Рабочая программа курса литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Гунина Людмила Николаевна

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc416 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа №1

«Утверждаю»             «Согласовано»                    «Рассмотрено»

Директор БСОШ№1                Замдиректора по УВР                         на заседании МО

________Стасенко Е.А.                           __________Сазонов В.В.                              Протокол №

                                                                                                              _______Величко Л.С.   

Рабочая программа

курса литературы  

в 5 классе

                                           

                                           Составитель:

                                           учитель   русского языка 

                                                   и литературы  

                                                  Гунина  Людмила Николаевна 

2010 -2011 уч.год                                


Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО и науки РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г.

 Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

        Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

        Рабочая программа рассчитана на 105  учебных часов, в неделю – 3 часа

        Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия. 

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  1. наблюдение, беседа,
  2. фронтальный опрос,
  3. опрос в парах,
  4. чтение наизусть,
  5. тесты,
  6. анализ текста,
  7.  исследовательские работы,
  8. устные рассказы по плану,
  9. сочинения.


Требования к уровню подготовки учащихся.

        Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

  1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  2. выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  3. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  4. умение определять принадлежность произведения к од ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати ческие тексты);
  5. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  6. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  7. умение составлять простой и сложный планы изучаемо го произведения;
  8. умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  1. умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  2. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине ния на литературную и свободную темы;
  3. умение выявлять авторское отношение к героям, сопо ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю страциях.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  4. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  5. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  6. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  7. составление плана;
  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  3. определять род и жанр литературного произведения;
  4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  1. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  2. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  9. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и

о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Стихотворение или отрывок из поэмы

«Орина, мать солдатская».

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок... »

А.Т. Твардовский. «Станция Починок».

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — кре стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, при неси то — не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1— 2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик », «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад».

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога», «Няне», «Кавказ», «Вы стрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры царь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру жат...».

Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из ка детских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор».

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Деревен ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто ит...», «Помню — долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька».

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» — по выбору.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,

учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0.[1]

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Примерная программа основного общего образования по литературе  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г
  2. «Литература. 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово» - 2009, 7-е издание

Дополнительная литература

  1. Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
  2. Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. «Уроки литературы».  Приложение к журналу «Литература в школе»

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)


Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.

        

№ урока

Тема урока

Общеучебные

умения и навыки

Предметные умения и навыки

Теория литературы

Развитие речи

Работа с текстом

Межпред

метные связи.

Примене

ние ИКТ.

Сроки

Введение. Книга – твой друг

Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять

дедуктивное

обобщение, давать обобщение понятия

Уметь работать с учебной хрестоматией

Писатель, читатель, учебная книга

Уметь выразительно читать, устно высказываться

Искусство создания книги

Книга, о которой хочется рассказать

Уметь самостоятельно работать с художественной литературой

Уметь характеризовать образ, определять тему и идею

Сюжет, тема, идея, образ

Уметь кратко пересказывать, выразитель

но читать

Изучение читатель

ской позиции школьни

ков

Книга в иллюстра

циях художников

Миф и мифология.

Античный миф. «Рождение Зевса»

Уметь  определять существенные признаки объекта

Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф

Миф. мифология, легенда, предание,

Уметь подбирать ключевые слова, выборочно читать

Изобразительное искусство

«Олимп»

Уметь оценивать свою учебную деятельность и деятельность товарищей

Уметь применять понятия мифологии в ответах

Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Уметь пересказы

вать, выборочно читать

Изобразительное искусство

Гомер «Одиссея»

Полифем. Одиссей на острове циклопов

Уметь составлять простой план текста, взаимодейство

вать в режиме полилога

Уметь давать характеристику образа

Сюжет, эпитеты, Гомер

Уметь рисовать словами, выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Исследова

ние восприятия детьми художест

венного текста

Рисунок на вазе «Ослепле

ние Полифема»

