Презентация к уроку "История открытий Австралии и Океании".
презентация к уроку по географии (7 класс)

Болдина Людмила Николаевна

Презентация предназначена для изучения темы "Открытия и исследования Австралии и близлежащих территорий в рамках школьной программы. Презентация сопровождается информационной картой и кратким конспектом урока по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История открытий Австралии и Океании Автор презентации: Болдина Людмила Николаевна, учитель географии МБОУ «Гимназия №1»

Слайд 2

…До открытия Австралии европейцами аборигены не знали земледелия и скотоводства. Их главными занятиями были охота, рыболовство и собирательство. Собирательство играло значительную роль, причем объектами его были не только дикорастущие съедобные растения, но и мелкие животные (ящерицы, крысы, лягушки, раки, муравьи и т. п.). Домашних животных у них не было, за исключением полудикой собаки динго… Современный коренной житель Австралии Коренные жители острова Тасмания, истребленные европейцами в 1868 году.

Слайд 3

Антропологи предполагают, что люди эти явились в Австралию из Юго-Восточной Азии, причем пришли они сюда посуху. В исходе палеолита между Австралией и Индокитаем располагались массивы суши, разделенные очень узкими проливами, и по этим межконтинентальным мостам древние мигранты могли странствовать, не преодолевая сколько-нибудь значительных водных преград. На то что прародина австралийцев действительно находилась в Азии, указывают находки в Индокитае и на острове Ява черепов, костей и орудий людей, относящихся к протоавстралоидному типу. В Индокитае эти протоавстралоидные находки датируются началом неолита, на Яве — концом палеолита.

Слайд 4

Океанию разделить по этнографическим признакам на три области: Меланезию, Микронезию и Полинезию предложил в XVIII в. французский географ Шарль де Бросс и окончательно введенное деление в науку его соотечественником, известным мореплавателем Жюлем Сезаром Дюмон-Дюрвилем .

Слайд 5

До прихода европейцев Население Океании отличалось разнообразием, Многочисленностью и своеобразной культурой

Слайд 6

На той стадии развития, на которой полинезийцы и микронезийцы находились во времена Магеллана и Кука, ни один народ на земном шаре не создавал столь совершенных средств морского транспорта. Их каноэ далеко превосходили и по своим мореходным качествам, и по емкости корабли античного Средиземноморья.

Слайд 7

Согласно современным данным, острова Полинезии были заселены восточноокеанцами , которые 1000-1500 лет назад через Фиджи проникли на острова Тонга и Самоа, а затем постепенно стали заселять остальные острова Полинезии. Население Новой Зеландии (Полинезия)- отличается от коренного населения Австралии. Маори считают самым кровожадным народом планеты….

Слайд 8

Дрейк совершил дерзкую прогулку вдоль всего Тихоокеанского побережья, пустил ко дну множество испанских кораблей и последовательно опустошил важнейшие гавани на чилийских, перуанских и мексиканских берегах. «Золотая Лань» пересекла Тихий океан, вышла к Филиппинам и Молуккам и, обогнув мыс Доброй Надежды, в сентябре 1580 г. возвратилась в Англию. Это было второе в истории мореплавания кругосветное путешествие. Галеон «Золотая лань»

Слайд 9

20 сентября 1519 года из испанского порта Сан - лукар –де - Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», « Консепсьон », «Сантьяго» и « Виктория». В литературе их чаще всего называют каравеллами, но «Виктория» была караккой — самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века . Каракка «Виктория» вернувшаяся из путешествия

Слайд 10

1606 — Виллем Янсзон . Первая документированная высадка европейцев на берегах Австралии произошла в 1606 году — им был голландец Виллем Янсзон

Слайд 11

1606 — Луис Ваэс де Торрес Он был первым европейцем, прошедшим через пролив , отделяющий пятый материк от Новой Гвинеи и справедливо названный впоследствии его именем. Торрес установил, что Новая Гвинея не часть Южного материка, а огромный остров, омываемый морем. Удивительнее всего, что об этом выдающемся открытии мир узнал лишь полтора с лишним столетия спустя. Отчеты Торреса и Прадо-и-Товара так надежно были упрятаны в тайные испанские архивы, что пролив между Австралией и Новой Гвинеей был «потерян» на Долгие времена .

