Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Никулина Галина Сергеевна

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое издание. М.: Просвещение, 2008 г. и ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор–составитель В. Я. Коровина. М.: Просвещение. 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина

РАССМОТРЕНО

Руководитель

методического

объединения учителей

русского языка и литературы:

________/ Муравьева С. И./

                         

Протокол № __________

от «___» __________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР:

________/ Нефедова Э. Н./

                           

 «___» __________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

и. о. директора школы:

________/ Триндюк Н. В./

                           

Приказ № __________

от «___» __________ 2014 г.

Рабочая программа

курса

«Литература»

7 класс

на   2014 2015   учебный год

Составитель программы:                                                                                                                                                                                 Никулина Галина Сергеевна,                                                                                                                                                                                       учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Красногорск

2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое издание. М.: Просвещение, 2008 г. и ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор–составитель В. Я. Коровина. М.: Просвещение. 2011 г.

Цели и задачи предмета

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

         

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.
              Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно вспомнить известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить».

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с региональным базисным учебным планом Московской области для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2014-2015 учебном году, на изучение курса литературы в 7 классе выделено 2 часа в неделю.

Согласно календарному учебному графику, действующему на территории Красногорского муниципального района в 2014-2015  учебном году, продолжительность учебного года в  7-х классах составляет 34 учебных недели (приказ от 28.08.2014 № 508). Поэтому учебный материал курса распределен на 68 часов (34 недели ☓ 2).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Особенности класса, в котором будет реализована данная программа

7-Б класс

1. Количественный состав: _____ человек.

2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний. 

3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.

4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: у большинства учащихся повышенная мотивация к обучению, сформирована «внутренняя позиция ученика». Сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса обеспечения

Литература:

Аникина С. М., Золотарева И. В. Поурочные разработки по лит-ре. 7 кл.

Еремина О. А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»

Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы.

Литература. 7 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор–составитель В. Я. Коровина. М.: Просвещение. 2011 г.

Лит-ра. 7 кл.: Поурочные планы. (по учебнику В. Я. Коровиной)/ Сост. Скоркина Н. М.

Миронова Н. А. Тематическое и поурочное плани-рование по лит-ре: 7 кл.: К учебнику В. Я. Коровиной «Лит-ра. 7 кл.»

Турьянская Б. И., Комисарова Е. В., Холодкова Л. А. Лит-ра в 7 кл.: Урок за уроком.

Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл./ Автор-составитель В.Я.Коровина.

Дидактические материалы:

Словари;

Сборники тестов;

Справочники;

Таблицы.

Материальное обеспечение кабинета:

Мультимедийный компьютер;

Проектор;

Экран;

Интернет;

Телевизор;

Видеомагнитофон;

Портреты писателей.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Н. В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Предварительный просмотр:

 

Раздел. Тема урока

Количество

часов

Основные виды деятельности учащихся

Наглядность

(таблицы, карты, диски, фильмы, ЦОР, учебно-лабораторное оборудование)

Формы

контроля

Домашние задание

Дата

План

Факт

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Пользоваться справочным разделом, составлять тезисы и план прочитанного.

Беседа по вопросам.

Задание № 2 учебника выполнить письменно.

Прочитать статью «Предания».

01.09-05.09

Из устного народного творчества

4

Предание как поэтическая автобиография народа.

1

Пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.

Сборник преданий.

Тезисы и план.

Прочитать статью «Былины».

Былину «Вольга и Микула Селянинович» прочитать.

01.09-05.09

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович.» Прославление мирного труда.

1

Составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины.

Тест.

Подготовить выразительное чтение былины.

Выписать из текста гиперболы, найти повторы (по 5 – 10).

Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

08.09-12.09

Внеклассное чтение. «Илья Муромец и Соловей–разбойник» (или былина «Садко»).

1

Воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин.

Литературная викторина по изученным былинам

Прочитать на выбор «Садко», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Алёша» и др.

Подготовить характеристики героев былин.

08.09-12.09

Пословицы и поговорки.

1

Объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, включать их в разговор.

Сборники пословиц.

Беседа по вопросам. Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Найти по пять пословиц, посвящённых временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы.

Подготовить письменное толкование понравившейся пословицы (мини-сочинение).

15.09-19.09

Из древнерусской литературы

3

 «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

Воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Фильм «Древнерусская литература».

Анализ эпизодов.

Написать короткое «поучение», обращённое к кому-нибудь из своих близких и друзей, используя соответствующую лексику.

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

15.09-19.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности.

1

Воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев.

План пересказа повести.

Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) повести от лица одного из персонажей.

Провести словарную работу: задание № 2 в учебнике.

22.09-26.09

Развитие речи. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ».

1

Выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты, оформлять устное высказывание в письменной форме, используя текст изученных произведений.

Проверочная работа.

