Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Чертова В. Ф., М.: «Просвещение», 2011 г. и ориентирована на учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – 3-е издание – М.: Просвещение, 2013 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина
РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы: ________/ Муравьева С. И./
Протокол № __________ от «___» __________ 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ________/ Нефедова Э. Н./
«___» __________ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ и. о. директора школы: ________/ Триндюк Н. В./
Приказ № __________ от «___» __________ 2014 г. |
Рабочая программа
курса
«Литература»
6 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель программы: Никулина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Красногорск
2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Чертова В. Ф., М.: «Просвещение», 2011 г. и ориентирована на учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – 3-е издание – М.: Просвещение, 2013 год.
Цели и задачи предмета
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно вспомнить известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить».
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с региональным базисным учебным планом Московской области для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2014-2015 учебном году, на изучение курса литературы в 6 классе выделено 2 часа в неделю.
Согласно календарному учебному графику, действующему на территории Красногорского муниципального района в 2014-2015 учебном году, продолжительность учебного года в 6-х классах составляет 34 учебных недели (приказ от 28.08.2014 № 508) . Поэтому учебный материал курса распределен на 68 часов (34 недели ☓ 2).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Особенности класса, в котором будет реализована данная программа
6-А класс
1. Количественный состав: _____ человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний.
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты обучения в школе на среднем уровне. Не все учащиеся ориентированы на овладение новыми знаниями.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса обеспечения
Литература:
Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - Москва, «Вако», 2006 г.
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… 6 класс. - М.: «Просвещение», 2004 г.
Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – 3-е издание – М.: Просвещение, 2013 год.
Савченкова Г. Ф. Тематическое и поурочное планирование. Литература. 6 класс. АСТ Астрель, Москва, 2002 г.
Турьянская Б. И., Холодкова Л. А., Виноградова Е. А., Комиссарова Е. В. Литература в 6 классе. Урок за уроком.
Уроки литературы: 6 класс: методическое пособие к учебнику. // В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2008 г.
Чижов Д. Г. Тесты. Литература. 6 класс. Учебно-методическое пособие. АСТ Астрель. М, 2002 г.
Дидактические материалы:
Словари;
Сборники тестов;
Справочники;
Таблицы.
Материальное обеспечение кабинета:
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;
Телевизор;
Видеомагнитофон;
Портреты писателей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Предварительный просмотр:
Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Наглядность (таблицы, карты, диски, фильмы, ЦОР, учебно-лабораторное оборудование) | Формы контроля | Домашнее задание | Дата | ||
План | Факт | |||||||
Образ человека в литературе | 1 | |||||||
1. | Образ человека в литературе. | Читать вступительную статью учебника, повторять термины, связанные с образом человека в художественной литературе (сопоставлять описания в тексте произведений. Приводить конкретные примеры связи литературы и других видов искусства. | Музыкальные иллюстрации. Репродукции картин. | Вопросы и задания учебника. Творческая работа. | 1) прочитать мифы «Прометей», «Яблоки Гесперид» и познакомиться с комментариями к ним; 2) ответить устно на вопросы 1, 2 учебника. Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 учебника (по выбору). | 01.09-05.09 | ||
Мифология | 1 | |||||||
2. | Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл. | 1 | Рассказывать устно о герое греческой мифологии. Описывать портреты греческих героев. Составлять словарь героев мифологии Древней Греции. Объяснять значения мифологических выражений. Сопоставлять фрагменты мифов и иллюстрации к ним. | Иллюстрации. Скульптуры (картины) -аллегории. | Тестовые задания. Ответы на вопросы учебника. | Подготовить рассказы о продолжении мифов о Геракле (на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»). | 01.09-05.09 | |