Слайд 12

1619 — Фредерик де Хаутман В 1618—1619 годах Хаутман совершил путешествие к западному побережью Австралии. Им было описано 700 километров её береговой линии от места, где ныне расположен г. Перт

Слайд 13

Абель Тасман - голландский мореплаватель, исследователь и купец. Получил мировую известность за возглавляемые им морские походы в 1642—1644 годах. Он первым достиг берегов Новой Зеландии, Тонга и Фиджи. Собранные во время его экспедиций данные помогли доказать тот факт, что Австралия является отдельным континентом. Имя мореплавателя носит остров Тасмания и Тасманово море. Интересно, что, высадившись на западном побережье Тасмании в 1642, голландский капитан обошел стороной Новую Голландию, то есть фактически НЕ ЗАМЕТИЛ Австралию! Тасмания была нанесена на карту, что сделало возможным в дальнейшем строительство здесь крупного английского поселения - города Хобарт .

Слайд 14

Коренные жители острова Тасмании были истреблены европейцами в XIX веке.

Слайд 15

1699 — Уильям Дампир Британское Адмиралтейство решило организовать экспедицию для исследования берегов Новой Голландии (Австралии) и во главе её поставило Уильяма Дампира , принятого на службу в военный флот.

Слайд 16

Джеймс Кук и корабль « Индевор » Во время первого кругосветного плавания на корабле " Индевор " им было доказано, что Новая Зеландия состоит из двух островов , еще он исследовал и нанес на карту восточное побережье Австралии. 21 августа 1770 Кук обнаружил большой залив, берега которого рекомендовал как лучшее место для большого порта; сейчас на этом месте стоит город Сидней. Во время второго кругосветного плавания на кораблях " Резольюшн " и " Адвенчер " он первым в истории пересек Южный полярный круг (17 января 1773) и 17 февраля 1773 первым из европейцев наблюдал южное полярное сияние .

Слайд 17

Джордж Басс был талантливым хирургом и штурманом на корабле " Reliance ", который играл важную роль в описании берегов Австралии . Между 1795 и 1789 годами он изучал австралийскую флору и фауну, открыл в бухте Сиднея залежи угля и подтвердил пролив между Новым Южным Уэльсом и Тасманией, позже названный в его честь.

Слайд 18

Крупным путешествием стало путешествие на военном корабле под названием «Витязь» в Новую Гвинею, где Н.Н. Миклухо - Маклай два года изучал быт папуасов. Он был принят в ряды Русского географического общества,

Слайд 19

За четырнадцать месяцев и семнадцать дней Лейхгардт и его спутники прошли около 4,5 тыс. км и пересекли весь северо-восток Австралии. Бёрк Роберт о'Хара - английский исследователь Австралии . В 1858-1860 годах впервые пересек континент с севера на юг, проделав путь от Мельбурна до залива Карпентария . Джон Форрест первым пересек западную часть материка с запада на восток.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по ФГОС

Тема урока: «История открытий Австралии и Океании.»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: урок-путешествие по интернету

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению истории открытий материка Австралия и прилегающих территорий; закрепление полученных ранее знаний по данной теме;

Задачи предметные – содействовать работе учащихся с приложениями в гаджетах по поиску информации в интернете, помощи друг другу на уроке по определению понятий и объектов; помогать находить по карте положение и взаиморасположение географических объектов; учить выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, компьютерные базы данных), необходимые для изучения темы. Учить работать индивидуально и в группах, помогая друг другу в поиске информации и пользовании гаджетами.

Планируемые результаты: личностные УУД – развивать умение вступать в диалог, умение слушать товарищей, корректно и тактично делать дополнения к ответам товарищей;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – учить отбирать нужный материал по теме, последовательно излагать свои мысли;

познавательных – осмысление услышанной информации, извлечение необходимой информации из текстов;

коммуникативных – учить точно выражать свои мысли, излагая последовательно; планировать работу с текстом; оценивать работу одноклассников.

Оборудование урока: гаджеты с установленным приложением для чтения QR – кода, презентация с мультимедиа системой, информационные карты, контурные карты, записи на доске .

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный этап.

4 мин

Демонстрация звучания диджериду (национальный музыкальный инструмент аборигенов Австралии)

Учащиеся слушают звуки диджериду.

Выполняют задание в информационной карте.

Аудиотрансляция (групповая форма работы)

Заполнение таблицы в информационной карте – индивидуальная форма работы

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин

1 слайд презентации – рассказ о жизни коренных жителей Австралии.