Прочитать статью учебника о Ломоносове.

22.09-26.09

Их литературы XVIII века

2

М. В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…» Мысли автора о Родине, русской науке.

1

Воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать, определять особенности жанра оды.

Фильм «Михайло Ломоносов».

Развернутый ответ на вопрос.

Прочитать «Оду на день восшествия…» полностью.

Подготовить выразительное чтение одного из отрывков.

Составить развёрнутый план статьи учебника.

29.09-03.10

Г. Р. Державин «Река времен в своем стремленье», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, смешение стилей.

План статьи учебника.

Выучить наизусть стихотворение Державина.

Подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты XVIII столетия».

Прочитать поэму «Полтава».

29.09-03.10

Из литературы XIX века

30

А. С. Пушкин «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы.

1

Анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию.

Фильм «Лицейские годы Пушкина".

Чтение наизусть.

Выучить наизусть отрывок из поэмы, (дополнительно) прочитать весь текст поэмы.

Прочитать в учебнике отрывок из поэмы «Медный всадник» (вариант: всю поэму).

06.10-10.10

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

1

Анализировать поэтическое произведение.

Чтение наизусть.

Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть.

Написать мини-сочинение по одной из иллюстраций к поэме.

06.10-10.10

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхвов.

1

Воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной выразительности, определять их роль.

Тест.

Выучить песню наизусть.

Заполнить кроссворд.

13.10-17.10

Развитие речи. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях

А.С. Пушкина».

1

Определять современное значение архаизмов, понимать замысел поэта, идею произведения, анализировать поэтическое произведение.

Чтение наизусть.

Беседа по вопросам.

Приготовить выразительное чтение отрывка.

Прочитать повесть «Станционный смотритель».

13.10-17.10

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы.

Видеофрагмент из одноименного художественного фильма.

Беседа по вопросам.

Прочитать повесть до конца.

Ответить на вопросы учебника.

20.10-24.10

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского.

1

Выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию.

Пересказ.

Составить композиционный план повести.

Подготовить пересказ «Самсон Вырин у Минского».

20.10-24.10

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХVI века.

1

Находить исторические детали, объяснять их роль, анализировать текст, язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Толковый словарь В. И. Даля.

Композиционный план повести.

Составить план статьи И. А. Андроникова в учебнике.

Прочитать «Песню про купца Калашникова…».

27.10-31.31

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

Составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства.

Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича.

Подготовить выразительное чтение одной из глав поэмы.

Выучить наизусть отрывок из поэмы: восход зари.

27.10-31.31

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.

1

Воспринимать и анализировать поэтический текст.

Чтение наизусть.

Учебник, вопросы 1,2.

Одно из стихотворений выучить наизусть.

10.11-14.11

Контрольная работа по творчеству

А. С. Пушкина и

М. Ю. Лермонтова (ответы на вопросы, тестирование).

1

Чтение наизусть.

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

10.11-14.11

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1

Понимать роль исторического фона в повествовании, сопоставлять прочитанное с увиденным на экране.

Фрагменты художественного фильма «Тарас Бульба».

Тест.

Перечитать 1-2 главы, отобрать материал для характеристики героев (Тараса, Остапа и Андрия). Выразительное чтение эпизода «Описание степи».

17.11-21.11

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственноличные, национальные и исторические.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Составление сравнительной таблицы.

Перечитать 3-9 главы, подготовить их пересказ.

17.11-21.11

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

1

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

Фрагменты художественного фильма «Тарас Бульба».

Пересказ.

Перечитать 10-12 главы, отобрать материал для характеристики Остапа.

Выборочный пересказ «Как сражались и погибали казаки».
«Речь о товариществе» наизусть.

24.11-28.11

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

1

Отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком.

Выборочный пересказ.

Подготовиться к сочинению.

24.11-28.11

Развитие речи.

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

Сочинение.

Прочитать рассказ «Бирюк».

01.12-05.12

И. С. Тургенев «Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

1

Определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа.

План и тезисы.

Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

Прочитать стихотворения в прозе «Близнецы», «Два богача». 

01.12-05.12

Стихотворение в прозе. «Русский язык», «Два богача». Особенности жанра.

1

Определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему, определять художественные приёмы, их роль.

Анализ стихотворений, чтение наизусть.

Выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

Написать стихотворение в прозе.

08.12-12.12

Н. А. Некрасов «Русские женщины». Величие духа русской женщины.

1

Определять тему и идею поэмы, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора. Показать напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.

Иллюстрации.

Характеристика героя.

Прочитать ещё раз отрывок из поэмы. (Вариант: прочитать всю поэму Некрасова).

Дать сравнительную характеристику женщин-героинь поэмы.

Прочитать стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом».

