петросова Биология. Неживая природа. 6 класс-М: Дрофа,2012г.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII  вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать обучающимся, воспитанникам основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Цель:

- Создание условий для формирования знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природе (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровья).
Задачи:

Образовательные:

  • формирование правильного понимания природных явлений;
  • формирование уобучающихся, воспитанников знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
  • формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  • формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • формирование и отработка практических навыков и умений.

Коррекционно-развивающие:

  • на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
  • в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
  • дети имеют возможность устанавливать простейшие взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Воспитательные:

  • воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Формы обучения:

По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д..

Виды деятельности:

- обогащение и уточнение словаря,

- наблюдение за предметами и явлениями природы,

- чтение литературы по изучаемому материалу,

- называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,

- сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,

- активное участие в беседе,

- составление небольших рассказов с опорой на план

- описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,

- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,

- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,

- освоение на практике полученных знаний.

На изучение предмета в 6 классе по учебному плану выделено 66 часов.

1 четверть - 18 часов

2 четверть - 14 часов

3 четверть - 19 часов

4 четверть -  17 часов

Фактически за учебный год 68 часов.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.

  1. В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Планируемые результаты освоения курса:

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
  • характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
  • текучесть воды и движение воздуха

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с простым лабораторным оборудованием;
  • определять температуру воздуха, воды;
  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Содержание тем учебного курса

№ п/п урока

Наименование разделов

и тем

Коли-чество часов

Из них

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Экскурсии

1

Живая и неживая природа.

4

-

-

-

-

2

Вода

15

-

-

3

-

3

Воздух

15

-

-

1

-

5

Полезные ископаемые

20

-

-

1

-

5

Почва

12

-

-

3

-

6

Повторение

4

-

-

-

-

Тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Количество часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Цель коррекционной работы

Примечание

1.Введение (4 часа)

1

1.1

Инструктаж по технике безопасности. Живая и неживая природа.

1

Урок изучения нового материала

Сравнение и анализ объектов природы.Составление таблицы «Живые и неживые тела».

Коррекция умения вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре.

2

1.2

Предметы и явления неживой природы, их изменения.

1

Комбинированный урок

Рисование явлений природы

Найди загадки о явлениях природы.Поисковая работа по тексту «Найди значение слова».

Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью.

3

1.3

Твердые тела, жидкости и газы.

1

Комбинированный урок

Составление рассказа о телах природы с опорой на жизненный опыт, план, картину.

Коррекция умения определять тела живой и неживой природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью.

4

1.4

Превращения твердых тел в жидкости, жидкостей в газы.

1

Комбинированный урок

Составление рассказа о превращении веществ, работа с текстом учебника.

Коррекция навыков чтения, составления связного рассказа на основе рисунка учебника, умения выражать свои мысли.

2.ВОДА (15 часов)

5

2.1

Вода в природе.

1

Урок изучения нового материала

Составление загадок о воде,

Составление рассказа с опорой на жизненный опыт «Использование человеком воды»,схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе.

Коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

6

2.2

Непостоянство формы и текучесть воды. Практическая работа «Определение текучести воды».

1

Урок - практикум

Составление рассказа о воде и ее свойствах,

рассказ по рисунку опыта № 1,работа с учебником найти и записать, что означает текучесть, непостоянство формы.

Коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

7

2.3

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

1

Комбинированный урок

Дополнительное чтение,

зарисовка опыта расширения воды.

Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы, навыка письма и формулирования мысли.

8

2.4

Свойство воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар).

1

Комбинированный урок

Моделирование жизненных ситуаций «за чаем»,

фильтрование соленой воды,

иллюстрация опыта растворения соли в воде.

Коррекция навыка связного изложения материала в письменном виде, организации индивидуальной работы.

9

2.5

Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточкам, беседа,

описание опыта, зарисовка

иллюстрацииопыта.

Коррекция навыка связного изложения материала, умения составить рассказ, используя рисунки учебника и личный опыт.

10

2.6

Прозрачная и мутная вода. Питьевая вода.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточкам, беседа, работа с учебником.

Коррекция навыка индивидуальной работы, взаимопомощи, взаимопроверки.

11

2.7

Прозрачная и мутная вода. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема»

1

Урок - практикум

Работа с биологическими понятиями, практическая работа, работа по инструктивной карточке.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

12

2.8

Растворы в быту (стиральные, питьевые).

1

Комбинированный урок

Приготовление и рассказ о том, как приготовить мыльный раствор.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

13

2.9

Растворы в природе: минеральная и морская вода.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

14

2.10.

Три состояния воды.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы, организации индивидуальной работы.

15

2.11

Температура воды и ее измерение.

1

Комбинированный урок

Составление пересказа с опорой на слова, картинки, план.

Коррекция умения сравнивать, анализировать, делать выводы, организации индивидуальной работы.

16

2.12

Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей».

1

Урок - практикум

Практическая работа«Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей», развитие связной речи через составление рассказа-описания устройства термометра.

Коррекция умения выполнения практической работы, применять теоретический материал при выполнении практических заданий.

17

2.13

Круговорот воды в природе.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление схемы круговорота из предложенных фрагментов.

Коррекция навыков индивидуальной работы.

18

2.14

Значение воды в природе.

1

Комбинированный урок

Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточке, чтение текста.

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия.

19

2.15

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умения выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

3.ВОЗДУХ (15 часов)

20

3.1

Учет и использование свойств воздуха человеком.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

21

3.2

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Опыт «Упругость воздуха».

1

Урок - практикум

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Опыт«Упругость воздуха».

Коррекция навыков самостоятельной работы, работы с тетрадью, навыков письма и письменного изложения материала.

22

3.3

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы.

23

3.4

Теплопроводность воздуха.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков умения формировать правильное изложение материала. Закрепление навыков индивидуальной работы.

