Рабочая программа по биологии 6-9 класс VIII вида 2017-2018 г.
рабочая программа по биологии на тему

Кривощёкова Надежда Анатольевна

Рабочая программа по биологии 6-9 класс 8 вид

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_17-18_god.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-2-28-21

e-mail: shkola4okha@mail.ru

Рассмотрено

методическим советом

Протокол № 7

от «30» мая 2017

Согласовано

педагогическим советом

протокол № 6

от «08» июня 2017

Утверждаю

Директор МБОУ ОШ № 4 г. Охи

Приказ № 116 – ОД

от «14» июня 2017

___________________ Е.Х. Съемщикова

Рабочая программа

по биологии

для 6-9 классов

(ступень образования)

на 2017 – 2018 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Составлена учителем Н.А. Кривощёковой, без категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Оха, 2017 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………...…….3
  2. Общая характеристика учебного предмета………………….……………..……………4-5
  3. Место учебного предмета в учебном плане……………………………………………..6
  4. Планируемые личностные и предметные результаты………………………………...…….7-8
  5. Содержание учебного предмета…………………………………………………………….9-18
  6. Критерии оценки знаний учащихся………………………………………………..…...……..19
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения……..…........20

БИОЛОГИЯ

(6-9 классы)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.

- Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;

- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-Положения о рабочей программе МБОУ ОШ № 4 Г. ОХИ от 22.08.2016 г. приказ № 130 – ОД.

Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Данная программа существенно отличается от традиционной, в ней больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Рабочая программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Общая характеристика учебного предмета

Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Основными задачами преподавания естествознания являются:

  1. сообщение учащимся знаний об основных компонентах нежимой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье);
  2. формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
  3. проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  4. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  5. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

        В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания о неживой природе; продолжает формировать представление о мире, который окружает человека.

Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» учитель может начать со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.

Место учебного предмета в учебном плане

В базисном учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа № 4 г. Охи.

Рабочая учебная программа рассчитана: в 6-9 классах  -  272 часа при недельной нагрузке в 2 часа. «Неживая природа» (6 класс 68 часов), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс 68 часов), «Животные» (8 класс 68 часов) и «Человек» (9 класс 68 часов).

В каждом классе предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов. Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина, отменой занятий по метеоусловиям, дополнительных календарных часов.

Планируемые личностные и предметные результаты

Требования к результатам освоения курса биологии включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии дает возможность достичь следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала являются:

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии являются:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;

- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах органов животных; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по биологии:

Минимальный уровень:

иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

описывать особенности состояния своего организма;

знать названия специализации врачей;

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами, между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Содержание учебного предмета

272 часа

6 класс

Неживая природа (68 часов)

Введение (4 ч)

Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего

изучают природу.

Вода (14ч)

Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение.

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния

воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение

воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы

и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде

вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту,

промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов:

1.Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении.

2.Расширение воды при замерзании.

3.Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4.Очистка мутной воды.

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Воздух (14ч)

Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг.

Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и

сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в

природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений,

животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа.

Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы

узнали о воздухе.

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2.Объем воздуха в какой-либо емкости.

3.Упругость воздуха.

4.Воздух- плохой проводник тепла.

5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практическая работа:

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (20 ч)

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в

строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные

ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные

ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль.

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные

ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. Черные и цветные металлы. Их свойства и получение. Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва .Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв

Практические работы

Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция)

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Различие песчаных и глинистых почв.

Содержание учебного предмета

7 класс  

Растения, грибы, бактерии (68 часов)

Введение (1 ч)

      Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
      Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Общие сведения о цветковых растениях (16 ч)

      Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.).

Подземные и наземные органы растения

      Корень (3 ч). Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
      
Стебель (3 ч). Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.
      
Лист (4 ч). Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
      
Цветок (4 ч). Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
      
Строение семени (1 ч) (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

Демонстрация опыта

      Образование крахмала в листьях растений на свету.

Лабораторные работы

      Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени.

Практические работы

      Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление).
      Определение всхожести семян.

Растения леса (14 ч)

      Некоторые биологические особенности леса.
      
Лиственные деревья (3 ч): береза, дуб, липа, осина или другие местные породы.
      