Проверка техники чтения и понимания текста

Уметь бегло, сознательно читать художественные тексты

Уметь понимать смысл слов в переносном значении

Уметь понимать лексическое значение слов

Тест на понимание текста

Устное народное творчество

Загадки

Уметь выполнять сравнение по аналогии, обобщать, уметь определять объекты сравнения

Уметь различать виды загадок, определять жанр

Загадка, антонимы, антитеза, иносказание

Наизусть

Уметь составлять словарную статью

Фольклор в регионе, мультиме

дийная презентация «Жанры фольклора»

Пословицы и поговорки

Уметь участвовать в коллективном выполнении учебной задачи

Уметь различать пословицы и поговорки

Пословицы, поговорки,

Наизусть

Уметь создавать текст на основе пословицы, инсценировать

Диагнос

тика восприятия учениками предложе

ния

Обучение стилизации под фольклор.Литеоатурная игра

Уметь определять причинно-следственные отношения

Уметь отличать подлинный текст от стилизации

Антонимы, антитеза, иносказание

Уметь создавать текст -стилизацию

Виды народных сказок.

Композиция волшебной сказки.  

Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия

Уметь различать виды народных сказок, анализировать композицию волшебной сказки

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Уметь отвечать на вопросы, работать со словарями

Мультиме

дийная презентация

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта

Уметь различать виды народных сказок, анализировать композицию волшебной сказки

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение

устаревших слов , инсценировать

Модель работы читателя с текстом

Иллюстра

ции Билибина, мультиме

дийная презентация «Царевна-лягушка»

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

Уметь строить полный ответ, определять существенные признаки объекта

Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику

Бытовая сказка, сюжет, сказочная лексика

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план

Лексичес

кое значение слова, толковые словари

Изобразите

льное искусство

«Падчерица»

Уметь оценивать деятельность одноклассников и свою.

Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Уметь пересказывать, создавать рассказ о сказке, инсценировать

Сказка в музыке и кино, аудиозапись

Р.р.Творческая мастерская. Особенности волшебной сказки.Сочиняем волшебную сказку.

Подготовка к сочинению

Уметь формулировать гипотезу по решению проблемы

Уметь сочинять сказку, отбирать присказку, зачин, концовку

Сказочные герои, идея, тема

Уметь отбирать материал, составлять план своего высказывания

Мультиме

дийная презентация

«Творческая мастерская. Мы сочиняем волшебную сказку»

Р.р.Анализ письменных работ

«Повесть временных лет»

«Расселение славян»

Уметь формулировать гипотезу по решению проблемы

Уметь оценивать свою учебную деятельность

Уметь сочинять сказку, отбирать присказку, зачин, концовку

Уметь определять жанр летописи

Сказочные герои, идея, тема

Летопись

Уметь отбирать материал, составлять план своего высказывания

Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов

История России, мультиме дийная презентация «Повесть временных лет»

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

Уметь определять существенные признаки объекта, объекты сравнения, устанавливать различия

Уметь находить особенности сюжета

Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория

Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков, мультиме дийная презентация «Эзоп»

Эзоп. «Ворон и лисица»

Р.р. Обучение чтению басни.

Уметь определять существенные признаки объекта

Уметь определять жанр басни

Басня, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория

Уметь выразительно читать, составлять план статьи учебника, инсценировать

Иллюстра

ции художни

ков

 Тредиаковский В.К.

«Ворон и лисица»

Уметь выделять главное в абзаце, делить текст на части

Уметь находить авторскую позицию

Бродячие сюжеты в баснях, баснописец

Уметь выразительно читать, составлять план статьи учебника, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Сумароков А.П.

«Ворона и лисица»

Уметь выделять главное в абзаце, делить текст на части

Уметь находить авторскую позицию

Бродячие сюжеты в баснях, баснописец

Уметь выразительно читать, составлять план статьи учебника, объяснять значение

устаревших слов

Басни И.А.Крылова

Уметь определять существенные признаки объекта

Уметь определять жанр басни

Элементы басни

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы учебника

Иллюстра

ции художни

ков

И.А.Крылов

 «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха».