Вопрос – откуда у людей планеты появилась информация о жизни в австралии?

О чем сегодня пойдет речь? Можем мы совершить виртуальное путешествие в Австралию?

Фронтальная беседа

Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы

Актуализация знаний.

3 мин

Инструктаж, откуда  придется добывать информацию на уроке? необходимо приготовить гаджеты, они помогут в виртуальном путешествии. Приложение для считывания QR –кодов.

Учащиеся слушают инструктаж по использованию разного оборудования для добывания знаний

Учитель проводит инструктаж – фронтальная форма работа

Первичное усвоение новых знаний.

5 мин

13 мин

3-9 кадр

1.Рассказ учителя о заселении островов океании.

10-19

2.Задания для путешествий по интернету с целью получения новых знаний.

Заполнение информационной карты

Работа с гаджетами и приложением по нахождению информации по QR – коду.

Заполнение таблицы.

Работа с информационными картами (индивидуальная форма работы), с гаджетами (индивидуальная форма работы),

Первичная проверка понимания

8 мин

Учитель ставит задачу – отметить на контурной карте архипелаги и области Океании

Нанесение на к/к – границ областей Океании и крупнейших архипелагов

Работа с контурными картами и картами атласа (индивидуальная форма работы)

Первичное закрепление.

5 мин

Учитель слушает ответы учащихся, по таблице

Учащиеся комментируют записи в таблице (кратко говорят об экспедициях, расширяют ответы своих товарищей)

Сочетание групповой и индивидуальной форм работы

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

Учитель проводит инструктаж по выполнению задания –составить из географических названий маршруты 4 экспедиций – задание для своих одноклассников, которые по последовательным названиям должны будут угадать путешественника.

Учащиеся слушают объяснение задания на дом

Объяснение учителя.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 мин

Учитель показывает портреты путешественников.

Учащиеся выбирают на доске названия, связанные с этим путешественником.

Групповая форма работы.

Комментарии к слайдам презентации.

Слайд №1

Прослушивание звуков диджериду и заполнение таблицы в информационной карте

Слайд №2

До открытия Австралии европейцами аборигены не знали земледелия и скотоводства. Их главными занятиями были охота, рыболовство и собирательство. Собирательство играло значительную роль, причем объектами его были не только дикорастущие съедобные растения, но и мелкие животные (ящерицы, крысы, лягушки, раки, муравьи и т. п.). Как европейцы узнали об этом?

Слайд №3

На то что прародина австралийцев действительно находилась в Азии, указывают находки в Индокитае и на острове Ява черепов, костей и орудий людей, относящихся к протоавстралоидному типу. В Индокитае эти протоавстралоидные находки датируются началом неолита, на Яве — концом палеолита.

По мнению В.Р. Кабо, процессу расселения благоприятствовало то обстоятельство, что пятнадцать — двадцать тысяч лет тому назад климат Австралии был куда более мягким и влажным, чем в наши дни. В 1962 г. австралийский археолог Малвени высказал предположение, что «мост» между Австралией и Новой Гвинеей затоплен был в эпоху Фландрской трансгрессии — пять с половиной — восемь тысяч лет назад.

Слайд №4

Океанию разделить по этнографическим признакам на три  области – работа с контурными картами.

Слайд №5

Мореходная техника полинезийцев и микронезийцев в те времена, когда первые европейские мореплаватели вступили в воды Океании, достигла необычайно высокого уровня. Работая каменными топорами и сверлами из раковин, не имея ни малейшего представления о металлических гвоздях, обитатели островов Полинезии и Микронезии строили суда, отлично приспособленные для дальних плаваний в открытом океане и для сложных маневров в опасных прибрежных водах с их коварными течениями, рифами и мелями.

Слайд №6

  • Геродот не без удивления писал о судах персидского царя Ксеркса, на которых помещалось около двухсот гребцов и воинов. Но на острове Раиатеа (острова Общества), на Таити, на островах Тонга строились каноэ, рассчитанные на двести пятьдесят — триста человек, а на островах Самоа сооружались суда-левиафаны, которые могли вместить пятьсот — шестьсот пассажиров. При этом и египтяне, и финикийцы, и греки плавали, придерживаясь берегов, со скоростью не более 70 миль в сутки. А древние полинезийские Колумбы, которых видный новозеландский этнограф Те Ранги Хироа образно назвал «мореплавателями солнечного восхода», бороздили необъятный океан, неделями не видя берега, совершая свои переходы со скоростью 140—150 миль в сутки.

