Тема по самообразованию "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс"
учебно-методический материал по теме

Шарифуллина Эльза Анисовна

Тема по самообразованию - "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс"

 

На этой странице представлены материалы, которые вы сможете использовать в работе с детьми. Предложенные конспекты и технологические карты помогут организовать образовательную деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения. Методические рекомендации позволят глубже изучить технологию проблемного обучения и ее значение для развития способностей и творческого потенциала у детей.

Также пройдя по ссылке вы сможете посмотреть видео с использованием технологии проблемного обучения в различных видах деятельности: 

 

 image  ФРАГМЕНТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗИМА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ                                         

  image   ФРАГМЕНТ ПРОГУЛКИ "НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ" С ПОСТАНОВКОЙ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ДЕТЯМ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология проблемного обучения – эффективный способ реализации ФГОС ДО» Составила : Шарифуллина Э.А. Воспитатель МБДОУ №1

Слайд 2

ЦЕЛЬ: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов Задачи: Познакомить коллег с одной из форм организации образовательного процесса, предлагающей творческую деятельность воспитанников познакомить коллег с общим алгоритмом работы показать конкретные примеры заданий на различных этапах

Слайд 3

« Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы». Дж. Тэрбер . Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста

Слайд 4

Целевые ориентиры: любознательность; установление причинно-следственных связей; открытие нового через проявление стремления к получению знаний; установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 5

«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»

Слайд 6

Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе сл взрослыми и сверстниками Основные условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 7

Творческий цикл совместной деятельности: постановка проблемы ; поиск решения; реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»

Слайд 8

Уровни проблемности в обучении: 1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.

Слайд 9

Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия; Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения; Воспитанники осваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности;

Слайд 10

Суть проблемного обучения: проблемная ситуация, самостоятельный поиск знаний и способов действий, разрешение проблем, противоречия.

Слайд 11

Проблемная ситуация - это: Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; Познавательная деятельность; Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.

Слайд 12

Основные компоненты проблемного обучения: Проблемные ситуации; Проблемные вопросы; Проблемные задачи: С недостаточными или избыточными исходными данными; С заведомо допущенными ошибками; С противоречивыми данными; Творческие задачи.

Слайд 14

9 7 1 10 2 3 4 5 8 6 Решение проблемной ситуации через затруднение. Составьте примеры с ответом 5.

Слайд 15

«Не дайте угаснуть желанию ребенка познавать окружающий мир»



Предварительный просмотр:

"Технология проблемного обучения в детском саду".

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

  • Проблемный вопрос
  • Проблемная задача
  • Проблемная ситуация
  1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2..

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

3)Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Проблемная ситуация №1,металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

  • Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
  • Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению,  выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
  • Создание противоречия, проблемной ситуации.
  • Организация противоречия в практической деятельности детей

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от

непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических

принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

• Дым в соседней квартире. Твои действия?

• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

• Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию детей младшей группы с использованием технологии проблемного обучения

Тема: «Домашние животные»

Цель: Продолжать знакомить детей с классификацией животных ( дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость.

ХОД

- Ребята, как называются животные, которые живут в лесу? ( дикие ). Назовите  диких  животных и поселите их в лес (дети называют волка, медведя, зайца, ежа, лису, белку, лося и расселяют их на макете «Дикие животные» (где есть лужайка, деревья, кусты, трава и др.).

- Ребята, а где живут животные в лесу?

Предполагаемые ответы детей:

- В домиках

-Ёж живет в норке.

-Белка живет в дупле.

-Зайчик под кустиком.

-Медведь живет в берлоге.

-Лиса в норе и т.д.

-У меня есть еще животные, мы поселим их тоже в лес (воспитатель достает фигурки животных: коровы, козы, лошади, поросенка, кошки, собаки, овцы, барана и помещает их на макет).

-Хорошо в лесу, просторно. Дует свежий ветер, много сочной травы, молодых веточек на деревьях. Есть чем полакомиться, где порезвиться. Но вот солнце опускается всё ниже и ниже, стало темно. Пора животным прятаться в домики.