Русская басня в XX веке

Уметь осуществлять

дедуктивное

обобщение, давать обобщение понятия, определять аспект сравнения объектов

Уметь участвовать в коллективном выполнении учебной задачи

Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей

Уметь инсценировать басню

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Басня, сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира

Наизусть

Уметь читать по ролям, инсценировать, работать с лексикой, инсценировать

Уметь создавать отзыв на инсценировку

Прогнози

рование во время работы с книгой

Иллюстра

ции художни

ков к басням Крылова

Р.р. Анализ письменных работ

Уметь формулировать гипотезу по решению проблемы

Уметь сочинять басню, подбирать мораль

Краткие сведения о А.С.Пушкине.

Творческая биография.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь рассказывать о творческом пути поэта

Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства

Уметь составлять план статьи учебника, выразительно читать

Практикум

«Работа с книгой. До чтения текста»

Репродук

ции портретов Пушкина,

мультиме дийная презентация «Семья поэта»

А.С.Пушкин

«Няне»

Уметь формулировать гипотезу по решению проблемы

Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение, образ, строфу, стих

Риторическое обращение

Наизусть

Уметь выразительно читать, готовить устные сообщения,

доклады

Второй этап работы с текстом, по ходу чтения

Иллюстра

ции художни

ков,

мультиме дийная презентация «Няня Пушкина»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»

Уметь определять рациональную последователь

ность действий в выполнении учебной задачи, бегло, осознанно читать, выполнять полное комплексное сравнение объектов

Уметь отвечать на вопросы учебника, определять жанр, составлять характеристику литературного героя, отличать прозу от поэзии

Жанр литературной сказки и её отличия от фольклорной, сказочные элементы, портрет, пейзаж, ритм

Наизусть

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, составлять план письменного текста, объяснять значение

устаревших слов

Роль установки во время чтения,  виды установки

Мультиме дийная презентация «Сказка о мёртвой царевне»

Р.р.Обучение рассказу о герое

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

Уметь строить полный ответ по типу рассуждения, осуществлять качественное описание компонентов объекта

Уметь собирать материал к рассказу о герое, подбирать цитаты, составлять алгоритм рассказа о герое

Портрет, пейзаж, характер

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, составлять план письменного текста

Иллюстра

ции художни

ков

«Руслан и Людмила»

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта

Уметь определять роль эпитетов в тексте, характеризовать персонажей

Ритм, рифма, эпитет

Наизусть

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение

устаревших слов

Проблем

ные текстовые ситуации и скрытые вопросы

Мультиме дийная презентация «Руслан и Людмила»

«Зимняя дорога».

Образ природы.

Уметь определять аспекты сравнения объектов, выполнять полное однолинейное сравнение, делать вывод

Уметь сопоставлять черновой и окончательный вариант текста, анализировать стихотворение

Пейзаж, лирический персонаж, образ, композиция

Наизусть

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение

устаревших слов

Аудиозапись

Поэзия XIX в. о родной природе

Уметь осуществлять качественное описание компонентов объекта

Уметь сопоставлять образы дороги в разных стихотворениях, анализировать стихотворение

Тема, лирический герой, повторы, диалог

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Поэзия XIX века о родной природе

Уметь оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников

Уметь анализировать стихотворение, определять главную мысль

Пейзаж, система художествен ных образов, тропы

Наизусть

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р.Обучение анализу поэтического текста

Уметь определять существенные признаки объекта, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа

Ритмический рисунок, композиция, художествен

ные образы, тропы

Уметь составлять план анализа стихотворения, собирать материал к сочинению

Интерпрета

ция стихотворе

ний в музыке, живописи

Н.В.Гоголь.

Творческая биография.

Уметь выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Фантастика, национальная самобытность

Уметь составлять план письменного текста

Мультиме дийная презентация «Н.Гоголь»

«Ночь перед Рождеством». Мифологичес

кие и фольклорные мотивы. Система персонажей. Пейзаж. Язык.

