Население
план-конспект урока по географии (9 класс)

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_6_urok.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 13. Население России. Численность и воспроизводство населения

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Цели Познакомить с численностью населения России, определить причины, влияющие на изменение численности населения. Дать определение понятий «демографический кризис», «естественный прирост населения». Развивать умение работать со статистическим материалом.

Оборудование Политико-административная карта России, статистические данные о численности населения.

Ход урока

I.                    Организационный момент

II.                  Изучение нового материала

-                      Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Население России».

Человек - высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

На доске вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить в конце урока.

1.                   Какова численность населения России

2.                   Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения

3.                   Как можно получить сведения о численности и составе населения

4.                   Как изменяется численность населения России

5.                   Что называют естественным приростом населения

6.                   Что такое демографический кризис

7.                   Что такое демографический взрыв, демографическая революция

8.                   Что такое естественное движение населения

9.                   Типы воспроизводства.

Проводится лекция с элементами беседы и анализом статистического материала (уч. Д., §5, с. 30, уч. А, с. 45, §11).

1.                   Определим численность населения России.(Население России составляет 145 млн человек. Россия занимает 7 место в мире, уступая Китаю - 1 место, 1млрд 300 млн человек; Индии - II место, 1 млрд; США - IIIместо, 266 млн; Индонезии - 220 мчн человек; Бразилии- 170 млн; Пакистану - 147 лин человек.)

2.                   Определим численность населения по данным переписи населения. Последняя перепись прошла в 2002 году.

3.                   Численность населения СССР и России в течение XX века изменялась. Изменение численности населения связано с естественным приростом населения, который определяется соотношением численности родившихся и умерших жителей страны.

Для определения естественного прироста из показателя рождаемости вычитают показатель смертности

ЕП = Р - С

Запись в тетрадь

Рождаемость - количество родившихся за год на 1000 жителей.

Смертность - количество умерших за год на 1000 жителей.

4. Определим динамику естественного прироста населения, рождаемости России на 1000 жителей (таб. 9, с. 32 уч. Д.; табл. 4 с. 57 уч. А.)

Вывод Численность населения России с 1990 года стала падать. А естественный прирост с 1991 году стал отрицательным.

Вопрос Каковы причины снижения численности населения России

1.                   Россия находится в состоянии демографического кризиса, т. е. снижения численности населения. Определим причины демографических кризисов

1)                   Революции, войны;

2)                   Эпидемии;

3)                   Голод.

1- й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

2- й  демографический кризисопределили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-34 гг.

3- й демографический кризис был в годы Великой Отечественной войны.

4- й  демографический кризис,начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

2.  Рассмотрим процессы воспроизводства населения и их типы.

Воспроизводство населения - это процесс производства людей людьми; процесснепрерывной смены поколений. Воспроизводство можно заменить понятием естественное движение населения. Естественное движение включает - рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

III.                Закрепление

-По тексту учебника (с. 54 уч. А.) ответьте, в чем причины снижения рождаемости при современном типе воспроизводства населения (1. Снижение детской смертности; 2. Организация социального обеспечения (пенсии старикам, дети не являются единственными кормильцами в старости); 3. Семьи, как правило, живут без родителей (дедушки и бабушки нянчили внуков); 4. Эмансипация женщин (женщины имеют права на образование, на работу, на карьеру); 5. Рост затрат на воспитание и образование детей (садик платный, школа - учебники, тетради и пр.))

- Сравните воспроизводство населения России с воспроизводством населения в странах Ближнего зарубежья. (В странах Балтии; в Эстонии и Латвии (религия протестантство) рождаемость равна смертности, а в Литве (религия католицизм отрицает планирование детей) рождаемость выше; в Средней Азии (религия ислам) высокая рождаемость - демографический взрыв; в республиках Закавказья - высокий естественный прирост в Азербайджане (религия ислам), а в Грузии и Армении (христианство) низкий уровень естественного прироста; в славянских государствах (Украина, Беларусь) естественный прирост низкий, а в конце XX в. и начале XXI в. отрицательный.)

-  Проанализируйте график (рис. 14, с. 54, уч. А.) естественного прироста населения России. Объясните снижение темпов прироста населения в начале 20-х годов, в 30-х годах и в 40-х годах XX века.