Гомер | 2 | |||||||
3. | Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора. | 1 | Читать комментарии к тексту. Задавать вопросы по комментируемым учителем фрагментам читаемого текста. | Письменная творческая работа. | 1) дочитать отрывок «Одиссей у циклопа»; 2) ответить на вопросы 2—3 учебника. | 08.09-12.09 | ||
4. | Образ Одиссея. | 1 | Составлять план рассказа о герое с использованием цитат. Называть основные события в жизни героя. Подбирать иллюстративный материал к теме. | Составление плана рассказа об Одиссее с использованием цитат из поэмы (работа в тетрадях). | Подготовить краткие сообщения о героях средневекового эпоса Беовульфе, Зигфриде (Сигурде), используя справочную литературу и источники в Интернете (по выбору). | 08.09-12.09 | ||
Героический эпос народов мира | 2 | |||||||
5. | Героический эпос. Образ Роланда. | 1 | Выступать с сообщениями о героях Средневековья. Объяснять связь героического эпоса с фольклором. Толковать непонятные слова. | Беседа по материалам вступительной статьи. | Прочитать фрагменты из «Песни о нибелунгах» («О Зигфриде», «О том, как Зигфрид впервые увидел Кримхильду»). | 15.09-19.09 | ||
6. | Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах». | 1 | Описывать героев и происходящее с ними. Письменно рассказывать о герое средневекового эпоса по плану. Отвечать на вопросы письменной проверочной работы по героическому эпосу. | Иллюстрации. | Письменная проверочная работа. | 1) познакомиться со значениями слова «герой» в рубрике учебника «Мир в слове»; 2) подобрать свои отрывки из произведений художественной литературы, в которых используется это слово. | 15.09-19.09 | |
Русский фольклор | 2 | |||||||
7. | Народная песня и ее виды. | 1 | Выделять особенности народных песен. Сравнивать черты обрядовой и необрядовой песен. Наблюдать особенности языка в народной песне. Анализировать песни по вопросам. Создавать иллюстрацию к народной песне. | Беседа по вопросам. Составление сопоставительной таблицы. | 1) выполнить задание 4 учебника; 2) нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных на уроке песен. Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника. | 22.09-26.09 | ||
8. | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | Воспроизводить известный материал о былине. Выразительно читать былину. Задавать вопросы. Пересказывать и инсценировать фрагмент былины. Описывать героя былины. | Беседа по вопросам. | 1) нарисовать иллюстрации к русским былинам; 2) подготовить выразительное чтение фрагмента одной из былин. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору). | 22.09-26.09 | ||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | |||||||
9. | Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1 | Обсуждать образы главных героев. Выявлять жанровую природу, сюжет и композицию. Устно и письменно рассказывать о героях древнерусской литературы. Выразительно читать повесть. | Музыкальные фрагменты. | Анализ образов главных героев. | 1) написать письменный рассказ об одном из героев древнерусской литературы. | 29.09-03.10 | |
Жанр баллады в мировой литературе | 2 | |||||||
10. | Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка». | 1 | Выразительно читать балладу. Выделять балладные и сказочные образы в тексте. | Музыкальные произведения. | Выполнение письменного творческого задания. | Подготовить по учебнику и дополнительным источникам рассказ о В. Скотте. Индивидуальные задания:1) написать «страшную историю» (или сказку), которая разрешалась бы поучительно и оптимистично; 2) подготовить выразительное чтение одной из баллад с учетом звучащих в произведении интонаций. | 29.09-03.10 | |
11. | Баллада B. Скотта «Клятва Мойны». | 1 | Выразительно читать балладу. Выделять балладные и сказочные образы в тексте. | Слайды. | Выразительное чтение баллад. | 1) прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана», 2) подготовить сообщение о поэте. | 06.10-10.10 | |
В. А. Жуковский | 1 | |||||||