Слайд №7

Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: местные жители напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, с удовольствием съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Абель Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Слайд №8

  • В 70-х годах XVI в. в Тихий океан впервые проникли англичане, которые к этому времени уже основательно подорвали морскую мощь Испании в Атлантике. 13 декабря 1577 г. из Плимута вышла к американским берегам флотилия английского пирата Френсиса Дрейка. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, Дрейк 20 августа 1578 г. вступил в Магелланов пролив. Он прошел его очень быстро, всего лишь за двадцать дней, но в Тихом океане флотилию встретил свирепый шторм. Из всей флотилии остался лишь один корабль «Золотая Лань». Буря занесла его далеко на юг, и Дрейк убедился, что за Огненной Землей простирается открытое море. Правда, еще в 1526 г. это море видел испанец Осес, но мир от этого ничего не выиграл, ибо, как мы уже говорили, донесения Осеса испанские власти похоронили в архивах. Поэтому не без основания на современных картах именем Дрейка назван широкий пролив, отделяющий архипелаг Огненной Земли от Антарктиды.   Совершив вынужденную вылазку на юг, Дрейк, как только утихла буря, взял курс к северу и вышел к чилийским берегам.

Слайд №9

Начало географическим открытиям европейцев в Океании было положено первым кругосветным путешествием Магеллана, который в 1521 г. посетил остров Гуам (Марианские острова).

Слайд №10

28 ноября 1605г. голландский мореплаватель Виллем Янсзон двинулся в сторону Австралии.
Его корабль пересек в южно-восточном направлении центральную часть Арафурского моря, прежде чем команда увидела землю. Как выяснилось позже, это было западное побережье полуострова Кейп-Йорк (Квинсленд).
26 февраля 1606г. экипаж сошел у берега реки Пеннефазер, что находится на современной карте немного севернее от города Уэйп. 
Так состоялась первая документально подтвержденная высадка европейцев на австралийском континенте. Первооткрыватели нанесли обнаруженную землю на карту.

Слайд №11

20 июля 1606 г. корабли Торреса достигли юго-восточной оконечности Новой Гвинеи. Он шел в водах Кораллового моря, усеянного мелями и рифами, обходя бесчисленные мелкие островки и преодолевая противные ветры и течения.

Сами того не подозревая, Торрес и Прадо-и-Товар совершили открытие огромной важности: открыли остров Принца Уэльского, лежащий у берега полуострова Кейп-Йорк — самой северной оконечности Австралии. Очень возможно, что наибольший остров, обнаруженный 3 октября, был вовсе не островом, а северо-восточным берегом полуострова Кейп-Йорк. Пройдя проливом Эндевор, между островом Принца Уэльского и полуостровом Кейп-Йорк, Торрес повернул на северо-запад и снова вышел к новогвинейским берегам.

Слайд №12

Исследования западного побережья

Слайд №13

Существуют две гипотезы заселения Тасмании. Одни исследователи полагают, что тасманийцы некогда населяли всю Австралию, а затем были вытеснены оттуда пришельцами с севера — предками  современных аборигенов Австралии. При этом изгнанники форсировали Бассов пролив, отделяющий  Австралию от Тасмании.

По мнению ряда других этнографов, тасманийцы на свой остров добирались, минуя Австралию, через острова Меланезии и, в частности, через Новую Каледонию.

Слайд №14

Тасманийцы плавали только на плотах из свернутых в трубку кусков эвкалиптовой коры, весел и гребков у них не было, а приводили они свои плоты в движение шестами. На таких суденышках плавать в открытом море немыслимо. Таким образом, «меланезийская гипотеза» происхождения тасманийцев оставляет неразъясненным вопрос о тех транспортных средствах, с помощью которых тасманийцы могли «переброситься» из Новой Каледонии на свой далекий остров.

Слайд №15

На корабле «Робак» он 14 января 1699 года вышел в море. 31 июля Уильям подошёл к западному берегу Новой Голландии. Он обследовал обширный залив, названный им заливом Шарк, и открыл группы островов — архипелаг Дампира. Он также открыл острова, названные им Сент-Маттиас. Затем Дампир обследовал открытую им землю Новую Британию и повернул обратно в Англию.