Хвойные деревья (2 ч): ель, сосна или другие породы деревьев, характерные для данного края.
      Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.
      
Лесные кустарники (2 ч). Особенности внешнего строения кустарников. Отличие деревьев от кустарников.
      Бузина, лещина (орешник), шиповник. Использование человеком. Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.
      
Ягодные кустарнички (1 ч). Черника, брусника. Особенности внешнего строения. Биология этих растений. Сравнительная характеристика. Лекарственное значение изучаемых ягод. Правила их сбора и заготовки.
      
Травы (2 ч). Ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой или 2—3 вида других местных травянистых растений. Практическое значение этих растений.
      
Грибы (2 ч). Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
      Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).
      
Охрана леса (2 ч). Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения. Растения Красной книги. Лес — наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

Практические работы

      Определение возраста дерева по годичным кольцам, хвойных — по мутовкам.
      Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций. Лепка из пластилина моделей различных видов грибов. Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»).
      
Экскурсия в природу для ознакомления с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с осенними явлениями в жизни растений.

Комнатные растения (5 ч)

Разнообразие комнатных растений.  Светолюбивые (бегония, герань, хлорофитум). Теневыносливые (традесканция, африканская фиалка, монстера или другие, характерные для данной местности). Влаголюбивые (циперус, аспарагус). Засухоустойчивые (суккуленты, кактусы).   Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания, размножения. Размещение в помещении. Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме.

Практические работы

      Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка.
      Зарисовка в тетрадях.
      Составление композиций из комнатных растений.

Цветочно-декоративные растения (5 ч)

      Однолетние растения: настурция (астра, петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Размещение в цветнике. Виды цветников, их дизайн.
      
Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
      
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины). Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочно-декоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.

Растения поля (9 ч)

      Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим.
      
Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник.
      Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка.
      Сорные растения полей и огородов: осот, пырей, лебеда.
      Внешний вид. Борьба с сорными растениями.

Овощные растения (8 ч)

      Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп — по выбору учителя).
      
Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.
      
Многолетние овощные растения: лук.
      Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.
      Выращивание: посев, уход, уборка.
      Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).
      Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей.

Практические работы

      Определение основных групп семян овощных растений.

Растения сада (8 ч)

      Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника (абрикосы, персики — для южных регионов).
      Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними.
      Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.

Содержание учебного предмета

8 класс

Животные (68 часов)

Введение (2 ч)

      Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.
      Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
      Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные (10 ч)

Общее знакомство (1 ч)

     Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
      Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Дождевой червь (1 ч)

      Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения.
      Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые (8 ч)

      Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
      
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек.
      Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение.
      Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
      
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
      
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).
      
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
      
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
      
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
      
Практическая работа

      Зарисовка насекомых в тетрадях.
      
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные (54 ч)

Общие признаки позвоночных животных (1 ч)

      Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы (7 ч)

      Общие признаки рыб. Среда обитания.
      
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
      
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
      Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
      
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
      
Земноводные (3 ч)

      Общие признаки земноводных.
      
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).
      Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе.
      Черты сходства и различия земноводных и рыб.
      Польза земноводных и их охрана.
Практические работы

      Зарисовка в тетрадях.
      Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся (5 ч)

      Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
      
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
      
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
      
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
      Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
      
Практические работы

      Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы (10 ч)

      Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
      Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
      
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
      
Хищные птицы: сова, орел.
      
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
      
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
      
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
      Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
      
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
      
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
      Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
      
Демонстрация 
      Прослушивание голосов птиц.
      Показ видеофильмов.

Млекопитающие животные (27 ч)

      Общие сведения (1 ч). Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
      Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.

Дикие млекопитающие животные (13 ч)

      Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
      Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
      
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
      
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.
      Псовые (собачьи): волк, лисица.
      Медвежьи: медведи (бурый, белый).
      Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
      
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
      
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
      
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
      Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
      Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
      
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
      
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
      
Практические работы

      Зарисовки в тетрадях.

Сельскохозяйственные животные (10 ч)

      Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
      
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
      
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
      
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
      
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
      
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
      
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
      Демонстрация видеофильмов

Домашние питомцы (4 ч)

      Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
      
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.
      Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.

