Главные вкладки

    Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
    рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

    Белова Алла Владимировна

    Содержание адаптированной рабочей программы

     

    I.  Целевой раздел

        1. Пояснительная записка

          - психолого-педагогическая характеристика класса

        2. Планируемые результаты освоения программы

         - общая характеристика предмета, цели и задачи обучения географии, а также особенности построения курса

            - требования к уровню подготовки

                 3.  Система оценки достижений

            -  Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

            

     

    II.    Содержательный раздел

    1.      Методические рекомендации по реализации программы

    2.      Основные направления коррекционной работы при изучении курса музыки

    3.      Тематическое планирование

     

    III. Организационный раздел

    1.    Организационно-педагогические условия реализации АОП по музыке

    2.      Система специальных условий реализации.

    При обучении детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР) музыке  ставятся те же задачи, что и в общеобразовательном классе. 

    Однако особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.

    Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе. Применение на уроках музыки коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:  повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания; 

          повышения уровня развития логического мышления; развитие наглядно-образного и логического мышления.

      развитие речи, развитие приемов учебной деятельности, развитие личностно- мотивационной сферы, развитие восприятия и       ориентировки в пространстве.

    В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

     

     

    В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:

                Образовательно-коррекционные:

                1.  Формирование правильного понимания и отношения к веществам.

                2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

                3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

                Воспитательно-коррекционные:

                1.  Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

                2.  Формирование здорового образа жизни.

                3.  Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

                4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

                Коррекционно-развивающие:

                1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

                2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

                3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках музыки.

                4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

                5. Повышение уровня развития наглядно-образного и  логического мышления.

                6. Развитие приёмов учебной деятельности.       

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

    Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА                                                                                                                          

    «Рассмотрено»

    на заседании МО учителей

    классов КРО

    от «»   г.

    Руководитель МО:

    «Согласовано»

    на заседании методсовета №

    от «»  г.

    Руководитель методсовета:

    «Утверждено»

    Приказ №

    от «» г.

    Директор школы:

    Адаптированная  общеобразовательная

    рабочая программа

    по музыке

    на 2017-2018 учебный год

    Ф.И.О. учителя: Белова А.В.

    Класс 6 ?

    количество часов в год – 35

    количество часов в неделю – 1

    Содержание адаптированной рабочей программы

    1. Целевой раздел

        1. Пояснительная записка

          - психолого-педагогическая характеристика класса

        2. Планируемые результаты освоения программы

         - общая характеристика предмета, цели и задачи обучения географии, а также особенности построения курса

            - требования к уровню подготовки

                 3.  Система оценки достижений

            -  Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

             

    1. Содержательный раздел

    1. Методические рекомендации по реализации программы

    2. Основные направления коррекционной работы при изучении курса музыки

    3. Тематическое планирование

    1. Организационный раздел
    1. Организационно-педагогические условия реализации АОП по музыке
    2. Система специальных условий реализации.

    1. Целевой раздел.
    1. Пояснительная записка

    Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 6 ? класса составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

    • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
    • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
    • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
    • Федеральным межведомственным комплексным планом по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 13.02.2015 года).
    • Порядоком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 в ред. от 28.05.2014 № 598).
    • Письмом Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (методические рекомендации для детей с умственной отсталостью).
    • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).
    • Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
    • Письмом Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
    • Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082).
    • Федеральным переченем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год .
    • Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
    • Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
    • Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2013 г №281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
    • Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.02.2015 г. №107 «Об утверждении порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого-медико педагогическими комиссиями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
    • Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО- Югры от 04.05.2016 г. «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,  развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры».
    • Инструктивно-методическим письмом ДОИМП ХМАО-ЮГРЫ  № 8193 от 10  августа  2015 г «О формировании учебных планов образоватеьными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные  образовательные программы общего образования».
    • Приказом ДОИМП ХМАО-ЮГРЫ  №1087 от 13 августа 2015 года «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
    • Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ №2 (утв. приказ №113  от 16.04.2016).
    • Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего и основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ №2 (утв. приказ № 235  от 04.09.2014).
    • Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ №2 в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 7.1) (утв. приказ №    113  от 16.04.2016).
    • Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ № 2 (приказ № 235 от 04.09.2014).
    • Положением о дистанционном обучении детей в МБОУ СОШ №2 (приказ №260 от 16.09.2013).
    • Положением о разработке и реализации индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 167  от  05.05.2016).
    • Положением о порядке организации индивидуального обучения, обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов в МБОУ СОШ №2 (приказ №167 от 05.05.2016).
    • Положением об организации обучении детей с ОВЗ в специальных классах для детей с ЗПР (приказ № 167  от  05.05.2016).
    • Положением об организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ СОШ №2 (приказ № 167  от  05.05.2016).
    • Положением о логопедическом пункте МБОУ СОШ №2 (приказ № 167  от  05.05.2016).
    • Положением об адаптированной  рабочей  программе по учебному предмету для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (приказ № 167  от  05.05.2016).
    • Программой «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2014г
    • Учебником для ОУ "Музыка 6 класс». Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2015г.
    • Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год.  