Уметь сопоставлять объекты, определять критерии, выявлять общее и различное, обобщать результаты сопоставления,

делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод

Жанр повести, тема, сюжет, мифологичес

кие и фольклорные мотивы, система персонажей, речевая характеристика, портрет, авторская позиция

Уметь выборочно пересказывать, владеть словесным рисованием, составлять план рассказа о герое, подбирать материал, вводить цитаты,

 объяснять значение

устаревших слов, подбирать пословицы и синонимы, инсценировать

Практичес

кая работа «Диалог с текстом»

Мультиме дийная презентация «Ночь перед Рождест

вом», экранизация повести

Фантастика и реальность в повести

Уметь сопоставлять объекты, определять критерии, выявлять общее и различное, обобщать результаты сопоставления

Уметь выборочно пересказывать, владеть словесным рисованием, составлять план рассказа о герое, подбирать материал, вводить цитаты,

И.С.Тургенев. Творческая биография.

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Спасское-Лутовиново

Уметь составлять план статьи учебника, выразительно читать

Портреты писателя

«Муму». Тематика и проблематика.

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное,

строить полный ответ-рассуждение

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Автобиографи

ческая основа, тема, проблема, художествен

ные образы, эпизод, композиция, сюжет, пейзаж, портрет

Уметь выборочно пересказывать эпизод, подбирать пословицы и синонимы,

объяснять значение

устаревших слов, инсценировать

Воображе

ние и понимание текста, упражне

ния на развитие фантазии

Мультиме дийная презентация «Муму», экранизация повести

«Муму».

Образ Герасима. Смысл названия.

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа

Тема, центральные и второстепенные образы, смысл названия

Уметь выборочно пересказывать, выразительно читать, составлять сложный план

Приёмы Д.Родари из «Грамматики фантазии»

Иллюстра

ции художни

ков

«Муму». Герасим и дворня, и барыня, и Татьяна

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное,

строить полный ответ-рассуждение

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Автобиографи

ческая основа, тема, проблема, художествен

ные образы, эпизод, композиция, сюжет, пейзаж, портрет

Уметь выборочно пересказывать эпизод, подбирать пословицы и синонимы,

объяснять значение

устаревших слов, инсценировать

Воображе

ние и понимание текста, упражне

ния на развитие фантазии

Мультиме дийная презентация «Муму», экранизация повести

Герасим и Муму

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа

Тема, центральные и второстепенные образы, смысл названия

Уметь выборочно пересказывать, выразительно читать, составлять сложный план

Приёмы Д.Родари из «Грамматики фантазии»

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р. «Эпизод в повести «Муму».

Уметь осуществлять дедуктивное обобщение

Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор

Эпизод, роль эпизода в произведении, приёмы создания образа

Уметь создавать план сочинения, отбирать материал, цитировать

Р.р. Анализ сочинений

Тургенев. «Воробей»

Уметь владеть средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор

Стихотворение в прозе, язык художествен

ного произведения

Уметь отвечать на вопросы учебника, цитировать

Иллюстра

ции художни

ков

Тургенев. «Русский язык»

Уметь владеть средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор

Стихотворение в прозе, язык художествен

ного произведения

Уметь отвечать на вопросы учебника, цитировать

Иллюстра

ции художни

ков

Н.А.Некрасов. Творческая биография.

Уметь выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Грешнево, Карабиха, творческая биография

Уметь составлять план письменного текста

Мультиме дийная презентация «Н.Некра

сов»

«Забытая деревня».

Авторское отношение.

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Уметь определять авторскую позицию

Позиция автора, ритмическая организация

Уметь отвечать на вопросы учебника, цитировать, объяснять значение

устаревших слов

Мультиме дийная презентация «Н.Некра

сов»

«Крестьянские дети». Тема детства.

