Разработка урока по географии 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ильченко Марина Николаевна

Данную разработку можно использовать на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka.zip112.03 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии 5 класс.

Тема: Внутреннее строение Земли. Горные породы, слагающие земную кору.

Цели:

Образовательные:

способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся  о горных породах  и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.

 Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,  развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

 способствовать воспитанию географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных  ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые  полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.

культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

 обучающиеся должны знать основные понятия урока: основные виды горных пород, неоднородность состава твердой оболочки Земли, круговорот горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, гонных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

УУД.

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: 

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя:

 учебник «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова-М., мультимедийная презентация, коллекция горных пород.

Оборудование для учеников:

 компьютер, папка с карточками, учебник

 «География. Землеведение В.П. Дронов, Л.Е.Савельева.5-6 класс, коллекция  горных пород, атлас

Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; круговорот горных пород.

Ход урока.

  1. Организационный  этап.

Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке. 

  Сегодня мы с вами начинаем новый раздел, новую тему  «Земная кора», откройте учебник с.75 и посмотрите на картинку раздела и  попробуйте предположить, о чем мы будем говорить при изучении данного раздела.

Ответы детей.

Хорошо .

А сегодня на уроке мы узнаем внутреннее строение нашей планеты.

  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.

 Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились  «заглядывать» вглубь Земли с помощью специально произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны определили внутреннее строение Земли.

 - Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?

- Может быть вам что-либо уже известно о ее строении? Поделитесь.

Ответы детей.

  1. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с основными слоями Земли, дать понятия основным терминам темы (литосфера, рельеф, горные породы, минералы, полезные ископаемые)

Записать тему урока в тетради «Строение Земли»

А. Внутреннее строение Земли.

– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:

Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток 

Дети делают рисунок «Строение Земли»./рис.58 стр.77/

Используя текст учебника, заполняем карточку « Характеристика слоев Земли»  по  группам (1-ядро, 2 –мантия, 3- земная кора).

Затем проверяем.

 Что же у Земли внутри?       Просмотр видео  «Строение Земли»

Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.
(Показать серу) 

– Наш корабль исследует далее недра Земли. 
– Какой следующий слой  встречается нам на пути? 
(Мантия)
 Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.

– Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? 
(Земная кора)
– Толщина
земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая оболочка

Оболочки Земли

Температура

(градусы)

Размер (км)

Свойства

Ядро

6000

3600

Твердое вещество (центр),

жидкое вещество (снаружи)

Мантия

2000

2900

Мягкая, пластичная

Земная кора

(-7) – (+57)

7о-100

Твердая

Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ.

(определение записать в тетрадь)

Б. Горные породы и минералы.

- На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные  ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.

_ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?

 (узнать, из чего состоит земная кора?)

- Предположите, из чего же она состоит? (горные породы).

- Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»? Разве камни есть только в горах?

Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле мастере  Бажова Павла Петровича («Малахитовая  шкатулка»).

 ( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические).

- Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат у Вас на столах.

-Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные?

(предполагают: из разных веществ состоят.)

- Правильно, но эти вещества называют минералами.

«Минералы – это тела природы, имеющие однородный состав и кристаллическое строение».

Из минералов состоят горные породы.

 « Гранит состоит из минералов: кварц, слюда и полевой шпат.

Известняк – из кальцита,

Кварцит – из кварца».

Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными ископаемыми.

- Горные породы очень разнообразны по цвету, твердости, прозрачности, наличию блеска и т.д.

- Работая с текстом на с. 80-83 , вы узнаете, почему это произошло в природе. На основе текста составьте схему «Происхождение горных пород»

Горные породы по происхождению

Магматические                 Осадочные                     Метаморфические

Гранит, базальт.                     Глина, известняк.                 Мрамор, гнейс.

 Итак, Вы узнали о группах горных пород, многие из которых являются полезными ископаемыми.

-Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они есть и в нашей местности. Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему?

В.Физминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На  носочках поднялись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем по - приседаем,

Никогда не замерзаем.

Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет) 
– Почему? 
(Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы. 

Просмотр видео «Как исследовали строение Земли»

Обсужение.

4. Рефлексия.

- Что нового на уроке вы узнали?

- Какой этап урока вызвал у вас затруднения?

-Что вызвало у вас наибольший интерес?

На магнитной доске  рисунок горы, при помощи значков укажите ваше положение на уроке. Если все понятно и было интересно - ближе к вершине горы, если возникли затруднения, значок помещаем  ниже.

5. Этап первичного закрепление материала.

Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.

Работа с карточками индивидуально.

Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.

 

1. ядро

2. земная кора

3. мантия

А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород

Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому

В) температура 6000, твердое.

 

1. - В

2. - А

3. -  Б

 Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».

1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)

2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)

3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)

4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)

5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)

Самопроверка.

7-8 баллов-«5»

5-6 баллов-«4»

3-4 балла_»3»

6. Домашнее задание

Параграф 20

Творческое задание : сделать модель внутреннего строения Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"

    В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"

1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами )  3. Развивать умения чертить розу ве...

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...