Пояснительная записка для рабочей программы по Музыке для корр. классов VIII вида
рабочая программа на тему

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_korrr_poyasnit_zapiska.docx21.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     За основу рабочей программы по музыке взята программа для 1 – 4 классов учащихся коррекционной школы VIII вида под ред. доктора педагогических наук В. В. Воронковой, в которой музыка представлена разработками И. В. Евтушенко (М.: Просвещение, 2004) и программа для 5 – 9 классов учащихся коррекционной школы VIII вида под ред. доктора педагогических наук В. В. Воронковой, в которой музыка представлена разработками И. В. Евтушенко (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001).

В школьном учебном плане на изучение предмета «Музыка и пение» в  3, 5 классах отводится 34 часа (1 час в неделю), в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю). Для индивидуального обучения предмету «Музыка и пение» отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно – воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребёнка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выгодского, является отсутствие прямого подтверждения её воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психологических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребёнка, развивать высшие психические функции, к которым относится мышление, воля, мотивация.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

формировать музыкально-эстетический словарь;

совершенствовать певческие навыки;

развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

При применении музыкальных средств воздействия на детей, особенно на уроках музыки, решаются многие задачи психологической коррекции. У замкнутых детей формируются навыки общения. Возникают неформальные связи со сверстниками. Боязливые дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, смягчается проявление страхов. Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности. Наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Раздел «Пение» в 5 классе включает в произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – это основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определёнными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

 В разделе «Слушание музыки» важным аспектом является создание благоприятных условий для восприятия музыки, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, весёлой музыки танцевального характера. Выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или прослушивание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

После достижения готовности класса происходит главный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» в начальных классах включает в себя прослушивание и обсуждение 1 – 3 произведений. Наряду с известными, звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии тёплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1 – 3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» в начальных классах сводиться к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:

музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-клавишный инструмент);

техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватель для виниловых дисков);

 музыкально - дидактическими пособиями (аудио – записи, звучащие игрушки, нотная и методическая литература).

 Оценка по предмету «Пение и музыка» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально- слуховых представлений, практических умений и навыков, накоплений первичных знании о музыке. Поводом для отрицательной оценки не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых высказываний.

Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

- дети могут слушать произведение;

- беседовать о характере, особенностях формы произведения;

- пропевать главную тему произведения голосом;

- выполнять индивидуальные задания творческого характера – рисунки на       тему произведения, сочинять небольшие произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

 - исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;

 - включать её звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.

Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное прослушивание радио- и телепередач, прослушивание музыкальных сказок, аудиозаписей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребёнка оказывает музыка, предельно эмоционально напряжённая, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния. По внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно – развивающая направленность. Обязательным условием является учёт как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно – героические персонажи и ситуации, картины природы – это наиболее любимые детьми объекты, отражённые в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затруднённость воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико – фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего шкотного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазоне мелодии, удобный для её воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочинённой специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Обучение пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с проблемами, является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой, - средством коррекции различных вторичных отклонений. Обучая ребёнка с умственной отсталостью пению можно сгладить вторичные отклонения в развитии: недостатки развития речи, голосового аппарата, слухового внимания, памяти, воображения. У детей с умственной отсталостью нарушены ритмический, динамический компоненты музыкального слуха, а звуковысотный в большинстве случаев является сохранным, отмечается неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Дети не могут выделить главное в музыкальном произведении, дать самостоятельную вербальную характеристику, сопоставить образ окружающей действительности с музыкальным образом. Не всегда адекватны в своих эмоциональных реакциях на музыку, которую слушают. Занятия пением формируют естественное звукообразование, улучшают дикцию, развивают голос ребёнка, мелодический слух, интонационную выразительность. Всё это способствует коррекционной направленности пения: помогает развитию познавательной деятельности ребёнка, ритмическая и мелодическая основа песни содействует овладению самостоятельной фразовой речью, преодолению трудностей в художественно-речевой деятельности. Таким образом, на уроках музыки пению отводится доминирующая роль. Тематическое планирование составлено для 1 и 3 классов совместно, поскольку классы малокомплектные. Но в нём отражено количество часов и виды деятельности для каждого класса. Темы в тематическом планировании сформулированы на основе примерного материала для слушания и пения на уроках музыки, которые представлены в программе

И. В. Евтушенко.

Использование различных коррекционно-направленных приёмов, подготавливающих детей к слушанию музыки, таких, как предварительный рассказ, наблюдение, беседа, показ иллюстраций и др., даёт положительные результаты. Для слушания подобраны произведения, которые доступны детям с умственной отсталостью 2,3 классов. Намеренно не взяты из программы И. В. Евтушенко те произведения, которые могут быть не поняты данным контингентом детей с нарушениями в развитии (умственной отсталостью).

Таким образом, в процессе музыкального воспитания умственно отсталых школьников осуществляется коррекция отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, моторной сферах, а также обеспечивается регуляция поведения, формирование доброжелательного коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Пояснительная записка к рабочей программе по ОРКСЭ 4-5 класс

Пояснительная записка к программе по ОРКСЭ 4-5 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по немецкому языку для учащихся VII вида (ЗПР). 3 класс.

В пояснительной звписке выделены особенности детей с ЗПР и основные аспекты в работе с такими учащимися....

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...