Тема: Современное изучение Мирового океана
план-конспект урока по географии (8 класс)

Цель: обобщить и систематизировать знания по Мировому океану.

Задачи:

Образовательные: обобщение знаний учащихся о Мировом океане, проверка уровня усвоения знаний и умений учащихся.

Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать познавательную  деятельность учащихся в процессе анализа и сравнения изучаемых объектов и явлений, развивать воображение, формировать навыки употребления географических терминов в речи, развивать связную речь, логическое мышление, память, воображение учащихся.

Воспитательные: повышение познавательного интереса к предмету. формирование мотивации к учебной деятельности.

Тип урока: обобщение знаний.

Урок-путешесвие.

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки, учебник, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiyskiy.docx21.59 КБ
Файл sovremennoe_izuchenie_mimrovogo_okeana.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство».

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с географией мирового океана, дать характеристику животного мира.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с географическим положением Индийского океана.

Развивающие: способствовать развитию навыков географического мышления, навыков чтения тематических карт; способности выделять главное из текста, анализировать, делать выводы.

Коррекционные: развивать познавательные способности, память, внимание; умение анализировать, сравнивать, обобщать и закреплять навыки работы с географической картой;

Воспитательные: 

- формировать сознательную дисциплину на уроке, интерес к изучению предмета, 

- прививать любовь к красоте природы океана и бережное отношение к воде.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование и материал: учебник, приложение к учебнику, карта океанов, карточки, проектор, доска, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (устный опрос)

1. Дать характеристику географического положения Тихого океана.

2. Какие промысловые рыбы и морские животные обитают в Тихом океане.

3. Показать на карте самые большие острова в Тихом океане.

4. Что такое цунами, рифы?

Работа по карточке

1. Какой океан самый большой. (Атлантический океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан)

2.Какие животные и рыбы обитают в Тихом океане (морские котики, белый медведь, киты, кета).

III. Изучение нового материала.

– Мы продолжаем знакомство с мировым океаном. Сегодня мы познакомимся с океаном, который был открыт первым. Ранее он назывался Восточным. В его названии отразилось стремление европейцев найти водный путь в сказочно богатую и диковинную, страну - Индию.

Как вы думаете, какое название имеет этот океан (вопрос к ученикам)?

Правильно, Индийский океан. Открываем тетрадки, записываем дату и тему урока: «Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство» (записать тему урока).

Учитель предлагает одному из учеников выйти к доске и показать Индийский океан (учащийся  выходит к доске и показывает океан).

1. Географическое положение.

Откройте  атласы и охарактеризуйте  ГП океана по плану.

  • Между какими материками расположен океан?
  • С  какими  другими  океанами  он  связан?
  • Как  расположен  океан  относительно  экватора, тропиков,

           полярных  кругов  и  нулевого  меридиана?

Индийский океан – третий по величине. Имеет небольшое количество морей. Площадь – 76,2 млн. кв. км. Береговая линия слабо изрезана.

Индийский океан отличается своеобразным положением на планете: большая часть его лежит в южном полушарии. На севере он ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

Задание 1. Запишите в тетрадь:

Индийский океан расположен в восточном полушарии и омывает материки:

- Африку

- Евразию

- Австралию

- Антарктиду

Задание 2. На контурной карте отметьте границы Индийского океана.

В Индийском океане есть крупные и мелкие острова. Найдите на карте (ученики ищут в атласах, один ученик выходит к доске и показывает острова).

Кроме островов в состав Индийского океана входят моря. Поищите их на карте (ученик идет к доске и показывает моря).

2.  История исследования

История открытия Индийского океана уходит своими корнями во времена древних цивилизаций. Океан служил в качестве главного торгового маршрута персов, индийцев, египтян.

Первыми изучать Индийский океан начали китайцы. Именно китайскому мореплавателю Жену Хо удалось впервые в ходе своей экспедиции изучить берега Шри–Ланки, Аравийского полуострова.

Широкомасштабное освоение Индийского океана началось с первых экспедиций португальца Васко де Гама, которому удалось не только добраться до берегов Индии, полностью обогнув Африканское побережье, но и открыть многие острова в акватории Индийского океана.

Задание 3. Пользуясь физической картой, назовите моря, которые образуют Индийский океан:

- Аравийское море

- Красное море

Покажите на карте.

