Рабочая программа для 5 класса по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Шакирова Танзиля Хашимовна

Рабочая программа по географии для 5  класса по УМК  В.П Дронов, Л.Е Савельева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_geo_fgos.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Надеждинская основная общеобразовательная  школа »

Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

                                          «Согласовано»                                       «Согласовано»                                                  «Утверждено»

             Заместитель руководителя по УВР                         Руководитель  КМО                       Директор  МБОУ «Надеждинская ООШ»

           _______________/ Каримова А.И.  /                   _____________                                 __________ /Вагизова О.И./

                                                                                                                                                                                                                                                                         

                      « 29 »  августа 2018г.                                   25 августа 2018 г.                       Приказ №  112  от « 29 » августа  2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

Шакировой Танзили Хашимовни,  учителя первой квалификационной категории                                                                                                      

                                                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                            педагогического совета

                                                                                                                                                                протокол №  1

                                                                                                                                                            от « 29 » августа  2018 г.

Надеждино   2018 год

  Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012г;

-Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68 – ЗРТ «Об образовании»

- Федеральный  государственный  стандарт  основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (ФГОС основного общего образования)

-Примерная основная  образовательная программа основного общего образования ( одобрена решением федерального учебно  – методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная » Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

- Примерная  программа основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В Душина, Л.Е.Савельева.

- Учебный  план  МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная школа»  Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на 2018-2019 учебный год.

- Федеральный  перечень учебников, рекомендуемых  и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Положение о рабочей программе  МБОУ «Надеждинская основная общеобразовательная школа »

Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

 При изучении курса решаются следующие задачи:

 формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

 формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

 развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

 развитие представлении о размещении природных и социально-экономических объектов;

 развитие специфических географических и общеучебных умений;

 развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

Место курса географии в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 35 часов, из расчета 1 час в неделю, 6 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

6  часов

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

6 часов

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

11 часов

ПРИРОДА ЗЕМЛИ

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

11 часов

   

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Развитие географических знаний о Земле.

- объяснять, для чего изучают географию;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий;

 - показывать на карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - выделять в записках путешественников географические особенности территории;

- выбирать  и  использовать источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

- создавать письменные тексты, устные сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли на основе нескольких источников информации;

 - создавать простейшие географические карты различного содержания;

- ставить учебную задачу   и планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 - работать в соответствии с предложенным планом;

 - выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях,

 - составлять описания объектов;

- составлять простой и сложный план

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно- следственные связи;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста;

 - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом.

- ответственное отношение к учебе;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

 - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

 - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование  установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

-понимание основ экологической культуры;

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет – гигантов, сравнивать изученные планеты;

- характеризовать виды движения Земли и их географические следствия;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты

- фиксировать особенности положения Земли в дни солнцестояний и равноденствий;

- находить на карте территории, расположенные в разных тепловых поясах;

- объяснять значение ключевых понятий;

Изображение земной поверхности.

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

 - выбирать  и  использовать картографические источники географической информации  для решения различных учебных и практико- ориентированных задач;

 - ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

- строить простые планы местности;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе  при помощи карт, компаса и современных навигационных приборов;

 - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и карты;

 - определять географические координаты;

- объяснять значение ключевых понятий;

- ставить учебную задачу   и планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; - выделять главное, существенные признаки понятий; - участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, - составлять описания объектов; - составлять простой и сложный план - работать с текстом и нетекстовыми компонентами; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; - оценивать работу одноклассников; - выявлять причинно- следственные связи; - составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста;  - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом.

- ответственное отношение к учебе;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

 - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

 - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование  установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

-понимание основ экологической культуры;

Природа Земли

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океанов;  

- давать характеристику рельефа своей местности;

 - различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления  основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- описывать по карте положение географических объектов;

- объяснять особенности строения  литосферы и  рельефа суши в зависимости от строения земной коры;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

- ставить учебную задачу   и планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 - работать в соответствии с предложенным планом;

 - выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях,

 - составлять описания объектов;

- составлять простой и сложный план - работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно- следственные связи;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста;

 - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом.

- ответственное отношение к учебе;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

 - развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

 - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование  установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

-понимание основ экологической культуры;

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

УМК (. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2012.)

  Раздел, тема учебного материала

Кол-

во

часов

Календарные сроки

Основные виды деятельности обучающихся

кал.

факт.

РАЗДЕЛ 1. Развитие географических знаний о Земле. (6 часов)

1

Введение. Что изучает география.

1

Знакомятся со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом; формулируют определение «география», выявляют различия природных и антропогенных  объектов.

2

Представления о мире в древности. Появление первых географических карт.

