Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету природоведение 6 класс
рабочая программа по природоведению (6 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  природоведение 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl.nadom_.priroda.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка по учебному предмету ««Природоведение» 6 класс 1 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащейся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/  Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Изучение природоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
  • формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
  • воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение уроков, на которых используется  форма работы: индивидуальная работа.  

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).

2. Общая характеристика учебного предмета

   Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.

  Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

-полисенсорности восприятия объектов;

-практическоговзаимодействия обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

- устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности в процессе решения проблемных ситуаций;

-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

-постепенного усложнения содержания предмета:

-расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.

  В процессе изучения природоведческого материала у обучающегося развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

   Программа по природоведению в 6 классе включает следующие разделы:

1.Введение

2.астительный мир Земли

3.Животный мир Земли

4.Человек

5. Обобщающий урок.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет является обязательной частью учебного плана. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 34 часа в год, т.е.1 час в неделю (34 учебных недели).

Iчетверть –                  

IIчетверть –                    

IIIчетверть –                        

IVчетверть –      

Год –                  

  1. Планируемые результаты освоения программы

  Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

   На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

   Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

-формирование интереса к изучению природоведения;

-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья. В программе 6 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.  Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень: 

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;
  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

  1. Планируемые результаты освоения программы

  Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Природоведение» для учащейся 6 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

   На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

   Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

-формирование интереса к изучению природоведения;

-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.

  5.   Содержание учебного предмета «Природоведение» в 6 классе.

        Введение

             Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу? Знакомство с учебником, тетрадью.

         Раздел 1. Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира, где в природе встречаются растения, какую пользу получает человек от растений. Среда обитания растений, растения сада, огорода, водоемов. Строение растений, части растения: корень, стебель, лист, цветок. Деревья кустарники, травы, чем отличаются травы от кустарников, однолетние и многолетние растения. Лиственные деревья: дикорастущие, культурные, листопад. Хвойные деревья, еловый лес, сосновый бор, тайга. Дикорастущие кустарники: орешник, дикорастущая малина, боярышник. Культурные кустарники: сирень, чубушник (жасмин), садовая малина, крыжовник, смородина, ежевика. Травы: дикорастущие (подорожник, ромашка), культурные (укроп, петрушка). Декоративные растения: розы, пионы, астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения: ромашка, шиповник, малина, календула. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция. Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений. Растительный мир разных районов Земли: климат холодный, умеренный, жаркий. Растения нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области (края): охрана растений, заповедники.

Практические работы

- Зарисовка деревьев, кустарников, трав.

- Выделение составных частей растений.

- Изготовление гербариев.

-Сезонные наблюдения за растениями.

-Зарисовка растений в разные времена года.

- Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.

- Уход за комнатными растениями.

- Составление букетов из сухоцветов.

- Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования.

Раздел 2. Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира, различие животных по размеру, месту обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания животных. Животные суши, водоёмов и воздуха. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые: части тела насекомого, роль насекомого в природе. Бабочки, стрекозы, жуки: строение тела, питание, какую пользу и вред приносят. Кузнечики, муравьи, пчелы: общественные насекомые, жизни и обитание в муравейнике. Рыбы: строение тела рыбы, как человек использует рыбу, чем отличаются морские рыбы от речных. Морские и речные рыбы: среда обитания, как появляются на свет в реке, а живут в море, хищные рыбы, охрана рыб. Земноводные: лягушки, жабы: среда обитания, охота лягушек на насекомых, чем жаба отличается от лягушки, почему лягушек и жаб называют земноводными. Пресмыкающиеся змеи, ящерицы, крокодилы: среда обитания, строение тела, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных. Птицы: среда обитания, строение тела, чем питаются, каких птиц называют перелетными, какую пользу приносят. Ласточки, скворцы, снегири, орлы: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Лебеди, журавли, чайки: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Птицы своего края: какие птицы живут в вашей местности, где живут, строят гнезда. Охрана птиц. Млекопитающие: среда обитания, внешний вид, питание. Млекопитающие суши: среда обитания, образ жизни животных. Млекопитающие морей и океанов: среда обитания, образ жизни животных. Домашние животные в городе и в деревне: каких животных называют домашние, животноводство. Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные: коровы. Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи. Внешний вид, чем питаются летом и зимой, содержание, польза человеку. Домашние птицы: куры, утки, индюки. В чем сходство по внешнему виду курицы и утки, чем отличаются, чем питаются, какую пользу приносят. Уход за животными в живом уголке или дома: как ухаживать и содержать животных. Аквариумные рыбки: чем декоративные рыбки отличаются от остальных рыб, уход. Канарейки, попугаи: внешний вид, уход. Морские свинки, хомяки, черепахи: образ жизни, ход. Домашние кошки: породы кошек, уход. Собаки: породы собак, уход. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Особенности образа жизни, питания животных. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Животные вашей местности. Красная книга области (края).