12. | Баллада В. А. Жуковского «Светлана». | 1 | Подбирать примеры из текста. Выписывать цитаты, характеризующие героиню. Анализировать авторскую позицию, роль заглавного образа. | Презентация иллюстраций к балладе. | Анализ баллады. Составление плана характеристики образа. | 1) выписать в тетради цитаты, характеризующие Светлану; 2) выполнить задание 10 учебника. | 06.10-10.10 | |
Практикум. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации | 1 | |||||||
13. | Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации. | 1 | Выразительно читать. Определять задачи выразительного чтения. Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразительное чтение. Анализировать поэтический текст. Формулировать выводы. | Конкурс на лучшую интерпретацию отрывков из баллад В. А. Жуковского. | Составление памятки «Как готовиться к выразительному чтению» (или «Как готовиться к выразительному чтению баллады»). | 1) прочитать вступительную статью учебника к главе «А. С. Пушкин»; 2) ответить на вопросы 1—4 после этой статьи. Индивидуальные задания: подготовить краткие биографические справки об И. И. Пущине или П. А. Плетневе (по выбору). | 13.10-17.10 | |
А. С. Пушкин | 5 | |||||||
14. | Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Готовить сообщения о поэте. Читать и анализировать стихотворение. Сопоставлять художественные тексты. Читать поэтический текст наизусть. | Фотографии, репродукции, альбомы. | Отчеты учащихся. | Выучить стихотворение «Песнь о вещем Олеге» наизусть. | 13.10-17.10 | |
15. | Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский». | 1 | Делиться первоначальным восприятием о прочитанном. Выбирать названия к главам романа. | Комментированное чтение. | 1) прочитать главы IV—VII романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 7—10 учебника. | 20.10-24.10 | ||
16. | Владимир Дубровский в родительском доме. | 1 | Кратко пересказывать эпизоды. | Краткие пересказы эпизодов с ответом на вопросы. | 1) прочитать главы VIII—XII романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 12 и 13 учебника. | 20.10-24.10 | ||
17. | Владимир Дубровский в доме Троекурова. | 1 | Письменно отвечать на вопрос о литературном персонаже. | Письменные ответы на вопросы. Проверка техники и выразительности чтения. | 1) прочитать главы XIII—XIX романа А. С. Пушкина «Дубровский»; 2) ответить на вопросы 17—20 учебника. | 27.10-31.10 | ||
18. | Финал романа «Дубровский». | 1 | Обсуждать кинофрагменты. | Кинофрагменты. Иллюстрации. | Беседа по вопросам учебника о смысле финала романа | Чтение фрагмента главы учебника «Что такое портрет в литературе» и выполнение практических заданий, помещенных в этом разделе. | 27.10-31.10 | |
Практикум. Портрет в литературном произведении | 1 | |||||||
19. | Портрет в литературном произведении. | 1 | Находить в тексте средства характеристики образа персонажа. Говорить о них при анализе портрета героя. Сопоставлять портрет двух персонажей, а также словесный и живописный (графический) портреты. Объяснять роль портретной детали в авторском описании. Описывать портрет персонажа письменно и устно. | Живописные (графические) портреты. | Сопоставление статического и динамического словесного портрета. | 1) прочитать вступительную статью о М. Ю. Лермонтове; 2) ответить на вопросы 1 и 2 учебника. | 10.11-14.11 | |
М. Ю. Лермонтов | 2 | |||||||
20. | Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». | 1 | Выразительно читать стихотворения. Выявлять звучащие в поэтическом тексте интонации. | Репродукция рисунка. | Выразительное чтение стихотворения. | 1) выучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» наизусть; 2) подобрать или нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус». | 10.11-14.11 | |
21. | Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». | 1 | Сравнивать образы в поэзии и в изобразительном искусстве. Осуществлять сопоставительный анализ поэтических текстов. | Выразительное чтение наизусть. | 1) прочитать вступительную статью об А. В. Кольцове в учебнике; 2) выполнить задания 1 и 2. | 17.11-21.11 | ||
А. В. Кольцов | 1 | |||||||
22. | Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...». | 1 | Выступать с сообщением по биографии поэта. Выделять особенности лексики. Комментировать иллюстрации к тексту. Наблюдать над ритмом стихотворений. Читать стихотворения наизусть. Называть произведения, посвященные России. Отмечать особенности поэтической манеры. | Иллюстративный материал. | Работа с иллюстрациями. | Прочитать стихотворения А. В. Кольцова «Урожай», «Молодая жница», «Раздумье селянина», «Хуторок». Индивидуальное задание: выучить наизусть одно из стихотворений поэта (по выбору учащихся). | 17.11-21.11 | |