3. Природные ресурсы.

Органический мир Индийского океана разнообразен. Тропические водные массы  богаты планктоном. Разнообразны виды рыб: сардинелла, скумбрия, акула. В тёплых  водах Индийского океана обитают гигантские морские черепахи, морские змеи, из моллюсков много каракатиц и кальмаров, а близ Антарктиды - китов и тюленей.

В прибрежных водах ведется рыболовный промысел (тунец,  кальмары, лангусты и др.). На дне океана ведется добыча нефти. Воды Индийского океана стали сырьем получения пресной воды для Кувейта, Саудовской Аравии и др. В северной части океана проходят основные транспортные пути, популярные туристические маршруты.

К рекреационным ресурсам в Индийском океане можно отнести знаменитые пляжи и курорты на Сейшельских островах, на острове Маврикий.

Задание 4. В каждой строчке написаны названия рыб, морских животных и птиц, обитающих в Индийском океане. Зачеркните лишнее (см. Приложение к учебнику на с. 39).

Рыбы

анчоус, камбала, тунец, карась

Морские животные

морская черепаха, краб, бобер, кит

Птицы

альбатрос, соловей, фрегат, пингвин.

4. Экологические проблемы

Интенсивная транспортировка нефти и нефтепродуктов из персидского залива привела к ухудшению качества воды, уменьшению запасов промысловых рыб и морепродуктов.

IV. Физ. минутка

 Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

V. Закрепление изученного материала 

1. Покажите на карте Индийский океан. (Работа у доски)

2. Какие материки омывает Индийский океан? (Работа у доски)

Тест:

1. Самый большой остров Индийского океана      

А)  Мадагаскар,  Б) Ямал,   В) Суматра

2. Какой материк не омывается водами Индийского океана?

А) Северная Америка,   Б) Евразия,     В) Австралия

3. Индийский океан полностью расположен в ...
       а) южном полушарии           б) восточном полушарии        

        в) северном полушарии        г) западном полушарии
4. В отличие от других океанов не имеет связи с ... океаном
       а) Северным Ледовитым    б) Атлантическим    в) Тихим

  VI. Этап оценивания. Рефлексия

Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…

VII. Домашнее задание стр. 19 – 21 читать. Ответить  на вопросы на стр. 21



Предварительный просмотр:

Тема: Современное изучение Мирового океана.

Цель: обобщить и систематизировать знания по Мировому океану.

Задачи:

Образовательные: обобщение знаний учащихся о Мировом океане, проверка уровня усвоения знаний и умений учащихся.

Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать познавательную  деятельность учащихся в процессе анализа и сравнения изучаемых объектов и явлений, развивать воображение, формировать навыки употребления географических терминов в речи, развивать связную речь, логическое мышление, память, воображение учащихся.

Воспитательные: повышение познавательного интереса к предмету. формирование мотивации к учебной деятельности.

Тип урока: обобщение знаний.

Урок-путешесвие.

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки, учебник, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Приветствие. Создание положительного настроя на урок.

II. Актуализация знаний.

1. Как называется раздел, который мы с вами изучали? (Мировой океан).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Тема урока: «Современное изучение Мирового океана»

- Сегодня на уроке вы сможете проверить и оценить свои знания, полученные по разделу «Мировой  океан». Вспомним, какие особенности имеет каждый океан, назовём географические объекты, представителей растительного и животного мира.

III. Объяснение нового материала.

- Что такое Мировой океан?

- Для чего его нужно изучать? ( С места отвечают учащиеся)

        Наука, изучающая океаны – океанология. Впервые Мировой океан начали изучать в 19 веке. Океан изучают – морские суда, подводные лодки,  космические спутники, ученые-аквалангисты. Морские суда – корабли, на которых имеются научные лаборатории, проводящие различные исследования, изучающие морских животных. В глубинах океана наблюдения ведутся с подводных лодок и батискафов. Батискаф – подводный аппарат, который может самостоятельно погружаться и всплывать с больших глубин.

VI. Физкультминутка.

 А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело

V. Закрепление и повторение изученного материала.

1. Работа в атласах и на глобусе.

- Итак, начнём наше путешествие по Мировому океану. Давайте вспомним, какие океаны входят в состав Мирового океана, и покажем их расположение на глобусе и в своих атласах.