Практические работы.

-Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.

- Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).

- Изготовление кормушек, скворечников.

- Сезонные наблюдения за животными.

- Составление правил ухода за домашними животными.

- Составление рассказов о домашних животных.

Раздел 3. Человек.

Как устроен наш организм, строение человека, внутренние органы. Как работает наш организм, какие имеются органы и системы органов. Здоровый образ жизни человека, правила здорового образа жизни. Осанка, соблюдение правил осанки. Органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание: белки, жиры, углеводы, витамины, режим питания. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи: при царапинах, ушибах, ожогах. Профилактика простудных заболеваний: закаливание, переохлаждение, признаки простуды. Специализации врачей: врач – педиатр, терапевт, окулист, стоматолог, медицинская сестра. Медицинские учреждения вашего города: поликлиника, больница, диспансер. Телефон экстренной помощи: куда позвонить и вызвать врача, как объяснить, что беспокоит.

Обобщающий урок. Неживая природа.

Как называется планета, на которой мы живем? Что такое природа, какая бывает природа? Как солнце влияет на жизнь на Земле? Как называются оболочки Земли? Какой газ нужен людям и животным для дыхания? Что такое почва? Для чего нужны полезные ископаемые? Что такое глобус? В каких состояниях встречается вода в природе? Свойства воды. Какие водоемы называют искусственными, а какие – естественными? Какие меры принимает человек для охраны воды? Что относится к неживой природе? Как растения, животные и человек связаны с неживой природой.

    Обобщающий урок. Живая природа.

Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения? Растения, которые помогают бороться с болезнями. В какие группы можно объединить деревья? Растения сада и огорода. Какие растения занесены в Красную книгу? Где обитают животные? На какие группы делятся все животные? Какую роль играют насекомые в природе? Каких рыб называют морскими, а каких – пресноводными? Чем рыбы отличаются от других животных? Чем отличаются птицы от других животных? Почему животных называют млекопитающими? Каких животных называют дикими, а каких – домашними? Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен организм человека? Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового образа жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в медицинский кабинет школы.

Практические работы.

- Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

- Составление схем, зарисовка по контору частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.

- С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.

- Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.

- Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.

- Составление распорядка дня.

- Упражнение в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран – порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

Тематический план предмета «Природоведение» для 6 класса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Растительный мир Земли

9

3

Животный мир Земли

16

4

Человек

6

5

Обобщающий урок

2

Итого

34

6.Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

Основные виды

деятельности обучающихся

Материально-техническое обеспечение

Введение

1

1

Живая природа: растения, животные, человек

1

Повторение основных сведений из курса природоведения о живой природе (растения, животные, человек). В ходе беседы с учителем выявление признаков живого и взаимосвязи живой природы с неживой. Работа в парах с раздаточным материалом. Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками живой и неживой природы. Набор картинок с разными представителями живой природы для каждой пары учеников

Растительный мир

9

2

Разнообразие растительного мира на нашей планете.