Ф. И. Тютчев | 1 | |||||||
23. | Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся...». | 1 | Выявлять черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Характеризовать лирического героя. Комментировать звучание изобразительно-выразительных средств в тексте. Учить стихотворение наизусть. Готовить сообщение о жизни и творчестве поэта. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы учебника, помещенные после вступительной статьи. | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф. И. Тютчева (по выбору учащихся). | 24.11-28.11 | ||
А. А. Фет | 1 | |||||||
24. | Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...». | 1 | Выявлять черты близости и сходства лирических произведений. Характеризовать лирического героя. Комментировать звучание изобразительно-выразительных средств в тексте. Готовить сообщение о жизни и творчестве поэта. | Анализ стихотворений. | 1) подготовить устное сообщение о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета); 2) выучить одно из помещенных в учебнике стихотворений Ф. И. Тютчева (или А. А. Фета) наизусть. | 24.11-28.11 | ||
Н. С. Лесков | 3 | |||||||
25. | Сказ Н. С. Лескова «Левша». | 1 | Обсуждать фрагменты художественного фильма. Наблюдать особенности сказовой манеры писателя. Объяснять значения, этимологию и художественную функцию слов в сказе. Читать и комментировать текст. | Презентация портретов писателя, иллюстрации, фрагменты художественного фильма. | Составление цитатной характеристики. | 1) сопоставить на основе таблицы образы Александра Павловича, Николая I и Платова в сказе Н. С. Лескова «Левша». | 01.12-05.12 | |
26. | Образы русских умельцев. | 1 | Готовить исторические справки. Сопоставлять образы. Описывать портрет героя. Инсценировать фрагменты сказа. Выявлять и письменно формулировать особенности русского национального характера. Сравнивать позиции автора и повествователя. | Анализ образа главного героя. Творческое задание. | Подготовить устный ответ на вопрос 14 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания учебника 2, 11 (по выбору учащихся). | 01.12-05.12 | ||
27. | Авторская позиция в сказе «Левша». | 1 | Отмечать жанровое своеобразие произведения и его идейное звучание. Описывать иллюстрации. Анализировать внутреннюю речь героя. | Иллюстрации. | Научный конгресс. | 1) подготовиться к зачету по сказу «Левша» (индивидуальные задания 4, 5, 7, 8 учебника); 2) прочитать рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах». | 08.12-12.12 | |
Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя | 1 | |||||||
28. | Сообщение о жизни и творчестве писателя. | 1 | Читать и анализировать фрагменты из биографий. Формулировать выводы. Создавать фрагменты текста биографического характера. | Сообщения о жизни и творчестве писателя. | Подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве А. П. Чехова. | 08.12-12.12 | ||
А. П. Чехов | 3 | |||||||
29. | Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | Готовить сообщение о писателе. Читать статьи учебника. Читать и анализировать рассказ. | Устные сообщения учащихся. Письменная сопоставительная характеристика. | Прочитать рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника (по выбору). | 15.12-19.12 | ||
30. | Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 | Делать сопоставительную характеристику героев. Выявлять художественные особенности текста. Оформлять цитатный план. | Сопоставительная характеристика. Работа над таблицей «Художественные приемы в рассказах А. П. Чехова» | 1) прочитать рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Радость»; 2) завершить работу над таблицей «Художественные приемы в рассказах А. П. Чехова». | 15.12-19.12 | ||
31. | Урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова. | 1 | Читать по ролям. Кратко пересказывать. | Чтение и анализ рассказов. | Прочитать статью учебника «Литература нонсенса и абсурда». | 22.12-26.12 | ||
Нонсенс и абсурд в литературе | 1 | |||||||
32. | Нонсенс и абсурд в английской поэзии. | 1 | Читать статью учебника. Сопоставлять переводы. Читать и анализировать фрагменты произведений. Писать лимерики на заданную тему. | Чтение и анализ фрагментов произведений. | Написать лимерик на тему школьной жизни (задание 3 учебника). | 22.12-26.12 | ||