    Психолого-педагогическая характеристика 6 ? класса

    В 6 ? классе ?? учащихся, из них ? мальчиков и ? девочки. Средний возраст учащихся 12 – 13 лет.  6 ? класс –класс коррекционно – развивающего обучения детей с задержкой психического развития ( VII). Обучающиеся с таким развитием имеют небольшие отклонения в умственном (интеллектуальном развитии) и эмоционально – личностном развитии, у кого-то из детей бывает смешанная несформированность данных функций, поэтому к детям нужен особый интеллектуальный подход в обучении.

    В основном, у всех детей удовлетворительная успеваемость. 

    Отставание  детей в 6 ? классе проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям  усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. Паузы, постоянное поддержание интереса, похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации. Несколько обучающихся учатся с удовольствием. Научились практически применять полученные учебные навыки и умения Они являются лидерами учебного процесса. Для детей 6 ? касса характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи. Многие обучающиеся могут не выполнить домашнее задание, поэтому следует задавать его « дозированно», и на  изученную тему.

    1. Планируемые результаты освоения программы

    Общая характеристика предмета, цели и задачи обучения музыки, а также особенности построения курса

    Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.

    При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

    Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

    Цели:

    • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
    • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
    • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).

    Задачи:

    • формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
    • развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;
    • формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 
    • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
    • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
    • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

    При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) музыке  ставятся те же задачи, что и в общеобразовательном классе.  

    Однако особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.

    Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе. Применение на уроках музыки коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:  повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;  

          повышения уровня развития логического мышления; развитие наглядно-образного и логического мышления.

      развитие речи, развитие приемов учебной деятельности, развитие личностно- мотивационной сферы, развитие восприятия и       ориентировки в пространстве.

    В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

    В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:

            Образовательно-коррекционные:

            1.  Формирование правильного понимания и отношения к веществам.

            2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

            3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

            Воспитательно-коррекционные:

            1.  Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

            2.  Формирование здорового образа жизни.

            3.  Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

            4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

            Коррекционно-развивающие:

            1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

            2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

            3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках музыки.

            4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

            5. Повышение уровня развития наглядно-образного и  логического мышления.

            6. Развитие приёмов учебной деятельности.         

    Требования к уровню подготовки

    В результате изучения данного предмета в 6 ? классе обучающийся с ЗПР должен знать:

    Личностные результаты:

    • ценностно – ориентационная сфера:

    - формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

    - становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;

    • трудовая сфера:

    - формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

    • познавательная сфера:

    - формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    • Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
    • Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
    • Осуществить действия по реализации плана.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
    • Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.
    • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
    • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
    • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

    Познавательные УУД:

    • Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
    • Выполнять универсальные логические действия:

    - выполнять анализ (выделение признаков),

    - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

    - выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

    - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

    - выстраивать логическую цепь рассуждений,

    - относить объекты к известным понятиям.

    • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
    • Использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.
    • Составлять простой и сложный план текста.
    • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

    Коммуникативные УУД:

    • Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
    • Учиться критично относиться к собственному мнению.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

    – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

    • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
    • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
    • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

    Предметные результаты:

    • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
    • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
    • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
    • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
    • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
    • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
    • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
    • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
    • совершенствовать умения и навыки самообразования.

    Выпускник 6 класса научится:

    • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
    • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
    • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

    воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

    3.        Система оценки достижений

    Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. В вышеуказанных документах рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование  учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.