Среда обитания растений.

1

Анализ наблюдений за разными представителями растительного мира, выявление их существенных признаков. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Выявление взаимосвязи между названиями группы растений и их применением: дикорастущие и культурные (овощные культуры, декоративные). Анализ иллюстраций растений разных сред обитания (лес, луг, поле, сад…). Высказывание и обоснование своих предположений: «Почему растения водоёмов не могу жить на лугу?»

 Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками растений разных природных зон и групп растений по назначению. Учебник

3

Строение растений

1

В ходе беседы с учителем выявление частей растений (корень, стебель, лист, цветок, плод). Рисование схемы строения растений. Нахождение на рисунках, фотографиях этих частей у разных растений. Установление функций частей растений и их взаимосвязи. Игра «Собери растение из его частей». Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями разных растений. Учебник. Карандаши. Картинки растений, разрезанные на части

4

Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы.  Лиственные деревья

1

В ходе беседы с учителем, используя картинки растений разделение их на 3 группы (деревья, кустарники, травы). Работа с текстом учебника – выявление существенных признаков каждой группы растений. Выявление лиственных деревьев, их отличительных особенностей.  Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных лиственных деревьях.  Работа со словарём.  Работа в парах с раздаточным материалом -распределение картинок растений на 3 группы.  Самооценка.

Слайды с картинками и фотографиями растений разных групп. Учебник, словарь. Карточки с картинками и фотографиями растений разных групп

5

Хвойные деревья. Дикорастущие кустарники  

1

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением хвойных деревьев, их отличие от лиственных. Формирование представления о вечнозелёных растениях, тайге. Работа с текстом учебника – значение хвойных деревьев. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных кустарниках с использованием текста учебника, их значение для природы и человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками и фотографиями хвойных и лиственных деревьев, тайги, лиственного и хвойного леса зимой, отдельных сосны, ели, лиственницы

6

Культурные кустарники.

Травы

1

Анализ иллюстраций с изображением кустарников.  Работа с учебником. Выявление закономерностей. Выявление культурных кустарников по назначению: декоративные и садовые, нахождение травянистых растений, и их отличия от деревьев и кустарников. Работа с учебником (описание внешнего вида, места произрастания, использование лекарственных растений). Выяснение правил сбора лекарственных растений.     Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных кустарников. Учебник. Слайды с декоративными и садовыми кустарниками для игры, слайды с фотографиями кустарников, описанных в тексте учебника (стр.23-26)

7

Декоративные растения.

Лекарственные растения

1

Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением растений. Нахождение декоративных растений, выявление причины отнесения их к определенной группе растений. Работа в парах. Работа с учебником.

Нахождение описания декоративных растений.

Анализ проблемных ситуаций.  «Узнай меня» - Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками и фотографиями разных растений, в том числе декоративных. Учебник. Слайды с фотографиями декоративных растений, описанных в учебнике (стр. 29-

8

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.  Растительный мир разных районов Земли

1

Слушание объяснения учителя. Узнавание комнатных растений на фотографии или картинке. Описание внешнего вида живого комнатного растения (из тех, о которых говорится в тексте учебника). Работа с учебником – значение комнатных растений, правила ухода за ними.  Знакомство с растениями разных зон в ходе работы с учебником. Выявление характерных особенностей растений разных климатов. Игра «Где мой дом?» (по внешнему виду определить в какой зоне произрастает растение) Работа с тетрадью - запись названий растений из учебника (стр. 36 -37).  Самооценка. Рефлексия

Комнатные растения, Слайды с картинками и фотографиями комнатных растений. Учебник. Тетрадь

9

Растения нашей страны

1

Слушание объяснений учителя (какие климатические зоны есть в России).  В ходе беседы с учителем выявление растений, которые произрастают в той или иной зоне России. Работа с учебником (растения тундры, леса, степи, пустыни. Где мало растений и почему?). Анализ проблемных ситуаций.  Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками и фотографиями тундры, леса, степи, пустыни. Слайды с картинками или фотографиями растений,  писанных в тексте учебника (стр. 39 – 44). Учебник

10

Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. Экскурсия в природу (лес, парк).  Красная книга России и Омской области

1

Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности.