Автобиографические произведения | 6 | |||||||
33. | Повесть Л. Н. Толстого «Детство». | 1 | Читать фрагменты и главы повести. Составлять список произведений писателя для детей. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести. | Конкурс лимериков, подготовленных шестиклассниками на темы школьной жизни. Викторина. | 1) дочитать оставшиеся главы повести по учебнику; 2) подготовиться к устному рассказу о Карле Иваныче (характеристика героя). | 12.01-16.01 | ||
34. | Образ Николеньки Иртеньева. | 1 | Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. | Письменная творческая работа. | Написать письмо другу и рассказать в нем о Николеньке Иртеньеве. | 12.01-16.01 | ||
35. | Образы родителей. | 1 | Проводить сравнительный анализ глав повести. Объяснять слова и выражения. | Сопоставительный анализ глав. | 1) написать сочинение «Один из эпизодов моего детства»; 2) прочитать первые главы повести М. Горького «Детство». | 19.01-23.01 | ||
36. | Повесть А. М. Горького «Детство». | 1 | Подбирать цитаты для ответа. Проводить речевую характеристику персонажей. Писать творческую работу. | Беседа по вопросам. | Подготовить устный рассказ об одном из героев повести М. Горького «Детство». Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника. | 19.01-23.01 | ||
37. | Образы бабушки и деда Каширина. | 1 | Пересказывать фрагменты повести. Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. | Иллюстрации к повести. | Составление таблицы. | Перечитать эпизоды, характеризующие отношение Алеши к жизни и к дому Кашириных. | 26.01-30.01 | |
38. | Образ Алеши. | 1 | Пересказывать фрагменты повести. Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. | Викторина по содержанию повести. | Написать сочинение на тему «Образ бабушки в повести М. Горького „Детство“». | 26.01-30.01 | ||
А. И. Куприн | ||||||||
39. | Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». | 1 | Читать статью учебника. Отрабатывать технику выразительного чтения. Устно отвечать на вопросы. | Проверка техники и темпа чтения. Анализ композиции. | Прочитать один из святочных рассказов и нарисовать иллюстрации. | 02.02-06.02 | ||
Практикум. Сочинение о персонаже литературного произведения | 1 | |||||||
40. | Сочинение о персонаже литературного произведения. | 1 | Составлять план сочинения. Учиться формулировать мысль на заданную тему. Выражать отношение к событию или герою. Подбирать примеры для характеристики персонажа. Писать сочинение. | Развернутый план сочинения. | 1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. А. Блока; 2) выполнить задания 1 и 2, помещенные после этой статьи. | 02.02-06.02 | ||
А. А. Блок | 1 | |||||||
41. | Стихотворения А. А. Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...». | 1 | Готовить сообщение о поэте. Читать учебник. Наблюдать над ритмом стихотворений. Учить стихотворение наизусть. | Фотопортреты писателя. | Чтение и анализ стихотворений. | Выучить одно из стихотворений А. А. Блока наизусть. | 09.02-13.02 | |
В. В. Маяковский | 1 | |||||||
42. | Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Читать и анализировать стихотворение. Выступать с сообщениями о жизни и творчестве поэта. Готовить выразительное чтение стихотворения. Отмечать особенности поэтической манеры. | Ответы на вопросы. | Подготовить выразительное чтение стихотворения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 09.02-13.02 | ||
Практикум. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения | 1 | |||||||
43. | Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. | 1 | Читать учебник. Выполнять практические задания. Читать и анализировать особенности ритма. Писать вступительную статью к антологии по поэзии. Обсуждать написанные статьи. | Выполнение практических заданий учебника. | Прочитать сказку-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | 16.02-20.02 | ||
М. М. Пришвин | 4 | |||||||
44. | Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Отвечать на вопросы. Обсуждать комментарии к повести. | Кинофрагменты. | Беседа по вопросам. | 1) нарисовать иллюстрацию к одному из озаглавленных фрагментов повести; 2) ответить устно на вопросы 1—4 учебника. | 16.02-20.02 | |