Слайд №16

Открыл множество отсровов. Показал, что все океаны соединяются на широтах южнее Африки и Америки в один Южный океан, по которому он первым совершил полный круг. На вопрос о наличии континента в районе Южного полюса Земли Кук ответил, что если этот материк и существует, он недоступен из-за ледяных полей и не может принести особой пользы.
Во время третьего плавание на кораблях "Резольюшн" и "Дискавери" Куку удалось пройти через Берингов пролив в Чукотское море!

Восточной части Австралии Кук дал название Новый Южный Уэльс.

Начиная с 1788 г., в течение более полустолетия английское правительство использовало Австралию как место ссылки уголовных и политических преступников.

Администрация каторжной колонии захватила обширные пространства плодородных земель, которые обрабатывались принудительным трудом ссыльных поселенцев.

Коренное население было оттеснено в пустыни центральной части Австралии, где оно вымирало или истреблялось.

Численность его, достигавшая ко времени появления англичан в конце XVIII в. 250—300 тыс., сократилась к концу следующего столетия до 70 тыс. человек. С особенной жестокостью действовали английские колонизаторы на острове Тасмания. Здесь они устраивали настоящие облавы на людей, которых убивали как диких зверей. В результате население острова было уничтожено до последнего человека.

Мало-помалу в Австралии образовались английские колонии, представлявшие по языку, экономике и культуре продолжение капиталистической метрополии.

На первых порах эти колонии ничем не были связаны между собою и лишь к началу XX в. образовали Австралийскую федерацию, получившую права английского доминиона.

Слайд №17

Вместе с лейтенантом Мэтью Флиндерсом Джордж Басс в 1798 году обошел вокруг Тасмании, установив, что она является островом, на маленькой, водоизмещением в двадцать пять тонн шхуне. Это было великим открытием. Жители Порт-Джексона (ныне Сидней) восторженно приветствовали вернувшихся путешественников. Шхуна "Норфолк" была поставлена на вечный якорь и стала музейным экспонатом. Из ее деревянного киля выточили несколько табакерок. Ценятся они на вес золота...

в ходе исследования острова Тасмании и юго-восточного побережья Австралии на шлюпе «Norfolk» британский исследователь Мэтью Флиндерс вместе с Джорджем Бассом открыл Бассов пролив. 

Слайд №18

заручившись поддержкой которого отправился в дальнюю экспедицию на остров Новая Гвинея. Коренное население острова европейские ученые причисляли к переходному типу между обезьяной и человеком. Прожив  среди  этих каннибалов Маклай сумел расположить их к себе, став известным на всем побережье. Источник: https://kratkoe.com/mikluho-maklay-kratkaya-biografiya/

Им был проведен ряд исследований, показавший  абсурдность точки зрения европейской науки на аборигенов.

 В 1873-77гг Николай Николаевич много путешествует по островам Океании

  Николай Николаевич предлагает идею создания Австралийской зоологической станции, и в сентябре 1878 года было начато строительство станции. Она получила название Морской биологической станции.

Слайд №19

Для освоения внутренней Австралии пересечение Джоном Стюартом с юга на север материка было особенно важным, так как вдоль его маршрута, который проходил мимо пастбищ и речных долин, в 18870-1872 гг строился трансконтинентальный телеграф от Порт – Огасты (гавани, лежащей в глубине южно-австралийского залива Спенсер)  на юге до  Дарвина на севере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по теме: "Австралия и Океания".

Итоговый тест по теме: "Австралия и Океания" можно использовать в качестве проверки знаний после изучения темы....

"Австралия и океания" Презентация

Данную презентацию можно использовать не только в 11 классе, но и в7 классе при изучении Австралии....

Открытие Австралии островов Океании ( конспект урока)

Открытие Австралии островов Океании ( конспект урока)....

Конспект урока" Открытие Австралии и островов Океании"

Конспект урока" Открытие Австралии и островов Океании"...

Конспект урока "Открытие Австралии и Океании"

Урок изучения нового материала. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке применены технологии: проблемного обучения, деятельностного типа, продуктивного чтения. Материал урока возмо...

Презентация к уроку географии : "Зарубежная Азия. Австралия и Океания".

Презентация подготовлена к уроку географии в 11 классе....