Выявление климатической зоны в нашей местности, по растениям, произрастающим вокруг.  Формирование представления о Красной книге. Знакомство с растениями из Красной книги Омской области.

Работа в тетради (зарисовка дерева или кустарника). Составление отчета по плану. Анализ. Самооценка. Рефлексия.

Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных растений нашей местности. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы на экскурсии. Учебник. Тетрадь

Животный мир

16

11

Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.  Среда обитания животных.  Животные суши и водоёмов

1

В ходе беседы с учителем выявление отличия животных от растений (движение). Работая с учебником (стр. 49) выяснение способов движения животных. Используя текст учебника (С. 54-56) с помощью учителя выявляют, записывают в тетрадь группы животных с примерами.  В ходе беседы с учителем выявление разных сред обитания животных. Работа с учебником: знакомство с животными, обитающими в лесу, на лугу, в горах, в воде, в воздухе… Игра «Кто где живёт?». Работа со словарём. Самооценка

Видеоролики с разными животными в движении. Слайды с картинками и фотографиями животных из разных групп. Учебник. Тетрадь

12

Насекомые.  Бабочки, стрекозы, жуки.  Кузнечики, муравьи, пчелы

1

В ходе беседы с учителем выявление строения насекомых. С помощью учебника (с.57) рисование жука в тетради с указанием частей его тела, выявление особенностей внешнего вида и образа жизни бабочек, стрекоз, жуков. знакомство с жизненным циклом бабочки, значение насекомых.  составляют описание кузнечиков, муравьёв, пчёл по плану: Внешний вид, питание, выведение потомства, значение. Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблица «Строение жука». Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки для работы в парах.

13

Рыбы.  Морские и речные рыбы

1

   

В ходе беседы с учителем выявление строения рыбы и её характерных особенностей. С помощью учебника (с.66) рисование рыбы в тетради с указанием частей её тела. Используя учебник, знакомятся с образом жизни рыб, их значением. изучение представителей морских и речных рыб  Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями разных рыб, таблица «Строение рыбы». Учебник

14

Земноводные. Лягушки, жабы.  Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы

1

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями земноводных, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, знакомство с представителями пресмыкающихся, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями лягушек и жаб. Видеоролики об этих животных. Учебник. План рассказа о представителе земноводных на слайде

15

Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы

1

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц, среда их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. знакомство с ласточками, скворцами, снегирями, орлами (составление рассказа: внешний вид, место обитания, где строит гнездо питание, принадлежность к группе птиц).  Работа со словарём.. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями разных птиц, их гнёзд. Таблица «Строение тела птицы». Видеоролики с насекомоядными, зерноядными птицами, перелёт

16

Лебеди, журавли, чайки.  Птицы Омской области. Охрана птиц

1

В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц (лебеди, журавли, чайки). Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа в тетради о журавле, чайке или лебеде на выбор (задание 4 на стр. 85).  Составление рассказа об одной из птиц Омской области (зад. 7 стр.87) Знакомство с птицами Красной книги Омской области Самооценка. Рефлексия  

Слайды, фотографии, видеоролики с журавлями, чайками или лебедями

17

Млекопитающие

1

Повторение понятия млекопитающие их отличительные особенности. Работа в парах- разделение млекопитающих на группы по средам обитания и типам питания, используя учебник. В ходе беседы с учителем выясняют значение млекопитающих в природе и жизни человека.  Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями млекопитающих в природе и жизни человека. Учебник, тетрадь

18

Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов  

1

В ходе беседы с учителем знакомство с млекопитающими суши разных географических зон Земли, знакомство с млекопитающими морей и океанов, особенностями строения их тела, образом жизни.  Работа с учебником – знакомство с животными разных зон. Игра «Кто где живёт?» - назвать животное и где оно обитает. Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями разных млекопитающих разных климатических зон из числа тех, которые в учебнике.

