Рабочая программа 5-6 класс по географии
рабочая программа по географии

Баженова Наталия Викторовна

Рабочая программа разработана в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog._po_geografii_5-6_klass_2020-2022.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

География 5-6 классы

(70часов)

Рабочая программа разработана в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897,с изменениями, далее ФГОС ООО), приказом Минобрнауки от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

На основе примерной программы по географии, составленной на основе ФГОС  основного общего образования и авторской программы основного общего образования по географии для 5-9 классов Алексеева А.И., Климановой О.А., Климанова В.В., Низовцева В.А., опубликованной в сборнике «Рабочие программы. География. 5-9 классы». – М.: Дрофа, 2014г.; учебного плана МБОУ Бондарской СОШ  на 2020-2021 учебный год.

Количество учебных часов

№ п/п

Класс

Кол-во часов

1

5

35

2

6

35

5 класс

( 35 часов)

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета по разделам.

Предметные результаты

№ п/п

Название раздела (кол-во часов)

Учащийся  научится:

Учащийся  получит возможность научиться:

1

Как устроен наш мир (9ч)

- Объяснять значение понятий" геоцентрическая и гелиоцентрическая модель;

- Сравнивать две модели устройства мира;

- Называть и показывать  планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение "астероид", метеорит", "комета";

-Объяснять значение  ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг";

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

 - находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- Показывать географические объекты на карте;

- Определять расстояния и направления по глобусу;

2

Развитие географических знаний о земной поверхности (8ч)

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

3

Как устроена наша планета (15 ч)

- Объяснять ключевые слова: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой;

- Объяснять значение новых слов "гидросфера, Мировой океан, "Мировой круговорот воды, море, залив, пролив, лиман, река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы";

 - Объяснять ключевые слова" атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр";

- Объяснять значение новых слов: "биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт";

 - Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику;

- Показывать на карте части Мирового океана;

- Работать с простейшими метеорологическими приборами;

- Прогнозировать  состояние окружающей среды;

6

Контрольная работа (1ч.)

7

Обобщение знаний по разделу (2ч.)

Планируемые результаты освоения курса географии 5 класса

Выпускник 5 класса научится:

  • формировать представления о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе,  задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формировать  первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладевать элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладевать основными навыками нахождения, использования  и презентации географической информации;
  • овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формировать представления об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  • определять цели обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • планировать пути достижения целей,  в том числе,  альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы    решения учебных  и познавательных задач по географии;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  и определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности ее решения;
  • составлять презентации по теме  «Великие русские путешественники»;
  • строить профиль рельефа суши и  дна океана по физической карте согласно предложенному алгоритму;
  • определять направление и расстояние между начальным и конечным пунктами экспедиций,  определять направление и протяженность каждого этапа экспедиции, изображать маршрут экспедиции на карте.
  • составлять маршруты путешествий, построение маршрута на основе картографических Интернет –ресурсов;
  • прокладывать маршрут морского кругосветного путешествия через заданные точки и определение по картам географических характеристик частей Мирового океана,  по которым пройдет маршрут;
  • представлять информацию об объекте Всемирного наследия в информационном буклете, составленном по заданному алгоритму, выполнять буклет в компьютерной программе.

II. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

(кол-во часов)

Содержание раздела

1

Как устроен наш мир (9 ч)

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Практическая работа №1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

2

Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Практическая работа №2 Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.

3

Как устроена наша планета (15 ч)

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Урок-практикум. Практическая работа №3 Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе

и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Практическая работа №4 Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Практическая работа №5 Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?

Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Обобщение знаний по разделу «Как устроена наша планета» (1ч.)

4

Контрольная работа (1ч.)

Контрольная работа за курс 5 класса.

5

Обобщение пройденного материала (2ч.)

Повторение и закрепление пройденного материала.

III.Тематическое планирование

Разделы и темы

Кол-во часов

Контроль-

ные работы

Практичес-кие работы

Раздел I. Как устроен наш мир

9

Тема 1. Земля во Вселенной

5

Тема 2. Облик Земли

4

1

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

8

Тема 3. Изображение Земли.

2

Тема 4.История открытия и освоения Земли.

6

1

Раздел III. Как устроена наша планета

15

Тема 5. Литосфера.

5

1

Тема 6. Гидросфера.

3

Тема 7. Атмосфера.

3

1

Тема 8. Биосфера.

2

1

Тема 9. Природа и человек.

1

Обобщение знаний по разделу «Как устроена наша планета»

1

Контрольная работа за курс 5 класса

1

1

Обобщение пройденного материала

2

Итого

35

1

5

Календарно- тематическое планирование 5 класс

№ уро

ка

Тема урока

Кол- во час.

Даты проведения уроков

Примечание

По плану

Фактичес-ки

Раздел I.  Как устроен наш мир (9ч.)