08.12-12.12

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

Воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, находить художественные приёмы фольклора, объяснять художественные особенности стихотворения, роль антитезы.

Сравнительная характеристика.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Написать мини-сочинение по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова.

15.12-19.12

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

Анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику, композиции баллад, выделять художественные приёмы, сопоставлять художественные произведения.

Портрет писателя, выставка книг.

Краткий словарь устаревших слов. Ответы на вопросы.

Прочитать статью учебника о Салтыкове-Щедрине.

Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

15.12-19.12

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

Анализировать текст, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы, находить жанровые признаки повести, сравнивать героев и ситуации.

Портрет писателя, выставка книг.

Беседа по вопросам.

Составить цитатный  план сказки.

Подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ одного эпизода.

22.12-26.12

Развитие речи. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках

М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

Находить в тексте черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке.

Устное сочинение-рассуждение «Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живёт»?»

Прочитать сказку «Дикий помещик».

Составить словарик терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира»: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.

22.12-26.12

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений XIX века.

1

Литературный ринг.

Прочитать статью о Толстом, составить её план. Прочитать главы из «Детства».

12.01-16.01

Л. Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер повести.

1

Анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей.

Портрет писателя, выставка книг.

Выборочный пересказ, комментирование.

Подготовить пересказ одной из глав.

Подготовить рассказ об одном и героев произведения.

12.01-16.01

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

1

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера.

Пересказ.

Прочитать статью

Н. Гудзия «Как работал Толстой» и повесть «Детство» до конца.

19.01-23.01

И. А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

Составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям.

Отзыв на рассказ «Цифры» или план рассказа.

Прочитать рассказ «Цифры» полностью.

Подготовить характеристику главных персонажей в соответствии с планом.

Прочитать рассказ «Лапти».

19.01-23.01

Внеклассное чтение. И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

Выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали.

Продолжение рассказа «Лапти».

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

26.01-30.01

А. П. Чехов «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков.

1

Оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

Киноэкскурсия.

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Прочитать рассказы «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Прочитать статью А.И. Ревякина «Антон Павлович Чехов». Составить план.

26.01-30.01

Средства создания комического в рассказе

А. П. Чехова «Хамелеон».

1

Самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему.

Составить письменно отзыв к одному из прочитанных рассказов Чехова.

02.02-06.02

Два лица России в рассказе

А. П. Чехова «Злоумышленник».

1

Анализировать произведение, видеть «смех и слёзы» автора, раскрывать роль художественной детали, особенности речи, выразительно читать, передавая характер героев.

Прочитать рассказы «Тоска» и «Размазня».

02.02-06.02

Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах

А. П. Чехова «Тоска», «Размазня».

1

Видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать – искусство вычёркивать», роль смеха в рассказах.

Характеристика одного из героев рассказов Чехова.

Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова».

09.02-13.02

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. 

В. А. Жуковский,

 А. К. Толстой,

И. Бунин.

1

Анализировать поэтический текст, определять выразительные средства языка.

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

Прочитать повесть «Детство» Горького.

09.02-13.02

Их литературы XX века

21

М. Горький. Автобиографический характер повести «Детство».

1

Делать художественный пересказ частей сюжета, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда.

Портрет писателя. Выставка книг.

Задание к II, III, IV главам:

1) найти в этих главах сведения о бабушке и дополнить её характеристику;

2) прочитать указанные главы.

Подготовить художественный пересказ различных сцен из повести .

16.02-20.02

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка Акулина Ивановна.

1

Видеть авторскую позицию, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.

Прочитать повесть «Детство» до конца.

Подготовить чтение сцены по ролям «Разговор с дедом». Устное сочинение на выбор: «История жизни деда Каширина», «Почему почувствовал Алёша в бабушке близкого человека?»

16.02-20.02

Развитие речи. Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя.

1

Определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар».

Ответить на вопросы учебника.

Прочитать рассказ «Старуха Изергиль».

23.02-27.02

Легенда о Данко из рассказа

М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.

Видеофрагменты рассказа.

Устное словесное рисование.

Подготовить художественный пересказ легенды о Данко.

23.02-27.02

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Выразительно читать стихотворение, определять художественное своеобразие, приёмы создания образов, оценивать язык поэта.

Портрет писателя. Выставка книг.

Таблица «Лексический анализ стихотворения».

Выразительное чтение «Необычайного происшествия».

Прочитать статью учебника.

Найти неологизмы и выписать из текста в тетрадь.

02.03-06.03

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

Воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Мини-сочинение «Мне нравятся или не нравятся стихи В. В. Маяковского, потому что…»

Выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Прочитать рассказ

Л. Андреева «Кусака», составить план рассказа «Жизнь Кусаки».

02.03-06.03

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

Сформулировать собственное отношение к событиям и героям, составить цитатный план произведения.

Иллюстрации.

