Открытый урок по музыке в 1-м классе по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. "Музыкальная азбука".
методическая разработка по музыке по теме

Щербакова Наталия Александровна

На этом уроке учащиеся 1-го класса смогуть проникнуть в удивительный мир музыкальных звуков и смогут проникнуть в тайны музыкальной грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_muzykalnaya_azbuka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок музыки в 1-м классе.

                                                                  Учитель музыки:  Щербакова Н.А.

Тема урока «Музыкальная азбука».

Цель:

    Дать первичные представления о нотной грамоте.

Задачи:

Воспитательная:

  • формирование эмоционального отношения к музыке,
  • понимание музыки,
  • развитие  культуры речи,
  • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров;  
  • воспитание дисциплинированности;

Образовательная:

  • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация.
  • Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
  • познакомить учащихся с нотной записью;
  • проконтролировать уровень усвоения материала по теме:   «Музыкальная грамота».

Развивающая:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Оборудование: 

  • ТАВСО;
  • музыкальный инструмент: свирель;

Методы обучения, используемые на уроке:

Музыкальные:

метод эмоциональной драматургии,
метод наблюдения за музыкой,
метод сопереживания,
методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
размышления о музыке,
метод моделирования художественно-творческого процесса.

Общепедагогические:

по источнику знаний -   практический, наглядно-слуховой, словесный.
по характеру познавательной деятельности -  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.
по дидактическим целям -  методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Ход урока:

Орг. момент:

 Вход под музыку П.И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»               / фортепиано/ -  разминка – эмоциональный настрой на урок – приветствие.

Учитель: Кто вспомнил музыкальное произведение, под которое мы настраива-лись на работу? Какая была музыка по характеру?

Ученики:  «Апрель» из альбома « Времена года» П.И. Чайковского.

Учитель: Не случайно наш урок начался именно с этого произведения. Нам природа подарила еще один весенний месяц – АПРЕЛЬ. И сегодня, в этот апрельский денёк, мы продолжим листать книгу под названием «Музыка».

Ох, сколько страниц мы уже перелистали в этой книге: - познакомились с композитором, музыкантом , слушателем.

Ученики:  краткие рассказы о композиторе – музыканте – слушателе.

Учитель: познакомились с музыкальными инструментами. Кто напомнит, с какими?

Ученики:  ответы детей.

Учитель: Были в гостях у 3-х подружек. Ребята, что-то я забыла как их зовут, как они выглядят. Помню только их музыкальные темы.  Я их сейчас наиграю, а вы мне поможете вспомнить их имена, как они выглядят. /игра на свирели музыкальных тем подружек/

Ученики: дети рисуют образы подружек, говорят, как их зовут, пропевают песенки девочек.

  Учитель: Молодцы! А какие музыкальные инструменты помогут нам исполнить эти песенки?

Ученики:  Злюка – музыкальный молоточек; Плакса – треугольник; Резвушка – бубен.  / Исполнение песенок с музыкальными инструментами/

Учитель: Вы все прекрасно помните, но сейчас я узнаю, какое настроение преобладает у нас на уроке? Я отворачиваюсь, считаю до 7 , а вы мимикой показываете, какая девочка вам понравилась больше всех!

Ученики:  выполняют задание.

Учитель: Очень хорошо! В нашем классе царит веселая, радостная, добрая атмосфера. И в воздухе летает солнечное настроение! Ребята, совсем недавно мы перелистнули страницу под названием «Азбука, азбука…» и вы попрощались со своей первой книгой, которая называлась?

Ученики:  «Азбука»

Учитель: Приготовились для пения стоя: следим за осанкой, дыханием. Помним, что пение – это не крик, слушаем соседа и смотрим на дирижера.

Ученики:  Исполнение песни «Азбука».

Учитель: Поаплодировали себе за эмоциональное исполнение песни и тихо сели. В азбуке вы познакомились с буквами и научились складывать их в слова.  Все вы уже хорошо читаете. Вот и наступил момент перевернуть еще одну страницу нашей музыкальной книги. / напомнить о правилах работы с книгой/. Открываем страницу 22. тема урока «Музыкальная азбука».

«Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. Обратите внимание, как давным -  давно записывалась музыка.  И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.  Ребята, а сколько их всего?

Ученики: 7 нот.

Учитель: Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.

Ученики: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Учитель: Молодцы! А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                        РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                        МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                        ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                       СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                        ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                        СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                         И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

Учитель:  Очень хорошо !  Ребята, а вы знаете, что все 7 нот ни когда не расстаются! Они всегда вместе, потому что точно знают, что если какая-то нотка не прозвучит, то музыка может потерять свою музыкальную краску. Но мелодии мы слышим всегда, а ноты видим редко, потому что они живут в своём городе, с которым мы познакомимся на следующем уроке. А сегодня, наши 7 нот решили поиграть с вами в прятки, и тот, кто их найдёт, тот и будет носить имя этой нотки.

Давайте и мы их поищем!

Ученики: у каждого ученика своя нотка.

Учитель:  Здорово! У всех теперь новые имена-нотки! /Перекличка/. Ноты решили проверить, как вы запомнили их названия и спрятались в словах. Наша задача: отыскать их и поднять карточки с теми нотами, которые спрятались в словах. Готовы? Главное – внимание, дисциплина!!!!! И тогда все получится!

Игра «Моя нотка» - ДОждик, поДОрожник; Ребёнок, Редиска; Мимоза, Миска; Фартук, Фара; СОЛЬ, СОЛЬфеджио; кЛЯкса, коЛЯска; Силач, соСИска.

Учитель:  Молодцы! Замечательно! Все ноты найдены. Ребята, вчера ко мне пришло письмо от начинающего музыканта: «Наталья Александровна, помогите, пожалуйста, найти все ноты, которые спрятались в стихах. Пусть ваши ученики Вам в этом помогут! С благодарностью! Начинающий музыкант».

/В зависимости от времени можно прочитать мини- рассказы, в которых есть слова с нотами/

Учитель:  Спасибо, ребята, я обязательно сегодня отправлю ответ начинающему музыканту. А ещё в конверте лежал диск с новой  песней. Мы её сейчас прослушаем и разучим.   Сели для восприятия музыки, помним о правилах слушания.

Звучит песня «Чтоб выучится пению…» Аркадий Островский


1. Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И, чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый день учить урок!

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Беседа о характере песни, о форме. Что общего с темой урока. Пение куплета с показом нот по руке.

Учитель:  Очень хорошо ! Ребята, вы все сегодня замечательно поработали, на уроке была хорошая дисциплина, вы были внимательны, поэтому мы многое успели,  много нового узнали.  Вспомнили о 3-х подружках, о первой вашей книге «Азбуке»,  познакомились с нотами. /опрос: что такое ноты, звукоряд/.  Давайте поаплодируем себе за хороший урок, который вы показали. Повернулись к своим соседям и сказали «Спасибо!». А теперь, под музыку, тихо выходим из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по музыке 2 класс (Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина)

Управление образования Администрации города КироваМуниципальное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52 города Кирова «Рассмо...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 3-го класса - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочие программы по музыке 5,6, 8 класс «Школа России», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Рабочие  программы учебного предмета «Музыка» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству  (далее &nd...