Пакет контрольно-оценочных средств по дисциплине "География" (социально-экономическая география мира).
учебно-методический материал по географии (11 класс)

Благодарный Максим Александрович

Контрольно-оценочные средства по Географии (социально-экономическая география мира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_geografiya.docx76.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

         в форме      

дифференцированного зачета

         по учебной дисциплине ОДБ.08  ОДБ.10 География

                                                                                             

         по специальностям:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного    транспорта

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электромеханического оборудования (по отраслям)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.06 Финансы

42.02.02 Издательское дело

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

15.02.08 Технология машиностроения

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В ходе освоения учебной дисциплины География обучающийся должен обладать

личностными результатами:

обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов;

ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения;

        Изучение географии обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; отстаивать личное достоинство, собственное мнение, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества.

Метапредметными результатами:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебной дисциплины и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации (учреждения), так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметными результатами:

  • результате изучения учебной дисциплины «География» на уровне среднего общего образования

Обучающийся научится:

- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

- сравнивать географические объекты между собой по заданным

критериям;

- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

- характеризовать географию рынка труда;

- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

- приводить примеры, объясняющие географическое разделение

труда;

- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

- оценивать  место  отдельных  стран  и  регионов  в  мировом

хозяйстве;

- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

- делать прогнозы развития географических систем и комплексов

             в результате изменения их компонентов;

- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом

сообществе;

- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое

хозяйство;

- анализировать  региональную  политику  отдельных  стран  и

регионов;

- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

  1. Оценивание уровня освоения учебной дисциплины

    Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Контроль и оценивание уровня освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 1

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Форма контроля

Раздел 1. Ознакомление с материалами

Тема 1.1 Источники географической информации

Устный опрос

Тема 1.2 Политическая карта мира

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тема 1.3 География населения планеты

Практическая работа 1

Раздел 2

Тема 2.1 География мировых природных ресурсов

Практическая работа 2

Тема 2.2 География мирового хозяйства

Фронтальный опрос

Географический диктант

Раздел 3

Тема 3.1 Страны и регионы планеты

Практическая работа 3

Раздел 4

Тема 4.1 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Устный опрос

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

3.    Задания для оценки освоения учебной дисциплины 

3.1. Задания для текущего контроля

Текущий контроль теоретических и практических  знаний и умений обучающихся в соответствии с настоящим КОС проводится в форме устного опроса, географического диктанта, практической работы.

Фронтальный опрос

Дайте определение понятий:

    а) ресурсообеспеченность  - ...

б)        природопользование  -  ...

в)        демография- ...

г)        мониторинг- ...

д)        социальная политика- ...

е)        международное разделение труда - ...

Географический диктант

1вариант

2 вариант

1)Классификация  стран по размерам территории. Примеры

1) Классификация  стран  по численности населения. Примеры

2)Перечислите виды развивающихся стран

2)Перечислите развитые страны

3)Дайте определения: республика, федеративное

государство; ВВП

3) Дайте определения: монархия, унитарное государство, ИЧР

4)Перечислите этапы формирования ПКМ

4) Дайте определение суверенное государство

Практическая работа № 1

Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Сопоставление географических карт различной тематики.

Обучающийся должен:

- знать традиционные и новые методы географических исследований;

-уметь составлять географическую характеристику стран в картографической форме.

Цели работы: 

- образовательные: обобщить знания о государственном строе стран мира, об основных методах географических исследований; развить умения систематизировать полученные знания из различных источников географической информации, навыки самостоятельной работы; нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, атлас, контурные карты, учебник «Экономическая и социальная география мира», карандаши.

Общие теоретические сведения:

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная – правительству. Республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках президент сам возглавляет правительство. В парламентских республиках главной фигурой является не президент, а глава правительства.

Монархия – форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, султан и т.д. Абсолютная монархия – власть монарха не ограничена. Конституционная монархия – монарх «царствует, но не правит», власть принадлежит парламенту.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.

Задание 2. Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания  из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные  названия некоторых новых стран  (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван; Казахстан – Астана; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад; Таджикистан – Душанбе; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн; Латвия – Рига;  Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб; Черногория – Подгорица; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства,  возникшие на территории бывшей  Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага; Словения – Братислава.

Задание 3. Используя форзацы учебника Максаковского В.П., выпишите в тетрадь названия стран с разной формой правления:

  • Три страны, являющихся абсолютными монархиями.
  • Пять стран, являющихся конституционными монархиями.
  • Пять стран, являющихся федеративными республиками.

Нанесите на контурную карту границы этих стран, подпишите их названия и столицы. Для указания формы правления используйте условные обозначения:

- абсолютная монархия – АМ

- конституционная монархия – КМ

- федеративная республика - ФР

Сформулируйте вывод о распространении стран с монархической формой правления по регионам мира и запишите в тетрадь. Ответьте письменно на вопросы.