Тема1. Земля во Вселенной (5ч)

1

Представление об устройстве мира.

1

2

Звёзды  и Галактики

1

3

Солнечная система

1

4

Луна-спутник Земли.

1

5

Земля-планета Солнечной системы.

1

Тема 2. Облик Земли (4ч.)

6

Облик земного шара.

1

7

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

1

8

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

9

Урок-практикум. Практическая работа №1 Глобус как источник географической информации.

1

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8ч.)

Тема 3. Изображение Земли (2ч)

10

Способы изображения земной поверхности.

1

11

История географической карты.

1

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6ч.)

12

Географические открытия древности.

1

13

Географические открытия Средневековья.

1

14

Великие географические открытия.

1

15

В поисках Южной Земли.

1

16

Исследование океана и внутренних частей материков.

1

17

Урок-практикум.  Практическая работа №2 Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

1

Раздел III. Как устроена наша планета (15ч.)

Тема 5. Литосфера (5ч.)

18

Внутреннее строение Земли

1

19

Горные породы и их значение для человека

1

20

Урок-практикум. Практическая работа №3

1

21

Рельеф и его значение для человека

1

22

Основные формы рельефа

1

Тема 6. Гидросфера (3ч.)

23

Мировой круговорот воды.

1

24

Мировой океан и его части.

1

25

Гидросфера-кровеносная система Земли.

1

Тема 7. Атмосфера (3ч.)

26

Атмосфера Земли и её значение для человека.

1

27

Погода.

1

28

Урок -практикум.  Практическая работа №4 Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

Тема 8. Биосфера (2ч.)

29

Биосфера - живая оболочка Земли.

1

30

Урок - практикум.  Практическая работа №5 Экскурсия  в природу.

1

Тема 9. природа и человек (1ч.)

31

Воздействие человека на природу.

1

32

Обобщение знаний по разделу «Как устроена наша планета».

1

33

Контрольная работа за курс 5 класса

1

34-35

Обобщение пройденного материала.

2

6 класс

(35 часов)

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета по разделам.

Предметные результаты

№ п/п

Название раздела (кол-во часов)

Учащийся  научится:

Учащийся  получит возможность научиться:

1

Земля во Вселенной (3ч.)

- Выявлять и знать причины смены времён года, объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь;

- Давать определение понятию географические координаты. Называть методы определения географических координат.

- Определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе

2

Путешествия и их географическое отражение (5ч.)

-Объяснять значение понятий: «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

-Приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

-Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

-Читать план местности и карту;      

-Определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

-Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

-Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять характеристику;

-Производить простейшую съемку местности;

3

Природа Земли (18ч.)

- Называть и показывать основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

- Объяснять понятия литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

- Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

- Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- Работать с контурной картой

- Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.

-Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

- Называть и показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);

- Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- Описывать погоду и климат своей местности.

- Объяснять причины и следствия зависимости питания и режима реки  от климата местности где протекает река;

- Объяснять особенности взаимодействия озера и суши, значение озёр для природы и человека;

- Объяснять особенности взаимосвязи болот и подземных вод, ледников и климата;

-Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма;

-Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры, солености поверхностных вод Мирового океана;

- Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами;

- Овладевать навыками чтения карт погоды и климатических карт;

- Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли;

-Выявлять взаимосвязи между земными оболочками, их изменение в результате деятельности человека.

4

Географическая оболочка – среда жизни (6ч.)

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

- приводить примеры стихийных природных явлений в литосфере, гидросфере, атмосфере.

-составлять описание природного комплекса;

-Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

5

Обобщение пройденного материала (3ч)

Планируемые результаты освоения курса географии 6 класса

Выпускник 6 класса научится:

  •  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  •  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  •  по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  •  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  •  в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  •  представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник 6 класса получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  •  строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
  •  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  •  Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  •  оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
  •  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  •  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  •  создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

II. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

(кол-во часов)

Содержание раздела

1

Земля во Вселенной (3ч.)

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

2

Путешествия и их географическое отражение (5ч.)

План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

Ориентирование по плану местности в природе и в населенном пункте. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.  Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок-практикум. Практическая работа №3. Работа с картой. Описание местоположения объекта на карте.  Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

Р.К. Путешествие по картам области.

3

Природа Земли (18ч.)

ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)

Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?

Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?

ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?

Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана?  Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?

Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?

Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?

Р.К. Строение поверхности территории Тамбовской области. Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области. Основные формы рельефа.

ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум.  Практическая работа №4.  Работа с климатическими картами.  Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум. Практическая работа №5.   Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

Р.К. Времена года и типы погод Тамбовской области. Распределение климатических показателей по территории области. Климат своей местности. Климат и человек.

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (3 ч)

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Р.К. Разнообразие вод суши Тамбовской области. Роль воды в жизни человека.

