Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
календарно-тематическое планирование по музыке по теме

Малова Жанетта Александровна

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение  музыки в 3 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Рабочая программа по музыке для 3-го класса  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (2004г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учётом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М.  Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».  (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. М. «Просвещение», 2007)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник  для учащихся 3 класса, М., Просвещение
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3)
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.

Изучение  музыки в 3 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  •  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

   Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Программа основана на обширном материале, охватывающем  различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека,

его душевное состояние.  

Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М. Просвещение, 2007 с. 1-27.

Календарно-тематическое планирование представлено с учётом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений» М. Просвещение, 2007 г.

Предмет «Музыка» рассчитан на 34 часа. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 26»,  на изучение курса «Музыка» во  2 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Из них 20% - резерв свободного учебного времени, который может использован  разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

^ Личностными результатами отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

 - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 - наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

 - наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

 - выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

 - позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

^ Регулятивные УУД:

 - умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)

 - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

^ Познавательные УУД:

 - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;

 - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

 -осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;

 - осуществление элементов синтеза как составление целого.

^ Коммуникативные УУД:

 - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

 - участие в музыкальной жизни класса, школы.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и   т.п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Обучающийся научится:

- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

 -проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

 -выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

 -эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

 -показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

 -знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

 -уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;

-умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;

-определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

 

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся .

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
  •  накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

В  результате изучения  предмета «Музыка», обучающие получат возможность использовать приобретённые знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • исполнение знакомых песен
  • участие в коллективном пении;
  • музыцирования  на элементарных музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
  • проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Содержание рабочей  программы  предмета «Музыка» 3 класс.

«Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 1.  Мелодия – душа музыки.

Урок 2.  Природа и музыка.

Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Урок 4.  Кантата «Александр Невский».

Урок 5. Опера «Иван Сусанин».

«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 6. Утро. Образы утренней природы в музыке

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Урок 8. Детские образы в музыке Мусоргского и Чайковского. «В детской». Игры и игрушки.

Урок 9. Образы вечерней природы. Обобщающий урок 1 четверти.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.

Урок 10. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

              Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Урок  11.  Древнейшая песнь материнства.  

Урок 12. Образ праздника в искусстве. Вербное Воскресение.

Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.

Урок 15. Певцы русской старины. Лель.

Урок 16. Музыка на Новогоднем празднике . Обобщающий урок.

 «В музыкальном театре» - 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 17. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Руслан и Людмила». Увертюра.

Урок 18. Опера  К. Глюк «Орфей и Эвридика».

Урок 19. Опера Римского-Корсакова  «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Урок 20.  Масленица – праздник русского народа.

Урок 21. Балет П.И.Чайковского  «Спящая красавица».

Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).

 «В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).

Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).

Урок 26.  Обобщающий урок 3 четверти.

Урок 27. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».

Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству.  Людвига ван Бетховена

Урок 29. Мир   Людвига ван Бетховена.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Урок 31. Мир композиторов Г. Свиридова, С. Прокофьева.

Урок 32. Особенности музыкального языка  разных композиторов.

Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Урок 34. Обобщающий урок.

Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития  учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:  

  В разделе  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):

- на изучение темы  «Настрою гусли на старинный лад.. (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале».  В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания.

В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов:

тема «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая  природа… В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа объединена с темой «Масленица – праздник русского народа»

Выделен 1 час для изучения темы «Балет «Спящая красавица». Две феи», за счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая  природа… В заповедном лесу» и темы «Масленица – праздник русского народа», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы.

         

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся  3 класса начальной школы в форме итоговых обобщающих занятий   в конце каждой четверти, (1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти).

Учебно-тематический план 3 класс

Разделы и темы

Кол-во час

В том числе:

Контрольные работы.

Россия-Родина моя.

5

1

Мелодия – душа музыки.

1

2

Природа и музыка.

1

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

5

Опера «Иван Сусанин».

1

День, полный событий.

4

6

Образы утренней природы  в музыке

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8

Детские  образы в музыке Мусоргского и Чайковского

1

9

Образы вечерней природы

«О России петь – что стремиться в храм».

4

10

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

1

11

Древнейшая песнь материнства.  

1

12

Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

1

13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

Настрою гусли на старинный лад… (былины).

Былина о Садко и Морском царе

1

15

Певцы русской старины. Лель.

1

16

Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок.

1

1

В музыкальном театре.

6

17

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила». Увертюра.

1

18

Опера  К. Глюка «Орфей и Эвридика».

1

19

Опера  Римского-Корсакова «Снегурочка».

Волшебное дитя природы.

1

20

Масленица – праздник русского народа.

1

21

Балет П.И. Чайковского  «Спящая красавица».

1

22

В современных ритмах (мюзикл).

1

В концертном зале.

7

23

Музыкальное состязание (концерт).

1

24

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

25

Музыкальные инструменты (скрипка).

1

26

Обобщающий урок 3 четверти.

1

27

Сюита  Э.Грига «Пер Гюнт».

1

28

«Героическая». Призыв к мужеству.  Л. ван. Бетховена.

1

29

Мир  Людвига  ван Бетховена.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

30

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1

31

 Мир  композиторов Г.Свиридов, С.  Прокофьев.

1

32

Особенности музыкального языка  разных композиторов

1

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

34

Обобщающий урок.

1

1

итого

34

2

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

  торные

 и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экскурсии

I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”  

5 ч.

II.

Тема №2. “День, полный событий” 

4 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

4 ч.

IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3 ч.

1ч.

Тестирование

V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.

 

VI.

Тема №6. “В концертном зале”

7 ч.

1 ч.

Обобщающий урок по теме

VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5 ч.

1ч.

Тестирование

Итого

34 ч.

4 ч.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

Список научно-методической литературы.

  1.  Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  2. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  3. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  4. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  5. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  7. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  9. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  10. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  11. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  12. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  13. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  14. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4.  «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  5. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  6. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  7. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  8. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  9. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  10. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
  11. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
  12. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  14. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  15. Песенные сборники.
  16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  17. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  18. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского 1-8 классы.         Москва  «Просвещение»2007г.
  19. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» Начальные классы. 1 - 4 классы.      Москва «Просвещение»   2007 г.
  20. В.В.Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Музыка» Программы для        общеобразовательных учреждений 1-4 классы.   Москва «Дрофа» 2006г.
  21. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы Москва «Просвещение» 2002 г.
  22. Краткий биографический словарь композиторов Ю. Вайнкоп, И. Гусин.
  23. Музыкальный энциклопедический словарь.
  24. 3анимательное чтение с картинками и фантазиями от «А» до «Я».

      Э.   Финкельштейн

40.Поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского

                                                    Издательско-торговый дом «Корифей»  2008г.

41.«Музыка». Тематические беседы. Театрализованные концерты.
Музыкальная игротека 1 - 7 классы.     Издательство «Учитель»        2008 г.