Уметь обобщать, выделять главное, исключать второстепенное, составлять формулировку общего положения

Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль

Строфа, повествователь и автор, эпитет, сравнение

Наизусть

Уметь отвечать на вопросы учебника, выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Основная тема стихотворения и способы ее раскрытия

Уметь обобщать, выделять главное, исключать второстепенное, составлять формулировку общего положения

Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль

Строфа, повествователь и автор, эпитет, сравнение

Наизусть

Уметь отвечать на вопросы учебника, выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Н.А.Некрасов «Тройка»

Уметь обобщать, выделять главное, исключать второстепенное, составлять формулировку общего положения

Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль

Строфа, повествователь и автор, эпитет, сравнение

Наизусть

Уметь отвечать на вопросы учебника, выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р. Анализ сочинений

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев

Эпизод, сюжет, персонажи

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о стих-ии

Л.Н.Толстой. Творческая биография. Основа рассказа «Кавказский пленник»

Уметь работать с дополнительной литературой

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Ясная Поляна

Уметь составлять план статьи учебника, выразительно читать

Третий этап работы с текстом: после чтения

Портреты писателя, мультиме дийная презентация «Ясная Поляна»

«Кавказский пленник». Сюжет. Жилин и Костылин. Речевая характеристика. Проблематика.

Уметь аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, дискутировать,

строить полный ответ-рассуждение

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

Уметь отвечать на вопросы учебника, выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов, строить письменное высказывание, инсценировать

Мультиме дийная презентация «Кавказский пленник»

Две жизненные позиции в рассказе.

Уметь аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, дискутировать,

строить полный ответ-рассуждение

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

Уметь отвечать на вопросы учебника, выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов, строить письменное высказывание

Подготовка к сочинению.

«Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник».

Уметь аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, осуществлять дедуктивное обобщение

Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод

Сочинение - рассуждение

Уметь строить письменное высказывание, отбирать материал, цитировать

Анализ письменных работ

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев

Эпизод, сюжет, персонажи

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге

А.П.Чехов. «Злоумышленник»

Уметь сокращать текст до набора ключевых слов

Уметь составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета

Творческая биография

Жанр рассказа, юмор, сатира, деталь, антитеза, сюжет

Уметь пересказывать статью о писателе по ключевым словам

Уметь читать по ролям, пересказывать,

объяснять значение

устаревших слов, инсценировать

Виды информа

ции в художест

венном тексте

Мультиме дийная презентация «А.Чехов»

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р. Подготовка к сочинению Юмористический рассказ о случае из жизни

Уметь составлять простой план письменного текста, пересказывать по плану

Уметь выявлять жанровое своеобразие рассказа, интерпретиро

вать, находить элементы сюжета

Жанр рассказа, юмор, ирония, деталь, тема, сюжет

Уметь читать по ролям, пересказывать,

объяснять значение

устаревших слов, отвечать на вопросы, инсценировать

Иллюстра

ции художни

ков

Анализ сочинений

Уметь использовать разные виды изложения текста

Уметь различать виды пересказа

Уметь подробно пересказывать текст или эпизод

И.А.Бунин. Творческая биография.

Уметь сокращать текст до набора ключевых слов, развёртывать текст из набора ключевых слов

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Творческая биография

Уметь пересказывать статью о писателе по ключевым словам

Обобщение изученного по теме «Модель работы читателя с текстом»

Мультиме дийная презентация «И.Бунин»

«Густой зелёный ельник у дороги…». Тема природы.

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта

Уметь анализировать поэтический текст, определять тему

Тема, приёмы реализации темы,

Наизусть

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы учебника

Иллюстра

ции художни

ков

«В деревне». Характеристика образа-персонажа.

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов

Эпитет, сравнение, метафора

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы учебника, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Л.Н.Андреев «Петька на даче». Проблематика рассказа. Роль эпизода.