- Проанализируйте график естественного движения населения России (с. 55, рис.15, уч. А., с. 30, рис. 10, уч. Д.). Определите периоды высокого естественного прироста населения, период демографического перехода к современному типу воспроизводства, период демографического кризиса.

- Объясните различия в показателях рождаемости (табл. 4, с. 57, уч. А.), смертности и естественного прироста населения по регионам России. (Псковская область отличается самой низкой рождаемостью и самой высокой смертностью, т. к. здесь в сельской местности очень высокий процент в структуре населения пожилых людей; Дагестан - республика, где традиционно по канонам ислама преобладают многодетные семьи, в структуре населения преобладают дети и молодые люди; В Магаданской области низкая рождаемость и низкая смертность, т. к. это зона Севера. Пожилые здесь не остаются, а уезжают, заработав льготную пенсию, в более благоприятные для жизни районы. А приезжают сюда на заработки молодые, здоровые мужчины.)

Домашнее задание

По уч. А. §11 (с. 45-47 до размещения населения) и §12; По уч. Д. §5. Индивидуальное задание Опросите своих родителей, бабушек и дедушек. Узнайте, сколько детей было в их семьях Все ли рожденные дети дожили до взрослого возраста, до старости. Сделайте вывод о типе воспроизводства.

УРОК В 9 КЛАССЕ. ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ РОССИИ

В юности хочется жить веселее, в зрелости – лучше, а в старости – дольше. (Э.А. Севрус)

Цели и задачи: сформировать представление о возрастной структуре населения России; показать различие возрастного состава в отдельных регионах страны; выявить причины, влияющие на продолжительность жизни; продолжать формировать умения читать диаграммы, анализировать половозрастные пирамиды, работать с текстом учебника; развивать коммуникативные способности учащихся, речь; воспитывать патриотизм, продолжать повышать интерес к изучаемому предмету.

Средства обучения: учебник (География: население и хозяйство России / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. – М. Русское слово, 2010.), политико-административная карта России, карты атласа.

Ход урока

I. Организационный момент

Когда произносят слово «Европа», чаще всего не имеют в виду ни Россию, ни россиян. Но в то же время, если мы зададимся вопросом, а какой самый большой город в Европе, то выяснится, что это Москва, какая самая большая нация в Европе, то выяснится, что это русские…

Мы продолжаем разговор о населении России…

II. Проверка изученного материала

1. Закрепление знания понятийного аппарата

1) наука о населении, его численности, составе и размещении… (демография).

2) непрерывная смена поколений …(воспроизводство населения).

3) основные показатели изменения численности населения …(рождаемость и смертность).

4) разница между числом родившихся и числом умерших за определённый период времени …(естественный прирост).

5) естественная убыль населения …(депопуляция).

6) резкое уменьшение численности населения … (демографический кризис).

7) тип воспроизводства населения, при котором рождаемость больше смертности …(традиционный).

8) тип воспроизводства населения, при котором смертность больше рождаемости …(современный).

2. Анализ диаграммы «Соотношение мужского и женского населения России» рис. 40 на стр.79

Назовите причины, объясняющие подобную половую структуру населения России. (мужские профессии, травмы, профессиональные заболевания, войны, образ жизни)

3. Вопросы к беседе:

- Одинаково ли соотношение мужчин и женщин в разных частях страны? Прокомментируйте ответ (соотношение зависит от характера освоения территории, особенностей хозяйства и спроса на мужские и женские профессии)

- Какие территории России отличаются преобладанием женского населения? (староосвоенные) мужского населения? (нового освоения – лесозаготовки, горная добыча, строительство)

- Выберите из перечисленных профессий те, которые относятся к опасным для жизни. Какие профессии (женские или мужские) наиболее опасны для здоровья?

мужские

профессии        моряк, тракторист, пастух, металлург, нефтяник, пожарный, военнослужащий, лётчик, шахтёр, комбайнер, банкир, полицейский, водитель

женские

профессии        медицинская сестра санитарка, учительница, ткачиха, доярка, бухгалтер, секретарь, воспитатель в детском саде, повар

- Чем объясняется разделение профессий на женские и мужские? Всегда ли оно соблюдается?

- Назовите факторы, влияющие на продолжительность жизни.

III. Изучение нового материала

На количество живущих в стране, кроме названных выше причин, в первую очередь влияет тип воспроизводства населения. В каждой стране мира свой возрастной состав населения, который зависит от типа воспроизводства населения. В России 100-150 лет назад господствовал традиционный тип воспроизводства, и рождаемость была гораздо выше, чем в современном Дагестане.