2. Географический диктант.

- Сейчас мы проведём небольшой географический диктант. Я буду диктовать определения, вы на листочках, которые лежат на ваших партах, будете записывать название того или иного понятия.

1. Прибрежные части океанов (Моря).

2. Опасные для кораблей коралловые или скальные поднятия дна (Рифы).

3. Крохотные животные и растительные организмы, которые переносятся морскими течениями (Планктон).

4. Огромные нагромождения ледяных глыб (Торосы).

А сейчас проверим, как вы справились с географическим диктантом. (На доске представлены правильные ответы, сверка и оценивание).

3. Работа по карточкам.

- Сейчас каждый из вас будет работать с карточкой. После окончания работы расскажете о том, что вы проделали.

Карточка №1. Тихий и  Атлантический океаны.

1.  Тихий океан – это…                       Атлантический океан это…

(найдите правильный ответ):

А) Самый большой океан

Б) Самый холодный океан

В) Второй по величине океан

Г) Самый маленький океан

2. Перечислите материки, которые омывают Тихий и  Атлантический океаны.

3. Моря Тихого океана (найдите лишнее):

а) Охотское море

б) Японское море

в) Филиппинское море

г) Белое море

4. Соедините стрелками правильные ответы:

Тёплое течение                 Лабрадорское течение

Холодное                           течение Гольфстрим

5. Подчеркните синим карандашом названия рыб, красным - названия морских животных:

Моржи, киты, сельдь, кашалоты, треска, окунь, тунец, тюлени, камбала, дельфины, морские черепахи, анчоусы, скумбрия, акулы, крабы, пикша, кальмары, осьминоги.

6. Нарисуйте двух обитателей Тихого океана (рыбу и морское животное).

7. Перечислите, какие мероприятия проводятся для улучшения экологической обстановки Тихого и Атлантического океана.

Карточка №2.  Индийский и Северный Ледовитый океаны.

1.  Индийский океан – это…       Северный Ледовитый океан – это …

(найдите правильный ответ):

А) Самый большой океан

Б) Второй по величине океан

В) Самый холодный океан

Г) Третий по величине океан

2. Перечислите материки, которые омывают Индийский и Северный Ледовитый океаны.

3. Моря Индийского океана (найдите лишнее):

А) Аравийское море

Б) Красное море

В) Чёрное море

4.Соедините стрелками правильные ответы (моря с их портами):

Баренцево море                 Архангельск

Белое море                         Мурманск

Карское море                      Тикси

Море Лаптевых                   Диксон

5. Подчеркните синим карандашом названия рыб, красным - названия морских животных:

Морской окунь, треска, тюлень, мойва, нерпа, сельдь, морж, скумбрия, белуха.

6. Нарисуйте двух обитателей Индийского океана (рыбу и морское животное).

7. Перечислите, какие мероприятия проводятся для улучшения экологической обстановки Индийского океана.

VI. Рефлексия: Кто доволен собой, чувствовал себя уверенно во время путешествия, справился со всеми заданиями? Кто затруднялся при выполнении задания, чувствовал себя неуверенно?

Обмен мнениями. Аргументация оценок за урок.

VII. Домашнее задание:  с. 21 – 23 ответить на вопросы на стр. 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6 класса по теме "Рельеф дна Мирового океана"

Первичное знакомство учащихся с особенностями рельефа дна Мирового океана, причинами его разнообразия...

Изучение Мирового океана

Презентация соответствует параграфу 28 учебника географии для 6 класса авторов Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюдовой. В презентации освещены  все положения учебника по теме урока и дан очень хороший ...

Изучение Мирового океана

Презентация соответствует материалу параграфа 28 учебника географии для 6 класса Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой. Содержание  презентации освещает все положения параграфа и очень хорошо проиллюс...

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52").

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52")....

Урок-презентация "Изучение мирового океана"

Урок знакомит учащихся с этапами освоения Мирового океана...

План вводной и объяснительной беседы в ходе изучения нового материала в 6 классе на уроке географии. Тема: «Рельеф дна Мирового океана».

Учебник является одним из главных средств обучения географии. Использование учебника как источника знаний и инструмента организации познавательной деятельностью учащихся является повседневной професси...