-Помогите животным. Поселите их в домики. (Воспитатель предлагает детям подойти к макету и расселить животных)

-Всех животных удалось расселить? (Дети быстро расселили диких животных, а фигурки домашних животных остались стоять на траве).

-Как же нам быть? Надо всех животных скорее спрятать. Скоро ночь. Они могут погибнуть.

Предполагаемые ответы:

-Надо их в норки спрятать.

-Завалить их ветками.

-Построить берлогу.

-Сделать домики из бревен.

-А вы уверены, ребята, что это животные? Ведь они ничего не могут сделать для себя сами.

-Какие особенности у животных? (ответы детей).

-Давайте разберемся по схеме: лапы - хвост- морда- шерсть (работа с мнемотаблицей, где схематически изображены особенности животных. Дети рассказывают про каждого животного, убеждаются, что это животные).

-Это животные. А вот какие они? Где вы их видели? Где они живут? (предполагаемые ответы детей: у бабушки в деревне; они в лесу не живут, живут рядом с людьми).

-Правильно, ребята, эти животные(дети перечисляют хором) живут рядом с домом человека, и поэтому их называют «домашние животные».

-Давайте их поселим рядом с домом человека, ведь человек в лесу  тоже не может жить. Для этого построим новый макет, где будет лужайка (воспитатель выставляет пустой макет), дом человека и хозяйственные постройки – домики для животных (все выставляется на макете).

-Кто построит домики для домашних животных? (человек, люди):

для коровы - коровник;

-для свиньи - свинарник;

-для лошади – конюшню;

-для собаки – будку или просто большой сарай.

-Давайте поселим животных в их новые домики.

Дети расставляют животных около их домиков.

-В этих домиках есть все необходимое для их жизни. Хозяин приготовил для них кормушки с едой, поилки, расстелил солому, чтобы им было тепло.

-Хозяин любит своих животных, ухаживает за ними: кормит, поит, расчесывает, моет, убирает в сарае отходы, лечит их.

-Давайте поставим макеты «Дикие животные» и «Домашние животные» у нас в уголке. И будем присматривать, и ухаживать за животными.

-У кого, ребята, есть дома кошка или собака?

-Как вы помогаете маме ухаживать за своими животными? (ответы детей).

-Что вы можете сделать самостоятельно для своих животных? (ответы детей).

-Молодцы! Спасибо!

 

 



Предварительный просмотр:

Цели. Познакомить детей с часами (циферблат, стрелки) и их назначением, формировать умение определять время с точностью до часа

Материал. На каждого ребенка: макеты часов; круги, разделенные на семь равных частей, каждая часть изображает день недели, в центре круга прикреплена стрелка, комплект карточек с цифрами от 1 до 7.

Ход занятия.

Воспитатель. Гном – часовщик пригласил нас в гости, указав число, месяц, день недели (называет). Какое сегодня число? Этот день уже наступил?

Дети вместе с воспитателем идут в Музей часов, здороваются

с Гномом, рассматривают разные виды часов.

Воспитатель. Что вы видите в комнате Гнома-Часовщика ? Что вас удивило ?

Дети. Много всяких часов! — Особенно часы с кукушкой!

(Кукушка в это врелмя прокуковала девять раз.)

Воспитатель. Каждый час кукушка выскакивает из своего домика-часов и кукует, чтобы все знали, который час. Сегодня мы с вами научимся определять время по часам. У всех часов есть что-то общее, одинаковое. Что же это ?

Дети. У всех часов есть циферблат и стрелки.

Воспитатель устанавливает на часах обе стрелки на 12.

Воспитатель. Одинаковые ли  стрелки по длине ?

Дети. Одна стрелка длинная, другая — короткая.

Воспитатель. Коротая стрелка - часовая (выделяет интонацией). Часовая

стрелка показывает который час. Длинная стрелка — минутная. Когда обе стрелки стоят вот так, на двенадцати, это значит ровно двенадцать часов. Теперь будем вращать короткую, то есть часоую стрелку, а минутную стрелку трогать не будем (переводит часовую стрелку на цифру 1). Сейчас ровно час. Переведите стрелку на цифру два. Который час?

Дети. Ровно два часа.