    Слушание музыки

    На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

    Учитывается:

    степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

    самостоятельность в разборе музыкального произведения;

    умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

    Критерии оценки:

    Отметка «5»

    Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный;

    Отметка «4»

    Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя;

    Отметка «3»

    Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя;

    Отметка «2»

    Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

    Хоровое пение.

    Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

    Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

    Критерии оценки:

    Отметка «5»

    Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение;

    Отметка «4»

    Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное;

    Отметка «3»

    Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное;

    Отметка «2»

    Исполнение неуверенное, фальшивое.

    Музыкальная терминология

    Критерии оценки:

    Отметка «5»

    Твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике.

    Отметка «4»

    Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике.

    Отметка «3»

    Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике.

    Отметка «2»

    Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.

    Отметка «1»

    Отказ от ответа.

    Критерии оценивания устного ответа:

    Отметка «5»

    Учащиеся правильно излагают изученный материал;

    Анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры;

    Выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль;

    Знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

    Отметка «4»

    Учащиеся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

    Отметка «3»

    Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом;

    Допускает неточности в изложении изученного материала.

    Отметка «2»

    Учащийся допускает грубые ошибки в ответе

    Не справляется с поставленной целью урока.

    Музыкальная викторина

    Критерии оценки:

    Отметка «5»

    Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно;

    Отметка «4»

    Два музыкальных произведения отгаданы не верно;

    Отметка «3»

    Четыре музыкальных номера не отгаданы;

    Отметка «2»

    Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.

    Оценка тестовой работы.

    Отметка «5»

    При выполнении 100-90% объёма работы

    Отметка «4»

    При выполнении 89 - 76% объёма работы

    Отметка «3»

    При выполнении 75 - 50% объёма работы

    Отметка «2»

    При выполнении 49 - 0 % объёма работы

    Оценка реферата.

    Отметка «5»

    Работа содержательна, логична, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по теме.

    Показано умение анализировать различные источники, извлекать из них информацию.

    Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать ей критическую оценку.

    Работа демонстрирует индивидуальность стиля автора.

    Работа оформлена в соответствии с планом, требованиями к реферату, грамотно.

    Отметка «4»

    Работа содержательна, изложение материала аргументировано, сделаны общие выводы по выбранной теме, но изложение недостаточно систематизировано и последовательно.

    Показано умение анализировать различные источники информации, но работа содержит отдельные неточности.

    Показано умение систематизировать и обобщать информацию, давать
    ей критическую оценку.

    Работа оформлена в соответствии с планом, но не соблюдены все
    требования по оформлению реферата (неправильно сделаны ссылки, ошибки в списке библиографии).

    Отметка «3»

    Тема реферата раскрыта поверхностно.

    Изложение материала непоследовательно.

    Слабая аргументация выдвинутых тезисов.

    Не соблюдены требования к оформлению реферата (отсутствуют сноски, допущены ошибки, библиография представлена слабо).

    Отметка «2»

    Тема реферата не раскрыта.

    Работа оформлена с грубыми нарушениями требований к реферату.

    Оценка проектной работы.

    Отметка «5»

    Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

    Соблюдена технология исполнения проекта.

    Проявлены творчество, инициатива.

    Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

    Отметка «4»

    1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

    2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

    3. Проявлено творчество.

    4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

    Отметка «3»

    1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

    2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

    3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

    Отметка «2»

    1. Проект не выполнен или не завершен.

    Требования к ведению тетради

    В тетрадь записываются:

    1. Темы уроков.

    2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях.

    3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.

    4. Названия и авторы разучиваемых песен.

    5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

    6. Музыкальные впечатления.

    7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)

    8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год.

    Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

    Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить.

    Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

    Оценка выставляется за:

    1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность.

    2. Ведение словаря

    3. Выполненное домашнее задание.

    4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».

    Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

    Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.

    Виды контроля:

    вводный, текущий, итоговый;

    - фронтальный, комбинированный, устный.

    Формы (приемы) контроля:

    -        самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,уроки-концерты.


    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    ФОРМЫ

     КОНТРОЛЯ

     УРОВНЯ

    ОБУЧЕННОСТИ

    Музыкальная викторина

    Музыкальная викторина

    Блиц-опрос.

    Музыкальная викторина

    -

    Блиц-опрос.

    Музыкальная викторина

    -

    Музыкальная викторина

    Тест.

    Тест.