45. | Образы Насти и Митраши. | 1 | Пересказывать эпизоды. Описывать портрет. Представлять иллюстрации к повести. Характеризовать героев. | Презентации иллюстраций. | Пересказы от лица героев. | 1) написать миниатюру «Описание Блудова болота»; 2) ответить устно на вопрос 10 учебника. | 23.02-27.02 | |
46. | История Травки и Антипыча, рассказ о ели и сосне. | 1 | Смотреть кинофрагменты. Читать статью учебника. Пояснять высказывания писателя. Выбирать заглавие для глав. Обсуждать возможные иллюстрации к фрагментам повести. Пересказывать эпизоды. | Беседа по вопросам. Сопоставительная характеристика. Творческая работа. | Ответить устно на вопросы 1, 2, 13, 14 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5, 7 (по выбору учащихся). | 23.02-27.02 | ||
47. | Смысл названия и жанрового определения произведения. | 1 | Трактовать символические образы. Письменно комментировать цитаты. | Викторина. | 1) выписать из повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» 4—5 понравившихся высказываний, дать к ним свой комментарий; 2) выписать цитаты для плана сочинения, характеризующие а) Настю и Митрашу; б) Травку и Серого Помещика (по выбору учащихся). | 02.03-06.03 | ||
Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей | 2 | |||||||
48. | Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике персонажей. | 1 | Выявлять сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей. Формулировать идею сочинения. Обсуждать алгоритм построения вступления. Создавать сравнительные таблицы. | Составление таблицы, плана сочинения. | 1) написать сопоставительный этюд «Ель и сосна в повести М. М. Пришвина „Кладовая солнца“»; 2) написать вступление к сочинению «Сопоставительная характеристика Насти и Митраши». | 02.03-06.03 | ||
49. | Сочинение, посвященное сопоставительной характеристике персонажей. | 1 | Подбирать цитаты. Предлагать последовательность расположения материала. Писать сочинение. | Анализ работ учащихся. | 1) завершить работу над сочинением; 2) прочитать стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей», «Листья осенние»; 3) подобрать музыкальные произведения, которые отражают настроение этих стихотворений поэта, или иллюстрации к стихотворениям. | 09.03-13.03 | ||
Н. М. Рубцов | 1 | |||||||
50. | Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние». | 1 | Читать вступительную статью в учебнике. Отвечать на вопросы. Анализировать поэтический текст. Читать наизусть. Комментировать музыкальные и живописные иллюстрации. | Музыкальные произведения. | Выразительное чтение и анализ. | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Н. М. Рубцова (по выбору учащихся). Прочитать статью учебника о В. Г. Распутине. | 09.03-13.03 | |
В. Г. Распутин | 1 | |||||||
51. | Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | Обсуждать фрагменты статей и выступлений писателя. | Кинофильм. | Ответы на вопросы. | 1) устно ответить на вопросы 5, 6 учебника; 2) подготовить презентацию-проект «Слово о писателе». | 16.03-20.03 | |
52. | Образ главного героя рассказа. | 1 | Наблюдать за изображением внутреннего мира героев. Отвечать на вопросы. Анализировать фрагменты кинофильма. | Проект «Слово о писателе». | 1) подобрать иллюстрации к рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» (В. Я. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шпирко), подготовиться к анализу одной из иллюстраций; 2) устно ответить на вопрос 9 учебника. | 16.03-20.03 | ||
53. | Образ учительницы в рассказе. | 1 | Пересказывать эпизоды. Участвовать в диспуте. Выполнять письменные работы. | Анализ портрета, пересказ эпизодов. | Письменная работа о нравственном содержании образа учительницы Лидии Михайловны. | 01.04-03.04 | ||
54. | Итоговый урок. Анализ письменных работ. | 1 | Объяснять авторскую позицию и способы её выражения. | Диспут. | Прочитать статью учебника. | 06.04-10.04 | ||
Жанр песни в русской литературе | 2 | |||||||
55. | Жанр песни в русской поэзии XIX века. | 1 | Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения. Готовить сообщение о биографии одного из поэтов. | Музыкальные записи. | Чтение и анализ песен. | Подготовить сообщение о биографии одного из поэтов, авторов литературных песен (на материале статей учебника и дополнительных источников). Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника (по выбору учащихся). | 06.04-10.04 | |