Далее воспитатель ставит часовую стрелку поочередно на другие цифры и каждый раз фиксирует внимание детей на том, что, кг/да «ровно час», «ровно 2 часа», «ровно 3 часа» и т. д., минутная стрелка всегда стоит на 12. Дети повторяют.

Воспитатель. Стрелки движутся постепенно, только минутная стрелка движется быстрее, а часовая — медленнее. Когда минутная стрелка сделает  полный круг, пройдет один час. Часовая короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до другой. Чтобы узнать, сколько времени, надо посмотреть, как расположены стрелки. Сейчас мы с вами будем выполнять задания  Гнома.

Задания Гнома - Часовщика:

•   показать на часах ровно 6 часов; ровно 8 часов и т, д.;

•   показать на часах, когда мы ложимся спать в детском саду;

•   назвать и показать свое любимое время;

•   решить задачу: «Оля вышла на прогулку в 2 часа, а Таня - на один час позже. Сколько времени показывали  часы, когда Таня вышла гулять?

Дети каждый на своем макете выполняют задания. Гном одобряет ребят, поощряет.

Гном. Молодцы, ребята, порадовали меня своими знаниями! А теперь подумайте и скажите, как вы понимаете пословицу «Долог день до вечера , коли делать нечего». Почему так говорят? Чему учит эта пословица ? (Ответы детей).

Игра «Поставь стрелки правильно» (по М.Н.Перовой)

•   Гном-Часовщик ставит стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели. Дети называют день недели и каждый на своем круге ставит стрелку на тот день, который следует после названного. Отвечают на вопросы: «Какой день недели сегодня?», «Какой был вчера ?», «Какой будет завтра ?».

•  У каждого ребенка комплект карточек с цифрами от 1 до 7, которые означают очередность дней недели. Гном-Часовщик называет порядковый номер, а дети называют соответствующий ему день недели.

Гном. Первый!

Дети. Понедельник.

Гном. Четвертый!

Дети. Четверг;

Воспитатель. Ребята, давайте Гному-Часовщику сделаем подарок. Как вы думаете, что любит гном-Часовщик?

Дети. Наши рисунки.

— Стихи о времени!

— Загадки!

Комментарий. Знакомство с часами предполагает умение детей считать в больших пределах, чем десять (до 12—20), а также знание цифр. Ознакомление детей с измерением времени происходит в определенной последовательности; сначала они определяют время с точностью до часа, затем получаса и, наконец, четверти часа. В занятии важно обеспечить высокую активность самих детей, упражнять их в правильности употребления выражений: "Который час?», «Сколько времени ?».

Цель. Научить детей определять время по часам с точностью до получаса.

Материал. Макеты часов на каждого ребенка; кроссворд..

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми выясняет, какой сегодня день недели, число, месяц

Воспитатель. Правильно разгадав кроссворд, из букв в белых клетках вы составите и прочтете ключевое слово и узнаете, с кем у нас сегодня встреча.

Дети с помощью воспитателя разгадывают кроссворд, затем воспитатель (или дети) читает ключевое слово — «время».

Воспитатель. Итак, мы с вами вновь попали в Музей времени, к Гному-Часовщику. В какое время мы начали путешествие ?  Покажите по часам.

Дети на своих макетах часов ставят время.

Вспомните, как расположены стрелки, когда часы показывают ровно девять часов? Как движутся минутная и часовая стрелки ?

Ответы детей..

Подумайте, как должны передвинуться стрелки, если прошел не полный час, а только его половина?

Ответы детей.

Пусть минутная стрелка на ваших часах пройдет половину круга. На какую цифру она указывает ?

Дети. На шесть.

Воспитатель. Правильно, минутная стрелка указывает на шесть, когда прошло полчаса, а часовая стрелка тоже должна пройти половину пути. Кто догадается, где должна стоять часовая стрелка ? (Между 9 г/ 10.)

Кто сможет определить, который час показывают часы ? Они показывают девять полных часов и еще половину часа. Половина часа - это тридцать минут. Можно сказать: девять часов,  тридцать минут.

Самостоятельно поставьте время, во сколько вы ложитесь спать.