1

Исследуют по картам маршруты известных путешественников. Находят дополнительную информацию  (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках Древнего мира и Средневековья.

3

География в эпоху Средневековья.

1

4

Эпоха Великих географических открытий. Значение Великих географических открытий.

1

Исследуют  по картам и описывают маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана.

5

Географические открытия XVII–XIX вв. Первое русское кругосветное путешествие. Практическая  работа  №1.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

1

Исследуют и описывают по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Делают сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, об основных этапах изучения человеком земной поверхности.  Наносят на контурную карту маршруты путешествий.

6

Географические исследования в ХХ веке.  Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

1

  Делают сообщения (презентации) о современных направлениях географических исследований.

РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (6 часов)

7

Земля – планета Солнечной системы.

1

Сравнивают планеты Солнечной системы по разным параметрам. Выявляют особенности планеты Земля.

8

Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.

1

Находят дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю.

9

Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты

1

Приводят доказательства шарообразности Земли. Вычисляют разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора.  

10

Виды движения Земли и их географические следствия.  Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

1

Наблюдают действующую модель (теллурий) движений Земли и описывают особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявляют зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

11

Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.  

1

Составляют и анализируют схему «Географические следствия  вращения Земли вокруг Солнца»

12

Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Практическая  работа  №2.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

1

Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксируют особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Находят на карте территории, расположенные в разных тепловых поясах.

РАЗДЕЛ 3. Изображение земной поверхности. (11 часов)

13

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

1

Выявляют особенности глобуса как объемной модели Земли. Сравнивают планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности и географической картой.

14

Масштаб.

1

Определяют расстояния с помощью масштаба. Решают практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно.

15

Стороны горизонта.  Азимут.

1

Определяют направления сторон горизонта, азимут на объекты.

16

Практическая работа №3. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

1

 

Определяют направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов. Составляют описание маршрута по плану местности.

17

План местности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.

1

Распознают условные знаки планов местности. Определяют расстояния между географическими объектами, абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности на планах местности. Составляют по планам описания форм рельефа и их очертаний.

18

Как составить план местности. Практическая работа №4. Составление простейшего плана местности/ учебного кабинета/ комнаты.

1

Составляют план комнаты способом глазомерной съемки.

19

Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты.

1

Определяют направления и расстояния между географическими объектами по картам с помощью масштаба, абсолютную высоту горных вершин и глубину впадин.  Систематизируют карты атласа по содержанию и масштабу. Выявляют различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории.

20

Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы.

1

Распознают картографические условные знаки.  Находят на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывают полушария Земли.  

21

Географические координаты: географическая широта, географическая долгота.

1

Определяют направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Определяют на глобусе и карте полушарий направления сторон горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам.

22

Практическая работа №5. Определение координат географических объектов по карте.

1

Определяют географические координаты объектов на карте и находят объекты по их координатам. Обозначают местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам.

23

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Изображение земной поверхности».  

1

Отвечают на вопросы, работают с тестами.

24

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

1

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой. Анализируют схемы строения земной коры, сравнивают типы земной коры.  

25

Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

1

Составляют таблицу  «Классификация горных пород по происхождению». Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Овладевают простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.  

26

Практическая работа. №6.  Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.

1

27

Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

1

Определяют по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.  Выявляют  закономерности географического распространения землетрясений и вулка- низма..

28

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины.   Практическая работа. №7.  Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

1

Распознают на физических и топографических картах разные формы рельефа и составляют их характеристику. Выполняют практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Наносят на контурную карту крупные формы рельефа.

29

Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте.  Определение относительной и абсолютной высоты равнин.  

1

 

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Находят дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием.

30

Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор  по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

1

31

Практическая работа  №8. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

1

Характеризуют крупные формы рельефа на основе анализа карт

32

Рельеф дна океанов.  Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.  

1

Выявляют особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывают их. Сопоставляют расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.  

33

Итоговая контрольная работа.

1

Выполняют тестовую работу.

34

Обобщающий урок..

1

Участвуют в командной интеллектуальной игре.

35

Резерв.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 5 класс по географии 2015-2016

В документе содержиться рабочая программа по географии для 5 класса по УМК И,И,Бариновой, А.А Плешакова, Н.И. Сонина на 2015-2016 учебный год и колендарно-тематическое планирование, систему оценки....

Рабочая программа 6 класс по географии 2015-2016

Рабочая программа ФГОС к учебнику география 6 класс авторы: Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой....

Рабочая программа 7 класс по географии

Рабочая программа по географии 7 класс...

Рабочая программа 10 класс по географии

Рабочая программа по географии...