19

Домашние животные в городе и деревне.  Сельскохозяйственные животные: лошади

1

В ходе беседы с учителем разделение млекопитающих на домашних и диких. Работа со словарём. Знакомство с представителями сельскохозяйственных животных, их значение для человека, знакомство с внешним видом, особенностями жизни и значением лошади.  Работа в парах по вопросам и заданиям стр. 98.  Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями домашних и диких животных. Учебник

20

Сельскохозяйственные животные: коровы.  Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы

1

В ходе беседы с учителем знакомство с животным: корова, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. знакомство с животными: свинья, коза, овца, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Выписывание из учебника в тетрадь что дают эти человеку животные. Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа о корове по вопросам 1-7 на стр. 103. Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями коров и телят разной породы. Видеоролики «Значение коровы для человека». Учебник

21

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

Уход за животными в живом уголке или дома

1

В ходе беседы с учителем знакомство с понятием домашняя птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Домашние птицы: куры, утки, индюки». В ходе беседы с. Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями домашних птиц: кур, уток, индюков разно породы. Учебник

22

Аквариумные рыбки.  Попугаи, канарейки.  Морские свинки, хомяки, черепахи

1

В ходе беседы с учителем знакомство с понятием аквариум, видами аквариумных рыбок, их особенностями, условиями содержания, значением. Работа с учебником - выписать в тетрадь название рыбок, которые можно разводить в аквариуме. Рисование аквариумных рыбок.  Смысловое чтение параграфа учебника по разделам «Попугаи, канарейки», «Морские свинки, хомяки ,черепахи» Самооценка. Рефлексия  

Видеоролик «Жизнь аквариума». Учебник. Тетрадь. Слайды с картинками и фотографиями аквариумных рыбок

23

Домашние кошки.  Собаки

1

В ходе беседы с учителем знакомство с породами длинношерстных и короткошёрстных кошек. Работа с учебником: как ухаживать за кошкой. знакомство с породами служебных и декоративных собак, их значение для человека.   Самостоятельная работа – составление рассказа «Моя кошка и я». Озвучивание рассказов.

Слайды с картинками ифотографиями разных пород длинношерстных и короткошёрстных кошек. Учебник

24

Животные холодных районов Земли.  Животные умеренного пояса

1

В ходе беседы с учителем знакомство с животными холодных районов Земли, и животными умеренного пояса, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником (зад. 5 стр. 124). Игра «Узнай меня!». Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями животных холодных районов Земли. Учебник

25

Животные жарких районов Земли.  Животный мир нашей страны

1

В ходе беседы с учителем знакомство с животными жарких районов Земли, их особенностями, образом жизни и др. Работа в парах: составить план рассказа о животных на выбор (лев, слон, жираф). Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями животных жарких районов Земли. Учебник

26

Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России.  Животные Омской области. Красная книга Омской области

1

В ходе беседы с учителем выяснение того, для чего нужно охранять животных. Работа со словарём. Знакомство с Красной книгой России. В беседе с учителем выявление значения животных для природы и человека, необходимости охранять животных. Знакомство с животными из Красной книги Омской области. Самостоятельная работа по вопросам стр. 138. Самооценка. Рефлексия  

Слайды с картинками и фотографиями редких и исчезающих животных из Красной книги России. Учебник

 Человек

6

27

Как устроен наш организм.  Как работает наш организм

1

В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как устроен организм человека. Работа с учебником – знакомство с частями тела и внутренними органами человека, знакомство с тем, как работают между собой все наши органы. (рисунок 224). Самооценка. Рефлексия

Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Учебник

28

Здоровый образ жизни человека.  Осанка.