Контрольные вопросы:

1. В чем выражается многоликость современного мира?

2. Чем различаются страны мира по формам правления и административно-территориального устройства?

3. Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания. Япония?

4. Из перечисленных стран выберите те, которые имеют республиканскую форму правления: Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия.

5. Назовите современные и традиционные методы географических исследований.

3.2. Задания для промежуточной аттестации

 В соответствии с учебным планом ППССЗ по специальностям   09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 09.02.05 «Прикладная информатика» (по отраслям), 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного    транспорта», 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электромеханического оборудования» (по отраслям), 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 38.02.06 «Финансы», 42.02.02 «Издательское дело», 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» по учебной дисциплине ОДБ.10 География предусмотрено проведение дифференцированного зачёта. Дифференцированный зачёт в соответствии с настоящим КОС проводится в форме контрольной работы. При составлении контрольной работы для промежуточной аттестации использован дидактический материал профессиональной направленности.

В комплект оценочных средств для проведения дифференцированного зачета входят:

1. Теоретические вопросы из курса социально-экономической географии мира.

2.​ Дидактические карточки по социально-экономической географии.

3. Тестовые задания.

Вариант I

КОЛЕДЖ

ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

  1. Теоретическая часть.
  1. Мировой ТЭК. Общая характеристика.

  1. Практическая часть.  Работа с дидактическими карточками.

       Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна: ___________________

Столица: __________________

Региональная принадлежность:_______

Форма правления: ______________________

Государственное устройство: ____________

  1. Тестовые задания

ЗАДАНИЕ

1

В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

Ответ 1

около 150

Ответ 2

более 200

Ответ 3

менее 50

Ответ 4

примерно 100

Ответ 5

свыше 400

ЗАДАНИЕ

2

В «мировую десятку» по показателю площади входят:

Ответ 1

Бразилия и Индия

Ответ 2

ЮАР и Саудовская Аравия

Ответ 3

Китай и Мексика

Ответ 4

США и Иран

Ответ 5

Франция и Германия

ЗАДАНИЕ

3

В «мировую десятку» по численности населения входят:

Ответ 1

Пакистан и Индонезия

Ответ 2

Аргентина и США

Ответ 3

Канада и Индия

Ответ 4

Япония и Австралия

Ответ 5

Россия и Италия

ЗАДАНИЕ

4

В Азии находятся:

Ответ 1

Непал и Габон

Ответ 2

Габон и Шри-Ланка

Ответ 3

Шри-Ланка и Йемен

Ответ 4

Йемен и Албания

Ответ 5

Перу и Афганистан

ЗАДАНИЕ

5

В Африке находятся:

Ответ 1

Гвинея и Гватемала

Ответ 2

Гватемала и Папуа – Новая Гвинея

Ответ 3

Папуа – Новая Гвинея и Мали

Ответ 4

Мали и Малави

Ответ 5

Монголия и Чад

ЗАДАНИЕ

6

В Латинской Америке находятся:

Ответ 1

Гватемала и Гайана

Ответ 2

Эквадор и Мозамбик

Ответ 3

Суринам и Сингапур

Ответ 4

Нигерия и Никарагуа

Ответ 5

Ирак и Бразилия

ЗАДАНИЕ

7

Островными странами являются:

Ответ 1

Индонезия и Доминиканская Республика

Ответ 2

Дания и Шри-Ланка

Ответ 3

Исландия и Греция

Ответ 4

Кипр и Республика Корея

Ответ 5

Чили и Мадагаскар

ЗАДАНИЕ

8

К группе экономически развитых стран относятся:

Ответ 1

только страны Европы

Ответ 2

только страны Европы и Азии

Ответ 3

только страны Европы, Азии и Северной Америки

Ответ 4

только страны Северной Америки

Ответ 5

страны Европы, Азии, Северной Америки, Африки и Австралии с Океанией

ЗАДАНИЕ

9

Наибольшее количество беднейших стран мира находится в:

Ответ 1

Азии

Ответ 2

Латинской Америке

Ответ 3

Африке

Ответ 4

Северной Америке

Ответ 5

Океании

ЗАДАНИЕ

10

После распада Советского Союза в категорию беднейших стран мира попали:

Ответ 1

Литва и Казахстан

Ответ 2

Белоруссия и Туркмения

Ответ 3

Украина и Латвия

Ответ 4

Таджикистан и Киргизия

Ответ 5

Россия и Узбекистан

Вариант II

КОЛЕДЖ

ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

  1. Теоретическая часть.

1.Особенности современных типологий стран мира.

  1. Практическая часть.  Работа с дидактическими карточками.

       Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна: ___________________

Столица: __________________        

Региональная принадлежность:_______

Форма правления: ______________________

Государственное устройство: ____________

  1. Тестовые задания

ЗАДАНИЕ

1

Странами – членами «Большой семерки» являются:

Ответ 1

Канада и Германия

Ответ 2

Италия и Китай

Ответ 3

США и Австралия

Ответ 4

Великобритания и Испания

Ответ 5

Бразилия и Аргентина

ЗАДАНИЕ

2

Странами – членами Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) являются:

Ответ 1

Россия, Мексика и Норвегия

Ответ 2

Мексика, Норвегия и Венесуэла

Ответ 3

Норвегия, Венесуэла и Алжир

Ответ 4

Венесуэла, Алжир и Иран

Ответ 5

Иран, Аргентина и Боливия

ЗАДАНИЕ

3

Странами с республиканской формой правления являются:

Ответ 1

Испания, Франция и Турция

Ответ 2

Аргентина, Пакистан и Нигерия

Ответ 3

Япония, Норвегия и Малайзия

Ответ 4

Италия, Марокко и Бельгия

Ответ 5

Саудовская Аравия, Венгрия и Ватикан

ЗАДАНИЕ

4

В настоящее время абсолютные монархии сохранились:

Ответ 1

только в Европе

Ответ 2

только в Азии

Ответ 3

только в Европе, Азии и Африке

Ответ 4

в Европе, Азии, Африке и Америке

Ответ 5

только в Америке

ЗАДАНИЕ

5

Основная часть разведанных запасов нефти и природного газа сосредоточена в:

Ответ 1

Азии

Ответ 2

Австралии и Океании

Ответ 3

Африке

Ответ 4

Латинской Америке

Ответ 5

Северной Америке

ЗАДАНИЕ

6

Суммарно наибольшими запасами нефти и природного газа обладают:

Ответ 1

Венесуэла, Нигерия и Индонезия

Ответ 2

Германия, Болгария и Польша

Ответ 3

Австралия, Индия и Эквадор

Ответ 4

Греция, Португалия и Финляндия

Ответ 5

Россия, Австрия и Словакия

ЗАДАНИЕ

7

Крупнейшими разведанными запасами каменного угля в мире обладают:

Ответ 1

Германия и Индонезия

Ответ 2

Индия и Великобритания

Ответ 3

Колумбия и Австралия

Ответ 4

Россия и США

Ответ 5

Франция и Испания

ЗАДАНИЕ

8

Из перечисленных стран наибольшими запасами железной руды обладают:

Ответ 1

Либерия и Мавритания

Ответ 2

Франция и Перу

Ответ 3

Бразилия и Индия

Ответ 4

Швеция и Чили

Ответ 5

Чехия и Пакистан

ЗАДАНИЕ

9

Из перечисленных стран наибольшими запасами бокситов обладают:

Ответ 1

ЮАР и Германия

Ответ 2

Канада и Норвегия

Ответ 3

Бразилия и Гвинея

Ответ 4

Россия и США

Ответ 5

Ирландия и Монголия

ЗАДАНИЕ

10

Крупнейшими запасами водных ресурсов (полного речного стока) обладает:

Ответ 1

Россия

Ответ 2

Бразилия

Ответ 3

Швеция

Ответ 4

Бангладеш

Ответ 5

Австрия

  1. Условия проведения промежуточной аттестации

Количество вариантов заданий для аттестующихся — 2

Врёмя выполнения задания — 1 час.

Оборудование: бланки с заданиями.

  1. Критерии оценивания для промежуточной аттестации

Уровень учебных достижений

Показатели оценки результатов

«5» отлично

обучающиеся получают в том случае, если верные ответы составляют от 80 до 100% от общего количества;

«4» хорошо

обучающиеся получают в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» удовлетворительно

обучающиеся получают в том случае, если верные ответы составляют от 50 до 70% от общего количества

«2» неудовлетворительно

неудовлетворительно – обучающиеся получают в том случае, если верные ответы составляют менее 50% от общего количества



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Контрольно - оценочные средства как средства оптимизации результата образовательного процесса"

предназначена для преподавателей СПО и НПО с целью оказания помощь при разработки контроль - оценочных средств по профессии Сварщик...

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература.Русский язык".

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" для всех специальностей....

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения дифференцированного зачёта по литературе.

Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения итоговой  аттестации по литературе в форме дифференцированного зачёта....

Контрольно-Оценочные Средства как часть Фонда Оценочных Средств

Данные методические рекомендации помогут в работе над созданием собственных контрольно-оценочных средств, являющихся частью комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ГЕОГРАФИИ 5-7 КЛАСС

Контрольно-оценочные средства представляют собой набор оценочных контрольных работ по географии по ФГОС 5-7 классы. Работа имеет паспорт и сами тестовые задания с ответами....

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по общеобразовательной дисциплине ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Дошкольное образование"

Комплект контрольно-оценочных средств  по общеобразовательной дисциплине ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Дошкольное образование" пред...