Дети выполняют. 

А теперь – когда встаете утром.

Молодцы! Послушайте стихотворение «Шла корова»:

Шла корова в полвторого.

Жеребенка встретила

В половине третьего.

А котенка пестрого -

Ровно в полчетвертого.

Козлика рогатого -

В половине пятого.

А теленка – несмышленка,

Озорного, дорогого?

А теленочка корова

Повстречала в полвосьмого!

Уложила спать его

Только в полдесятого!

(Э.Машковская)

Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы будете ставить на часах время, о котором там говорится.

Дети выполняют задание. Гном проверяет.

Воспитатель. А теперь внимательно послушайте потешку.

Ворона кричала: «Который час?

Который час может быть сейчас?

Если час, если ровно час,

То я опоздала ровно на час!»

Какое время должны показывать часы, чтобы ворона не опоздала?

Дети. Двенадцать часов!

Воспитатель. Правильно, молодцы! А теперь скажите, для чего нужны часы? Да, конечно. Мы постоянно смотрим на часы, чтобы не опоздать на работу, в детский сад, на поезд, чтобы не пропустить интересную передачу по телевизору. Время летит быстро, поэтому его надо ценить. А еще не надо заставлять себя ждать. Это я говорю тем, кто любит опаздывать. А сейчас поиграем.

Игра «Каждый хочет быть первым»

Дети строятся в круг «недельками», начиная с понедельника.

Воспитатель. Всегда ли у понедельника первый номер ? Все считают, что понедельник всегда первый.

Пересчитываясь по порядку, ребята обнаруживают, что понедельник может быть первым, восьмым... и даже пятнадцатым. Строя «недельки» начиная с разных дней, они убеждаются, что первым днем недели можно выбрать любой день.

Воспитатель. Вы - дни недели. Как вас зовут ?

Дети. Я — понедельник!

— Я — вторник!

— Я — среда...

Дети из четырех неделек «строят» месяц. Пересчитывают дни недели как дни месяца и еще раз убеждаются, что и у понедельника может быть несколько номеров.

Воспитатель. Путешествие заканчивается. Что нового вы узнали? (Ответы детей.) Как будем прощаться с Гномом-Часовщиком ? Что ему пожелаем ? А себе ? Успехов!

Комментарий. Разгадывание кроссвордов прививает детям навыки самостоятельной работы, повышает интерес к знаниям, расширяет кругозор. Кроссворд не должен быть «объемным».


-





Предварительный просмотр:

Проблемные вопросы к занятиям

Проблемные вопросы к занятиям.

Формирование элементарных математических представлений.

-Зачем нужна людям математика?

-Все ли геометрические фигуры имеют углы?

-Что надо сделать,чтобы из квадрата получилось два треугольника?

-Зачем нужны геометрические фигуры?

-Что надо сделать ,чтобы узнать какая полоска шире?

-Как можно измерить высоту предмета,если не иметь линейки?

-Что нужно сделать,чтобы разделить фигуру на равные части?

-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?

-Что нужно сделать,чтобы решить задачу?

-Зачем нужно уметь считать?

Введение в грамоту.

-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?

-Из чего состоит слово,если мы его произносим?

-Из чего состоит слово,если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

-Что образует слог?

-Что определяет границы предложения на письме?

-Что определяет границы предложения в речи?

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа,о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили,оказавшись на месте героя произведения?

Изобразительное искусство.

Рисование.

-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?

-Что произойдет ,если смешать краски между собой?

-Почему цвета называют теплыми и холодными?

-Как при помощи цвета передать настроение?

-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?

-Может ли портрет рассказать о самом человеке?

-Какую картину называют натюрмортом?

Лепка

-Что получится,если к шарику прикрепить столбик?

-Что будет ,если согнуть глиняную палочку?

-Что нужно сделать,чтобы слепить снеговика?

-Что произойдет,если части предмета соединить непрочно?

-Зачем нужно стека?

-Что нужно сделать,чтобы придать образу выразительности?

Аппликация

-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?

-Почему говорят : «Семь раз отмерь,один раз отрежь»?