1

В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения здорового образа жизни, выявление необходимости соблюдения правильной осанки.  Работа с учебником (страница 149) – знакомство с тем, что вести здоровый образ жизни это выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. Самооценка. Рефлексия

Видеоролик о правилах здорового образа жизни, о том, как необходимо заботиться о чистоте своего тела и жилища. Слайды с картинками о вредных привычках, которые разрушают здоровье.  Муляж скелета человека, таблица " Осанка человека", слайды

"Правила королевской осанки". Учебник

29

Органы чувств.  Правила гигиены и охрана органов чувств

1

В ходе беседы с учителем знакомство с органами чувств человека и их функциями, знакомство с правилами гигиены и охраны органов чувств человека. Самостоятельная работа с учебником: выписать в тетрадь названия органов чувств. Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками и таблицы органов чувств.

 Муляжи уха и глаза человека. Учебник

30

Здоровое Питание.  Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильного питания для сохранения здоровья,  знакомство с органами дыхания человека. Работа с учебником (рис.233, рис.234). Работа в паре: разгадывание кроссворда "Здоровое питание". Взаимопроверка, взаимооценка. Рефлексия

Слайды с картинками продуктов, которые содержат витамины. Видеоролик о правильном питании. Тетрадь, учебник

31

Оказание первой медицинской помощи.  Профилактика простудных заболеваний

1

В ходе беседы с учителем знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи при порезах, царапинах, ушибах, ожогах и обморожениях, выявление необходимости соблюдения профилактики простудных заболеваний. А также повышения иммунитета.  Самостоятельная работа в парах с учебником по вопросам 1-6 стр.168.  Игра «Доктор». Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками и видеоролик оказания первой медицинской помощи. Аптечка первой помощи. Тетрадь и учебник

32

Специализация врачей.  Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи.

1

В ходе беседы с учителем знакомство с врачами разных специальностей которые ведут приемы в поликлиниках,  знакомство с медицинскими учреждениям г. Омска (своей местности). Самостоятельная работа с учебником -выписать в тетрадь специальности врачей, которые работают в поликлиниках (стр.172-173). Самооценка. Рефлексия

Слайды с картинками, на которых изображены врачи различных специальностей. Тетрадь, учебник

Обобщение.

2

33

  Повторение и итоговый контроль по теме «Человек»

1

Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр. 186 – 187) самооценивание.  Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

        

Слайды с картинками и фотографиями по теме «Человек».  Тестовые задания (с выбором правильного ответа)

34

Обобщающий урок. Живая и неживая природа.

1

Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника «Для повторения» (стр.179 – 182) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.

        

Слайды с картинками и фотографиями по курсу «Неживая природа».  Тестовые задания (с выбором правильного ответа)

7.Описание методического и технического обеспечения образовательной деятельности

Список учебно-методической литературы:

Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.

Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016

Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

  1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
  2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
  3. «Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
  4. «500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
  5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
  6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
  7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
  8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
  9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

Интернет ресурсы и ЦОР

  1. ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
  2. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
  3. Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
  4. В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
  5. В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
  6. Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание  М, «Дрофа» 2008
  7. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
  8. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
  9. Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
  10. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.
  11. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.
  12. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps 
  2. Географические карты - http://www.planetolog.ru/ 
  3. Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
  4. География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
  5. История географии - http://traditio.ru/wiki/География 
  6. Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
  7. Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml 
  8. Путешествия и открытия - http://pyty.ru/ 

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

1.Глобус Земли

2. Модель «Планетная система»

3. Модель «Круговорот воды в природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по литературе в 7 "Б" классе на 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией  В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина...

Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой, 5-9 класс

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку В.В.Бабайцевой. Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по математике для 5б, 7,8а классов по физике для 9аб, 10,11 классов на 2014-2015 учебный год

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играюще...

Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо

Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...