- Как тип воспроизводства отражается на возрастном составе? (современный тип воспроизводства: низкая рождаемость – малое количество детей, а затем и взрослых возрастов)

Возрастной состав населения – это соотношение людей разных возрастов, проживающих в стране.

Возрастной состав населения на территории страны неоднороден. Особое внимание обратим на продолжительность жизни населения. Средняя продолжительность жизни страны в 1987 году – 70 лет: у мужчин – 65 лет, у женщин – 75. В 2004 году – 65,3 года: у мужчин – 59, у женщин 72 года. Продолжительность жизни в России существенно сокращается при движении с юга (республики Северного Кавказа) на север и с запада на восток (Европейского Север, Сибирь, Дальний Восток, республика Тыва).

Выделяют три региона с самой высокой продолжительностью жизни – Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, и три региона с самой низкой продолжительностью жизни мужчин - Тыва, Эвенкийский и Корякский автономные округа.

Кроме типа воспроизводства на возрастной состав населения оказывают влияние и ряд других факторов. Каких? Ответьте, используя рис.41 стр.79.

Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые создают экономическое благополучие страны.

- Найдите в тексте параграфа определение трудовым ресурсам.

Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

- Рассмотрим возрастной состав населения России и соотношение по возрастным группам по рис.39 стр. 78.

- Как соотносятся между собой группа трудоспособного населения страны и группа, которая нуждается в поддержке и заботе общества.(61% – трудоспособное население, 21%- пенсионеры, 18% дети)

Какие возрастные группы населения преобладают сегодня в нашей стране? Почему?

Вывод: на протяжении 15 лет с 1989 по 2003 год количество трудоспособного населения сокращалось, уменьшалось и количество детей, а значит, в будущем количество трудоспособного населения будет также уменьшаться.

- Почему численность трудовых ресурсов не совпадает с численностью людей, занятых в хозяйстве? Ответ найдите на стр. 80 учебника.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими - называется демографической нагрузкой.

Трудоспособное население трудится в отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, непроизводственной сфере.

- Используя рис. 42 на стр. 80, определите, в какой отрасли занято большее количество людей и как изменилась численность занятых в период с 1980 по 2002 год? (в промышленности занято в 1,5 раза больше населения, за 12 лет численность занятых в промышленности и сельском хозяйстве сократилась).

- В каких отраслях промышленности занята большая часть населения страны, используйте рис.43 стр.81? Поставьте отрасли промышленности в порядке убывания числа занятых.

Занятость населения определяется рынком труда, на котором всегда есть спрос на работников. На рынке можно наблюдать нехватку или избыток работников. В случае, когда число имеющихся мест меньше численности населения в трудоспособном возрасте, возникает безработица. Средний показатель безработицы по стране сегодня – 7-8% или 10млн. человек.

IV.Закрепление изученного материала

1)        Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.

2)        Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?

3)        Чем можно объяснить особенно сильные различия между регионами России по доле лиц пожилого возраста?

4)        Найдите в тесте параграфа требования, которые предъявляют к работнику на рынке труда.

5)        Запишите в тетрадь свои выводы о возрастном составе населения России и его занятости в хозяйстве страны.

Вывод: для возрастного состава населения России характерно снижение доли детей и молодых людей, что в будущем означает сокращение доли взрослых. Все знают, насколько легко иметь дело с человеком веселым и неунывающим. Общение с такими людьми подобно глотку свежего воздуха. И как тяжко иметь дело с людьми, которые настроены на поиск негатива всегда и во всем. Общение с ними иссушает, как пустынный ветер, изматывает, как зубная боль. Будьте добрыми, жизнерадостными людьми, это продлевает жизнь. Берегите своё здоровье. Бережно относитесь к людям пожилого возраста.

V. Домашнее задание. §14., задания 1 – 5 на стр.84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Расселение населения.

Презентация подготовлена к уроку географии в 9 класса на тему: " Городское и сельское население России. Расселение населения." В презентации отражены основные понятия о городском и сельском населении,...

Население России. Размещение населения России.

Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно...

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

В ходе урока учащиеся повторят основные человеческие расы, у них сформируются представления о численности населения Земли, познакомятся с населением Тверской области.Узнают много интересного ,например...

Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.

Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами  размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....

Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.

Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами  размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....