Имидж педагога как составляющая «профессионального стандарта педагога»
учебно-методический материал по географии

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж.

Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является  принятие ФЗ «Об Образовании в РФ» и подготовка к введению с 1 января 2015 года профессионального стандарта педагога.

Стандарт активно обсуждался и обсуждается в обществе - на самых различных площадках, в том числе и на просторах интернета т.к. этот нормативный документ может серьёзно повлиять на нашу профессиональную деятельность.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

 Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Вышел Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника.

«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не, только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми.

Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

В проведении педагогического исследования среди учащихся 5-10 классов была проведена анкета «Ценности личности современного учителя». Общее количество учащихся, принявших участие в анкетировании, составило 110 человек.

Анкета состояла из 20 ценностей, из которых необходимо было выбрать 10 наиболее значимых ценностей и проранжировать их по степени значимости

Так какие же ценности личности учителя наиболее значимы для учащихся  школы?

На 1 и 2  место учащиеся школы поставили такое важное качество личности учителя, -  как доброта,  любовь к детям. Умение доходчиво объяснять материал учащиеся поставили на 3 место,  справедливость – на 4 место, понимание  - на 5 место (таблица 1).

Таблица 1- Ценности личности учителя

Место

Ценности личности учителя

Количество респондентов

I

Доброта

86

II

Любовь к детям

72

III

Умение доходчиво объяснять материал

71

IV

Справедливость

69

V

Понимание

67

VI

Умение сочетать требовательность и уважение к ученику

65

VII

Терпение

54

VIII

Юмор

50

IX

Ум

48

X

Умение держать дисциплину

46

 

Таким образом, имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

 Составляющие имиджа:

1) образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит). Складывается первое впечатление. Для женщины, чтобы произвести впечатление необходимо 1-2 минуты. Для мужчины нужно 3 минуты. Впечатление – это процесс, а процессом можно управлять.

55% - что вижу, 38 % - что слышу, 7 % - что говорю;

2) внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа). Внешняя форма должна соответствовать внутреннему содержанию. Дорого не значит красиво.(говорили древние греки). Все должно соответствовать времени суток, года, аудитории.

 Дресс-код - «одежный код» в переводе с англ.- манера одеваться, принятая в определенной социальной группе для конкретной ситуации. Одежда - наш язык общения. Статус учителя обязывает. С нас берут пример. С нас считывается информация. Что мы носим в статусе педагога. Это неофициальный дресс-код, т.е деловой стиль. Деловой стиль зародился в Англии.

3) внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы);

4) процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции);

5) ядро имиджа (позиции, установки, легенда) – должно соответствовать психологии победителя: 

-  высокая самооценка;

-  оптимизм;

-  вера в добро;

-  умение чувствовать и сопричаствовать;

-  умение меняться, воспринимать новое.

Имидж педагога имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.

Имидж и карьера

Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:

- имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

-   мы верим тому, что видим;

-   мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

-  мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

-  хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.

Как показывает опыт нашей работы и опыт коллег, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - вы успешны и привлекательны, все просто счастливы, иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости».  

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

-    высокая самооценка, уверенность в себе;

-    вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

- социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как нам представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы:

-  принцип гармонии визуального образа,

- принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия,

- принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души),

-   принцип речевого воздействия.

Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...

Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»

самообразование педагога  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Соответствие профессиональному  стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...