Уметь моделировать вопросы: общие, специальные, разделительные, составлять сложный  план письменного текста, пересказывать по плану

Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя

Тема, проблема, деталь, эпизод, образ

Уметь кратко и выборочно пересказывать, участвовать в беседе, объяснять значение

устаревших слов, отвечать на вопросы, читать по ролям, инсценировать

Иллюстра

ции художни

ков

А.И.Куприн. Творческая биография.

Уметь сокращать текст до набора ключевых слов, развёртывать текст из набора ключевых слов

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Творческая биография

Уметь пересказывать статью о писателе по ключевым словам

Переработ

ка информа

ции и создание вторичных текстов

Мультиме дийная презентация «А.Куприн»

«Золотой петух». Характеристика персонажа.

Уметь аргументировать и объяснять свои мысли и чувства, осуществлять дедуктивное обобщение

Уметь создавать характеристику героя, выявлять нравственную проблематику, определять смысл названия

Жанр рассказа, персонаж, портрет,

Уметь пересказывать, читать по ролям, создавать отзыв об эпизоде,

объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р. Анализ письменных работ

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь различать рассказчика, автора, определять элементы сюжета

Рассказ, сюжет, рассказчик, автор

Уметь пересказывать с изменением лица рассказчика

М.Ю.Лермонтов.

Творческая биография.

Уметь выделять главное в абзаце, самостоятельно искать ответы на вопросы в тексте

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Творческая биография

Уметь составлять план письменного текста

Диалог с автором, понимание текста

Мультимедийная презентация «Портреты М.Лермонтова»

«Бородино». Исторический контекст.

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы учебника, анализировать текст, определять жанр

Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

Наизусть

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов, составлять план текста

Мультиме дийная презентация «Бородино»

Средства худ. выразительности в стихотворении

Уметь делить текст на части и находить в каждой ключевые слова, строить полное рассуждение

Уметь создавать диафильм на основе стихотворения, сопоставлять эпизоды произведения

Композиция, патриотизм, историзм

Уметь определять тропы

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р.Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы»

Уметь сопоставлять объекты, определять критерии, выявлять общее и различное, обобщать результаты сопоставления

Уметь сопоставлять поэтические тексты, формулировать своё отношение к прочитанному

Композиция, образы, ритмическая организация, тема, идея

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

Р.р. Анализ сочинений

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге

Выделение главной мысли, рефлексия

Краткие сведения об А.Блоке

Уметь сокращать текст до набора ключевых слов, развёртывать текст из набора ключевых слов

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

А. Блок «Летний вечер»

Уметь определять пространственно-временные отношения компонентов объекта

Уметь анализировать поэтический текст, определять тему

Тема, приёмы реализации темы,

Наизусть

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы учебника

Иллюстра

ции художни

ков

С.А.Есенин. Творческая биография.

Художествен

ный мир стихов Есенина.

Уметь сокращать текст до набора ключевых слов, развёртывать текст из набора ключевых слов

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Мультиме дийная презентация «С.Есенин»

С.А.Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде»

Уметь определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь анализировать поэтический текст, отвечать на вопросы на понимание текста

Художествен

ный образ, мотив, звукообраз

Наизусть

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

«Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима -аукает» Человек и природа.

Уметь определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь анализировать поэтический текст, отвечать на вопросы на понимание текста

Художествен

ный образ, мотив, звукообраз

Наизусть

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

А.П.Платонов «Никита».

Уметь составлять простой и сложный план письменного текста

Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам

Рассказ, сюжет, фантастика, персонаж

Уметь выразительно читать, рассказывать о писателе, объяснять смысл слов

План, методика создания плана текста

Мультиме дийная презентация «А.Платонов»

А.П.Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка.

Уметь составлять простой и сложный план письменного текста

Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам

Рассказ, сюжет, фантастика, персонаж

Уметь выразительно читать, рассказывать о писателе, объяснять смысл слов

План, методика создания плана текста

Мультиме дийная презентация «А.Платонов»

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе.