Содержание учебного предмета

9 класс

Человек (68 часов)

Введение (1 ч)

      Роль и место человека в природе.
      Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека (2 ч)

      Краткие сведения о клетке и тканях человека.
      Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движение (12 ч)

Скелет (6 ч)

      Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
      Череп.
      Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
      Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
      Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Практические работы

      Определение правильной осанки.
      Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

Мышцы (6 ч)

      Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
      Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
      Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
      Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

Наблюдения и практическая работа

      Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.
      Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.
      Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

Кровообращение (11 ч)

      Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
      Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
      Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
      Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
      Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.

Наблюдения и практические работы

      Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
      Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
      Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов.
      Измерение с помощью учителя кровяного давления.
      Запись в тетради своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления.
      
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхание (6 ч)

      Значение дыхания для растений, животных, человека.
      Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
      Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
      Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
      Влияние никотина на органы дыхания.
      Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
      Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание).

Питание и пищеварение (8 ч)

      Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
      Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
      Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
      Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.
      Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация опытов

      Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
      
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

Выделение (3 ч)

      Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
      Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
      Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Практические работы

      Зарисовка почки в разрезе.
      Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).

Покровы тела (5 ч)

      Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
      Производные кожи: волосы, ногти.
      Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
      Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
      Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Практическая работа

      Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Нервная система (5 ч)

      Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
      Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
      Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
      Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
      
Органы чувств (5 ч)

      Значение органов чувств у животных и человека.
      Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
      Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
      Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
      Охрана всех органов чувств.

Критерии оценки знаний обучающихся

Отметка «5» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
  • для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.

Отметка «4» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
  • ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
  • допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3» ставится, если:

Оценка предметных результатов;

  • основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определение понятий недостаточно четкие;
  • не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов,     допущены ошибки при их изложении;
  • допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.

Оценка практических умений.

Отметка «5» ставится, если:

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  3. грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если:

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
  3. в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если:

  1. правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  2. допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

  1. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классов Сборник №1. М., Владос, 2012 г.
  2. А.И. Никишов Биология Неживая природа 6 класс для учащихся школ VIII вида 6 класса. М., Просвещение, 2014 г.
  3. З.А. Клепинина  Биология  Растения. Бактерии. Грибы 7 класс М, Просвещение 2013г.
  4. А.И. Никишов, А.В.Теремов Биология  Животные  8 класс М, Просвещение,

2011г.

  1. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева Биология  Человек  9 класс М, Просвещение 2013г.
  2. Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы.- 2-е изд., перераб. и.: доп. – М.: ВАКО, 2010 г.
  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс.- 3-е изд., переаб. – М.: ВАКО, 2011 г.
  4. Е.Н. Соломина, Т.В. Щевырева Рабочая тетрадь Биология Человек  Москва, «Просвещение», 2010

Технические средства обучения

  1.  Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Интерактивная доска

Интернет-ресурсы:

  1. http://tana.ucoz.ru- современные уроки.
  2. http://pedsovet.su- методические материалы для уроков биологии
  3. http://fcior.edu.ru. – коллекция электронных образовательных ресурсов нового поколения.
  4. http://school-collection.edu.ru.- документы, презентации, электронные таблицы, видеоролики.
  5. http://obi.img.ras.ru.- база знаний по биологии человека
  6. https://infourok.ru
  7. https://nsportal.ru

Наглядные пособия:

  1. Таблицы. Растения и животный мир.
  2. Скелет.
  3. Рельефные таблицы.
  4. Плакаты живой и неживой природы.
  5. Географические карты природных зон.
  6. Иллюстрационный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

Рабочая программа по технологии в 5 классе VIII вида

Пояснительная записка Рабочая программа для 5«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело». Цели рабочей программы...

Рабочая программа по технологии в 6 классе VIII вида

Пояснительная записка Рабочая программа для 6«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технолог...

Рабочая программа по географии 6-9 класс VIII вида 2017- 2018 г.

Рабочая программа по географии 6-9 класс 8 вид 2017-2018г....

Рабочая программа по природоведению 5 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по природоведению 5 класс VIII вида 2017-2018 г....

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г.

Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни 10-11 класс VIII вида 2017-2018 г....

Методическая разработка.Рабочая программа по "Биологии", для 7 класса, VIII вида

Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с....