    Проект

    1. Содержательный раздел

    При подготовке к урокам необходимо предусмотреть формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся.

    В основу АОП по музыке  для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

    Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

    Основным средством реализации деятельностного подхода  является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

             Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

    • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
    • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
    • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
    •  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

    При реализации программы используются следующие формы обучения:

    • урок-коммуникация,
    • урок-практикум,
    • урок-игра,
    • урок развития речи и т.д.

    Методы обучения:

    • словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
    • наглядные (наблюдение, демонстрация);
    • репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем);
    • частично-поисковый (подбор материала);
    • практические – упражнения;
    • методы изложения новых знаний;      
    • методы повторения, закрепления знаний;    
    • методы применения знаний;
    • методы контроля.

            Обучение по данной программе ведётся с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой; здоровьесберегающих технологий; теории содержательного обобщения В.В. Давыдова; теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова; педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

            

    1. Методические рекомендации по реализации программы

    Система работы с учащимися с ЗПР направлена на формирование общих способностей детей к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

            Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.

            Усвоение учебного материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки обучающихся.

    Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст»; интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

    Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

    Основными видами практической деятельности на уроке являются:

    Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной  классики (фрагментарно и полностью).Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала  могут привлекаться  литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание  музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

    Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

    Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе  работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

    Музицирование на музыкальных инструментах (в том числе и на электронных). Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном  музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

    Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

    Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев

    Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки. Современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий).

    Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться  литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание  музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.

    В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе  работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.

    Виды коррекционно-развивающих упражнений:

    • Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Ритмическим рисунком и одновременным показом звуковысотности путем имитации кистью рук нотного стана и расположения на нем нот мелодии распевки.
    • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания – реализуется в процессе разучивания музыкального репертуара по нотам и текстам песен; развитие зрительной памяти и внимания и формирование обобщенных представлений о свойствах предметов – осуществляется в ходе знакомства учащихся с видами оркестров и их инструментами, а успешность данной коррекционно-развивающей работы оценивается с помощью дидактических игр «Угадай на чем играю», «Какой инструмент лишний» - в младших классах, «Поле чудес» и «Кросссворд», «Музыкальные загадки» в средних классах. 
    • Развитие слухового внимания, памяти и формирование звукового анализа учащихся происходит на этапе урока слушание (анализируется характер сопровождения и манера исполнения).
    • Дидактическая игра «Ритмическое эхо» со словами и без слов с учетом индивидуальных возможностей учащегося).
    • Развитие основных мыслительных операций: развитие навыков группировки и классификации (реализуется, например, при изучении инструментов оркестра (симфонического, народного, духового), при обобщении конкретных музыкальных произведений из репертуара в жанры музыки, классификация композиторов по стране проживания.
    • Развитие различных видов мышления. Так, наглядно-образное мышление развивается при передаче настроения и характера музыки в рисунке.
    • Словесно-логическое мышление развивается, например, в ходе дидактических игр «Слово с нотой», «Ритм и слово» (на заданный ритмический рисунок учащиеся подбирают слова) и игре «Наоборот» (учащиеся должны подобрать антонимы).
    • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферыосуществляется в процессе пения по ролям, работой над выразительным, эмоциональным исполнением музыкальных произведений, драматизации).
    • Развитие речи происходит на протяжении всех этапов урока: распевание и пении (при разучивании текстов), устный анализ слушания.
    • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря происходит во время знакомства с музыкальным творчеством разных народов мира, с разнообразием музыкальных инструментов, биографиями композиторов.
    • Результат данной работы оценивается при составлении и разгадывании кроссвордов, при разгадывании музыкальных загадок, при использовании традиционных метолов контроля знаний (устный и письменный опрос). Обогащение словаря школьников происходит при разучивании текстов песен, названий музыкальных произведений и инструментов. Так же проводится индивидуальная работа.

    Коррекционно-развивающие упражнения направлены на:  

    • повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

    • повышения уровня развития логического мышления;

    • развитие наглядно-образного и логического мышления;

    • развитие речи;

    • развитие приёмов учебной деятельности;

    • развитие личностно-мотивационной сферы;

    • развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

            В процессе применения на уроках музыки коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы учащегося с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

    1. Основные направления коррекционной работы при изучении предмета Музыка в  6 Г классе

    •        формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

    •        развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

    •        формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

    •        воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

    •        расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

    •        овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

    1.  Психолого-педагогическое обеспечение.