-Что нужно сделать,чтобы за один раз вырезать несколько деталей?

-Можно ли заменить бумагу другим материалом?

-Как узнать,какой материал лучше использовать для работы?

-Что нужно сделать,чтобы вырезать симметричную фигуру?

-Если использовать природный материал,то приемы работы будут такие же как и с бумагой?

Конструирование.

-Как узнать ,сколько деталей потребуется для постройки?

-Почему шар может катиться,а кубик нет?

-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?

-Почему одни постройки получаются прочными,а другие нет?

-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?

-Что нужно сделать,чтобы из листа бумаги сложить снеговика?

-Какой схеме соответствует постройка?

Развитие элементарных экологических представлений.

-Почему тает снег на ладони?

-Для чего птицы улетают в теплые края?

-Что произойдет,если исчезнут растения?

-Что произойдет,если пересохнут реки?

-Почему зимующим птицам трудно зимой?

-Что произойдет,если времена года наступят не в свой черед?

-Почему хрустит снег под ногами?

-Почему из тучи идет дождь?

Логика.

-Почему птицы летают,а люди нет?

-Почему днем светло,а ночью темно?

-Можно ли пронести воду в решете?

-Что общего между цифрой четыре и слоном?

-Что нужно сделать,чтобы получить последующее число?

-Зачем кошке мягкие лапки?

Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?

-Что сделать,если надо узнать погоду на улице,не выходя из дома?

-Почему говорят: «Друг познается в беде»?

-Почему холодный снег греет?

-Как можно узнать о времени,если у тебя нет часов?

-Что будет,если изменить материал из которого изготовлен предмет?

-Для чего человек нужны органы чувств?

Развитие музыкальности.

-Что нужно сделать детям ,чтобы праздник прошел весело?

-Для чего придумали ноты?

-Зачем людям нужны песни?

-Можно ли весело петь песню,если у нее грустный характер?

-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?

-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса,а для солдатиков маршевую музыку?

-Можно ли с помощью музыки передать настроение?

Физическая культура.

-Зачем нужны правила в подвижных играх?

-Что будет,если не заниматься физкультурой?

-Что надо сделать,чтобы прыжок получился длинным?

-Какие виды спорта вы знаете?

-Что надо сделать,если не получается упражнение?

-При каких условиях команда сможет победить?

-Почему говорят: «В здоровом теле,здоровый дух»?



Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации по 5 образовательным областям

Образовательная область

Формулировка проблемной ситуации

Формулировка противоречия

Формулировка проблемы

Познавательное развитие

Жили два друга Саша и Миша. Они часто ходили в гости друг к другу, хотя и жили на разных берегах. Вот однажды, Саша пошел в гости к Мише, и когда подошел к реке увидел, что она очень сильно разлилась, и теперь он не знает, как попасть на противоположный берег.

Саша хочет перейти реку, но не знает как.

Как саше попасть на другой берег?

Художественно – эстетическое развитие

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила девочку, она сидела и горько плакала. Я подошла к ней узнать, что же у нее случилось. Девочка рассказала, что у ее мамы сегодня день рождения, она пошла в магазин, чтобы купить букет цветов, но по дороге потеряла все деньги.

Хочет купить цветы, но нет денег.

Как мы можем помочь девочке?

Физическое развитие

Мальчик прислал видеописьмо, в котором рассказывает, что он попал под сильный дождь и промочил всю одежду. А ему нужно срочно к другу на день рождения, но он боится идти в сырой одежде, так как может простудиться и заболеть.

Нужно идти на день рождения, но одежда сырая.

Как быстрее высушить одежду?

Социально - коммуникативное развитие

Однажды девочка Даша вместе со своими родителями отправились в парк на пикник. Но когда они пришли туда, то увидели, что хулиганы подожгли траву.

Хотят потушить траву, но поблизости нет воды (пруда, колонки).

Как потушить траву, без воды?

Речевое развитие

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето.  Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое».

Хочет узнать какое же это время года – Лето, но нет возможности.

