ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
статья

Ахмадеева Жанна Вячеславовна

Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационных технологий в условиях колледжа: в качестве основы применяем технологию проблемного обучения (нередко в сочетании с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий) что, по нашим наблюдениям, заметно повышает успеваемость обучающихся. Применение технологии проблемного обучения заметно повышает мотивацию обучающихся и активизирует процесс обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ahmadeeva_zh.v.-statya_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377

Ж.В. Ахмадеева

преподаватель Уфимского машиностроительного колледжа,

г.Уфа, РФ

E-mail: zhanet_75@inbox.ru

 Н.А. Шмелёв

канд. биол. наук, доцент кафедры биологии и экологии БФ БашГУ,

E-mail: reptil11@yandex.ru

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационных технологий в условиях колледжа: в качестве основы применяем технологию проблемного обучения (нередко в сочетании с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий) что, по нашим наблюдениям, заметно повышает успеваемость обучающихся. Применение технологии проблемного обучения заметно повышает мотивацию обучающихся и активизирует процесс обучения.

Ключевые слова

Инновационные педагогические технологии, проблемное обучение, активизация обучения.

Как известно, педагогическая технология — это упорядоченная система действий, процессов и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [1, 329]. Так же, педагогическую технологию можно определить как последовательность шагов рекомендуемой образовательной деятельности, выделенных на основе научных представлений или же, как совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [3, 16]. Важнейшей особенностью технологического построения педагогического процесса является четкая последовательная ориентация на  поставленные цели, кроме того, педагогическая технология затрагивает ряд таких важных проблем построения учебного процесса, как уточнение и детализация задач обучения, стандартизация обучающих процедур, обязательное наличие эффективной обратной связи в процессе обучения.

Важное, если не сказать определяющее место в современном педагогическом процессе, отводится инновационным технологиям, обеспечивающим активизацию процесса обучения, эффективное достижение результата педагогической деятельности. В современной педагогической науке и практике вопросы активизации процессов обучения относятся к числу наиболее важных и в то же время «проблемных», в связи с чем актуальность разработки, корректировки и применения инновационных педагогических технологий не вызывает сомнения.

В настоящее время, в условиях непростой социально-экономической ситуации в обществе, контингент обучающихся, особенно в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, нередко не отличается высоким уровнем мотивации к учебе, тем более к освоению учебных дисциплин, не связанных напрямую с будущей профессиональной деятельностью. Это во многом определяет необходимость и практически «обязательность» применения инновационных технологий, позволяющих повысить активизацию процесса обучения, уровень мотивации и познавательной деятельности в целом.

Общеизвестно, что «волна инноваций» захлестнула педагогику достаточно давно, тем не менее, до сих пор не существует общепринятого понимания их содержания и, тем более, четких инструкций по применению. Причина этого, конечно же, очевидна: выбор педагогической технологии, методов обучения (или их сочетания) в значительной степени обуславливается конкретными педагогическими условиями процесса обучения и определяется педагогом «здесь и сейчас».

При выборе педагогической технологии или же отдельных ее элементов (поскольку моделировать какую либо конкретную технологию целиком и полностью далеко не всегда целесообразно), мы считаем, что основой процесса обучения может стать применение уже хорошо испытанной и разработанной технологии проблемного обучения, которая, при правильном подходе, показывает высокую эффективность. Использование технологии  проблемного обучения позволяет обучающимся под руководством учителя принимать участие в решении новых для них познавательных и практических проблем [2, 18], при этом происходит формирование самостоятельности и инициативности обучающихся, их познавательной активности. Одним из важных качеств проблемного обучения является возможность его применения на различных типах уроков (при решении различных учебных задач). Наиболее актуальным является: проблемное изложение учебного материала (педагог при изложении материала размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и направляет за собой мышление обучающихся, делая его более активным и творческим), проблемно-поисковая беседа (при изложении более знакомого для слушателей материала), создание проблемной ситуации при решении задач, выполнении практических работ (это уже «классический вариант» проблемного обучения, тем не менее, требующий четкого продуманного подхода). Важным условием полноценной реализации проблемного обучения является, как известно, обратная связь с обучающимися, что может выражаться, например, в создании на уроке свободной и демократичной атмосферы взаимодействия педагога и обучающихся, что затрагивает и ряд воспитательных аспектов, тем более, что нередки случаи, когда в составе контингента в образовательном учреждении среднего профессионального образования находятся обучающиеся из неблагополучных семей. Классическим сопровождением проблемного обучения является использование наглядных пособий, которые при этом используются не только в целях активизации процессов запоминания, но и для постановки проблемных задач и моделирования экспериментальных ситуаций, причем в широком смысле, здесь следует говорить об обязательном применении элементов информационных технологий обучения при реализации проблемного обучения. Опыт работы в колледже (в том числе и «проблема контингента») указывает так же на важность применения в процессе реализации проблемного обучения - элементов технологии дифференцированного обучения, особенно на этапе закрепления знаний, а так же при самостоятельной работе и во время проведения проверки знаний. По нашим наблюдениям, применение технологии проблемного обучения (совместно с элементами других образовательных технологий) ведет к заметному повышению мотивации обучающихся, активизации их познавательного интереса к учебе, что, в конечном итоге, влияет и на средний балл оценок (по нашим наблюдениям успеваемость повышается на 12-20%).

 Подводя итог, следует признать, что применение технологии проблемного обучения, в том числе, в сочетании с элементами других технологий, значительно активизирует и мотивирует обучающихся, делает более практичным и управляемым процесс достижения цели и задач обучения. 

Литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

2. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях / И.Я. Лернер – М.: Советская педагогика, 1968.-№ 7. с. 18-21.

3. Юдин, В.В. Педагогическая технология: учебное пособие / В.В. Юдин – Ярославль: изд-во ЯГПУ,  1997. Ч.1 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Статья "Опыт использования технологии проблемного обучения на занятиях Основ алгоритмизации и программирования

В статье рассматриваются конкретные примеры по программированию с использованием проблемного метода обучения...

Тема по самообразованию "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс"

Тема по самообразованию - "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс" На этой странице представлены материалы, которые вы сможете использовать в работе с детьм...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...

Опыт использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера

В статье проводится авторский анализ собственного опыта использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера (на примере коллективизации сельского хоз...