    - Обеспечение условий в соответствии с рекомендациями ПМПК:

    -  использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,    ориентированных на особые образовательные потребности детей;

    -  дифференцированное индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;

    -  комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

    Обеспечение психолого-педагогических условий:

    -  коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

    -  учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;

    -  соблюдение комфортного  психоэмоционального режима;

    -  использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.

    Обеспечение здоровье сберегающих условий:

    -  оздоровительный и охранительный режим;

    -  укрепление физического и психического здоровья;

    -  профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

    -  соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

    Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий

    2.  Программно-методическое обеспечение.

    Использование в процессе деятельности:

    -  коррекционно - развивающих программ;

    -  диагностического и коррекционно-развивающего инструментария в условиях массовой школы

    3.  Кадровое обеспечение:

    - осуществление коррекционной работы специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

    - привлечение логопеда, социального педагога,  психолога,  медицинских работников.

    -  обеспечение на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    4.  Материально  -техническое обеспечение:

    - создание надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения:

    -  оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и    лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

    5.  Информационное обеспечение:

    - создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в  передвижении, с использованием

    современных информационно-коммуникационных технологий.

    - создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных

    представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий.

    1. Тематическое планирование

    Раздел (модуль)

    Примерное количество часов

    I.

    Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

    17

    1.

    Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

    7

    2.

    Образы песен зарубежных композиторов.

    2

    3.

    Образы русской народной и духовной музыки.

    4

    4.

    Образы духовной музыки Западной Европы.

    3

    5.

    Авторская песня: прошлое и настоящее.

    Джаз – искусство XX века.

    1

    II.

    Мир образов камерной и симфонической музыки.

    18

    1.

    Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

    5

    2.

    Образы симфонической музыки.

    2

    3.

    Симфоническое развитие музыкальных образов.

    2

    4.

    Программная увертюра.

    4

    5.

    Мир музыкального театра.

    3

    6.

    Образы киномузыки.

    2

    Резерв:

    1

    Итого:

    35

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    темы

    Дата

    Тема урока

    Кол-во часов

    Планируемые результаты

    Календ.

    Фактич.

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

    1.

    1.09

    Удивительный мир музыкальных образов.

    1

    Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    Иметь обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

    Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание

    Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;

    Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов

    Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

    Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

    2.

    8.09

    Образы романсов и песен русских композиторов

    1

    Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов

    3.

    15.09

    Два музыкальных посвящения

    1

    Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

    - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

    4.

    22.09

    Портрет в музыке и живописи. Проект

    1

    Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

    5.

    29.09

    «Уноси моё сердце в звенящую даль»

    1

    Совершенствование художественного вкуса.

    Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

    Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

    Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных.

    Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

    Определение музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.

    Умение наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

    Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

    Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

    Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

    Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;

    Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

    6.

    6.10

    Музыкальный образ и мастерство исполнителя

    1

    Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

    7.

    13.10

    Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов

    1

    Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

    8.

    20.10

    Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

    1

    Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

    Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

    Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

    Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;

    9.

    27.10

    Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

    1

    Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

    Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

    Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

    Наблюдать за развитием музыкальных образов.

    Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций

    Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

    Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

    Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;  расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.

    Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

    Приобретение навыков работы с сервисами Интернета

    Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;

    Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ

    Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

    Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

    Наблюдать за развитием музыкальных образов.

    Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

    Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;

    Уметь называть народные музыкальные инструменты.

    Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

    Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

    Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

    Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

    Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;

    Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

    10.

    10.11

    Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

    1

    Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

    Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

    11-12

    Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

    «Фрески Софии Киевской»

    2

    13

    «Перезвоны». Молитва.

    1

    14-15

    Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

    Полифония. Фуга. Хорал.

    2

    Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

    16

    Образы скорби и печали «Фортуна правит миром»

    1

    Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

    Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира

    17

    Авторская песня: прошлое и настоящее

    Джаз – искусство 20 века.

    Проект Джаз – искусство 20 века. Защита проекта..

    1

    Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

    Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.

    Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран.

    Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч)

    18

    Мир образов камерной и симфонической музыки Вечные темы искусства и жизни

    1

    Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

    Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.

    Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

    Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;

    Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;

    Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.