Как мы можем помочь Умке узнать о времени года – Лето?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 С. МЕСЯГУТОВО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект открытого ООД

На тему: «Путешествие с колобком»

 для детей старшей группы

Шарифуллина Эльза Анисовна

Воспитатель, первая квалификационная категория

Месягутово 2017

Путешествие с колобком

Цель: Стимулировать речевое развитие, умение варьировать ответы в рамках заданной темы.

- учить детей решать вопросы, требующих актуализации знаний, умение анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

- уметь изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и выбрать наиболее правильную; побуждать делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.

Обучить детей новому для них способу рисования с помощью мыльных пузырей.

Материал: карточки с изображением продуктов, зеркала, дома разной геометрической формы, геометрические фигуры, колобок, фланелеграфы, книга «Колобок», кисти, салфетки, гуашь желтая, трубочки, радуга и игрушки, дед и баба.

Воспитатель: Дети к нам  в гости пришел один сказочный герой, а кто это отгадайте:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился….колобок

Воспитатель: Правильно, это колобок.

Колобок: Здравствуйте ребята, пожалуйста, помогите вернуться мне к дедушке и бабушки. Я так спешил к вам, что споткнулся и упал и рассыпал все картинки. Помогите мне разложить их по порядку.

Воспитатель: Поможем колобку? Почему вы хотите ему помочь? (он маленький, беззащитный).

Воспитатель: - Давайте отправимся вместе с колобком и поможем ему преодолеть все трудности, которые встретятся ему на пути, и все узнаем о нем.

Воспитатель: - Вы знаете, колобок, это не только сказочный герой, это особый хлеб, известный только в России. Пекли его только тогда, когда кончалась в доме мука. Тогда скребли по коробам, мели по сусекам, т.е. собирали остатки муки и пекли колобок. Мы знаем, что его испекли, давайте выберем, что нам нужно для теста.

Д/и «Из чего сделан Колобок» (дети выбирают из предложенных карточек: мука, соль, сахар, сметану, молоко).

Воспитатель: - Теперь мы знаем, какие продукты нужны и можем отправляться дальше.

Прежде чем попасть к бабушке и дедушке колобок будет путешествовать по сказочным городам, их не больше, не меньше, а столько пальцев на  одной руке? Сколько их? (дети отвечают – пять).

Воспитатель: Первый город находится на острове.

Чтобы попасть в первый город колобок должен пройти по мостику. Но мостик необычный, он состоит из цветов радуги. Вы знаете цвета радуги – назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь давайте пройдем по радуге и попадем в первый город: он называется «Цветок».

Видит колобок что-то впереди светиться и переливается, подкатился он поближе, а это зеркало. Заглянул он в него, а зеркало показывало цвета, которые может увидеть тот, кто на себя в зеркало смотрит. Какие цвета увидел колобок, посмотрев в зеркало? (зеркало ставят на фланелеграф с разными цветами: желтый, оранжевый, коричневый). В нашем городе живут цвета, назовите их: голубой, розовый, серый, зеленый.

Дети скажите, какой цвет может выбрать колобок, чтобы его звери не захотели съесть и почему?

Воспитатель: Какие времена года вы знаете? Скажите, какого цвета может стать колобок в разное время года. Дети говорят.

Весной – зеленый

Летом – цветной

Осенью – желтый, бордовый

Зимой – белый.

Воспитатель: - Покатился дальше колобок  и попал во второй город: «Материал»

Воспитатель: - Подумайте, какое тесто можно замесить, что туда добавить, чтобы колобок стал невкусным (карточки).

Мы отобрали нужные продукты, а теперь отберем продукты для невкусного теста.

Дети выбирают муку, соль, вода, перец.

Воспитатель: - Нашему колобку такое решение понравилось.

Покатился наш колобок дальше и попал в город под названием «Вкус» вспомните, как колобок расхвалил себя.

А теперь давайте переделаем песенку, чтобы, услышав её, звери его не съели: «Я колобок, колобок..».

Отправился колобок дальше и попал в город, который называется «Форма».

Увидел  ещё одно волшебное зеркало. Оно показывало геометрические фигуры, из которых состоит тело того, кто в него смотрит. Как вы думаете, какое геометрическое тело увидел колобок в зеркале?