24

3.5

Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую».

1

Комбинированный урок

Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую».

Коррекция умения работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

25

3.6

Ветер.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Заполнение перфокарт.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

26

3.7

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам,

зарисовка схемы «Состав воздуха».

Коррекция умения работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

27

3.8

Кислород и его свойство поддерживать горение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

28

3.9

Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,заполнение таблицы

 «Значение кислорода».

Коррекция умения работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

29

3.10

Применение кислорода в медицине.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Коррекция связной устной речи.

30

3.11

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,заполнение таблицы, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта, умения работы с таблицами.

31

3.12

Применение углекислого газа при тушении пожаров.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

32

3.13

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

33

3.14

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,работа с рисунками и текстом учебника, составление рассказа по рисункам учебника, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыка составления рассказа по рисункам на основе зрительного восприятия.

34

3.15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Воздух».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Рассказ, беседа, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

4.Полезные ископаемые (20 часов)

35

4.1

Полезные ископаемые и их значение.

1

Урок изучения нового материала

Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

36

4.2

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

37

4.3

Известняки. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

38

4.4

Песок и глина. Внешний вид и свойства, добыча и использование.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

39

4.5

Горючие полезные ископаемые.

1

Комбинированный урок

Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

40

4.6

Торф, внешний вид и свойства.

1

Комбинированный урок

Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

41

4.7

Каменный уголь, внешний вид и свойства. Опыт «Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

1

Комбинированный урок

Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа. Опыт «Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

42

4.8

Нефть внешний вид и свойства.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,заполнение таблицы «Что получают из нефти».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Развивать умение заполнять схемы.

43

4.9

Природный газ, свойства и использование.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

44

4.10

Полезные ископаемые, используемые, для получения минеральных удобрений.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, зарисовка схемы «Растения, для хорошего урожая которых требуются калийные и фосфорные удобрения».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

45

4.11

Калийная соль, внешний вид и свойства.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

46

4.12

Фосфориты, внешний вид и свойства.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

47

4.13

Опыт «Определение растворимости калийной соли и фосфоритов».

1

Урок - практикум

Рассказ, беседа,

опыт «Определение растворимости калийной соли и фосфоритов», работа с тетрадью.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

48

4.14

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная руда, внешний вид и свойства.

1

Урок изучения нового материала

Рассказ, беседа,

работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

49

4.15

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы.Опыт «Определение некоторых свойств чёрных о цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

заполнение таблицы «Изделия из черных металлов», опыт «Определение некоторых свойств чёрных о цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

50

4.16

Цветные металлы. Медная руда, внешний вид и свойства.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика чёрных и цветных металлов».

Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта.

51

4.17

Алюминий. Внешний вид и свойства.

Практическая работа «Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов».

1

Урок - практикум

Практическая работа «Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов».

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради.

52

4.18

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди).

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа,

индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция практических навыков, умения переносить полученные теоретические знания на практику.

53

4.19

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, пути их решения.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, рисование плаката «Защита и восстановление природы»

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

54

4.20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые».

1

Урок обобщения и систематизации

Тестовые задания «Полезные ископаемые».

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

5.ПОЧВА (12 часов)

55

5.1

Почва – верхний и плодородный слой земли. Состав почвы.

1

Урок изучения нового материала

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке,

заполнение таблицы «Состав почвы».

Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта.

56

5.2

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыков практического применения знаний, умения делать выводы, правильного письменного изложения их в тетради

57

5.3

Минеральная и органическая часть почвы.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

58

5.4

Перегной – органическая часть почвы.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция зрительного восприятия, умения переносить образ объекта в тетрадь.

59

5.5

Основное свойство почвы – плодородие.

1

Комбинированный урок

Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке.

Коррекция умения наблюдать, делать вывод на основе увиденного, работать с учебником.

60

5.6

Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Практическая работа: «Различие песчаной и глинистой почв».

1

Комбинированный урок

Практическая работа: «Различие песчаной и глинистой почв».

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

61

5.7

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

62

5.8

Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения.

63

5.9

Значение почвы в народном хозяйстве.

1

Комбинированный урок

Рассказ, беседа, составление рассказа по плану.

Коррекция навыков практического применения полученных знаний.

64

5.10

Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

1

Комбинированный урок

Рассказ, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточкам.

Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умения выбирать правильный ответ по заданному шаблону.

65

5.11

Практическая работа

«Обработка почвы на школьном УОУ. Вскапывание и боронование лопатой и граблями».

1

Урок - практикум

Практическая работа

«Обработка почвы на школьном УОУ. Вскапывание и боронование лопатой и граблями».

Коррекция навыков практического применения полученных знаний.

66

5.12

Практическая работа

«Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы».

1

Урок - практикум

Практическая работа

«Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы».

Коррекция навыков практического применения полученных знаний.

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Неживая природа. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева.  Владос, 2012г

2. «Биология. Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт. – сост. И.В.Романов, Р.А.Петросова – М. Дрофа 2011.

3.Рабочая тетрадь. И. В. Романов, Р. А. Петросова Биология. Неживая природа. 6 класс -М: Дрофа,2012г.

Оборудование и приборы

1.Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3.Экран

Дидактический материал

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/

интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru

интернет портал завуч.инфо, http://www.zavuch.ru

Литература, рекомендованная для учащихся

1. «Биология. Неживая природа» для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт. – сост. И.В.Романов, Р.А.Петросова – М. Дрофа 2011.

2.Рабочая тетрадь. И. В. Романов, Р. А. Петросова Биология. Неживая природа. 6 класс -М: Дрофа,2012г.

Литература, использованная при подготовке программы

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Биология. Неживая природа. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях 8 вида

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. Учебник Н.Г.Галунчиковой...