    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

    Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

    Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

    Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

    Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

    19

    Образ камерной музыки

    1

    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

    20

    Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

    1

    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;

    Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

    Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

    Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

    Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

    Осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор.Уметь:  определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

    21

    Ночной пейзаж.

    Ноктюрн.

    Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.

    1

    Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого Знать понятие ноктюрн.

    Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

    -выявлять средства художественной выразительности.

    21

    Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

    1

    Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;

    Развитие умений речевого высказывания,

    22

    6.04

    Космический пейзаж.

    Быть может вся природа – мозаика цветов. Картинная галерея.

    1

    Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;

    Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.

    23

    Образы симфонической музыки. «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Вальс. Романс.

    1

    Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;

    24

    «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Пастораль. Военный марш.

    1

    Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им

    25

    Симфоническое развитие музыкальных образов. В печали весел, а в веселье печален».

    1

    Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

    Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

    Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

    Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

    26

    Связь времён.

    1

    27-

    28

    Программная увертюра.

    Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»

    2

    Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;

    развитие патриотических чувств учащихся.

    Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

    Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

    Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

    Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт.

    29-

    Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» Дуэт. Лирические образы.

    2

    Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме;

    Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

    Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

    30

    Сонатная форма. Контраст образов.

    31

    Мир музыкального театра. Образ – портрет. Массовые сцены.

    3

    Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;

    развитие патриотических чувств учащихся.

    Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;

    Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

    Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

    32

    Контраст тем. Форма. Сходство и различие.

    33

    Музыкальный язык. Контраст образов. Ария. Хор.

    34-35

    Образы киномузыки.

    Вокальная музыка.

    Инструментальная музыка.

    2

    Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

    взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.

    Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

    Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

    Информационно-методическое обеспечение

    1. Основная часть

    Автор

    Название

    Издательство

    Год издания

    1

    Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

    Программа «Музыка 5- 7 классы»

    Москва «Просвещение»

    2014

    2

    Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

    Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Музыка»

    Москва «Просвещение»

    2015

    3.

    Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

    Пособие для учителя «Уроки музыки» 6 класс

    Москва «Просвещение»

    2014

    4.

    Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

    Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 6 класс

    Москва «Просвещение

    2014

    5.

    Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

    Фонохрестоматия «Музыка» 6 класс

    Москва «Просвещение

    2014

    1. Дополнительная часть

    Автор

    Название

    Издательство

    Год издания

    1.

    Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

    Творческая тетрадь «Музыка» 6 класс

    Москва «Просвещение»

    2014

    MULTIMEDIA – поддержка предмета

    1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

    2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

    3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

    4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

    5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

    6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

    7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

    8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

    9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

    10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

    11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

    12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

    13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

    14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

    Список научно-методической литературы.

    «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

    Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

    Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2005г.

    Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 2004г.

    Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2005г.

    Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2007г.

    Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 2006г.

    Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 2008г.

    23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

    Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2006г.

    Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 2006г.

     «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2007г.

    «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

    «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

    Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

    Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

    Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

    Песенные сборники.

    Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

    Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

    V. Организационный раздел

    1. Организационно-педагогические условия реализации АОП

    Требования к тетрадям

    В тетрадях должны быть грамотно оформлены все записи, писать разборчивым почерком. Предполагаются тетради на печатной основе.

            

            Домашнее задание

            Объём домашнего задания не должен превышать норм СанПиН. Закрепление пройденного материала или опережающее или дифференцированное. 

    1. Система специальных условий реализации

    Современные подходы к преподаванию музыки предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-музыканта:

    – организация проектной – музыкально-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

    – использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

    – формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области музыкального искусства.

    Оснащение учебного помещения определённым оборудованием должно способствовать:

    · развитию индивидуальности учеников, где каждый должен найти занятие, которое раскрывает его потенциал;

    · формированию практических навыков работы с музыкальными инструментами и разнообразными источниками информации;

    · саморазвитию и адекватному определению собственного потенциала;

    · развитию коммуникативных навыков учеников;

    · воспитанию высокоинтеллектуальных и многогранных личностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.Г.Апальков, Ю.Е.Ваулина, О.Е.Подоляко,9 класс

    Учебно-методический комплект обеспечивает необходимый уровень языковой подготовки учащихся в соответствии с  требованиями действующих образовательных программ и государственного образовательного ...

    Рабочая программа по предмету "Музыка ", составлена на основе авторской программы «Музыка 5-7 класс» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

    В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...