Дети: - шар

Воспитатель: – В этом городе «Форма» Живут колобки. Посмотрите и скажите, как вы думаете, какие дома должны быть в городе (дети выбирают круглые дома).

Наш колобок очень не хочет, чтобы его съели.

Какую новую форму может принять колобок, чтобы его не съели.

(Воспитатель достает поднос с геометрическими фигурками( куб, шар, призма, прямоугольник, массажный мяч – колючий) Дети выбирают.

Покатился колобок дальше. Добрался он до города: «Размер». Давайте подумаем, каким по размеру ему надо стать, чтобы его лиса не съела? (маленький, средний, большой).

Дети выбирают самый большой.

 - Вот и закончил колобок свое путешествие по городам. Давайте,  вспомним, каким должен быть колобок? По цвету-серым, по вкусу – соленым, размер – большой, форма – колючая.

 - Ребятки, давайте сейчас нарисуем нашему колобку друзей, чтобы ему веселее было гулять по лесу. Подойдите к столам, давайте сделаем сначала физминутку:

«Жил на свете Колобок,

Круглый бок, румяный бок.

Он из дома убежал,

В лес дремучий он попал

Там зайчишку повстречал

И – от Волка убежал

Мишку обманул  в пути,

Но от лисички не уйти.

Рыжая хитра плутовка,

Провела бедняжку ловко.

Сесть просила на носок –

И пропал наш Колобок».

Воспитатель: - Чтобы этого не случилось, мы сейчас нарисуем друзей. (Дети рисуют мыльными пузырями)

Посмотрите сюда и скажите, по какой дорожке нужно отправиться Колобку домой, чтобы он не встретился со зверями?

Давайте отправимся по черной дорожке и проверим, приведет ли она нас к домику бабушки и дедушки.

_ А вот и дедушка с бабушкой встречают нашего Колобка. Они благодарят вас за помощь и для вас они приготовили угощенье.        

Воспитатель угощает детей чупа-чупсами.

Список литературы:

1.Логика и математика для дошкольников/Авт-сост.Е.А.Носова. СПб.,1996.

2.Максаков А.М., Тумакова Г.А. Учите играя. М.,1974.

3.Агеева С.И. Обучение с увлечением. М.,1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы проблемного обучения в детском саду Шарифуллина Эльза Анисовна, воспитатель детского сада №1 с. Месягутово

Слайд 2

Возможности программы Л.А.Венгера «Развитие» для организации проблемного обучения дошкольников нацелена на развитие умственных и художественных способностей детей в процессе детских видов деятельности; предполагает формирование собственного опыта ребенка, обобщенного с помощью взрослых в виде наглядных средств: эталонов, схем, моделей, символов; предусматривает использование новых форм организации работы педагога с детьми: сотрудничество и совместное решение задач, проблемных ситуаций.

Слайд 3

Этапы занятия с применением элементов технологии проблемного обучения игра, беседа, создающая мотивацию к занятию затруднение в игровой ситуации постановка проблемного вопроса; поиск решения, открытие нового знания или формирование умения; воспроизведение нового в типовой ситуации, закрепление новых знаний; итог занятия (осознание того, что делали, чему учились и научились)

Слайд 4

Схема-модель изменения состояния вещества

Слайд 5

Формы работы с детьми на занятии парная групповая индивидуальная

Слайд 6

Схема-модель роста и развития человека

Слайд 7

Развивающая среда ДОУ детские энциклопедии и дидактические игры

Слайд 8

Развивающая среда ДОУ центр детского экспериментирования и моделирования

Слайд 9

Развивающая среда ДОУ центр детского экспериментирования и моделирования

Слайд 10

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ «Семинары-практикумы»: Совместное с родителями обыгрывание и решение проблемной ситуации, обсуждение проблемных вопросов. «Душевный разговор»: Консультация индивидуальная или групповая с приглашением специалистов по выявленным проблемам детского развития .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Использование проблемного обучения в образовательном процессе в специализированном учреждении

Современные образовательные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образования, позволяют  расширять рамки обучения инвалидов, способствуют повышению мотивации учащихся...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационн...

Применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в обра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...