Опыт использования технологии проблемного изучения.
методическая разработка по географии
Материал на конкурс "Поиск, технология, успех".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ
Конкурс «Поиск. Технология. Успех»
Номинация: «Технологии на уроке»
Конспект организации совместной деятельности
Тема: «Технология проблемного обучения»
Автор-составитель:
Зерняева Н.Г.;
учитель географии
МОУ «Атемарская СОШ»
Атемар 2017г.
- Актуальность
Актуальность моей темы в том, что современное российское образование претерпевает серьёзные изменения в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. С введением ФГОС ООО второго поколения полностью меняется подход в обучении. Новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применяются они по- новому. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. А это значит, учащихся необходимо научить: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации; приемам и методам умственного труда. Таким образом, одной из главных особенностей стандарта является нацеленность на результат. Необходим системно-деятельностный подход, который предполагает индивидуальное развитие каждого обучающегося, признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач. Многие психологи и педагоги занимаются изучением развития мышления в процессе обучения, в результате были сделаны выводы о взаимосвязи обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.
- Целостность (последовательность использования элементов технологии)
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций
2) обучение учащихся в процессе решения проблем
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия
2) ёмкое содержание
3) увлекательная форма
4) доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
- Логичность (целесообразность выбора применяемой технологии)
Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приведет к изменению качества умственной деятельности ученика, выработает особый тип мышления, который обычно называют критическим. К развитию такого типа мышления ведет систематическое создание учителем проблемных ситуаций, выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки проблем, выдвижения предположений, обоснования гипотез и их доказательства путем применения прежних знаний в сочетании с новыми фактами, а также навыков проверки верности решения поставленной проблемы. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий или применяют известные знания в новой ситуации или художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют). При проблемном обучении учитель постоянно организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков.
- Результативность
По технологии проблемного обучения я работаю три года. За это время мною разработано и проведено несколько уроков:
- Урок географии в 5 классе по теме: «Ориентирование на местности». Урок проведен на республиканском семинаре .
- Урок географии в 6 классе по теме: «Работа с климатическими картами». Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
- Урок географии в 7 классе по теме: «Население и хозяйство США». Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
- Урок географии в 8 классе по теме: «Население. Урбанизация». Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
- Урок географии в 11 классе по теме: «Глобальные проблемы человечества». Урок проведен на районном семинаре учителей географии.
В 2015-2016 учебном году я, вместе с коллегами принимала участие в работе проблемной группы по теме: «Системно-деятельностный подход в обучении географии». По итогам работы проблемной группы была составлена брошюра «Обобщение опыта работы учителей географии Лямбирского района».
Также мною были подготовлены материалы для выступления на курсах подготовки учителей географии РМ, в МРИО, на заседании РМО учителей географии Лямбирского района по теме: «Технология проблемного обучения».
Используя технологию проблемного обучения я стараюсь приобщать учащихся к выполнению заданий, требующих пройти разные этапы научного исследования: сбор фактических сведений (на основе карт, текста, статистических данных и в процессе краеведческой работы), систематизации собранных данных (посредством их описания, составления карт, классификационных таблиц и т.п.), анализ, обобщение и построение вывода. Применение творческих методов и проблемного обучения способствовало повышению качества знаний по географии.
За последние два года качество знаний повысилось на 2%.
Региональный мониторинг по географии в 5 классах в 2015-2016 учебном году показал 100% успеваемость и качество знаний - 60%.
Также есть хорошие результаты, которые учащиеся показывают на государственной итоговой аттестации. Так в 2015-2016 учебном году по результатам ЕГЭ учащиеся показали количество баллов выше среднего по РМ.
- Творчество
Для создания творческой атмосферы на уроках использую различные приемы:
художественные тексты, которые формируют образ территории;
иллюстрацию; рекламу;
листовку к изучаемой теме;
анализ стихотворного текста;
эпиграфы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-141191-1352657316.jpg)
Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296110-1379141111.jpg)
Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения
В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-439692-1398022299.jpg)
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-534112-1425384773.jpg)
Статья "Опыт использования технологии проблемного обучения на занятиях Основ алгоритмизации и программирования
В статье рассматриваются конкретные примеры по программированию с использованием проблемного метода обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107976-1548500564.jpg)
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/11/picture-648614-1436615781.jpg)
Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...
Опыт использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера
В статье проводится авторский анализ собственного опыта использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера (на примере коллективизации сельского хоз...