Контрольная работа №1 по разделу VI.

4

Географическая оболочка – среда жизни (6ч.)

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)

Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)

Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Р.К. Растительный и животный мир родного края. Почвы Тамбовской области. Природные комплексы. Меры охраны природы.

5

Обобщение пройденного материала (3ч)

Повторение и закрепление пройденного материала.

III.Тематическое планирование

Разделы и темы

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

Раздел IV. Земля во Вселенной.

3

1

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение.

5

2

Раздел VI. Природа Земли

18

Тема 10. Планета воды.

2

Тема 11. Внутреннее строение воды.

3

Тема 12. Рельеф суши.

3

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли.

6

2

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли.

3

Контрольная работа №1 по разделу VI.

1

1

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни.

6

Тема 15. Живая планета.

2

Тема 16. Географическая оболочка и её закономерности.

3

Тема 17. Природа и человек.

1

Обобщение пройденного материала

3

Итого:

35

1

5

Календарно- тематическое планирование 6 класс

№ уро

ка

Тема урока

Кол- во час.

Даты проведения уроков

Примечание

По плану

Фактичес-ки

Раздел IV. Земля во Вселенной (3ч.)

1

Вращение Земли его следствия.

1

2

Географические координаты.

1

3

Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу.

1

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение. (5ч.)

4

План местности.

1

5

Ориентирование по плану местности в природе и в населенном пункте.

1

6

Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.

1

7

Многообразие карт.

Р.К. Путешествие по картам области.

1

8

Урок-практикум. Практическая работа №3. Работа с картой.

1

Раздел VI. Природа Земли. (18ч.)

Тема 10. Планета воды. (2ч.)

9

Свойства вод Мирового океана.

1

10

Движение вод в Мировом океане.

1

Тема 11. Внутреннее строение Земли.(3ч.)

11

Движение литосферных плит.

1

12

Землетрясения: причины и последствия.

1

13

Вулканы.

1

Тема 12. Рельеф суши. (3ч)

14

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.

Р.К. Строение поверхности территории Тамбовской области. Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области. Основные формы рельефа.

1

15

Горы.

1

16

Равнины.

1

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (6ч.)

17

Температура воздуха.

1

18

Атмосферное давление. Ветер.

1

19

Облака и атмосферные осадки.

1

20

Погода и климат.

Р.К. Времена года и типы погод Тамбовской области. Распределение климатических показателей по территории области. Климат своей местности. Климат и человек.

1

21

Урок-практикум.  Практическая работа №4.  Работа с климатическими картами.  

1

22

Урок-практикум. Практическая работа №5.   Наблюдения за погодой.

1

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. (3 ч.)

23

Реки в природе и на географических картах.

1

24

Озера.

1

25

Подземные воды. Болота. Ледники.

Р.К. Разнообразие вод суши Тамбовской области. Роль воды в жизни человека.

1

26

Контрольная работа №1 по разделу VI.

1

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни.(6ч.)

Тема 15. Живая планета (2ч.)

27

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

1

28

Почва как особое природное тело.

1

Тема 16. Географическая оболочка и её закономерности.(3ч.)

29

Понятие о географической оболочке.

1

30

Природные комплексы как части географической оболочки.

Р.К. Растительный и животный мир родного края. Почвы Тамбовской области. Природные комплексы. Меры охраны природы.

1

31

Природные зоны Земли.

1

Тема 17. Природа и человек.(1ч.)

32

Стихийные бедствия и человек.

1

33-35

Обобщение знаний по разделу

3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

                                                  Принята на методическом совете

                                                 ( Протокол от_____________№______________)

                                                 Утверждена:________________ О.Н.Соломатина

                                                 (Приказ от ______________№_______________)

Рабочая программа

по географии

основного общего образования

(5-6 классы)

на 2015/2022 учебный год

срок реализации – 2 года

с. Бондари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6-го класса по географии

Рабочая программа 6-го класса по географии....

Рабочая программа для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)

Рабочая программа по географии для 5 класса (в соответствии с требованиями ФГОС ООО) к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой "ГЕОГРАФИЯ Землеведение" для 5-6 кл. изд-во "Дрофа"...

Рабочая программа для 5 класса по географии

Рабочая программа по географии для 5  класса по УМК  В.П Дронов, Л.Е Савельева...

Рабочая программа для 7 класса по географии

Рабочая программа по географии для 7 класса....

Рабочая программа 5 а класса по географии за 2022-2023 год

Представлена рабочая программа 5 а класса по географии за 2022-2023 год...

Рабочая программа 6 а класса по географии за 2022-2023 год

Представлена рабочая программа 6 а класса по географии за 2022-2023 год...

Рабочая программа 8 а класса по географии за 2022-2023 год

Представлена рабочая программа 8 а класса по географии за 2022-2023 год...