Уметь применять различные виды пересказа текста, использовать способ синонимической замены

Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование

Сказ, сказка и сказ, герой повествования, афоризм

Уметь пересказывать от другого лица, читать по ролям, создавать отзыв, объяснять значение

устаревших слов, инсценировать

Виды пересказа, способ синоними

ческой замены

Мультиме дийная презентация «П.Бажов»

П.П.Бажов «Каменный цветок». Приемы создания худ. образа

Уметь применять различные виды пересказа текста, использовать способ синонимической замены

Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование

Сказ, сказка и сказ, герой повествования, афоризм

Уметь пересказывать от другого лица, читать по ролям, создавать отзыв, объяснять значение

устаревших слов, инсценировать

Виды пересказа, способ синоними

ческой замены

Краткие сведения о Н.Носове

Уметь сокращать текст до набора ключевых слов, развёртывать текст из набора ключевых слов

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Творческая биография

Уметь пересказывать статью о писателе по ключевым словам

Переработ

ка информа

ции и создание вторичных текстов

«Три охотника»

Уметь находить информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

Уметь кратко пересказывать, инсценировать, письменно отвечать на вопрос

Работа в Интернете

«Три охотника»

Уметь находить информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

Уметь кратко пересказывать, инсценировать, письменно отвечать на вопрос

Работа в Интернете

Анлиз письменных работ

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь различать рассказчика, автора, определять элементы сюжета

Рассказ, сюжет, рассказчик, автор

Уметь пересказывать с изменением лица рассказчика

Е.Носов «Как патефон петуха от смерти спас»

Уметь находить информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

Уметь кратко пересказывать, инсценировать, письменно отвечать на вопрос

Работа в Интернете

Е.Носов «Как патефон петуха от смерти спас»

Мир глазами ребенка

Уметь находить информацию в Интернете, пользоваться справочной литературой

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

Уметь кратко пересказывать, инсценировать, письменно отвечать на вопрос

Работа в Интернете

Родная природа в произведениях писателей XX века

Уметь определять иерархические отношения в отобранном материале, исключать второстепенное,

строить полный ответ-рассуждение

Уметь сопоставлять разные рассказы, анализировать речь персонажей

Диалог, система образов

Уметь читать по ролям, кратко пересказывать, подбирать синонимы для характеристики ситуации

Работа в Интернете

Вн. чтение

Любимые стихи о природе

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь анализировать поэтический текст, отвечать на вопросы на понимание текста

Художествен

ный образ, мотив, звукообраз

Наизусть

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов

Иллюстра

ции художни

ков

В.Белов «Весенняя ночь»

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь создавать характеристику персонажа, находить элементы сюжета

Сюжет, рассказчик, автор, персонаж

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, инсценировать

Практичес

кая работа: составле

ние плана и пересказ текста

Мультиме дийная презентация «В.Белов»

В.Г. Распутин «Век живи-век люби»

Уметь определять существенные признаки объекта, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь анализировать поэтический текст, отвечать на вопросы на понимание текста

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Уметь выразительно читать, применять устное словесное рисование

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Уметь составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики, составлять сложный план, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр

Приключенчес

кий роман, притча, роман воспитания, путешествие

Уметь применять различные виды пересказа, объяснять значение

устаревших слов,  инсценировать, письменно отвечать на вопрос, составлять план

Таблицы, схемы, графики

Мультиме дийная презентация «Робинзон Крузо», работа в Интернете

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Уметь составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики, составлять сложный план, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр

Приключенчес

кий роман, притча, роман воспитания, путешествие

Уметь применять различные виды пересказа, объяснять значение

устаревших слов,  инсценировать, письменно отвечать на вопрос, составлять план

Краткие сведения о Х.К. Андерсене

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь создавать характеристику персонажа, находить элементы сюжета

Сюжет,

автор, персонаж, авторская сказка

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, инсценировать

Мультиме дийная презентация «Андерсен»

Х.К.Андерсен

Сказки

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь создавать характеристику персонажа, находить элементы сюжета

Сюжет,

автор, персонаж, авторская сказка

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, инсценировать

Х.К.Андерсен «Соловей». Проблематика сказки.