56. | Жанр песни в русской поэзии XX века. | 1 | Смотреть кинофрагменты. Объяснять контекстное значение слов. | Музыкальные произведения. | Беседа по вопросам учебника. | 1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве Дж. Лондона; 2) найти в справочной литературе и источниках в Интернете интересную дополнительную информацию о писателе и его героях. | 13.04-17.04 | |
Дж. Лондон | 2 | |||||||
57. | Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише». | 1 | Читать статью о писателе. Участвовать в викторине. Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. | Викторина. | 1) составить кроссворд по рассказу Дж. Лондона «Сказание о Кише»; 2) ответить устно на вопросы 1, 2, 3 учебника. | 13.04-17.04 | ||
58. | Человек и природа в рассказе. | 1 | Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды. Выделять кадры для киносценария. Характеризовать персонажи. Сопоставлять описание природы. | Составление таблицы. | 1) создать несколько кадров киносценария (индивидуальное задание учебника 2, письменно); 2) подготовить рассказ об одном из героев книг писателя (по выбору учащихся). | 20.04-24.04 | ||
А. де Сент-Экзюпери | 4 | |||||||
59. | Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. | Иллюстрации. | Ответы на вопросы. | 1) прочитать главы III и VIII повести-сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; выписать из них философские вопросы; 2) ответить на вопрос 7 учебника. | 20.04-24.04 | |
60. | Образы «взрослых» в произведении. | 1 | Описывать иллюстрации. Обсуждать проблематику. Читать фрагменты. | Самостоятельная исследовательская работа. | Дочитать повесть-сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 27.04-30.04 | ||
61. | Символическое значение образа маленького принца. | 1 | Выполнять исследовательскую работу и работу творческого характера. | Иллюстрации. | Тест. | Подготовить материал к работе по одному из вариантов индивидуального задания 5 учебника (по выбору учащихся). | 04.05-08.05 | |
62. | Письменное сочинение-миниатюра. | 1 | Представлять презентацию на компьютере. Давать отзыв о прочитанном произведении. | Презентации. | Письменная творческая работа. | 1) подготовить презентации «Сент-Экзюпери: судьба летчика» или «Сент-Экзюпери и Россия» (с использованием слайдов и кинофрагментов); 2) подобрать известные афоризмы А. де Сент-Экзюпери. | 04.05-08.05 | |
Жанр повести в русской литературе | 6 | |||||||
63. | Повесть Н. В. Гоголя «Вий». | 1 | Отвечать на вопросы. Обмениваться впечатлениями. | Кинофрагменты. | Словарная работа. | 1) прочитать повесть Н. В. Гоголя «Вий»; 2) подготовить рассказ о Хоме Бруте. | 11.05-15.05 | |
64. | История Хомы Брута. | 1 | Объяснять значения слов. Читать фрагменты. Составлять план сравнительной характеристики. | Кинофрагменты. | Устные рассказы. | 1) подготовить примерный план сопоставительной характеристики кузнеца Вакулы и Хомы Брута. 2) прочитать повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень»; 3) выполнить задание 1 учебника. | 11.05-15.05 | |
65. | Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень». | 1 | Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. | Кинофрагменты, фотографии, слайды. | Сопоставительные характеристики. | Подготовить устный рассказ о Пашке Колокольникове. | 18.05-22.05 | |
66. | История Пашки Колокольникова. | 1 | Пересказывать фрагменты повести. Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. | Фрагменты кинофильма. | Устные рассказы. | Написать небольшой рассказ с комическими ситуациями. | 18.05-22.05 | |
67. | Смысл названия повести. | 1 | Обсуждать кинофрагменты. Рассказывать о герое. Писать творческую работу. Выполнять работу над ошибками. | Сопоставительная характеристика. | Написать письменный отзыв об одной из прочитанных повестей. | 25.05-29.05 | ||
68. | Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения. | 1 | Делать записи в тетрадях. Проводить взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения. | Оценка письменных отзывов. | Знакомство с программой 7 класса. | 25.05-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г
Программа разработона по учебнику Лебедева...
Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013
Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:· Федерального образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 2014-2015 учебный год
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02...