Цитатный план произведения.

Написать рассказ о любом животном: своём, бездомном – «Имя моего любимца».

Прочитать рассказ

А. Платонова «Юшка».

09.03-13.03

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги героя.

1

Анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев, анализировать поступки и характер главного героя.

Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире». Подготовить небольшой пересказ на одну из тем: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть», «Наедине с природой».

09.03-13.03

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»

1

Определять основную мысль сочинения, вычленять материал, привести примеры, построить план сочинения.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Пастернака.

16.03-20.03

Б. Пастернак. Своеобразие картин природы.

1

Читать и анализировать поэтический текст.

Подготовиться к контрольной работе.

16.03-20.03

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или стихотворения.

1

Подготовить выразительное чтение стихов о войне из предложенных.

Подготовить сообщение по данным темам.

01.04-03.04

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях 

А. Ахматовой,

К. Симонова,

А. Суркова.

1

Читать и анализировать поэтический текст.

Прочитать рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

Ответить на вопросы учебника.

06.04-10.04

Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади».

1

Анализировать небольшое эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

План рассказа.

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Подготовить краткий и художественный пересказ эпизодов из рассказа.

06.04-10.04

Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

1

Анализировать небольшое произведение, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности.

Иллюстрации.

Прочитать стихотворение «Кукла»

К. Случевского. Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом

Е.И. Носова? В чём она?

Прочитать рассказы Носова «Живое пламя», «Радуга».

Прочитать рассказ Ю. Казакова «Тихое утро».

13.04-17.04

Внеклассное чтение. 

Ю. П.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

Давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения, создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи.

Сравнительная характеристика героев.

Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного на уроке.

Прочитать рассказ

В. Мирнева «Ночью». Написать краткую письменную рецензию.

13.04-17.04

Внеклассное чтение. Стихи поэтов ХХ в. о Родине. В. Брюсов, Ф. Сологуб,

С. Есенин и др.

1

Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять художественные средства.

Подготовить выразительное чтение стихотворения (на выбор).

20.04-24.04

А. Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского «Снега потемнеют синие».

1

Выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики, её главные мотивы, литературные приёмы, особенности лексики, размер.

Выучить наизусть одно из стихотворений Твардовского.

Прочитать статью в учебнике «Уроки Твардовского» и «Из воспоминаний  о Твардовском».

20.04-24.04

Внеклассное чтение.

Д. С. Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

1

Выстраивать устный и письменный ответы на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений.

Прочитать статьи

Д. С. Лихачёва.

27.04-30.04

М. М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пёстрый бисер лексикона»

(М. Горький), писать отзыв на рассказ. 

Отзыв на рассказ.

Ответить на вопросы учебника.

Прочитать статью о

Р. Гамзатове.

Выразительное чтение стихотворений.

04.05-08.05

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля» и др. Размышления об истоках и основах жизни.

1

Анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства.

Ответить на вопросы учебника.

04.05-08.05

Их зарубежной литературы

6

Дж. Байрон «Честная бедность».

1

Анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства.

Аудиозапись.

Подготовить выразительное чтение стихотворения Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!»

11.05-15.05

Р. Бернс «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

Выразительно читать стихотворение, подчёркивая его грустный и шутливый характер.

Письменный ответ на вопрос, что обрекает героя на бессмертие.

Краткий пересказ статьи о Бёрнсе.

Выразительное чтение стихотворений.

11.05-15.05

Японские хокку. Особенности жанра.

1

Анализировать поэтическое произведение, выявлять подтекст в стихотворении, выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Подготовить выразительное чтение понравившихся хокку.

Пользуясь иллюстрациями, приведёнными в учебнике, попытаться составить свои хокку.

18.05-22.05

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

О. Генри «Дары волхвов».

1

Видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя, выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Подготовить пересказ рассказа.

Написать сочинение на одну из тем.

Прочитать рассказы

О. Генри.

Прочитать рассказ «Каникулы».

18.05-22.05

Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

1

Объяснять смысл названия, состояние героев, роль авторских ремарок и приёмов фантастики.

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чём мальчик написал в записке? О чём предупреждает писатель в рассказе «Каникулы»?

Подготовиться к итоговому уроку.

25.05-29.05

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1

Объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

Задания для летнего чтения.

25.05-29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 10 кл. 2014-2015 уч. г

Программа разработона по учебнику Лебедева...

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...

Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год.«Английский в фокусе» 6 класс, Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, - Просвещение, 2013

Данная программа линии Перспектива «Английский язык» 6 класс для основной школы составлена на основе:·        Федерального образовательного стандарта общего образова...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год. «Английский в фокусе»-10 класс О.В. Афанасьева, Дж. Дули

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень) с учетом требований государственного стандарта среднего (полн...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 2014-2015 учебный год

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02...