Уметь составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики, составлять сложный план, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Жанр авторской волшебной сказки, проблематика, эпизод, автор

Уметь применять различные виды пересказа, объяснять значение

устаревших слов,  инсценировать, письменно отвечать на вопрос, составлять план

Практичес

кая работа: составле

ние таблицы, схемы, графика

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Средства создания образа.

Уметь составлять тезисы письменного текста, составлять сложный план, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Автобиографи

ческие мотивы, юмор, приключенчес

кий роман, персонаж, средства создания образа

Уметь читать по ролям, пересказывать, инсценировать, создавать отзыв о герое, составлять план текста

Тезисы, методика тезирова

ния текста

Мультиме дийная презентация «Марк Твен»

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых

Уметь составлять тезисы письменного текста, составлять сложный план, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Автобиографи

ческие мотивы, юмор, приключенчес

кий роман, персонаж, средства создания образа

Уметь читать по ролям, пересказывать, инсценировать, создавать отзыв о герое, составлять план текста

Тезисы, методика тезирова

ния текста

Жизнерадостность, интерес к жизни, бурная энергия Т. Сойера

Уметь составлять тезисы письменного текста, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь создавать характеристику литературного героя

Образ, автор, портрет, речевая характеристика

Уметь составлять план характеристики героя, редактировать свой текст

Практичес

кая работа: составле

ние тезисов текста

  1. 130 – 131.

Д.Лондон

«Сказание о Кише»

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя

Жанр рассказа, портрет героя

Уметь применять различные виды пересказа, читать по ролям, инсценировать,

Мультиме дийная презентация «Д.Лондон»

Д.Лондон

«Сказание о Кише»

Уметь определять аспект анализа, компоненты объекта

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя

Жанр рассказа, портрет героя

Уметь применять различные виды пересказа, читать по ролям, инсценировать,

Проверка техники чтения и понимания текста

Уметь составлять конспекты письменного текста

Уметь понимать смысл слов - терминов

Уметь бегло, сознательно читать художествен

ные тексты

Практичес

кая работа: составле

ние конспекта параграфа учебника

Краткие сведения о Ж.Рони – Старшем «Борьба за огонь»

Уметь оценивать: мотивы и критерии оценки, результат оценивания, определять причинно-следственные отношения компонентов объекта

Уметь определять мотивы произведения, роль фантастики

Фантастика и реальность, мотивы произведения

Уметь составлять цитатный план, использовать разные виды пересказа, читать по ролям, инсценировать, объяснять значение непонятных слов

Работа в Интернете

Краткие сведения об А. Линдгрен

«Приключения Эмила из Линненберги»

Уметь сокращать текст до набора     ключевых слов,        

развёртывать текст из набора к

определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

Уметь определять жанр, проблематику текста, находить элементы сюжета

Сюжет, герой, проблематика,

Уметь использовать разные виды пересказа, читать по ролям, инсценировать

Обобщение изученного по теме «Переработка информа

ции и создание вторичных текстов»

Зачетная работа

Литературная игра

Итоговый урок

Уметь аргументировать и

объяснять свои мысли

Уметь отвечать на вопросы на понимание текста

Обобщение изученного

Рекомендация книг для летнего чтения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы для 9 класса

Данная программа составлена для работы по учебнику под редакцией Коровина...

Рабочая программа курса литературы для 9 класса

Данная программа составлена для работы по учебнику под редакцией Коровина...

Рабочая программа курса "Литература по УМК Коровиной В.Я. 5 класс"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...

Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа курса литературы в 8 классе

Рабочая программа содержит тематическое, календарно - тематическое планирование курса литературы по каждому уроку в 8 классе. В пояснительной записке содержится УМК по данному курсу, цели, задачи, спи...